ПРАВОНАРУШЕНИЯ
— деяния, нарушающие к.-л. нормы права и причиняющие вред обществу. Любое П. характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние. Деяние - это волевой акт поведения человека, выражающийся в действии или бездействии (когда нормами права предписано действие). П. является только поведение человека, но не его мысли. Противоправность означает, что данное волевое поведение (деяние) не соответствует правовым предписаниям; виновность - что человек, совершивший деяние, определённым образом к нему относится, т.е. совершает П. умышленно или по неосторожности (что в свою очередь предполагает способность человека в соответствии со своими возрастными и психофизиологическими характеристиками адекватно оценивать свои поступки); вредоносность - что данное П. причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда тем общественным отношениям, которые охраняются государством посредством закона (собственность, честь, достоинство, общественный порядок и др.); наказуемость - что нормами права предусмотрены неблагоприятные последствия за свершение П.

Каждое П. имеет свой состав, который позволяет правильно квалифицировать деяния. В состав любого П. входят 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона П. Отсутствие хотя бы одного из элементов свидетельствует об отсутствии состава П. и самого П. Объект П. - это те общественные отношения, которые охраняются государством от противоправных посягательств. Перечень этих общественных отношений имеется в Конституции РФ, уголовном, гражданском, семейном и других кодексах. Объективная сторона П. - это само противоправное деяние, которое по степени причинённого вреда может быть более или менее социально опасным. Степень социальной опасности позволяет разграничивать П. в виде проступков (гражданские, административные) от преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом (см.Преступность несовершеннолетних). Объективная сторона включает в себя также вредоносные (общественно опасные) последствия и причинную связь между деянием и последствием. Кроме того, к объективной стороне относятся время, место, способ совершения П.

Субъект П. - это физическое лицо (человек, признанный вменяемым, т.е. психически здоровым, и достигший возраста юридической ответственности - 14-18 лет) или юридическое лицо (учреждения и организации, способные самостоятельно нести юридическую ответственность). Субъектами преступления могут быть лишь физические лица. Субъективная сторона П. - это внутренняя психическая деятельность лица в связи с совершаемым им П. Субъективная сторона включает в себя 3 элемента: вину, мотив и цель. Вина - это внутреннее психическое отношение к совершаемому П. и его последствиям. Вина может выражаться в форме умысла и по неосторожности. Умысел предполагает, что человек сознаёт социально опасный характер своего деяния, предвидит и желает наступления вредоносного последствия. В зависимости от отношения к наступлению этих последствий умысел подразделяется на прямой или косвенный. Неосторожность характеризуется тем, что лицо не предвидит возможности наступления вредоносных последствий, хотя может и должно их предвидеть, либо предвидит, но легкомысленно или самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Неосторожность выражается в двух формах: небрежность и халатность.

В зависимости от того, против каких норм направлено П., различают гражданские, административные, дисциплинарные, уголовные П. Уголовные П. - преступления, имеющие значительную общественную опасность. Гражданские, административные, дисциплинарные П., хотя и причиняют вред, но не имеют социальной опасности. К гражданским относятся деяния в области имущественных отношений. Административными П. являются деяния, посягающие на государственный или общественный порядок, государственную, общественную и частную собственность, права и свободы граждан (нарушение правил уличного движения, пожарной безопасности, санитарии, экологии и т.п.). К дисциплинарным П. относятся прогулы, опоздания на учёбу, работу и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 211)

См. также Девиантное поведение, Отклоняющееся поведение, Преступность несовершеннолетних

Х

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
— педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православия. Однако неверно было бы рассматривать этот термин как научную отрасль в педагогике, т.к в России законодательно закреплен светский характер образования.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 214)
Ч3Ов2

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ
— Москва, ул. Новокузнецкая, 23б. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ПРАГМАТИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА (лат. pragmatismus - дело, действие)
— педагогическое течение, возникшее в США в конце 19 - начале 20 вв. Известно также под названием "прогрессивизм" (или "прогрессивное воспитание"), "инструментализм", "экспериментализм". Наиболее общие методологи- ческие предпосылки П.п. содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. Окончательное её оформление связано с именем Д. Дьюи и его последователей. П.п. представляла собой программу радикальной реформы традиционной школы на основе сближения школы с жизнью, использования в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребёнка.

