ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ СИСТЕМА
— организация индивидуализированного обучения, ориентированная на достижение всеми учащимися заранее запланированных учебных результатов. Теория и практика П.у.с. восходит к идеям полного усвоения "целостных учебных единиц" Г. Мориссона и связана с исследованиями и разработками различных вариантов педагогической технологии. В основе П.у.с. психолого-дидактические концепции, выдвинутые в 1960-х гг. Дж. Кэрролом и Б.С. Блумом, согласно которым следует фиксировать не параметры условий обучения (что делается традиционно), а учебные результаты. Условия обучения при этом могут изменяться, обеспечивая достижение всеми учащимися заранее заданных учебных целей. Выделяя такие категории учащихся, как малоспособные, средние и талантливые, Блум предположил, что при оптимальной организации обучения (особенно при устранении жёстких временных ограничений) ок. 95% учащихся могут усваивать всё содержание обучения.

При определении критерия полного усвоения уточняются цели обучения для курса в целом, составляется перечень ожидаемых учебных результатов и на этой основе - диагностические тесты. Затем учебный материал разбивается на отдельные фрагменты - модели или учебные единицы. По каждому фрагменту составляются промежуточные тесты, осн. назначение которых выявить необходимость коррекционной работы. Подготовка альтернативных учебных материалов рассчитана на дополнительную проработку не усвоенного учебного материала путём подбора оптимальных способов работы.

Опыт практической реализации П.у.с. показал, что при первых попытках её применения полного усвоения достигают, как правило, от 30 до 50% учащихся. Возможности применения системы ограничены, в основном она рассчитана на обучение репродуктивного типа (см.Репродуктивный метод) и не предполагает проблемного обучения. Система ориентирована на невысокий уровень познавательной деятельности, затраты учебного времени возрастают.

В варианте П.у.с., разработанном Э. Круллем (Эстония), требование полного усвоения применяется не ко всему учебному материалу, а лишь к необходимому минимуму знаний и умений; диагностический контроль ограничивается двумя попытками, после чего учащиеся, не достигшие осн. целей обучения, допускаются к изучению последующего учебного материала. Предусматриваются и специальные развивающие задания, дополнительная учебная работа, допускается уточнение и перераспределение учебного времени (тем самым предотвращается перегрузка учащихся).

П.у.с. широко распространена за рубежом. В США она охватила ряд школьных округов и применяется в работе с учащимися разного возраста (наибольший эффект - в 5-8-х классах). Эксперименты ведутся также в школах Австралии, Бельгии, Бразилии, Великобритании и других стран. 90% исследований подтверждают эффективность П.у.с.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 205)

См. также Индивидуализированного обучения системы,Моррисон Г.К., Репродуктивный метод,

Ч312.04

ПОЛОВИНКИН Александр Александрович (1887-1955)
— географ, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). Преподавал в различных вузах; в 1934-54 в МГПИ им. В.И. Ленина (профессор, зав. кафедрой, декан географического факультета). Автор учебников, учебных пособий для вузов и методических руководств для учителей средней школы. Совместно с А.С. Барковым составил стабильный учебник по физической географии для 5-х классов (1935; 15 изд., 1951).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч426.43г(2)

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
— комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. П.в. в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле П.в. понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения.

П.в. современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором П.в. выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Гл. задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.

Важный канал П.в. - средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях П.в. затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу - детям и подросткам определённого пола, возраста, уровня подготовленности.

По мнению специалистов, наиболее эффективно П.в. может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что П.в. не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности подростковой, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.

В 90-х гг. в Рос. Федерации наметилась тенденция преодоления упущений в области П.в. В ряде школ введён экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать П.в.

При создании системы П.в. в образовательном заведении перед педагогами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Полная программа П.в. охватывает все звенья общего образования от детского сада до старших классов. В начальной школе П.в. совпадает с изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущих и изменяющихся людей. Детям сообщается, что мужчины отличаются от женщин и что оба пола призваны вместе производить потомство. Учителя пытаются тактично исправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классах педагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста (разъясняют детям проблемы менструаций, поллюций, изменений в их теле, связанных с появлением вторичных половых признаков и др.). Большинство подростков вступает в период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интерес к сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросами ответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней, передающихся половым путём. Важны также информация о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. В П.в. от учителей требуется особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 205)

См. также Любовь, Половое просвещение, Половые игры, Юность

Ч421.358
Ч491.358

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
— усвоение особенностей мужской и женской ролей в личной и общественной жизни. Эти особенности составляют половую специфику личности. Сексуальность - важный аспект человеческого существования. Дети приобретают знания о сексуальности прежде всего в семье. Источниками сексуальных знаний могут выступать также медицинские, образовательные учреждения, организации социальной защиты, средства массовой информации и др.

