ПИРАМОВИЧ (Piramowicz) ГЖЕГОЖ (1735-1801)
— польский педагог, писатель, просветитель. Член ордена иезуитов (1754-73). В 1773-94 секретарь Эдукационной комиссии, один из составителей закона (1781) об организации просвещения в Речи Посполитой. В своей деятельности особое внимание уделял организации народных школ. Под редакцией П. вышли учебник по риторике, букварь для приходских школ, стихотворения для детей и юношества и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч33(4П)

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881)
— анатом, хирург, педагог, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Профессор Дерптского университета (с 1836), Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1841). Своё педагогическое кредо П. выразил в статье "Вопросы жизни" ("Морской сборник", 1856). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. выдвинул в качестве гл. цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех ступеней обучения. Задачи обучения П. считал подчинёнными воспитанию и нравственному развитию личности. В процессе воспитания гл. внимание П. уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие отечественной педагогической мысли и получили большой общественный резонанс.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
Ч33(2)47

ПИРУССКИЙ Владислав Станиславович (1857-1933)
— врач и педагог. Последователь П.Ф. Лесгафта. Работал окружным врачом в г. Каинск, затем в Томске. В 1895 осн. Томское общество содействия физическому развитию. Общество создало первые в Сибири детские летние и зимние физкультурные площадки, катки, купальни, оздоровительные детские колонии в сельской местности, организовало горячие завтраки в школах. В 1897 организовал "Сад трезвых развлечений" - своеобразный физкультурный городок для желающих заниматься гимнастикой и подвижными играми. В 1904-13 в Томске по инициативе П. был построен Дом физического развития (манеж), открыты первые в Сибири курсы гимнастики для детей и взрослых, издавались газета "Здоровье для всех" (1913) и журнал под тем же названием (1917). В 1916 основал постоянно действующую школу-колонию для детей погибших воинов на 50 мест. В 1920 возглавил Томский комитет физической культуры, способствовал созданию Сибирского института физической культуры в Томске (существовал ок. 3 лет; закрыт из-за недостатка средств). С 1925 занимался разработкой лечебной физкультуры и мототерапии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394-395)
Ч33(2)52

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1846-1868)
— публицист, литературный критик, философ-материалист. Провозвестник нигилизма. В 1862-66 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В центре антропологической концепции П. - борьба за освобождение человека от всех видов духовного подавления: государственного деспотизма, религиозных верований, моральных кодексов и пр. Ближайшей задачей П. считал подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой общественной мысли в широкие народные массы. В статье "Народные книжки" (1861) П. сравнивал цели деятельности поэта и учителя: тот и другой призваны ликвидировать вековой разрыв между образованными классами и народом. Центральное место в программе П. занимает пропаганда естественно-научных знаний и материалистических идей, а также педагогическая деятельность, ведущая к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей ("Схоластика XIX века", 1861). Формирование людей нового типа П. связывал с перестройкой всей системы среднего и высшего образования в направлении разностороннего развития человека, подготовки его к дальнейшему самообразованию и практической деятельности. Уже в современном ему мире видел людей, способных воспитать в себе волю и способность к нетрадиционному мышлению ("Базаров", 1862). В программных педагогических статьях "Наша университетская наука" (1863) и "Школа и жизнь" (1865) выступал последовательным сторонником реального образования. Основой гимназического курса предлагал сделать изучение математики и естественных наук, сохранив преподавание Закона Божьего, русской грамматики и иностранных языков. Предлагал исключить из гимназического курса историю, географию, химию и естественную историю, полагая, что эти дисциплины нужно осваивать самостоятельно, имея надёжный образовательный фундамент и владея методологическим аппаратом. Важной стороной этой программы было чёткое разделение между общим образованием и специальностями, преподавание которых было подчинено в ней основному направлению общего образования.

Резкой критике П. подверг современное ему университетское образование. Университет, по мнению П., не даёт ни основательной научной подготовки, ни практической специальности. Много внимания П. уделял женскому образованию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 395)

— революционный демократ 60-х годов 19 века создал вместе с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Н.В. Шелгуновым концепцию нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи революционного преобразования общества путем уничтожения угнетения и эксплуатации людей.
(Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания революционеров-демократов 60-х годов 19 века. Монография. - Пятигорск, 2004. С. 3, 9-34)

См. также Добролюбов, Чернышевский

Ч313.52
Ч33(2)51-042.2

ПИСКУНОВ Алексей Иванович (р. 1921)
- д-р педагогических наук (1965), профессор (1967), действительный член РАО (1974; Отделение философии образования и теоретической педагогики), в 1971-76 член Президиума и академик-секретарь Отделения теории и истории педагогики АПН СССР; профессор МПГУ (с 1969; в 1980-92 зав. кафедрой педагогики).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПИСТРАК Моисей Михайлович (1888-1937)
— педагог, деятель образования, д-р педагогических наук. С 1906 преподавал в частных школах Варшавы. В 1918-31 работал в Наркомпросе РСФСР и руководил опытно-показательной школой-коммуной им. П.Н. Лепешинского. В 1931-36 профессор, затем ректор Северо-Кавказского педагогического института, в 1936-37 директор Центрального НИИ педагогики при ВКИПе.