Одним из исходных для педагогических построений прагматизма положений является представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно которому человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней. Природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребёнку закономерности его развития, - прежде всего через учёт движущих им интересов и потребностей (Дьюи). Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности, а школа в качестве "общества в миниатюре", воспроизводя те или иные политические, экономические и технологические процессы, должна облегчать социализацию детей. Сущность воспитания, т.о., состоит в постоянном преобразовании, "реконструкции" расширяющегося личного опыта ребёнка. Гл. цель воспитания - способствовать "самореализации" личности в русле удовлетворения её прагматических интересов.

Важнейший путь реализации своих установок в области содержания школьного образования П.п. в 20-30-х гг. 20 в. усматривала во внедрении метода проектов, разработанного У.Х. Килпатриком.

Сторонники прагматистских концепций 60-80-х гг., отстаивая принцип "обучения посредством деятельности", дают ему новую трактовку. Они рассматривают деятельность ученика не в узком смысле, как преимущественно физический труд, а более широко, как любой вид созидательной работы, если ученик выступает её активным участником. Американские педагоги-неопрагматисты, исследуя вопрос о содержании обучения в общеобразовательной школе, на первое место ставят критерий релевантности, соответствия содержания образования интересам и потребностям ребёнка. При этом школа не должна уходить от обсуждения наиболее острых проблем, стоящих перед обществом. Неопрагматисты универсальное значение придают идее комплексности в содержании образования, противопоставляя её предметному принципу. На практике это привело к созданию различных вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из различных учебных предметов на фрагментарной основе вокруг к.-л. стержневой темы, которая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий.

В П.п. США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения - собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское ("социал-реконструктивистское"). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно преобразить общество.

В Великобритании П.п. получила распространение в 20-х гг. в основном в начальных школах. Английские педагоги "обучение посредством деятельности" истолковали как использование активных методов работы в сочетании с другими методами обучения; считали, что учёт интересов и потребностей ребёнка при составлении учебного курса начальной школы не должен препятствовать овладению определённым объёмом знаний.

В начале 80-х гг. в США и в ряде других стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.

Большую роль в популяризации П.п. сыграла "Ассоциация прогрессивного воспитания" (1919-57). Против идей П.п. выступили в 30-х гг. У. Бэгли и группа "эссенциалистов", считавших, что учащиеся должны в первую очередь прочно овладеть основами научных знаний. Однако в то время эти протесты не были поддержаны.

Влияние П.п. по-прежнему значительно в гуманистической педагогике, а также в концепциях неопрагматистского толка - "воспитание для выживания", "общинное воспитание" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 211-212)
Ч33(7США)

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. prakticos - деятельный, активный)
— форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

В истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации П.п. Первый - предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П.п.), чередуя её с теоретическими занятиями. Поиск рациональных форм организации П.п. в отечественной высшей школе привёл к разработке для разных вузов программ, в которых содержание П.п. определялось через систему теоретических знаний и профессиональных умений студентов, формируемых на разных её этапах.

Осн. критерии оценки результатов П.п.: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, её целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии.

Второй подход (более свойственный для зарубежной высшей школы) предусматривал сначала общетеоретическую подготовку и проведение практикумов, тренингов, и лишь затем - применение теории на практике и организацию П.п. на заключительном этапе обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212)
Ч481.361

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
— вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определённые учебной программой.

В зависимости от профессиональной направленности подготовки П.п. называется педагогической, технологической, эксплуатационной и пр. П.п. может совмещаться по времени с другими видами учебных занятий или для её проведения в учебном плане выделяется отдельный период.

П.п. является интегрирующим видом подготовки специалиста, при её прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д.

Базой П.п. являются предприятия (организации, учреждения), имеющие прямые связи с учебным заведением. В отдельных случаях базы П.п. закрепляются за учебным заведением решением органов государственного управления. Осн. требования и объём заданий по П.п. определяются учебным заведением в сквозной программе П.п. Как правило, задания на П.п. совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование. Завершается П.п. отчётом перед комиссией и получением дифференцированного зачёта.