В обществе сложились различные подходы к П.п. детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного П.п. и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что П.п. должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении. Однако отсутствие организованного в государственном масштабе П.п. чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов и пр. Система П.п. должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 205-206)

См. также Любовь,Половое воспитание, Половые игры, Юность

Ч312.58

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, пубертатный (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) период
— период жизни человека, включающий начало активации нейро-эндокринных механизмов, ответственных за половое развитие, созревание всех звеньев регуляции репродуктивной системы и достижение биологической половой зрелости. Активация нейро-эндокринных механизмов начинается, как правило, в 10-11 лет и проявляется интенсификацией ростовых процессов, пубертатным скачком роста, развитием первичных и вторичных половых признаков. К первым относятся железы и органы, ко вторым - молочные железы и лобковое и мышечное оволосение у девочек и поллюции у мальчиков. Однако процесс П.с. продолжается до 17-20 лет. Окончательное формирование механизмов регуляции репродуктивной системы приводит организм к возможностям зачатия, вынашивания и рождения здорового потомства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 206)

См. также Пубертатный скачок роста

ПОЛОВОЙ ОПЫТ
— накапливаемые с рождения ощущения и впечатления, связанные с человеческой сексуальностью. Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 мес, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идёт о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция. Дети и сами трогают свои половые органы прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и ощущают, что прикосновения эти приятны. Вот почему все дети так или иначе занимаются мастурбацией, и это тоже совершенно нормальный П.о. Все дети рано или поздно проявляют определённый интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у лиц противоположного пола. Всё это вполне нормально. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле П.о. Половой опыт оставляет глубокий след в сознании ребёнка, даже если его половые органы не имеют к этому отношения. Такой опыт заключается в повседневном наблюдении за чисто женской и чисто мужской деятельностью своих родителей в повседневной жизни (в основном в бытовой сфере). Ещё один П.о. приобретается тогда, когда ребёнок оказывается свидетелем половой близости родителей. Естественно, что категорически нельзя допускать подобное. П.о. дети приобретают к 5- 6 годам жизни.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 206)

См. также Половые игры

ПОЛОВЦОВ Валериан Викторович (1862-1918)
— педагог, методист-естественник. Наибольшую известность как педагог-методист П. приобрёл, работая в Петербургской биологической лаборатории (осн. в 1894 П.Ф. Лесгафтом). В 1907 осн. Общество распространения естественно-научного образования (ОРЕО) и журнал по методике естествознания "Природа в школе". Автор первой в России методики естествознания "Основы общей методики естествознания" (1907; 4 изд., 1925).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч33(2)52

ПОЛОВЫЕ ИГРЫ
— побуждаемое любопытством и стремлением к приятным ощущениям изучение детьми половых органов друг друга во время игр. Обычно П.и. происходят при физических контактах во время игр, имитирующих семейную жизнь, медицинскую помощь и т.п., при совместном купании, во время занятий, связанных с уединением, скрытностью (например, когда дети прячутся в шалаше, на чердаке). Дети т.о. удовлетворяют своё любопытство и стремление к физическим контактам друг с другом, которые они находят очень возбуждающими и интересными. Это естественно, нормально и допустимо. Попытка подавить проявления полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания. Напротив, запрещение лишь создаст комплекс вины, вызовет беспокойство и желание заниматься П.и. тайком. Разумеется, П.и. не должны поощряться воспитателями, но их нельзя рассматривать как великую трагедию. Педагогическое вмешательство в П.и. требует особого такта. Если П.и. возникают спонтанно, лучше ничего не предпринимать. Меры нужны только в том случае, если эти П.и. грозят перейти определённые границы, и ребёнок начинает пренебрегать другими развлечениями. Чрезмерное увлечение П.и. может свидетельствовать, что ребёнок пытается восполнить интересом к сексу другие потребности, которые ему не удаётся удовлетворить. Хотя поведение детей в П.и. носит явно сексуальный характер, чаще всего оно лишь позволяет им косвенным путём удовлетворить желание иметь товарищей и дружить с ними. Некоторых детей в П.и. привлекает осознание того, что они делают нечто запретное. Нужно найти другие, более здоровые развлечения, которые отвлекли бы ребёнка от П.и. Во всех случаях важно проявить больше любви и заботы о ребёнке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 206)

См. также Половое воспитание, Половое просвещение, Половой опыт

ПОЛОЗОВА Тамара Дмитриевна (р. 1928)
— д-р педагогических наук (2001), профессор (1981), член-корреспондент РАО (2001; Отделение образования и культуры), профессор Московского государственного университета культуры и искусств.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОЛОНСКИЙ Валентин Михайлович (р. 1938)
— д-р педагогических наук (1990), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. Центром Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОЛОЦКИЙ СИМЕОН
см. Симеон Полоцкий