В школе-коммуне создал оригинальную систему обучения и воспитания, ориентированную на развитие личности учащихся. Один из авторов и редакторов книги "Школа-коммуна Наркомпроса" (1924; переиздана в 1990).

Участвовал в разработке концепции содержания общего среднего образования, в составлении программ ГУСа для школ II ступени (1925-27). П. - крупный теоретик и практик политехнического образования, организатор единой трудовой школы. В понятие "политехнизм" включал не только профессиональные знания, но и качества личности, соответствующие потребностям индустриального производства. Выделял 3 этапа трудового обучения: от 6 до 12 лет (развитие элементарных трудовых навыков), от 12 до 15 лет (первоначальная трудовая подготовка), от 15 до 18 лет (подготовка к выбору профессии). В 30-е гг. разработал курс лекций и на его основе подготовил первый марксистский учебник педагогики (1934). Репрессирован, реабилитирован посмертно (1956).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 395)
Ч33(2)7-8

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
— вид самостоятельных работ, выполняемых по заданию и под руководством учителя. Наиболее простым видом П.р. является списывание, которое позволяет овладеть навыком письма. Большую группу П.р. составляют тренировочные работы, например упражнения на применение грамматических форм, на выполнение арифметических вычислений. Значительное место отводится П.р., применяемым в целях фиксации учащимися наблюдений, впечатлений, полученных, например, во время экскурсий, в ходе лабораторных занятий и т.д. Воспитанию культуры умственного труда способствуют конспектирование, аннотирование. Большую роль в развитии мышления учащихся играют творческие П.р.

Эффективность П.р. зависит от того, насколько ясно ученик осознаёт цель задания, от посильности работы по объёму и способам выполнения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)
Ч421.254.1

ПИСЬМО
— знаковая система речи с помощью графических элементов. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка - составная часть общей культуры человека. Развитие умений и навыков П. происходит в результате обучения. Формирование навыка письма проходит ряд этапов: аналитический, синтетический, автоматизации. Начальный этап обучения чрезвычайно сложен ввиду несформированности механизмов центральной регуляции движений, мышц кисти, трудности длительного выполнения статических усилий, а также недостаточной сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций.

Трудности обучения П. могут быть связаны с несформированностью речи, моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, а также нарушений в развитии других познавательных функций. При своевременной и правильной коррекции трудности П. не переходят в дисграфию. Полная несформированность П. при глубоких поражениях мозга называется аграфией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)

См. также Аграфия, Дисграфия

Ч426.131(2)03
Ч437.93

ПИТЕРС (Peters) РИЧАРД СТЭНЛИ (р. 1919)
— английский педагог, представитель аналитического направления в педагогике. Профессор философии образования в Институте педагогики Лондонского университета. Особенность концепции обучения П. - акцент на формирующей функции знания, внимание к ценностной структуре образования. Разрабатывая теорию воспитания, П. отказывался от признания религиозной морали в качестве основы нравственного воспитания; протестовал против авторитарного воспитания, с одной стороны, и против открыто индивидуалистических тенденций - с другой.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 395)
Ч33(4Вл)

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Николай Николаевич (1892-1962)
— зоолог, д-р биологических наук, профессор, популяризатор занимательной науки. Преподаватель ряда учебных заведений, сотрудник Зоологического музея МГУ (1919-21 и с 1941), научный редактор журнала "Юный натуралист" (1939-41 и 1956-61). Автор учебников, методических пособий, определителей по биологии и энтомологии, а также научно-популярных книг: "Жизнь пруда" (2 изд., 1952), "Гомункулус (Очерки из истории биологии)" (2 изд., 1971), "Юным любителям природы". О временах года и фенологии" (3 изд., 1955), "Занимательная энтомология" (2 изд., 1990).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 395)
Ч426.45г(2)

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ
— комплекс социальных, медицинских и воспитательных мер, помогающих семье родить здоровое потомство. П.с. означает помощь семьям избежать нежелательных беременностей, регулировать интервалы между беременностями и контролировать число детей. В современных условиях, когда участились случаи беременности подростковой, а также абортов у несовершеннолетних, знание проблем П.с. становится особенно актуальным и для подростков. П.с. помогает людям сознательно подходить к деторождению и избежать нежелательных последствий как для здоровья юных женщин, так и для общества в целом. Несовершеннолетние и незамужние девочки чаще всего оказываются неспособными воспитывать своих детей и перекладывают свои обязанности на государство.