Учащиеся (студенты) во время П.п. приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия - базы практики. Время работы на оплачиваемых должностях в период П.п. входит в их трудовой стаж. Руководители П.п. от предприятия получают материальное вознаграждение от средств предприятия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212)
Ч312.663.6

ПРАКТИКУМ
— форма организации учебного процесса; самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Проводится, как правило, при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Перечень работ, входящих в П., определён учебной программой. Перед П. проводится инструктаж. Многие практические работы, включённые в П., представляют собой исследования и направлены на проверку достоверности определённых научных закономерностей, положений, гипотез и др. Во время П. учащиеся часто решают задачи творческого характера (например, на техническое конструирование). Решение таких задач предполагает не только разработку идеи, но и её практическое воплощение в действующем приборе или модели.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212)
Ч312.543

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
— один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным занятиям. Применяется также термин "лабораторно-практическая работа" (например, в методике трудового и профессионального обучения), которым обозначаются задания, направленные на формирование у школьников знаний, умений и навыков по монтажу и демонтажу механизмов, для освоения приёмов обслуживания технических устройств. П.р. включаются в учебные программы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212)
Ч421.254.3

ПРАУСС Людвиг Игнатьевич
- известный учитель танцев в России (книга написана в 1895 г. в честь 25-летия деятельности)
Ч34(28)п

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
см. Педагогика превентивная

ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
— применяется при заочном и очно-заочном обучении. Согласно этой системе, дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачёты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачёты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности как в период экзаменационной сессии, так и в другие сроки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212)
Ч481.26

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ образовательного учреждения
— По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 212-213)
Ч34(2)8

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
— чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Кроме научного, термин "П." имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.

В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.

Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако П. не проникает в сущность предмета. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности.

П. подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека. П. различаются также по степени яркости, отчётливости.

В практике обучения П. (не только специально формируемые, но и стихийно сложившиеся), как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)
Ю

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ
— установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознаёт или не желает осознать, что он предубеждён, и рассматривает своё отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки к.-л. фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений (предрассудков), принятых в определённой социальной группе. П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)
Ю

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в обучении
— установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. П. свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования.

П. в расположении материала учебного предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. П. должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними (см.Межпредметные связи в обучении).

Значительные трудности представляет осуществление П. между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой. Научной основой для решения проблемы П. в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одно из условий П. в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования - соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. Для достижения П. в школьной практике, помимо последовательного её осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)

См. также Межпредметные связи в обучении

Ч34

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (от лат. praesentatio)
— официальное ознакомление, публичное открытие, представление чего-либо нового, недавно созданного, появившегося, опубликованного и т.п.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПРЕЙЕР (Preyer) ВИЛЬГЕЛЬМ ТЬЕРРИ (1841-1897)
— немецкий биолог и психолог, основатель детской психологии. Преподавал в Боннском (1865), Йенском (1866-88) и Берлинском (1888- 1893) университетах. Книга П. "Душа ребёнка" (1882; рус. пер. 1891 и 1912) положила начало систематическим исследованиям психологии ребёнка. В ней П. описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Взгляды П. с современной точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки конца 19 в. Однако П. первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ю

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Борис Сергеевич (1892-1970)
— оториноларинголог и дефектолог, академик АМН СССР (1950). В 1936-41 профессор 3-го Московского медицинского института, с 1941 зав. кафедрой 2-го Московского медицинского института. Особое значение имеют работы П. по этиологии, патогенезу и лечению глухоты. На основе многолетнего опыта работы в сурдологических учреждениях предложил систему классификации тугоухости, способствующую дифференциации обучения слабослышащих. Книга П. "Глухонемота" (1933) имела важное значение для развития дефектологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 397)
Ч432.3

ПРЕПОДАВАНИЕ
— управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко, как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Средствами управления в этом случае являются "наводящие задачи", подсказки и пр. В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы учебных задач, которая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение школьников по ступеням познания - от низкого уровня проблемности заданий и познавательной самостоятельности к творческой, исследовательской. Тем самым проектируется определённый уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщённость и т.п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль.