ПОЛЬЗА
— ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного). В более строгом смысле П. - характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Как жизненный принцип П. выражается в правиле: "Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу". Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. П., т.о., характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с П. используются и другие ценностные понятия: "успех" - достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и "эффективность" - достижение результатов с наименьшими затратами. В отличие от П., под "выгодой" или "корыстью" в узком значении этих слов следует понимать такой интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, совершенства и т.п.). П., как правило, ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 206)

ПОЛЯКОВ Валерий Алексеевич (р. 1936)
— д-р педагогических наук (1980), профессор (1982), действительный член РАО (1990; Отделение базового профессионального образования); вице-президент РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 462-463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Архангельск, просп. Ломоносова, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, специальная дошкольная педагогика и психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 473)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ПОМЫКАЛО (Pomykalo) Войцех (р. 1931)
— польский педагог, д-р педагогических наук (1986, Москва), профессор (1992). В 1961-89 ответственный редактор общественного ежемесячника "Воспитание", преобразованного в 1973 в официальный журнал Министерства просвещения "Обучение и воспитание" (выходил в 4 версиях для различных профессиональных групп педагогов). Один из организаторов Учительского радиотелевизионного университета (1973). Инициатор и гл. редактор первой в Польше однотомной "Педагогической энциклопедии" (1993). Инициатор и президент частного фонда "Инновация", созданного в 1989 с целью поддержки талантливых учащихся и их наставников и издания педагогической литературы. Автор трудов в области общей педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч33(4П)

ПОНИМАНИЕ
— мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления П.: отнесение предмета или явления к определённой категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение причин явления, его происхождения и развития, и т.д. Различаются три версии П.:
  1. как непосредственное усмотрение "внутренним взором" реальности человеческой жизни;
  2. как познание-переживание другого в собственном внутреннем опыте через данные извне знаки;
  3. как развёртывание самопонимания через расширение жизненного контекста и его постоянное переистолкование. Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности.

П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отражённое в опыте человека, но и ещё непознанное, новое. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения.

П. - активный процесс. Воспринимая правило, закон, понятие, описательный текст и пр., ученик должен произвести самостоятельную работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность и т.п.

В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. Для этого используются несколько критериев: умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развёрнутом виде и т.д. Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 206-207)
Ю

ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович (р. 1933)
— д-р медицинских наук (1974), профессор (1980), д.ч. РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1962 в Институте космической медицины (в 1986-93 начальник Института).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОНЯТИЕ
— форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объём. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объём П. - множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объёма П. классифицируются на единичные, собирательные и общие.

В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.

В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребёнка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют чёткие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут "книжными", формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)
Ю

ПООЩРЕНИЕ
— вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность ребёнка. П. означает положительное воздействие к.-л. авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов и выражается в признании заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или материального положения, называется наградой. Социальное значение П. определяется также тем, что оно обращает внимание других людей и общественного мнения на примеры, достойные подражания.

В воспитательной практике метод П. даёт гораздо большие результаты, чем наказание. П. вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности ребёнка в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т.п. П. осуществляется в виде благодарности, признательности, похвалы, а также наградах, подарках и др.

П. эффективно, когда доставляет обоюдное удовлетворение детям и взрослым. П. не воспринимается и даже унижает, если при вручении подарка подчёркивается, что награда не совсем заслужена и ожидается ответная благодарность. Постоянные П. за одни и те же поступки также перестают вызывать у ребёнка положительный эффект, поэтому в П. всегда должен быть эффект неожиданности, сюрприза. Как показывает практика, для ребёнка не менее важно моральное одобрение его поступка, уважительное отношение к его деятельности.

Педагогической цели достигает заслуженное П., вызывающее у ребёнка желание выполнить работу ещё лучше, когда наступает нравственная саморегуляция, появляется способность критически оценивать свои поступки. В воспитании трудных и педагогически запущенных детей особое значение имеет авансированное П., когда поощряется ещё не сам поступок, а его мотивы или только начатое дело. В этих ситуациях важно стимулировать желание ребёнка выполнить общественно полезную работу, заставить поверить его в свои силы. К авансированному П. относится и иногда завышенная оценка знаний, являющая стимулом для развития дальнейших успехов в учении.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207)
Ч313.25

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
— форма защиты прав несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. П. устанавливается в целях защиты их интересов, содержания, воспитания и образования. П. осуществляется безвозмездно. Гражданин назначается попечителем только с его согласия. Постановление об установлении П., действие (бездействие) работников органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в суд.