Осн. направления П.с.: половое воспитание, половое просвещение, охрана здоровья матерей и детей, предупреждение беременности и абортов среди несовершеннолетних, обеспечение населения контрацептивными средствами и др. Вопросы П.с. помогают решать женские консультации, медицинские центры и другие организации. Важнейшую роль играет воспитательная работа с девушками и юношами в образовательных учреждениях, подготовка молодёжи к семейной жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)

ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ негосударственного образовательного учреждения
— По Закону РФ об образовании (1992) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов (см.Стандарты образовательные). П.о.д. не рассматривается как предпринимательская, если доход от неё полностью идёт на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса данного учреждения (в т.ч. на заработную плату). Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и учащегося регулируются договором, определяющим уровень получаемого образования, сроки обучения, размер платы за обучение и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)

См. также Стандарты образовательные

ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ государственных и муниципальных образовательных учреждений
— По Закону РФ об образова- нии (1992) образовательные учреждения вправе оказывать платные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (см.Стандарты образовательные). В число платных услуг входят: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, дополнительные уроки с учащимися, занимающимися углублённым изучением предметов, и др. Доход от такой деятельности за вычетом доли учредителей (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в т.ч. и на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской. Платные образовательные услуги не могут финансироваться за счёт бюджетных средств.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)

См. также Стандарты образовательные

ПЛАТОН (427-347 до н.э.)
— древнегреческий философ. Ученик Сократа. Ок. 387 в пригороде Афин основал философскую школу - Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, космологию, антропологию и этику, изучались математические дисциплины и риторика. Школа П. представляла собой открытое объединение учеников и единомышленников вокруг схоларка. Осн. задачей своей философской и педагогической деятельности П. считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Правильно устроенное государство состоит из 3 сословий: ремесленников, стражей и правителей. Это деление исходит из учения о 3-частном строении души, обладающей вожделеющим, пылким и разумным началом. В идеальном государстве П. осуществляется его осн. педагогический принцип: разные человеческие натуры должны получать разное воспитание.

Основу педагогических воззрений П. составляет его вера в бессмертие души и переселение душ. С этим связано то исключительное значение, которое П. придаёт воспитанию и образованию: только тот, кто должным образом воспитан и научен отличать добро от зла, может в последующем рождении выбрать правильный образ жизни. Для П. воспитание и образование определяют не только правильную социальную организацию людей, но и дают человеку подлинную духовную свободу и возможность правильно ориентироваться в мире непреходящих духовных ценностей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 395)

ПЛАТОНОВ Сергей Фёдорович (1860-1933)
— историк, педагог, академик Рос. АН с 1920 (член-корреспондент Петербургской АН с 1908), академик АН СССР. Профессор (с 1899) Петербургского университета. Преподавал историю и русский язык в учебных заведениях. Во 2-й половине 90-х гг. 19 в. преподавал историю детям и племянникам Александра III. В 1899 вышли его "Лекции по русской истории" (10 изд., 1917; 1993). В 1903 П. был приглашён великим кн. Константином Константиновичем для преобразования Педагогических курсов Ведомства учреждений имп. Марии в женский педагогический институт, директором которого был до 1916. Придерживаясь монархических взглядов, препятствовал революционной деятельности студентов, создавал студенческие объединения консервативной ориентации. В 1909-10 издал "Учебник русской истории для средней школы" (ч. 1-2, 10 изд., 1924; 1992), который "представлял собою попытку дать в доступном для учеников виде научно и объективно изложенный курс с исключением из него всякого рода легенд и рептильно-патриотической лирики". После 1917 продолжал преподавательскую деятельность. В 1918-23 зав. Петроградским отделением Главархива; директор Пушкинского Дома (1925-29) и Библиотеки АН (1925-28). В 1929 арестован по "академическому делу", был выслан на 5 лет в Самару.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 395-396)
Ч33(2)52

ПЛИЕКШАНС ЯНИС
см. Райнис Я.Н.

ПЛУТАРХ (ок. 46-ок. 127)
— древнегреческий писатель, философ-моралист, историк. Основал философско-нравственную школу и посвятил себя педагогической и просветительской деятельности. Как философ П. следовал учению Платона.