Каждый акт П. должен вносить определённые изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, к конкретному учебному предмету и каждому его разделу. При разработке стратегии обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного учебного материала. Для этого следует учитывать особенности отдельных видов деятельности обучаемых, которая обеспечит достижение поставленных учебных целей. Важное значение имеет определённая последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. Это - первая задача П. в структуре обучения.

Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучаемых и заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)
Ч312

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
— работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий к.-л. предмет и воспитательную работу (в общеобразовательной школе - учитель).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)
Ч421.421
Ч451.421

ПРЕСС-РЕЛИЗ (от англ. press-release)
— выпускаемый специально для работников средств массовой информации бюллетень правительственных учреждений, международных организаций, пресс-центров, содержащий материал для срочной публикации. Пресс-релиз (например, выставки) включает материал о наиболее значимых ее мероприятиях, интересных участниках, оригинальных экспозициях и востребованных экспонатах, авторитетных посетителях и почетных гостях и т.п.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПРЕСС-ЦЕНТР (синоним "пресс-бюро")
— служба информации, организуемая для информационного и организационного обслуживания представителей средств массовой информации на период проведения какого-либо мероприятия (съезда, фестиваля, выставки и др.).
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
— составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства. В то же время мн. преступления подростки планируют заранее и в ряде случаев используют технические средства (число таких преступлений увеличилось в 90-е гг. вдвое по сравнению с 80-ми гг.). Предметами корыстного посягательства подростков выступают, как правило, различная аудио-, видео- и другая аппаратура, мотоциклы, автомобили и другая техника, модная одежда, драгоценности, а также спиртные напитки и продукты питания (до 60-70% всех преступлений). Насильственные преступления, совершённые подростками (особенно в группе), отличаются особой жестокостью и цинизмом. В группах совершается до 70-75% всех преступлений, причём нередко они носят внешне бессмысленный, вандалический характер. Мн. неформальные объединения криминальной направленности отличаются стабильностью, некоторые их члены впоследствии вливаются в мафиозные структуры. Каждую вторую группу возглавляют лица, ранее совершившие преступления, в т.ч. и молодые люди в возрасте 19- 22 лет. В Рос. Федерации социальные потрясения 90-х гг. способствовали росту П.н. Вновь обострилась проблема детской беспризорности, особенно в местах межнациональных конфликтов. Дети из семей вынужденных переселенцев и беженцев часто вынуждены бродяжничать, нищенствовать. Именно они составляют "группу риска", которую взрослые правонарушители вовлекают в преступную деятельность.

Осн. часть несовершеннолетних преступников составляют лица мужского пола (90-95%). Многие из девушек, осуждённых к лишению свободы, выросли в неблагополучных семьях или были лишены попечения родителей, подвергались сексуальному насилию, занимались проституцией детской и пр. Некоторые из них страдают венерическими, соматическими и психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и пр.

Наибольший удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16-17 лет, но большинство из них ещё до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних (14 лет) характеризовались проступками криминального характера, употребляли спиртные напитки, убегали из дома, бродяжничали, рано начинали сексуальную жизнь. Реальное число подростков-наркоманов, по мнению некоторых специалистов, в 4-5 раз превышает официальную статистику, фиксирующую число несовершеннолетних, состоящих на учёте в правоохранительных органах и медицинских учреждениях.

Криминальной активностью отличаются прежде всего несовершеннолетние, которые не учатся и не работают, затем - по мере убывания - работающие, учащиеся профессионально-технических училищ, студенты. В общем числе несовершеннолетних преступников не занятые трудом, работающие и студенты составляют 60-70%. Бесцельное времяпрепровождение формирует у подростков негативное отношение к любой трудовой и общественно полезной деятельности, нравственным нормам общества и к окружающему миру, от которого они постоянно ожидают агрессии и стремятся защититься с помощью насилия как основного способа самовыражения и самоутверждения. Росту П.н. во многом способствует уверенность правонарушителей в своей безнаказанности. Так, около половины несовершеннолетних правонарушителей получают отсрочку от уголовного наказания с учётом их возраста и надежды на исправление. Однако при этой отсрочке 30% правонарушителей в первые 3 мес вновь совершают преступления. Несовершеннолетние, совершившие незначительные правонарушения, как правило, не предстают перед судом. Материалы на них передаются в комиссии по делам несовершеннолетних. Однако ок. 50% таких подростков также совершают преступления вновь.

