САГАНСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
— австрийская школьная система. Разработана И.И. Фельбигером, аббатом монастыря в Загане (отсюда название). С.с.о. была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765) и принята в австрийских землях и владениях с 1774. При С.с.о. в каждом малом населённом пункте открывались т.н. тривиальные школы для начального обучения детей в возрасте 6- 12 лет. В курс обучения входили чтение, письмо, счёт, основы религии и морали, сообщались также некоторые практические сведения о домоводстве, сельском хозяйстве. Обучение велось на родном языке учащихся. В крупных городах создавались главные училища (3-4-е классы), включавшие как предметы, принятые в тривиальных школах, так и латинский язык и начальные курсы истории, географии, естествознания, геометрии и строительного искусства, землемерного дела. Обучение велось чаще всего на немецком языке. В каждой области создавались т.н. нормальные школы, где эти же предметы преподавались более углублённо; обучение велось только на немецком языке. Была принята классно-урочная система обучения на основе принципов совместного обучения, единых учебников.

При некоторых главных училищах создавались курсы (3 мес) для подготовки учителей для тривиальных школ, а при всех нормальных школах - курсы (6 мес) для подготовки учителей главных училищ.

Опыт С.с.о. был использован Ф.И. Янковичем де Мириево при разработке школьного устава 1786 в России.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.251)
Ч33(4А)

САДИЗМ
— сексуальное отклонение, при котором достижение удовлетворения наступает в процессе причинения партнёру боли и телесных повреждений, при одновременной подчёркнутой демонстрации его унижения и подчинения. Термин "С." (нем. Sadismus - от имени Д.А.Ф. де Сада) введён в научное употребление Р. фон Крафт- Эбингом. В наиболее распространённом понимании С. предстаёт как проявление глубинного стремления одного человека превратить другого в неодушевлённую вещь, лишённую самостоятельности. С. обычно сопровождается разнообразными "моральными" оправданиями, среди которых наиболее распространены: сверхзабота о другом, самозащита, заслуженная месть или восстановление справедливости. С. может проявляться в различных общественных отношениях, которые связаны с подчинением и господством (в т.ч. между родителями и детьми, воспитателями и воспитанниками). Особенно благоприятным фоном для развития садистских склонностей являются условия военных действий, общественной нестабильности и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)

САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович (р. 1939)
— почетный член РАО (2001; Отделение высшего образования), ректор МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

САЙМОН (Simon) БРАЙАН (р. 1915)
— английский педагог. С 1950 в Лестерском университете (с 1966 профессор, с 1980 почётный профессор). Основатель и редактор педагогического журнала "Форум" (с 1958). Автор монографий по истории педагогики, в центре внимания которых эволюция британской системы образования, в т.ч. "Очерки по истории образования" (т. 1-3, 1960-74), "Образование и общество" (1989).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 403)
Ч33(2)7-8

САКУЛИНА Нина Павловна (1898-1975)
— педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, д-р педагогических наук (1967). В 1932-34 работала в экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса; в 1934-47 - в Центральном доме художественного воспитания детей; в 1947-60 - в НИИ ХВ; с 1960 - в НИИ ДВ. Разработала периодизацию развития изобразительной деятельности, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 403)
Ч411.355.22

САЛАЗКИН Сергей Сергеевич (1862-1932)
— биохимик, педагог, политический и общественный деятель. С 1898 профессор Петербургского женского медицинского института; с 1905 директор там же. В 1911 за сочувствие студенческому движению отстранён от всех должностей и выслан из столицы. В сентябре 1917 был назначен министром народного просвещения Временного правительства. Придерживался осн. принципов образовательной программы кадетов, предусматривающей децентрализацию школьного дела, введение бесплатного начального и среднего образования, автономию высших учебных заведений и др. Участвовал в деятельности Комиссии по реформе высших учебных заведений при МНП. Выступал по вопросам реформы медицинского образования, в т.ч. против передачи медицинских курсов в руки частных предпринимателей. В 1918-25 в Крыму: ректор Крымского университета; один из организаторов образования в крае. С 1925 профессор Ленинградского медицинского института. В 1927-31 директор Всесоюзного института экспериментальной медицины.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 403)
Ч33(2)52

САЛИМОВА Кадрия-Улькер Исмаил кызы (р. 1924)
— д-р педагогических наук (1971), профессор (1979), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