Автор морально-философских и историко-биографических сочинений. Наследие П., по сведениям древних, включало св. 200 сочинений. Литературная деятельность П. носила, прежде всего, просветительский и воспитательный характер. Его произведения обращены к широкому кругу читателей и имеют ярко выраженную морально-этическую направленность, связанную с традициями жанра поучения - диатрибы. Центральное место занимают произведения моралистического содержания, благодаря которым весь раздел получил название "Нравственные сочинения", или "Мoralia". П. подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы. Другие произведения П. написаны в жанре историко-художественных биографий. В "Сравнительных жизнеописаниях" разработан новый тип биографии - моралистико-психологические этюды. П. создал галерею образов знаменитых государственных деятелей, ораторов, полководцев (Ликург, Перикл, Цезарь, Цицерон, Демосфен и др.). П. - автор сочинений по практической морали ("О зависти и ненависти", "Как отличить льстеца от друга", "О любви к детям" и др.), о влиянии литературы на человека ("Как юношам знакомиться с поэзией"). Разработанный П. идеал гуманности и гражданственности получил дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и Просвещения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)

ПЛЭТУН-ПЛАН (от англ. platoon - взвод, отряд)
— форма организации учебных занятий, при которой учащиеся не имеют постоянных помещений, а объединены в "бродячие классы". П.-п. разработан У. Виртом, руководителем школ в г. Гэри (США), в 1918 с целью более рационального распределения времени между занятиями, трудом и играми. Расписание занятий и распределение учащихся по школьным помещениям строилось так, что в первую половину дня с учащимися первого потока (отряда) проводились занятия по учебным предметам в классах, а учащиеся второго потока в это время работали в учебных лабораториях, библиотеке, мастерских, занимались в спортзале и т.д. Затем учащиеся менялись видами занятий и учебными помещениями. Применение П.-п. давало возможность максимально использовать школьные помещения и увеличивать контингент учащихся.

Недостаток П.-п. - резкое сокращение времени, отводимого на изучение учебного предмета, подмена классных занятий внеклассными. В настоящее время не применяется.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)
Ч33(7США)

ПЛЮРАЛИЗМ (социально-психологический аспект) (от лат. pluralis - множественность)
— проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых людьми относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, её потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнению других. Наиболее часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. П. - важная характеристика конструктивности общения эффективного межличностного взаимодействия.

Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Наиболее чётко П. проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она несводима к к.-л. общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д. Чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нём групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. П. несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200)

ПНИН Иван Петрович (1773-1805)
— просветитель, поэт, публицист. В 1789-97 на военной службе. Выйдя в отставку, совместно с А.Ф. Бестужевым издавал "Санкт-Петербургский журнал" (1798). Издатели уделяли значительное внимание педагогической проблематике. В своём осн. сочинении "Опыт о просвещении относительно к России" (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещённого общества личную свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объём и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел также изучение некоторых специальных дисциплин (например, юридических наук, гражданского делопроизводства).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)
Ч33(2)46

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907)
— государственный деятель, публицист, педагог. Почетный член Российской и Французской академий наук. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер-прокурор Синода (1881). Преподавал законоведение членам царской семьи, в т.ч. будущим императорам Александру III и Николаю II. Вопросы педагогики были существенной частью политической программы П. Выступал против либеральных установлений, но в то же время опасался законодательных переустройств и больше надеялся на внутреннее перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей такой формой считал церковно-приходские школы. В результате проводимой П. политики их число выросло за 1881-1903 в 11 раз. В 1884 эти учебные заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству; фактически они противопоставлялись светской - земской начальной школе. П. считал, что обучение должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой которого является религия. Большую роль отводил семейному воспитанию. Главное для школы, отмечал П., - не методики, программы, научные разработки, а "живая личность учителя", для которого основным является не специальное образование, а практический опыт. П. указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоёв от привычной среды и не должна служить ступенью к среднему и высшему образованию. В своих выводах П. опирался на взгляды учёных, педагогов, церковных деятелей консервативной ориентации - французских социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, английского священника С. Барнетта. Значительное влияние на П. оказала деятельность Н.И. Ильминского и С.А. Рачинского. Педагогические взгляды П. заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях. Идеи П. были с одобрением встречены мн. церковными и общественными деятелями, но в целом его преобразования в системе духовных учебных заведений вызвали в обществе недовольство.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)
Ч33(2)46

ПОВЕДЕНИЕ
— совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Подобно тому как ребёнок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практическое назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, которые первоначально выступают для ребёнка внешними регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребёнка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней.

П. человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причём знания человеком определённых норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутренние установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутренних регуляторов деятельности путём практического осуществления определённого П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 200-201)

ПОВТОРЕНИЕ
— возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения.