Законодательство закрепляет права детей, находящихся под П., и соответствующие права и обязанности попечителя. Несовершеннолетний имеет право на воспитание в семье попечителя, на заботу и обеспечение условий для его содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения его человеческого достоинства. Он сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия, другие социальные выплаты; право собственности или право пользования на жилое помещение, а при отсутствии такового - на его получение в установленном законом порядке; на общение со своими родными и близкими; на учёт своего мнения при решении касающихся его вопросов; может защищать свои интересы как с помощью попечителя, так и самостоятельно в любых органах и организациях, включая судебные. Как правило, попечитель проживает совместно с несовершеннолетним подопечным. Однако с разрешения органа опеки и попечительства допускается раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, если это не отражается неблагоприятно на его воспитании, защите прав и интересов. Попечитель должен воспитывать ребёнка, заботиться о его содержании, здоровье, физическом и психическом, духовном, нравственном развитии, об обеспечении его уходом и лечением, защищать его права и интересы. На попечителя возложена обязанность создания условий для получения подростком общего и профессионального образования. В отношении детей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных, лечебных и т.п. учреждениях, функции попечителей выполняет администрация этих учреждений. Временное помещение подопечного в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей попечителя. В дополнение к общему объёму прав несовершеннолетних, находящихся под П. конкретного лица, у подростков, находящихся в вышеуказанных учреждениях, есть ещё и льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, льготы на получение жилого помещения, право на получение по достижении совершеннолетия денежной суммы, образовавшейся в порядке, установленном законом из причитающихся им алиментов.

Попечитель имеет право представлять интересы подопечного во всех органах и организациях; определять способы его воспитания; выбирать с учётом мнения подопечного образовательные учреждения и формы обучения до получения подростком основного общего образования; требовать в судебном порядке возврата подопечного от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований.

Порядок управления и распоряжения имуществом подопечного аналогичен порядку у лиц, над которыми установлена опека.

П. автоматически прекращается по достижении подопечным 18 лет, при снижении ему брачного возраста и вступлении его в брак, а также при эмансипации. При наличии уважительных причин (болезнь, конфликтная ситуация с подопечным и др.) попечитель по своей просьбе может быть освобождён от исполнения обязанностей.

Отстранение органом опеки и попечительства попечителя от исполнения своих обязанностей происходит в случае возврата несовершеннолетнего к родителям, его усыновления, помещения подопечного в лечебное учреждение и т.п. Орган опеки и попечительства вправе отстранить попечителя от исполнения обязанностей с принятием необходимых мер для привлечения его к ответственности при злоупотреблении или неисполнении им своих обязанностей, что, как правило, выражается в осуществлении прав в корыстных целях, оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 207-208)

См. также Законные представители

Х

ПОПКОВ Владимир Андреевич (р. 1940)
— д-р фармакологических наук (1983), профессор (1984), действительный член РАО (1999; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОПОВ Виктор Валентинович (р. 1948)
— д-р педагогических наук (1992), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), директор Индивидуального частного предприятия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОПОВ Павел Иванович (1881-1969)
— астроном, профессор (1935). Преподавал в вузах и средних учебных заведениях. С 1934 в МГПИ (декан физико-математического факультета, проректор, ректор; в 1937-58 зав. кафедрой астрономии). Автор учебников и учебных пособий для средней и высшей школы, наибольшую известность из которых получили "Астрономия" для педагогических институтов (1940; 5 изд., 1967, соавтор), первый отечественный "Практикум по астрономии в педагогических институтах" (1947, соавтор) и "Таблицы по астрономии" (1953; 3 изд., 1970).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч426.55г(2)

ПОПОВА Надежда Ивановна (1877- начало 1950-х гг.)
— педагог. Преподавала в Московском городском начальном училище, в Центральном институте повышения квалификации работников народного образования и др. До 1917 разработала в организованном ею "Кружке московских городских учительниц" оригинальную программу начального обучения, основанную на принципах единой трудовой школы и комплексной системы обучения ("Четыре года преподавания в начальной школе", 1919). Активно участвовала в учительском общественном движении. В 1919-27 заведовала 2-й опытной школой им. К.А. Тимирязева (Москва), где создала "Школу жизни" - своеобразную школьную общину, учебный процесс в которой строился на методе проектов.