САЛОМОН (Salomon) ОТТО (1849-1907)
— шведский педагог, создатель шведской системы трудового обучения (т.н. слойда) и инициатор введения его в народную школу. С 1872 директор школы кустарных ремёсел в Неэсе, с 1874 - учительской семинарии. Гл. место в школьном образовании отводил ручному труду. При этом считал, что обучение нужно начинать не с отдельных упражнений, а с конкретных заданий, следующих друг за другом по нарастающей сложности. Его "Справочник для преподавателей кустарных ремёсел" (1890) переведён на несколько языков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 403)
Ч33(4Шв)

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
— Кинель Самарской обл., пос. Усть-Кинельский. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
— Самара, ул. 8-я Радиальная, 2. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Самара, ул. Чапаевская, 89. Специальная психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Самара, ул. М. Горького, 65/67. Психология, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, логопедия, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Самара, ул. Галактионовская, 141. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Самара, ул. Академика Павлова, 1. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Самарский

САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
— Самара, ул. Стара-Загора, 96. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
— процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью её улучшения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)

"Самовар"
— редакционно-издательское объединение, ТОО. Детская и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

САМОВНУШЕНИЕ (аутосуггестия)
— процесс внушения, адресованный самому себе, один из приёмов самоуправления личности. Широко применяется в спортивной педагогике; в психотерапии; при обучении иностранным языкам; при самовоспитании. С. может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное С. сопровождается самоинструкциями, мысленным воспроизведением определённых ситуаций (см.Аутогенная тренировка) и в значительной степени зависит от возможностей воображения личности. Непроизвольное С. характеризуется некритическим отношением личности к собственному поведению, взглядам, оценкам, отсутствием сомнения в их правильности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)

См. также Аутогенная тренировка

САМОВОСПИТАНИЕ
— сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в С. интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень С. - результат воспитания личности в целом.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251)

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ детей и молодёжи
— сообщества и группы, создающиеся по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Возникновение С.о. обусловлено тем, что в процессе социализации дети и молодые люди испытывают потребность в переживании и осознании своей общности со сверстниками, в групповой солидарности. Каждый ребёнок неизбежно становится членом к.-л. коллектива как формального, так и неформального.

В практике достаточно трудно провести различие между С.о. и неформальными объединениями (нетрадиционными объединениями, объединениями субкультуры, контркультуры и пр.). Среди специалистов наиболее распространена точка зрения, что в С.о. связующим звеном выступают осознанные цели и мотивы участников, а неформальные группы детей и молодёжи основываются на психологических взаимозависимостях участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы; цели членов мн. неформалов вообще нельзя сформулировать, а мотивация их деятельности носит стихийный характер. Поэтому к С.о. часто относят организационно оформленные детские и юношеские организации позитивной направленности (см.Детская общественная организация), а к неформальным группам - асоциальные и социально опасные общности. Однако такой подход неправомерен, т.к. строгого организационного оформления не имеют многие любительские объединения по интересам и др.; в то же время чётко организованы некоторые неформальные группы милитаристской, шовинистской и даже криминальной направленности.

Варианты социально-структурной организации С.о. многообразны. Среди них выделяются официально оформленные детские, юношеские и молодёжные организации с упорядоченным разделением социальных ролей (см.Детское движение, Международное детское и юношеское движение). В Рос. Федерации С.о., претендующие на участие в общественной жизни, должны быть официально зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Объединения могут быть различными по времени существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодёжи. Иногда С.о. разделяют по возрастному принципу на детские и молодёжные, однако такой подход достаточно условен, т.к. мн. организации имеют смешанный возрастной состав.

В отечественном детском и юношеском движении до конца 80-х гг. среди С.о. доминировали ВЛКСМ и пионерская организация. К концу 80-х гг. наиболее сильно проявилось противоречие между декларируемой самодеятельностью детских и юношеских организаций и их реальной зависимостью от вышестоящих общественных организаций и педагогических коллективов учебных заведений. Попытки реформировать ВЛКСМ и пионерскую организацию не имели успеха.

В 90-е гг. возникло большое число разнообразных партий, клубов, движений, представляющих интересы учащихся, студентов, молодых специалистов, предпринимателей численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Однако этот спонтанный процесс не привёл к появлению влиятельной самодеятельной организации. Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (преемник пионерской организации) и молодёжные фракции политических партий и движений (КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", "Единство" и др.) также не приобрели массового характера.