Ряд требований к П., осн. на анализе природы памяти, сформулировал К.Д. Ушинский: активность учащихся; П. как предупреждение поверхностности усвоения; П. в новых комбинациях; систематизация материала.

Дидактические требования к П. опираются на закономерности процесса обучения и данные педагогической психологии. П. эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений; если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Для того чтобы П. не было механическим воспроизведением ранее пройденного, содержание и методы обучения должны включать элементы новизны. Иначе П. не эффективно и ведёт к потере интереса к учению. Возвращение к пройденному всегда должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201)

ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
— в России тип сельской земской школы для лиц, окончивших начальную школу и желающих расширить свои знания. Первые П.ш. создавались с 1867 по инициативе Н.А. Корфа в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 70-80-х гг. получили распространение во мн. губерниях. Занятия вели учителя земских школ в воскресные дни и в вечернее время. Кроме повторения программы начальной школы учащимся иногда сообщались и новые сведения по грамматике, арифметике, истории и другим предметам. В 90-х гг. 19 в. П.ш. стали открываться не столько с целью повторения, сколько для расширения круга знаний учащихся. В начале 20 в. насчитывалось ок. 445 П.ш.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201)
Ч33(2)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
— вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью.

В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к середине 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административных и хозяйственных руководителей. Учебные заведения П.к. вскоре стали действовать во мн. отраслях хозяйства; в их числе были 11 промышленных академий, Высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах. В системе П.к. создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Срок обучения с отрывом от работы составлял, как правило, 1-2 мес, без отрыва от работы - 3-4 мес. В конце 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 Институтов повышения квалификации и институтов усовершенствования, 188 их филиалов, св. 560 факультетов при вузах, св. 600 различных курсов.

Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образовательных потребностей. Современная система П.к. представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений) различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, научно-исследовательских учреждений и информационных служб, реализующих дополни- тельные профессиональные программы.

В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием; непрерывность П.к. на протяжении всего периода педагогической деятельности; согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы П.к.; опережающий характер П.к. с учётом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта. Эта работа осуществляется на курсах П.к. при Академиях повышения квалификации и переподготовки работников образования, в Институтах усовершенствования учителей, на факультетах повышения квалификации при вузах. Этими же учреждениями проводятся различные тематические, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201)

См. также Переподготовка кадров

Ч484(2)78

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ
— форма организации дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов вузов. В Рос. Федерации создаются с 1948 при вузах для оказания помощи учащимся старших классов средних школ, выпускникам средних профессиональных учебных заведений в углублении знаний, необходимых для поступления в вуз. Филиалы курсов могут создаваться на предприятиях. Организуются дневные, вечерние и заочные П.к. сроком обучения от 1 до 9 мес. Курсы, как правило, являются платными. Выпускные экзамены на различного рода платных курсах (в школах) при вузах недопустимо засчитывать в качестве вступительных экзаменов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201)
Ч421.751

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ
— структурное подразделение высшего учебного заведения, предназначенное для повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, а также лиц, демобилизованных из рядов Вооружённых сил РФ, и создания им необходимых условий для поступления в вузы.

Создаются с 1948 при вузах как одна из организаций дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов. Поступающие проходят индивидуальные собеседования или тестирование. Слушателям дневных П.о. выплачивается стипендия в размере, установленном для студентов 1-го курса данного вуза. Занятия проходят по предметам, выносимым на вступительные экзамены. Примерные учебные планы разработаны для нескольких десятков групп специальностей и включают чтение лекций, практические и семинарские занятия, лабораторные и контрольные работы, коллоквиумы и зачёты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201)
Ч421.751

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ научно-педагогических работников
— система послевузовского педагогического образования. Подготовка учёных-педагогов и преподавателей высшего звена осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путём прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание учёной степени кандидата или доктора наук; либо путём перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание учёной степени доктора наук. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться за государственный счёт, а также по договорам, заключённым физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями, за счёт средств физических и (или) юридических лиц.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 201-202)
Ч489.514(2)78

ПОДДЬЯКОВ Николай Николаевич (р. 1929)
— д-р психологических наук (1975), профессор (1981), действительный член РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца Московского комитета образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОДРАЖАНИЕ
— следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребёнка П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребёнок раннего и дошкольного возраста посредством П. усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

За явлениями П. на разных возрастных этапах скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый "содержательный" контакт. П. в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры. П. в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой значимой для него личностью либо с обобщённым стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых П. выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 202)

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ органов внутренних дел
— специальные отделы, осуществляющие работу с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, в т.ч. совершившими правонарушения. Ведут историю с 1935, когда Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" обязало Гл. управление рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР усилить борьбу с уличным хулиганством детей и подростков. Детские приёмники-распределители, принимавшие беспризорных и безнадзорных детей, были отнесены к ведению НКВД. В соответствии с инструкцией № 116 от 28.7.1935 "О порядке задержания и дальнейшего направления безнадзорных и беспризорных детей" учреждались специальные комнаты для приёма детей. Для работы в этих отделах отбирались педагогически подготовленные и любящие детей работники милиции.