Несовершеннолетние, ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою субкультуру. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины, равнодушием к страданиям других, несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источники собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера. Акцентуации характера и психические аномалии являются осн. криминогенными факторами. Акцентуированные несовершеннолетние несут в себе повышенный риск преступного поведения, они более восприимчивы к негативным воздействиям социальной среды (неблагополучие в семье, дизсоциальное воспитание, влияние антисоциальных неформальных объединений и пр.). Сверхактивные (гипертимные) несовершеннолетние, например, не умеют управлять уровнем своей активности. Они беспечны, не способны предвидеть последствия своих действий. У гипертимиков самая низкая доля преступлений против личности и самая высокая - против общественного порядка. Все акцентуанты, как правило, психически вменяемы. В то же время акцентуации характера часто сочетаются с аномалиями психики, которые ещё более снижают сопротивляемость подростков к воздействию конфликтных ситуаций, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, её адаптации к среде.

Одна из гл. причин П.н. - неблагополучие в семье, которое выражается не только и не столько в антисоциальном образе жизни родителей, сколько в отчуждении несовершеннолетних в семье с первых этапов развития личности. Тревожность, постоянное ощущение враждебности среды лежат в основе мотивации мн. преступлений, которые генетически связаны с психологическим отчуждением личности в детстве. Психическая депривация, изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных общественных ценностей и способствуют восприятию негативных норм и представлений. В таких ситуациях подросток часто находит взаимопонимание в неформальных группах. Проблема психической депривации выходит за пределы семьи. Депривация характерна для воспитанников детских домов и других интернатных учреждений. Зарубежные специалисты связывают мн. правонарушения и преступления, самоубийства (суицид) несовершеннолетних с отсутствием эмоциональной защищённости в семье. Формирование личности преступника может происходить и при наличии эмоциональной связи с родителями, когда именно они демонстрируют своим детям образцы противоправного и аморального поведения в обществе. Криминогенные последствия может иметь семейное воспитание, ориентированное не на нравственное становление личности, а на удовлетворение любых потребностей, капризов ребёнка (см.Детоцентризм).

Профилактика П.н. должна быть в первую очередь сосредоточена на всесторонней экономической и социальной помощи семье, совершенствовании семейного и общественного воспитания. Помощь семье и защита прав детей строятся на основе взаимодействия органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты и пр. Система профилактики должна быть направлена прежде всего на предупреждение самой возможности правонарушений путём создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования личности. Гл. внимание нужно уделять выявлению и ликвидации причин П.н., ранней профилактике правонарушений. Необходимо знакомить учащихся с основами гражданского воспитания и правового воспитания в учебных заведениях и пр. Одним из гл. принципов деятельности государственных и общественных организаций по профилактике П.н. является индивидуальный подход к каждому подростку.

Родители и другие взрослые несут ответственность за вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность: в соответствии с Уголовным кодексом РФ они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Одной из существенных мер профилактики П.н. является контроль за несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают. В целях предупреждения противоправного поведения подростков правоохранительные органы выявляют антисоциальные объединения несовершеннолетних, их лидеров и организаторов. Профилактическое воздействие на группу может заключаться в её разложении и разобщении, развенчании лидеров с помощью воспитательных мер.