Наиболее актуальной проблемой является организация С.о. детей школьного возраста. Законом РФ об образовании (1992) запрещено создавать общественно-политические организации в школе. В то же время опыт показал, что детям и подросткам трудно сориентироваться в многочисленных объединениях, существующих вне школ и часто удалённых от места их жительства. Согласно социологическим исследованиям (конец 90-х гг.), 80% опрошенных детей ничего не знают о деятельности новых общественных организаций. Наиболее доступными для школьников являются объединения учащихся и С.о., создаваемые в системе дополнительного образования детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 251-252)

См. также Детская общественная организация, Детское движение, Детское общественное объединение, Международное детское и юношеское движение

Ч422

САМОКОНТРОЛЬ
— сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление С. - один из центральных механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразования этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.

В результате С. осуществляется осознанный выбор допустимых и наиболее приемлемых форм реагирования на обстоятельства окружающей действительности. Важным моментом С. выступает самоограничение, способность отказаться от непродуктивных и не одобряемых обществом реакций. Эта способность не присуща человеку изначально, а формируется постепенно по мере развития личности.

Оптимальная педагогическая стратегия в формировании С. состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребёнка. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять своё поведение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252)

САМОЛЮБИЕ
— моральное чувство, в котором выражается уважение человека к самому себе как личности. С. имеет много общего с гордостью. Но С. носит более личный характер, т.к. выражает субъективную оценку человеком собственных способностей и возможностей. С. может выступать положительным мотивом поведения, когда помогает человеку преодолевать трудности с целью достижения нравственных результатов и побуждает человека к защите своего достоинства. В этом случае С. становится устойчивым моральным качеством личности. С. является отрицательным качеством, когда превращается в самолюбование, необоснованную гордость. Неадекватное восприятие собственного "Я" мешает созидательной деятельности человека, установлению контактов с другими людьми. В целях предупреждения формирования негативных черт С. с ранних лет надо приучать ребёнка давать критическую оценку моральную своим поступкам.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252)

САМОНАБЛЮДЕНИЕ
— метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психологическими особенностями наблюдающего. Оно никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение.

В качестве исследовательского приёма С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в требующей специального истолкования форме.

Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, которые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с осознанным самоанализом, рефлексией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252)

САМООБРАЗОВАНИЕ
— целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное) и политическое. Осн. форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета.

С. всегда имело целью повышение квалификации или образовательного уровня. Мн. крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С.: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863-66 в С.-Петербурге издавался учебно-литературный журнал "Самообразование", в 1893 в Москве была создана Комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы для С. по мн. предметам, изучавшимся в университетах, выпускала "Библиотеку для самообразования", проводила письменные консультации. Облегчённые программы для С. готовил Отдел для содействия самообразованию, созданный в С.-Петербурге (1891) при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н.А. Рубакина, Н.И. Кареева и др. В 1892 группой московских учёных во главе с И.И. Янжулом была издана "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания". Значительную роль в развитии С. играли различные общественные курсы и народные университеты.

С 50-х гг. 20 в. удовлетворению потребности в С. способствовало формирование систем образования взрослых и повышения квалификации, а также совершенствование средств массовой информации (в т.ч. направлений учебного радио и телевидения). Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливают особую значимость С.

С. - обязательный компонент современного школьного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый учебный материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа и др. (см.Дополнительное образование детей). Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252)
— способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 36)

См. также Автодидактика, Акмеология, Дополнительное образование детей

Ч312.5
Ч441.69
Ю937.234

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
— центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.

С. может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей; некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому воздействию.

Ребёнок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Но подлинное С. осуществляется в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным самоутверждение: предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, собственным поведением утвердить своё соответствие ей. Это требует определённой зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного педагогического воздействия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 252-253)

САМООЦЕНКА
— элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253)

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
— одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. С. является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идёт о С. как результате дизсоциального воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253)

САМОСОЗНАНИЕ
— осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
— индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения органи- зации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной - например при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете; индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание. Наиболее распространённые виды С.р.: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.

В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся - центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации С.р. учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения. В 70- 80-е гг. методисты-естественники А.Н. Бекетов, А.Я. Герд предложили систему организации разнообразных практических С.р. (опыты, наблюдения и пр.).

Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций (новое воспитание, педагогика действия, школа активности) решали проблему повышения самостоятельности учащихся путём стимулирования их "умственной самодеятельности", применяя в качестве осн. воспитательного средства ручной труд.

В 20-х гг. 20 в. определённую роль в развитии теории самостоятельности учащихся сыграли комплексная система обучения и другие формы индивидуализации обучения (см.Индивидуализированного обучения системы).