Подразделения по делам несовершеннолетних действуют во всех районных и городских органах (управлениях) внутренних дел, подразделениях транспортной милиции, органах внутренних дел на закрытых административно-территориальных образованиях. Осн. права и обязанности этих подразделений регламентированы Федеральным законом 1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": осуществление профилактических мер среди наиболее криминогенных категорий несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетних; обвиняемых в совершении преступлений и не заключённых под стражу в период предварительного следствия; осуждённых к лишению свободы условно; освободившихся из воспитательных колоний и др. По данным МВД, в 1995-99 в подразделения по делам несовершеннолетних за совершение правонарушений доставлено ок. 3,7 млн. подростков, сотрудниками подразделений раскрыто св. 160 тыс. преступлений, совершённых несовершеннолетними.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 202)
Х

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
— период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы П.в. достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. П.в. - особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития П.в. - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому П.в. также называют "трудным", "критическим".
В биологическом отношении именно в П.в. происходят кардинальные изменения в организме ребёнка, развёртывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. За счёт акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки (см.Пубертатный скачок роста). Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идёт в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности (этот процесс завершается после П.в.). Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы (дисморфобия - хроническая неудовлетворённость своим внешним обликом). Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащённое сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам).
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противоположному полу.
Длительное время при описании П.в. подчёркивались его негативные аспекты и кризисные состояния. Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трёх точек созревания - полового, общеорганического и социального как осн. особенностей и противоречий П.в. Он поставил проблему выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснения ситуации социального развития. Центральным новообразованием является возникновение у подростка чувства взрослости. Это новое самосознание является стержневой особенностью личности и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к окружающему миру. Специфическая и социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих сообществу взрослых. Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые проявляется в стремлении внешне походить на взрослых, приобрести их права и привилегии, приобщиться к сторонам взрослой жизни. Для нравственного становления в П.в. характерно формирование новых убеждений и идеалов. Вместе с тем у подростков складывается своя особая субкультура, нормы и ценности которой могут расходиться с общепринятыми (особенно это касается моды, музыки и других увлечений).
Процесс становления личности подростка сложен и противоречив. Одним из важнейших моментов в П.в. является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Объектом познания подростком окружающей действительности становится человек и его внутренний мир. Многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка организованной умственной деятельности. Характер усвоения знаний формирует у подростков способность самостоятельно мыслить, делать глубокие выводы и обобщения. Развиваются способность к абстрактному мышлению и логическая память, более организованным становится внимание.
Становление "Я" ("Я-концепция") подростка тесно связано с расширением и испытанием на прочность социальных отношений подростка. Подросток больше вовлекается в общественные отношения, расширяется круг его общения со сверстниками и другими людьми. Семейные отношения по-прежнему важны для подростка, но его жизнь уже меньше ограничивается семейными рамками. Однако при всех формах новой независимости подросток нуждается в любви и поддержке своих родителей и других взрослых. Подростку необходимо ненавязчивое руководство, когда взрослые предоставляют ему свободу в сочетании с разумной требовательностью и дисциплинированностью. Важное значение имеет тактичное половое воспитание. Особенно внимательного отношения со стороны взрослых требует первая влюблённость. Добрачные половые связи могут нанести неисправимый вред физическому и психическому развитию подростка. Последние десятилетия во мн. странах мира наблюдается рост проституции детской, увеличение случаев беременности подростковой и абортов среди несовершеннолетних. Предоставленные сами себе, подростки часто экспериментируют с алкогольными напитками (см.Алкоголизм), наркотиками (см. Наркомания) и т.п., попадают под влияние асоциальных и антисоциальных неформальных объединений и даже криминальных группировок, вовлекаются в противоправную деятельность (см. Преступность несовершеннолетних). Поэтому необходимо участие взрослых в жизни подростка, знание круга его друзей и их интересов.
Для преодоления трудностей в учёбе важнее всего помочь учащемуся ликвидировать пробелы в знаниях и выявить его склонности и способности к определённым учебным предметам. Во многом отвлечь подростка от бесполезного времяпрепровождения может формирование познавательных, спортивных и трудовых интересов подростка. Воспитательная работа с подростками должна строиться на педагогическом взаимодействии, взаимопонимании, заинтересованности взрослых в детской жизни. Подростки не терпят авторитарного воспитания, морализаторства и навязчивого нравоучения. Только завоевав уважение и доверие подростка, можно действительно помочь ему в трудных ситуациях, научить его справляться со своими проблемами, укрепить веру в себя. Для подростка чрезвычайно важно приобрести адекватное мировоззрение и миропонимание, уважение к общечеловеческой культуре и к окружающим его людям. Задача воспитания - дать подросткам опыт нонкомформизма, сопротивления негативным влияниям, умения отстаивать свои интересы, защищать слабых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 202-203)