В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений вела научную деятельность в НИИ начальной школы, где разрабатывала вопросы методики преподавания географии ("География в начальной школе", 1933, в соавторстве; "Учебник географии" для 3-4-х классов, 1935, и др.). Подготовила работы (в рукописи) по истории отечественной школы и педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч33(2)7-8

ПОРИЦАНИЕ
— вид негативной моральной санкции и метод воспитания, выражающийся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, которые признаются нравственно недопустимыми. Способы П. различны - от мимической реакции и вербальной оценки до негодования. П., высказанное высокомерным, оскорбительным тоном, может стать источником несправедливости и ущемления достоинства человека. Поэтому в воспитательной практике П. нельзя злоупотреблять. Особенно негативно влияют на ребёнка П., вынесенные за проступки, мотивы и обстоятельства которых не вполне ему понятны. Такие меры разрушают педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника. Между тем известные моральные заповеди прощения обид и воздержания от осуждения призывают к состраданию и уважению провинившихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)
Ч312.25

ПОРНОГРАФИЯ (греч. porne - развратник и графия - письмо)
— вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе и искусстве. В обычной речи П. нередко употребляется в широком значении как синоним непристойного. Согласно судебной практике, непристойность является характеристикой не мотивов авторов произведения, но того оскорбительного и разрушительного с точки зрения общественной нравственности воздействия, которое эти произведения оказывают на членов сообщества. При консервативно-пуританском подходе П. следует считать любое высказывание или представление сексуального характера. Со 2-й половины 20 в. формировалось либерально-терпимое отношение к П., в частности, предполагающее дифференцированное понимание "жёсткой" и "мягкой" П. К крайне "жёсткой" П. можно отнести натуралистическое описание сексуального насилия над детьми или изображение реально совершаемых действий, к наиболее "мягкой" - недетализированное описание или изображение обнажённого тела. Правда, критерии такого различения во многом условны. Дискуссируются также и проблемы различия П. и эротики, методов и форм полового воспитания, полового просвещения и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)

ПОРОК
— противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество человеческого характера, проявление морального зла в индивидуальном сознании и поведении. Русское слово "П." восходит к общеславянскому корню rok (rek; rъk), от которого происходит современное слово "речь", и первоначально означало "порицание", "упрёк", "укор". Термин "П." характеризуется двумя взаимоисключающими признаками: обозначает качество, которое вполне вменяемо индивиду и, в то же время, является по отношению к нему вредным, разрушительным. Таковы, например, чревоугодие, зависть и т.п.

В Новом Завете в качестве пороков выделяются три наиболее опасные для нравственной жизни христианина склонности: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)
Ю

ПОРТНОВ Юрий Михайлович (р. 1939)
— д-р педагогических наук (1990), профессор (1991), действительный член РАО (1996; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой Рос. государственной академии физической культуры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОРТФОЛИО
— новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку.
(Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. - Самара, 2004. С. 5)
Ч421.28

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Последипломное образование
— часть непрерывного образования и образования взрослых. Предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)

См. также Адъюнктура, Аспирантура, Ассистентура, Ординатура клиническая

Ч34(2)7

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
см. Послевузовское профессиональное образование

Ч34(2)7

ПОСОБИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ НА ДЕТЕЙ
— Право на ежемесячное пособие на совместно проживающего с ним ребёнка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Пособие назначается на каждого рождённого, усыновлённого (см.Усыновление), принятого под опеку (попечительство) ребёнка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения до окончания им обучения, но не более чем до достижения 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте Рос. Федерации. Пособие на ребёнка выплачивается независимо от получения на него алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии социальной и других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых органами управления образованием на содержание ребёнка, находящего под опекой (попечительством). Пособие выплачивается в твёрдом размере, определяемом федеральным законом. Этот размер увеличивается вдвое на детей одиноких матерей и на 50% - на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов. Пособие не получают граждане, лишённые родительских прав, а также те лица, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208)
Х

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЁНКОМ до достижения им возраста полутора лет
— Выплачивается ежемесячно матери или другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребёнком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком по день исполнения ребёнку полутора лет. Право на П.п.у.з.р. (рождённым, усыновлённым, принятым на опеку) имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки и другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребёнком), подлежащие государственному социальному страхованию; матери, уволенные в период беременности, отпуска по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет в связи с ликвидацией организации (при условии, что они не получают пособие по безработице); матери, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования; матери, проходящие военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и др. Размер пособия определяется федеральным законом в твёрдом размере. В районах и местностях, где установлены коэффициенты, сумма пособия определяется с применением этих коэффициентов.

На размер пособия не влияет количество детей, за которыми осуществляется уход. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 мес со дня достижения ребёнком полутора лет. При этом оно выплачивается за весь период, в течение которого работник находился в отпуске по уходу за ребёнком. Для оформления отпуска по уходу за ребёнком до достижения полутора лет лицо, фактически осуществляющее уход за ним вместо матери, должно представить справку с места работы (учёбы) матери ребёнка о том, что она не использует такой отпуск и не получает пособия.