При формировании знаний и умений учащихся традиционный, стереотипный, в основном вербальный, способ обучения становится малоэффективным. НТР требует от человека приспособления к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям производства, умения ориентироваться в нарастающем потоке информации. Роль С.р. школьников возрастает также в связи с изменением целей обучения, его направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Доля С.р. в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших - до 70%.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253)

См. также Домашняя самостоятельная работа, Индивидуализированного обучения системы

Ч421.267

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
— одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

С. формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в младенческом возрасте ребёнок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-го года встаёт, берёт игрушку и др.). На 3-м году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обострённом стремлении к С., иногда вопреки желанию родителей. Этот период называют кризисом 3 лет (см.Кризисы возрастные). На этом этапе необходимо разумно поощрять детскую С., развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции (см. Негативизм).

Дальнейшее развитие С. наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою С. как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодёжной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253-254)

См. также Кризисы возрастные, Негативизм

САМОСТЬ
— взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиДания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга - архетип.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 134)

См. также Архетип

САМОУБИЙСТВО
см. Суицид

САМОУПРАВЛЕНИЕ ученическое
— форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей. Существуют различные подходы к С. Например, авторитарное воспитание с помощью С. выполняет социальный заказ на формирование послушной, конформистской личности. Как подготовку к жизни С. рассматривал Я.А. Коменский. Мн. отечественные педагоги видели в С. средство развития демократических отношений. Идеи С. применяли П.Ф. Каптерев, А.Я. Герд, Н.В. Рукавишников, Ф.Ф. Резенер и др. Теорию С. разрабатывали: в начале 20 в. - С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.Н. Иорданский, Г.И. Россолимо, И.Г. Розанов, в 20-е гг. - А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, И.В. Ионин, С.М. Ривес, Н.П. Шульман, в 50-80-е гг. - Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, В.А. Караковский, О.С. Газман, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др.

Многообразие форм С. позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Излишнее число органов С. дезорганизует жизнь учащихся, поэтому важно чётко продумать структуру С. и содержание работы конкретных подразделений. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого его члена возникает осн. противоречие, которое можно разрешить, определив осн. групповой мотив как интегрирующий мотивы отдельных воспитанников. Цель С. превращается в общую для всего коллектива, когда учащиеся видят, что удовлетворение их индивидуальных потребностей зависит от достижения этой цели.

Одна из важнейших задач С. - развитие активности учащихся, которое достигается с помощью самоактивизации, организационного саморегулирования, коллективного самоконтроля. Самоактивизация означает вовлечение большого числа воспитанников в управленческую деятельность. Организационное саморегулирование проявляется в реализации организаторских функций учащимися, в устойчивости влияния актива воспитанников, в способности коллектива мобилизовывать свои возможности в сложной ситуации. Высокий уровень организованности С. может свидетельствовать как о его развитии, так и об авторитарном стиле руководства, низкий - о преобладании в коллективе стихийности. Коллективный самоконтроль выражается в анализе органами С. своей деятельности и поиске наиболее эффективных путей достижения гл. целей. Результат развития С. - взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все - за работу каждого.

Осн. закономерность развития С. - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Осн. принципы С.: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов С.; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и С.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

См. также Педагогический совет

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
— стремление индивида к достижению и поддержанию определённого общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путём лишь словесных заявлений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

САМОУЧКА (автодидакт)
— специалист, не получивший систематического профессионального образования и ставший образованной и творческой личностью в результате самообразования. С. были мн. выдающиеся деятели культуры и техники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

См. также Автодидактика

САМОЧУВСТВИЕ
— система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое С.), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА
— общеобразовательное учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении. С.-л.ш. обслуживают детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания, с психоневрологическими расстройствами, сколиозом. Учебные занятия строятся с учётом двух важных положений: необходимости обучения по программе общеобразовательной школы и использования учебного процесса с оздоровительной целью.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

См. также Школы-интернаты

Р11(2)442.7л768

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
— один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранения здоровья, высокой работоспособности, увеличения продолжительности жизни. Гигиеническое обучение и воспитание направлено на формирование знаний осн. вопросов гигиены и здорового образа жизни (см.Гигиена детей и подростков). С.п. учащихся включает: изучение основ гигиены в объёме школьной программы, внеклассную просветительскую работу, контроль за выполнением учащимися гигиенических требований, развитие инициативы в мероприятиях, укрепляющих здоровье, систематическое С.п. родителей, создание в школе и дома условий, способствующих выполнению гигиенических требований. Формы и методы С.п.: беседы, школы здоровья для учащихся и их родителей, демонстрация санитарно-просветительских фильмов.