См. также Алкоголизм, Наркомания, Период полового созревания, Пубертатный скачок роста,"Я-концепция"

Ч421.331.2

ПОДУФАЛОВ Николай Дмитриевич (р. 1949)
— д-р физико-математических наук (1984), профессор (1987), один из членов-учредителей и д.ч. РАО (1992; Отделение высшего образования), начальник Департамента культуры, образования и науки аппарата Правительства РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОЖЕРТВОВАНИЯ
— дарение вещи или права в общеполезных целях. П. могут быть направлены отдельным гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим культурным, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 203)

ПОЗНАНИЕ
— творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного П. (познаваемости мира) является центральной темой гносеологии, или эпистемологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях её достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (Средние века), "знания и незнания" (Новое время). Для классической философии процесс П. - это созерцание. П. при этом интерпретируется в двух осн. ракурсах:
1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса);
2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную мысль. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент практики, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. Аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, рассматривающих П. как научный анализ знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логический и семиотический инварианты, но не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его осн. формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Особым видом П. выступает П. самого себя, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 203)

ПОКАЯНИЕ
— признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие "П." означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретает сугубо религиозно-нравственный смысл. Призывом к П. начинается проповедническая деятельность Христа. П. предполагает не просто обретение человеком новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей; т.о., П. становится основой нравственного и религиозного возрождения человека. П. подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога, надежду на прощение. В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, П. содержит в себе важный момент их практического преодоления. П. и вера составляют две стороны нераздельного акта обращения человека ко Христу. Если в состоянии грехопадения человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлён на служение только Богу - в этом суть религиозного смысла П. - одного из семи христианских таинств. П. находит естественное выражение в исповеди. Результатом П. становится свободное преодоление греха и обращение к добродетели - в этом состоит нравственное самоопределение человека.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 203-204)

ПОКРОВСКИЙ Александр Андреевич (1898-1988)
— физик-методист. Преподавал физику в московской Опытно-показательной школе Наркомпроса, педагогических вузах и Институте усовершенствования учителей (Москва). Разрабатывал систему учебного физического эксперимента в средней школе, содержание и методику лабораторных занятий, а также оборудование физического кабинета, которое принято для массового производства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)
Ч426.51г(2)

ПОКРОВСКИЙ Егор (Георгий) Арсеньевич [1834 (1835 или 1838)-1895]
— педиатр и педагог, теоретик физического воспитания. Основатель и редактор (1890-95) журнала "Вестник воспитания". П. доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первоначальное развитие ребёнка, подчёркивал важность установления постоянных и тесных связей между педагогами и врачами в деле воспитания детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396)
Ч313.54г

ПОЛЕМИКА (диспут)
— метод обучения, при котором контроль почти полностью осуществляется его участниками. Используется при проведении заключительных занятий по определенным темам учебной программы. Преимуществом метода является возможность свободного обмена мнениями между участниками обсуждения. Способствует пробуждению активного мышления обучающихся, прививает им навыки анализа и поиска правильного решения, умения аргументировать суждения, правильно строить умозаключения.
(Романюк М.Ю. Основные вопросы самостоятельной познавательной деятельности учащихся школы. / Перспектива, N 1. - Оренбург, 2002. С. 130-131.)

См. также Дискуссия

Ч313.3821.2

ПОЛИВАНОВ Лев Иванович (1838-1899)
— педагог, литературовед, общественный деятель. Один из организаторов и директор частной мужской (т.н. Поливановской) гимназии (1868, Москва). Член Московского комитета грамотности, Общества распространения технических знаний, Общества любителей рос. словесности, Психологического общества при Московском университете и др. Сторонник классического образования. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языку, книг для классного чтения и др. Труды по литературе, методике преподавания русского языка и литературы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 396-397)
Ч33(2)47

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и лежащими в основе законами развития природы и общества; формирование трудовых умений и навыков учащихся. Выступает как фундамент последующей профессиональной подготовки.