Выплачивается пособие в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия. На выплату пособия лицу, осуществляющему уход за ребёнком, не влияет его работа на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Если в период отпуска по уходу за ребёнком наступает отпуск по беременности и родам, женщина вправе выбрать один из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий. Ежемесячное пособие на ребёнка выплачивается одновременно с пособием по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет.

Сезонным работницам пособие выплачивается до окончания сезона. При заключении трудового договора о работе в следующем сезоне выплата пособия возобновляется со дня, назначенного для явки на работу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 208-209)
Х

ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ
— Пособие вправе получить один из родителей ребёнка либо лицо, его заменяющее, по месту работы (службы, учёбы). Если эти лица не работают (не учатся), следует обращаться за пособием в орган социальной защиты населения по месту жительства ребёнка. При рождении двух и более детей пособие назначается и выплачивается на каждого из них. Не полагается оно при рождении мёртвого ребёнка. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 мес со дня рождения ребёнка. Размер пособия определяется в твёрдой сумме федеральным законом. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма пособия определяется с применением этого коэффициента.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 209)
Х

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726)
— писатель, экономист. Сторонник преобразований Петра I. Однако вопреки его политике не стремился ориентироваться на Западную Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности русской старины и православной веры. Идеи П. о реформе образования в России изложены в трёх посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах "Завещание отеческое к сыну" (1719), "Книге о скудости и богатстве" (1724).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч486.21,6(2)31

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ при Имп. Русcком техническом обществе (1868-1917, Петербург, филиалы в Москве, Казани, Саратове, Одессе, Харькове и др.)
— В её составе действовали комиссии по высшему техническому образованию, преподаванию ручного труда, женскому профессиональному образованию, изучению естествознания в технических школах, рисованию и черчению и др. Председатели: Е.Н. Андреев (1868-83), А.Д. Путята (1883-86) и А.Г. Небольсин (1887-1917). С комиссией сотрудничали предприниматели, учёные, педагоги (И.А. Анопов, В.П. Вахтеров, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, Г.Ю. Гессе, В.И. Гриневецкий, П.Ф. Лесгафт, Д.К. Советкин, А.Н. Страннолюбский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). Гл. направление деятельности - организация профессиональных учебных заведений. По решению Гос. Совета (1882) комиссия открывала специальные школы и классы (технические, ремесленные, рисования, черчения) с учебными мастерскими при фабриках и заводах, общеобразовательные школы для детей рабочих. За годы существования комиссией (во многом на её средства) образованы: техническое училище (1869), школа строительных десятников (1874), ремесленное училище (1879), школа печатного дела (1884) и др., 15 вечерне-воскресных училищ для взрослых рабочих в Петербурге, Пречистенские бесплатные общеобразовательные курсы для рабочих в Москве (1897-1919), Подвижной музей наглядных пособий (1894). К 1917 функционировало св. 50 учебных заведений с 8 тыс. учащихся и 500 педагогами. Комиссия проводила Всерос. съезды по техническому и профессиональному образованию (1889, 1895, 1904), организовывала выставки в России и русские отделы на Всемирных выставках (диплом на Всемирной выставке в Париже, 1889); издавала журнал "Техническое образование" (с 1908 "Техническое и коммерческое образование").

Комиссия была крупным научным и методическим центром технического и профессионального образования, разрабатывала отечественную концепцию профессионального образования. В 1917 на её основе возник Союз деятелей по техническому и ремесленному образованию, а в 1918 Совет по профессиональному образованию, выступавший против вмешательства государства и партии в дело профессионального образования (Гриневецкий, Д.С. Зернов и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 209)
Ч33(2)52

ПОСТУПОК
— сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность, акт нрравственного его самоопределения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 116)
Ю

ПОТАШНИК Марк Матусович (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1988), действительный член РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)
Ч33(2)7-8

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891)
— профессор Харьковского университета, филолог. Труды по теории словесности.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 10)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ПОТЁМКИН Владимир Петрович (1874-1946)
— историк и дипломат, организатор народного образования, академик АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1944), д-р исторических наук, профессор (1940). С февраля 1917 работал в отделе народного образования Московской земской управы; в ноябре стал членом Государственной комиссии по просвещению. Участвовал в разработке "Положения об единой трудовой школе". С 1922 на дипломатической работе. С 1940 нарком просвещения РСФСР. Участвовал в создании АПН РСФСР (с 1944 её президент). При участии П. в школах были введены выпускные экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, установлены награды золотыми и серебряными медалями. П. был организатором регулярных "Педагогических чтений". Гл. редактор и один из авторов 3-томной "Истории дипломатии" (1941-45; Гос. премия СССР 1942, 1945).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч33(2)52
Ч33(2)7-8

ПОТРЕБНОСТИ
— внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности. Возникновение П. побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. П. становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами.