К С.п. относится профилактика алкогольной и наркотической зависимости, направленная на формирование стойкого и осознанного отношения к употреблению алкогольных напитков и наркотиков. Такая профилактика должна проводиться параллельно с учащимися, преподавателями и родителями и иметь различное методическое обеспечение. Особую важность имеют выявление и индивидуальная работа с лидерами, отличающимися асоциальным и антисоциальным поведением, уже употреблявшими алкоголь и наркотики и способными отрицательно влиять на сверстников. Осн. меры профилактики инфекционных заболеваний, особенно гепатита и СПИДа, - пропаганда здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом и наркоманией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254)

См. также Гигиена детей и подростков

Ч421.354

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ (СанПиН)
— нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов окружающей его среды и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Согласно Закону РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991), санитарные правила обязательны для соблюдения всеми учреждениями, предприятиями и общественными организациями, независимо от их ведомствен- ного подчинения и форм собственности, а также всеми гражданами. Санитарным нарушением считается посягающее на права граждан и интересы общества умышленное или неосторожное действие (или бездействие), связанное с несоблюдением санитарных правил. За санитарное нарушение должностные лица и граждане Рос. Федерации могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Правила и требования разработаны с учётом Кодекса законов о труде РФ (1994), международных конвенций и других документов.

Например, для деятельности образовательных заведений, использующих в процессе обучения школьников компьютеры, важное значение имеет СанПиН 2.2.2.542-96: "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", определяющие условия труда учащихся, организацию рабочих мест, рациональный режим работы, технические требования к самим видеодисплейным терминалам, к микроклимату помещений и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 254-255)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
— С.-Петербург, 12-я линия Васильевского острова, 13а. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471, с.474)

См. также Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

Ч489.514(2)7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
— С.-Петербург, ул. Седова, 55/1. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТОЧНОЙ МЕХАНИКИ И ОПТИКИ (Технический университет)
— С.-Петербург, ул. Саблинская, 14. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— С.-Петербург, Университетская набережная, 7/9. Психология, социальная антропология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
— С.-Петербург, ул. Большая Морская, 67. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
— С.-Петербург, ул. Фучика, 15. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
— С.-Петербург, Литейный просп., 42. Психология, социальная работа, педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

"Сантакс-Пресс"
— ТОО, Тула. Детская, учебная, художественная литература, школьные учебники и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

САРАНЦЕВ Геннадий Иванович (р. 1938)
— д-р педагогических наук (1988), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Мордовского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Саратов, Театральная пл., 1. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Саратов, ул. Радищева, 89. Педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Саратов, ул. Политехническая, 77. Социальная антропология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Саратов, ул. Астраханская, 83. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Саратов

САРМЬЕНТО (Sarmiento) ДОМИНГО ФАУСТИНО (1811-1888)
— аргентинский государственный и общественный деятель, писатель, историк и педагог. В 1860-68 министр просвещения и сенатор от провинции Сан-Хуан, в 1868 - президент Республики Аргентины. Осн. (1836) первую в Аргентине школу для девочек. В 1840 был выслан из страны и до 1851 жил в Чили, где в 1842 основал первую в Южной Америке нормальную школу. Одна из наиболее значительных работ С. "О народном образовании" (1849) написана после изучения постановки образования в Европе и США. По инициативе и при участии С. в 1860-74 в Аргентине была создана сеть государственных начальных школ, открыты ряд средних школ (в т.ч. знаменитая "Школа Сармьенто" в г. Сан-Хуан и образцовая школа в г. Буэнос-Айрес), военная и морская школы и т.д.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 403)
Ч33(7А)

САРТР (Sartre) ЖАН ПОЛЬ (1905-1980)
— французский писатель, философ, общественный деятель. Преподавал философию в провинциальных лицеях. В годы 2-й мировой войны попал в лагерь военнопленных, в 1941 возвратился в Париж. С этого времени стал непримиримым противником фашизма, империализма и колониализма, его идеал - "социализм и свобода". Разработал (1943) феноменологическую концепцию сознания. Большой общественный резонанс получили его пьесы ("Грязные руки", 1948; "Дьявол и Господь Бог", 1951; "Затворники Альтоны", 1960), в которых на первый план выходит проблема политической морали. После 1952 сблизился с марксизмом. Создал "Критику диалектического разума" (т. 1 вышел в 1960, т. 2, оставшийся незаконченным,- в 1985).