Идея П.о. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и широко использовалась в марксистской педагогике. В 20-е гг. задачи П.о. в советской школе были сформулированы в трудах П.П. Блонского, С.Е. Гайсиновича, А.Г. Калашникова, Н.К. Крупской, М.М. Пистрака и др. Предметом П.о. являлось формирование общих трудовых качеств личности, а научно-теоретическую основу составляло допрофессиональное изучение накопленного человечеством знания в области техники и технологии.

Однако в практике в первые годы строительства советской школы встретились значительные трудности: отсутствие материальной базы и подготовленных учителей. П.о. подменялось комплексной системой обучения, методом проектов, "профуклоном" и т.д., изучение основ наук объявлялось устаревшим. Такая абсолютизация идей политехнизма оказала отрицательное влияние на понимание путей его осуществления в средней школе. В 50-х гг. политехнизм стал разрабатываться как принцип организации народного образования в социалистическом государстве.

Развитие науки и техники объективно требует знания в той или иной мере научных основ производства каждым человеком. Учитывая громадный объём современных знаний, необходим такой подход к их рассмотрению, который даёт возможность уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии. Такую возможность и представляет П.о. В условиях технологического этапа научно-технического прогресса П.о. устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учётом её социальных, экономических, психологических, эстетических и других факторов. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов.

В современных условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество получило профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек чувствовал себя внутренне свободно в условиях высокоразвитого общества. Такое понимание П.о. делает его важным фактором эффективной подготовки молодёжи к труду в рыночных условиях.

Осн. задачи П.о. на современном этапе: показ технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, сообщение знаний по современным основам техники, технологии, экономики и организации производства; вооружение учащихся умениями и навыками применения современных орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технологическими процессами. Содержание П.о. формируется на основе анализа тенденций науки, техники и культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего учебного предмета. Содержание П.о. составляют системы знаний о современном производстве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. По своей природе политехнические знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естественных, технических, общественных наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность учащихся.

Система политехнической подготовки в средней общеобразовательной школе включает в себя усвоение политехнических знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практических работ, производственных экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, сельскохозяйственному опытничеству. Учебные предметы "Основы производства", "Основы информатики и вычислительной техники", "Основы экономических знаний" и другие обогащают содержание П.о. Большое значение в П.о. имеет также дополнительное образование детей.

В современной трактовке П.о., в т.ч. воспитания готовности к труду, значительная роль отводится осмыслению учащимися отношений, возникающих в процессе производственной деятельности. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла (см.Гуманитаризация образования).

Политехнические знания представляют собой упрощённые модели типичных производственно-технических задач, которые профессионалам приходится решать в практической деятельности. П.о. создаёт возможности для профессионального самообразования учащихся и формирования профессионального призвания с учётом общественных интересов. Это одна из предпосылок разностороннего развития личности и достижения высокой производительности труда.

Современный рынок труда предъявляет жёсткие требования к конкурентоспособности специалистов. В этих условиях значительна роль П.о. в поддержании функциональной грамотности человека, которая предполагает формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности (непрерывного образования).

Теоретико-методологические исследования в области П.о. направлены на выявление различных подходов к определению его содержания (М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко), роли и места общеобразовательных предметов в П.о. (В.Г. Зубов), политехнического содержания отраслей производства (Д.А. Эпштейн, К.А. Иванович, А.А. Шибанов), разработку экологического аспекта П.о. (И.Д. Зверев), анализ деятель- ности "рабочего-индустриала" (П.И. Ставский). Раскрыта функциональная природа политехнических знаний (П.Р. Атутов), делающая П.о. одной из сторон профессионального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 204)

См. также Гуманитаризация образования,История образования в России, Монотехническое образование, Обучение политехническое

Ч421.202
Ч481.202

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
см. Обучение политехническое

ПОЛИТИКА
— сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами; одна из социальных наук. П. возникает вместе с государством, которое призвано обеспечить в обществе гражданский порядок, противостоять внешней агрессии и заставлять граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали. П. отражает взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для данного социума. В зависимости от формы и методов осуществления власти П. может быть авторитарной и демократической.

Государственная П. осуществляется по различным направлениям человеческой деятельности, например выделяются: П. экономическая, демографическая политика, П. в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры, экологическая, государственная политика в области образования, семейная, молодёжная и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 204)
С

ПОЛИФУРКАЦИЯ
— построение учебных планов старших классов школы по принципу фуркаций, при котором выделяется три и более специальных учебных циклов и преимущественное внимание уделяется профилирующей группе предметов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 204)
Ч421.204

См. также Фуркация

© Российская национальная библиотека, 2006