П. человека формируются в процессе его воспитания. Характерная особенность П. человека - их фактическая ненасыщаемость - нельзя удовлетворить к.-л. П. раз и навсегда. Будучи удовлетворёнными, они возникают вновь, развиваются и при этом побуждают человека создавать всё новые предметы материальной и духовной культуры. Потенциальная возможность безграничного расширения круга П. ставит вопрос о разумности тех или иных П. Разумными следует считать П., реализация которых ведёт к полному и всестороннему развитию личности, к увеличению вклада личности в общество, культуру, общение с другими людьми. Удовлетворение П. не единственное условие развития личности и при отсутствии других формирующих условий (и среди них в первую очередь труда) возможность легко удовлетворить свои П. часто ведёт к деградации личности. Паразитические П., не регулируемые трудом, могут стать источником антиобщественного и противоправного поведения. Обязательное условие формирования П. в той или иной деятельности - опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации других П.

Правильно организуя деятельность детей и её эмоциональное подкрепление, можно стимулировать развитие у них творческих П. и препятствовать укоренению нездоровых П.

П. человека не являются неизменными, поэтому в число осн. задач воспитания входит не только удовлетворение растущих П., но и изменение самих П., их возвышение, направлением которого становится сдвиг П. с потребления на созидание.

Для человека характерно то, что даже те его П., которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных П. животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих П. осуществляется за счёт общественно обусловленного развития их предметов. П. подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Психологи выделяют и специфические П. Например, А. Адлер, З. Фрейд исследовали П. к агрессии и с помощью этого понятия пытались объяснить агрессивное поведение. Фрейд также рассматривал П. в наказании и считал, что это внутренняя потребность людей, склонных к самомазохизму (см.Мазохизм) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 209)
Ю

"ПОУЧЕНИЕ", "Поучение детям Владимира Мономаха"
— памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Жанр поучений детям был широко распространён в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слёзы (сокрушение о своих неблаговидных поступках) и милосердие.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 209)
Ч426.21,6(2)313
Ш5(2=Р)3-4Мономах

ПОХВАЛА
— форма поощрения, одно из важнейших средств воспитания. П., как правило, выражается в форме одобрения тех или иных поступков воспитанников и стимулирует их дальнейшую полезную деятельность. Дети наиболее отзывчиво воспринимают положительную оценку своих действий со стороны взрослых и в ответ стремятся добиться ещё лучших результатов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)
Ч313.25

ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА
— в уголовном праве преступление против свободы личности; противоправные умышленные действия, направленные на тайное или открытое, либо с помощью обмана завладение (захват) ребёнком, изъятие его из семьи, естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Во мн. зарубежных странах используется термин "киднеппинг" (от англ. kidnap - похищать). П.р. большей частью совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от родителей ребёнка или лиц их заменяющих, а также шантаж, устрашение или предупреждение родителей ребёнка в целях принуждения их к выполнению необходимых для похитителей действий и т.п. В Рос. Федерации случаи П.р. участились с начала 1990-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике. Согласно рос. уголовному законодательству, П.р., произведённое с корыстной целью или иных низменных побуждений, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет. К уголовной ответственности за П.р. может быть привлечено любое лицо, достигшее 14 лет. В соответствии с законом лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности. П.р. может производиться одним из родителей или ближайших родственников в ситуациях семейного конфликта, развода и т.п. Такие деяния рассматриваются гражданским законодательством и регулируются семейным кодексом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)

См. также Уголовная ответственность несовершеннолетних

Х

ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ в области образования
— Для педагогов и деятелей образования, проявивших высокое профессиональное мастерство, учреждены следующие звания: "Народный учитель Рос. Федерации" (Указ Президента РФ от 2 марта 2000), "Заслуженный учитель Рос. Федерации" (Указ Президента РФ от 30 декабря 1995), "Заслуженный мастер производственного обучения Рос. Федерации" (Указ Президента РФ от 30 декабря 1995). Учреждены "Премии Президента РФ в области образования" (Указ Президента РФ от 30 ноября 1995) и "Премии Правительства РФ в области образования" (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995). К отраслевым наградам Министерства образования РФ (Приказ Министерства образования РФ от 13 января 1999) относятся: Медаль К.Д. Ушинского, а также нагрудные знаки: "Почётный работник образования Рос. Федерации", "Почётный работник начального профессионального образования Рос. Федерации", "Почётный работник среднего профессионального образования Рос. Федерации", "Почётный работник высшего профессионального образования Рос. Федерации". Вручается также "Почётная грамота Министерства образования Рос. Федерации" и выносится "Благодарность Министерства образования Рос. Федерации". Условия выдвижения педагогов на звания и премии и порядок награждения регламентируется соответствующими положениями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)

ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО
— В 2000 году в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов.