Педагогические и психологические аспекты П.н. исследуют пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213-214)

См. также Девиантное поведение, Дети, Детоцентризм, Лишение родительских прав, Несовершеннолетние,Отклоняющееся поведение,Пенитенциарная педагогика, Правонарушения, Родительские права и обязанности, Сиротство,Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, Уголовная ответственность несовершеннолетних,ЮНИСЕФ

Х

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ
— бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве (1897- 1919). Образованы Постоянной комиссией по техническому образованию московского отделения Русского технического общества с целью повышения квалификации и расширения кругозора слушателей. В 1908 для курсов было выстроено специальное здание на Пречистенке (отсюда название). На курсах преподавали профессора московского университета (И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, С.Г. Крапивин), деятели народного образования (Н.В. Чехов, М.А. Чехова и др.), а также партийные деятели (И.И. Степанов-Скворцов, Р.С. Землячка и др.), которые использовали курсы для формирования революционного сознания рабочих. В 1897 на П.к. обучалось ок. 300 чел., впоследствии их число возросло до 1500 чел. С 1908 курсы делились на три школы: низшая (обучение грамоте, начальное образование), средняя школа (общеобразовательная) и высшая (по типу народных университетов). На П.к. велась большая культурно-массовая работа. Большое значение имело самоуправление курсантов. В 1919 П.к. влились в систему рабочих факультетов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 214-215)
Ч424(28)7

ПРИВЫЧКА
— автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Образование мн. П. начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Формирование полезных П. и борьба с вредными - важнейшая задача воспитания. П. придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью становления личности в целом.

Т.о., как будет протекать овладение тем или иным видом деятельности во многом определит, какие у ребёнка возникнут П. - полезные или вредные. П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215)

ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ
— специальные классы для подготовки детей к поступлению в 1-й класс средних образовательных учебных заведений. В России открывались с 40-х гг. 19 в. при некоторых гимназиях и уездных училищах. Устав 1871 предусматривал обязательное создание П.к. при всех гимназиях и прогимназиях, а Устав 1888 - и при реальных училищах. В П.к. принимались дети 8-10 лет, умеющие читать и считать. В П.к. преподавались русский язык с церковнославянским, математика и чистописание, Закон Божий. Продолжительность курса обучения определялась в зависимости от возраста и успешной учебной деятельности учащихся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215)
Ч424(28)725

ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод".
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

См. также Методы воспитания

Ч313

ПРИЁМ ГРАЖДАН в образовательные учреждения
— Порядок П.г. регулируется Законом РФ об образовании (1992), а также определяется учредителями и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215)
Ч421.442.2

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ
— одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. В основе правовых отношений в П.с. лежит договор о передаче несовершеннолетнего ребёнка на воспитание в семью, заключённый между органами опеки и попечительства и приёмными родителями. В договоре фиксируются условия содержания и воспитания ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности органов опеки и попечительства и др. При передаче ребёнка в П.с. учитывается мнение самого ребёнка; необходимо согласие ребёнка, если он уже достиг 10 лет. Разделение братьев и сестёр не допускается (кроме тех случаев, когда это необходимо в интересах ребёнка).

Ребёнок в П.с. сохраняет права на алименты, пенсии, пособия, право на жилое помещение и др. П.с. образуется на срок, предусмотренный договором, после этого отношения между приёмными родителями и детьми перестают носить правовой характер. Договор может быть расторгнут по инициативе приёмных родителей (при наличии уважительных причин) или органов опеки и попечительства в случае неблагоприятных условий воспитания в П.с., а также при возвращении ребёнка в родную семью или усыновлении. П.с. получают плату за труд и льготы в зависимости от количества детей, которые устанавливаются законами субъектов Рос. Федерации. Отбор кандидатов в приёмные родители и детей в П.с. осуществляют органы опеки и попечительства, которые оказывают П.с. необходимую помощь и контролируют выполнение П.с. своих обязательств. Типом П.с. является семейный детский дом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215)
Х

ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ
— супруги или отдельные лица, взявшие на воспитание несовершеннолетнего ребёнка (детей), оставшегося без попечения родителей. П.р. образуют приёмную семью вместе с родными и приёмными детьми. Подбор П.р. осуществляют органы опеки и попечительства из лиц, обладающих приемлемыми качествами. Исключаются лица, признанные судом недееспособными, лишённые родительских прав (см.Лишение родительских прав), отстранённые от обязательств опекуна, и усыновители, если усыновление отменено, а также граждане, которые не могут быть П.р. по состоянию здоровья. Лица, желающие стать П.р., подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление и документы. П.р. выбирают ребёнка по направлению органов опеки и попечительства и имеют право на выбор ребёнка из воспитательного учреждения и ознакомление с его личным делом и состоянием здоровья по согласованию с администрацией. П.р. по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215)
Х

ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
— Процесс воспитания приёмных детей после усыновления или помещения в приёмную семью требует от приёмных родителей определённых педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребёнок берётся в семью новорождённым, прямо из родильного дома. В этом случае отношения между родителями и младенцем будут гораздо больше походить на родственные. Существует точка зрения, что нужно обязательно открыть ребёнку, что он не родной, как только он будет в состоянии понять это (такой подход характерен для зарубежной практики усыновления). Ребёнок, от которого скрыли его происхождение, часто узнаёт правду в возрасте 9-12 лет от соседей и других родственников. Потрясение от этих сведений всегда бывает настолько сильно, что может привести к тяжёлому психическому расстройству. У ребёнка, как правило, возникает желание узнать о своих настоящих родителях, увидеться с ними. Вместе с тем у него появляется недоверие к приёмным родителям, скрывавшим от него истину. Ответной реакцией может стать активное и пассивное сопротивление воспитанию, агрессивное поведение по отношению к приёмным родителям и т.п. Избежать этих негативных явлений можно, если открыть приёмному ребёнку его происхождение в раннем возрасте (даже в 2,5-3 г.) и дать ему возможность спокойно осознать это. Малыш должен понять, что родители любят его как родного и что они сделали самый лучший выбор. В воспитании приёмного ребёнка трудности связаны в основном с отношением к нему родителей, а не наоборот. Нередко приёмные родители стремятся показать, что очень любят ребёнка, и в результате слишком балуют его. Если в семье есть и родные дети, важно, чтобы родители со всеми обращались одинаково, не отдавая никому из них предпочтения. Важно понять, что воспитание приёмных детей - это обычный процесс воспитания, но требующий от родителей ещё большего педагогического такта и терпения, чем при воспитании своих родных детей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215)
Ч491.05

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
— конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе П.о. часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П.о.

Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. На уровне учебного предмета сочетания приёмов составляют методики и даже целостные методические системы. Поскольку П.о. по каждому учебному предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты, достаточности являются общедидактический метод, конкретно воплощаемый данным приёмом, и организуемая познавательная деятельность. При этом некоторые П.о. способны служить осуществлению ряда методов обучения, другие - обслуживают только один. Однако сколько бы ни было П.о., все они определяются общедидактическими методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В рамках одной и той же цели обучения конкретная методика включает множество сочетаний различных П.о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П.о. обусловлен особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 215-216)
Ч312.5

ПРИМЕНЕНИЕ знаний, умений и навыков
— установление связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их П. Важнейшая функция П. - получение новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве П. знания может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Пример такого П. - т.н. мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности кроме интеллектуальных обязательно П. специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающих успешность труда.

П. - один из этапов усвоения знаний, умений и навыков, осуществляется в разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. П. знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический, творческий характер.

Обучение невозможно без П. наличных (пусть минимальных, житейских, обыденных) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного П. знаний, умений и навыков. Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их П., поэтому повторение изученного должно быть не простым воспроизведением, а П. его в более или менее новых условиях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 216)
Ч312.54

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
— в уголовном праве меры, применяемые взамен наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К П.м.в.в. относятся: предупреждение (разъяснение вреда, причинённого действиями несовершеннолетнего, и последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступления); передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (возложение на родителей обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроля за его поведением); возложение обязанности загладить причинённый вред (с учётом имущественного положения семьи и наличия у несовершеннолетнего трудовых навыков); ограничение досуга и установление особых требований к поведению (запрет на посещение определённых мест, на управление транспортным средством, на выезд в другую местность без соответствующего разрешения; обязательное нахождение дома после определённого времени суток; подростка могут обязать трудоустроиться, продолжить образование). В случае систематического неисполнения этих мер они по представлению специализированного органа отменяются и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (см.Уголовная ответственность несовершеннолетних).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 216)
Х

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
— основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд П.в., которые могут рассматриваться как принципы и организации социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым.