Список почетных членов РАО:
- Алферов Ж.И.,
- Анциферова Л.И.,
- Бутиков Г.П.,
- Гуревич К.М.,
- Ростропович М.Л.,
- Садовничий В.А.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243, 468)

См. также Персональный состав РАО, Российская Академия Образования (РАО)

См. также по фамилиям указанных лиц

Ч33(2)7-8

ПРАВА ДЕТЕЙ
см. Дети

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
— совокупность узаконенных, устанавливаемых и охраняемых международным правом и конкретной государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Проблема прав человека, его свобод - завоевание человеческой мысли и практики. Их объединяет ключевое понятие "равноправие", т.е. одинаковые, гарантируемые законом экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан перед государством, законом, судом. Они принадлежат к фундаменту подлинной демократии и являются предметом мн. исторических и научных дискуссий и изысканий. Один из самых первых и известных документов в мире о свободе и правах человека - "Декларация независимости" Соединённых Штатов Америки. Составленная делегатами 13 колоний и утверждённая 4 июля 1776 она объясняла причины, побудившие эти колонии отделиться от Англии. Декларация выдвинула теорию правления, основанного на соглашении или договоре между руководством и народом, исходя при этом из того, что "все люди имеют естественные права, включая право на свободу, лишить которого не властны ни личность, ни группа лиц", и что народ имеет также право порвать с правительством, которое посягает на эти права. Права и свободы человека всегда были в центре внимания массовых общественно-политических движений и мн. партий. В наиболее общем виде они сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Декларация провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы. Их характеристика применительно к России дана в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991. Глава 2 Конституции РФ (1993) носит название "Права и свободы человека и гражданина". Открывающая эту главу ст. 17 гласит: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)
х

ПРАВИЛО
— постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. В разработке, принятии, соблюдении, подтверждении самых различных правил проявляется деятельность воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)

ПРАВОВАЯ ПЕДАГОГИКА
— то же, что "юридическая педагогика". Понятия "право" и "юстиция" (от лат. justitia - справедливость, закон, право). Правовой педагогикой, или правильнее - педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права.
(Юридическая педагогика. Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. - М., 2004. С. 216-217)

См. также Педагогика права, Юридическая педагогика

Ч30в2

ПРАВОВЕДЕНИЯ УЧИЛИЩЕ
— привилегированное высшее юридическое закрытое заведение для детей дворян, С.-Петербург, 1835-1917. Осн. по инициативе М.М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838 - 7 классов. С 1847 при П.у. действовали подготовительные классы. В училище преподавали И.К. Кайданов, А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Н.И. Стояновский, Н.С. Таганцев. За годы существования училище окончило св. 2 тыс. юристов. В их числе И.С. Аксаков, А.Н. Апухтин, К.К. Арсеньев, В.О. Ковалевский, К.П. Победоносцев, В.В. и Д.В. Стасовы, А.Н. Серов, П.И. Чайковский, В.П. Энгельгард и др. Закрыто после Октябрьской революции 1917.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)
Ч489.44(28)7

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
— формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П.в. определяется характером и политикой государства. П.в. тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют мн. общего, но П.в. в большей степени ориентировано на осознание восприятия юридических законов и правовых норм и обязанностей. Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989) (см. Дети). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, гл.о., опосредованно, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин "П.в." появился в 20 в., но всегда право считалось важным элементом воспитания. Роль закона в воспитании подчёркивал ещё Аристотель. В России проблема преподавания и изучения государственных законов возникла с утверждением просвещённого абсолютизма. В 19 в. П.в. уделялось большое внимание в демократических кругах (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции). Традиции преподавания права в России основывались на официальном подходе "государственной" школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние на П.в. оказала школа "естественного права" (С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). В начале 20 в. во мн. гимназиях и школах России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии, где проводилась мысль о большом значении П.в.

П.Ф. Каптерев, К.Н. Корнилов, Н.Н. Иорданский считали необходимым воспитание у детей чувства законности. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и А.С. Макаренко в своей практической деятельности знакомили учащихся с вопросами правосознания. Однако длительный период П.в. сводилось фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. Психолого-педагогические исследования, проводимые с 70-х гг. в области П.в. (Д.С. Яковлева и др.), показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что осн. задачи П.в. - давать представление о правовых нормах и стимулировать деятельность учащихся в этом направлении, способствуя накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. П.в. должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания. В педагогической практике 90-х гг. наиболее перспективной является идея интегративного подхода к формированию правового сознания как через создание специальных курсов ("Граждановедение", "Человекознание" и др.), так и в процессе изучения общеобразовательных курсов истории, литературы, экономики и других дисциплин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210-211)
Ч421.352-право

© Российская национальная библиотека, 2006