Принцип гуманистической направленности воспитания:

Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно осваивает позитивные (а не асоциальные или антисоциальные) нормы и ценности, создаёт условия для эффективной реализации себя как субъекта социализации; помогает ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нём, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации (см.Виктимология). Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократического и гуманистического взглядов.

Принцип природосообразности воспитания:

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. У человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип культуросообразности воспитания:

Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, помогать человеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Однако реализация этого принципа существенно осложняется в связи с тем, что общечеловеческие ценности культуры и ценности конкретных социумов не только не идентичны, но могут довольно существенно различаться. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

Принцип незавершимости воспитания:

Принцип вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями (а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

Наряду с общими сложились и специфические П.в., например конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания:

В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: основываясь на общечеловеческих ценностях; учитывая этнические особенности и местные условия; используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях. Необходимо создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять интересы и потребности личности и общества.

Принцип коллективности социального воспитания:

Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности:

Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародилась в античности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности социального воспитания:

Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила своё несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в педагогических работах новейшего времени. Тенденция последних десятилетий рассматривать воспитание как субъект- субъектный процесс позволяет сформулировать этот принцип как важнейший для педагогики. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми. Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловлено различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимного уважения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 216-217)

См. также Дидактика, Дистервег, Песталоцци

Ч313

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
— направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика - одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно - с нормативной точки зрения - как определённое руководство к практическому педагогическому действию.

П.о. возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечивали возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Современные П.о. учитывают особенности массового школьного обучения. П.о. обусловлены потребностями общества и в то же время вариативны. Наряду с общими П.о. выделяются методические принципы, т.е. П.о. по отдельным школьным предметам. Определение круга дидактических и методических принципов, а также уточнение оснований для их выделения, детализации и т.п. составляют задачу специального педагогического исследования.

Предпринимались попытки отыскать обоснования П.о. в природе, поскольку формирование человека подчиняется общим законам развития природы (Я.А. Коменский). Поскольку в основе обучения лежит познание, теоретическое обоснование П.о. искали в философии. Учитывая, что в процессе обучения учащиеся производят различные умственные операции (анализ, синтез и др.), которыми управляет учитель, педагоги искали обоснование П.о. в психологии и т.д. П.о. обычно рассматривались вне связи с закономерностями процесса обучения в школе и не образовывали системы. Нет единства и в определении состава П.о.

Различение П.о. по их отношению к мировоззренческим и процессуально-техническим сторонам обучения позволяет усилить воспитывающую и развивающую функции обучения, подойти к построению иерархии, подчинению одних принципов другим. Вторая тенденция проявляется в объединении в пары некоторых принципов, ограничивающих действие друг друга. Учитывая эти тенденции, можно выделить одну из систем П.о.: принцип воспитывающего и развивающего обучения (см. Развивающее обучение), принцип связи обучения с жизнью, принцип научности и посильной трудности обучения (см. Научность), принцип систематичности и последовательности обучения (см. Систематичность и последовательность), принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя, принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления учащихся (см. Наглядность), принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся (см. Прочность усвоения знаний), принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся, принцип положительного эмоционального фона обучения. Все П.о. взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт необходимых результатов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 217-218)
Ч312.23

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
см. Русская православная церковь

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
— учебный предмет. Изучается на начальной и средней (5-й класс) ступенях общеобразовательной школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий начальные сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и отчасти физике и химии. В курсе П. учащиеся получают знания о живой и неживой природе и взаимосвязях между ними, о природе родного края, страны и мира в целом, взаимоотношениях человека и окружающей его среды, а также о строении и функциях организма человека, охране здоровья. В 5-м классе П. выполняет в осн. пропедевтические функции по отношению к другим предметам естественно-научного цикла.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 218)
Ч426.44-2,01

© Российская национальная библиотека, 2006