В творчестве С. поднят ряд педагогических проблем. Концепция "неискренней веры" в её различных преломлениях затрагивает как индивидуальное сознание, так и межличностные отношения. Особое значение имеет исследование морали борьбы, допустимости и границ насилия. Анализ детства и его роли в формировании творческой личности получил отражение в разработанном С. жанре биографий. Нобелевская премия по литературе (1964; от премии отказался).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 403-404)
Ч33(4Фр)

САСОВА Ира Абрамовна (р. 1934)
— д-р педагогических наук (1990), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1999; Отделение общего среднего образования), заместитель директора Института общего среднего образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 467-468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290. Педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. )

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

САХАРОВ Дмитрий Иванович (1889-1961)
— одаренный педагог-физик и методист, кандидат педагогических наук, автор многих учебников по физике. Внес значительный вклад в развитие отечественной методики физики.
(Сахаров Дмитрий Иванович (1889-1961): Биобиблиогр. указатель. Сост. Е.Н. Савельева. - М., 2003. С. 4)
Ч33(2)7-8 Сахаров
В3д(2)Сахаров

САЦ Наталия Ильинична (1903-1993)
— режиссёр, драматург, педагог, народная артистка СССР (1963). Организовала один из первых в России постоянных детских театров. Открывшийся в 1918 как театр петрушек, марионеток и китайских теней, он вскоре расширил репертуар балетными и драматическими постановками. В 1919-20 на его основе был создан Московский театр для детей (МТД), в котором С. в 1920-27 была членом дирекции, а позже художественным руководителем. Одновременно в 1922-29 руководила школой эстетического воспитания. В 1937 необоснованно репрессирована.

С 1964 организатор, директор и художественный руководитель Московского детского музыкального театра (с 1987 академический, с 1994 носит имя Н. Сац). Разработала систему театрально-эстетического воспитания. Воплотила свои идеи в архитектуре здания (построено в 1979; С. была консультантом проекта). С 1978 С. вела в ГИТИСе курс режиссёров детских музыкальных театров (с 1984 профессор).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2)7-8

СВАДКОВСКИЙ Иван Фомич (1895-1977)
— педагог, действительный член АПН РСФСР (1945; член-корреспондент с 1944). Работал в педагогических научно-исследовательских учреждениях Москвы, Ленинграда. В 1946-50 президент АПН РСФСР. Осн. работы по методологическим проблемам педагогики, дидактике, вопросам воспитания, истории педагогики, подготовки учителей начальных классов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2)7-8

СВЕНТИЦКАЯ Мария Хрисанфовна (1855-1932)
— педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Содержала в Москве (1907-1918) частную гимназию с совместным обучением и платный детский сад при ней (с 1910). Преподавала на курсах при Народном Университете им. А.Л. Шанявского и др. Для воспитателей дошкольных учреждений подготовила курс "Рассказывание" (1916), указатель литературы для художественного чтения и рассказывания. Выпустила несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2)51

СВЕРХЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— та конечная цель воспитывающего обучения, которую ставит педагог, проектируя развитие учеников. Средняя и дальняя перспектива обучения, учительский стратегический план.
(Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. - Тюмень. 2004. С. 220)

СВОБОДА
— одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. В русском языке слово "С." в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесённости с идеей воли - возможность поступать как хочется.

Изначальное представление о С. общественного человека соотнесено с законом и, соответственно, с ответственностью за его соблюдение и наказанием за его нарушение. Представление о С. в развитых монотеистических религиях соотнесено с благодатью. Эти образы С. обобщаются в представлении о С. как познанной необходимости. Не зависящие от человека ограничения могут таиться в нём самом и обусловливаться не только незнанием и неумением, но и страхами (Эпикур, С. Кьеркегор), в частности страхом самой С. (Э. Фромм), страстями/аффектами (Р. Декарт, Спиноза). Одним из источников ограничений может быть власть.

В характеристике С. как действия заключена важная проблема возвышения С. от произвола к творчеству. В произволе и творчестве С. обнаруживается - как С. негативная и С. позитивная. И. Кант именно в позитивной С. усматривал действительную ценность. В этическом плане позитивная С. предстаёт как добрая воля, подчинённая нравственному закону.

В новоевропейской философии складывается понятие С. как политико-правовой автономии гражданина. Автономная воля обнаруживается как свободная через обуздание своеволия. В сфере права это - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали это - сообразование личной воли с долгом. В психологическом плане автономия выражается в том, что индивид действует в уверенности, что другие признают его С. и из уважения не препятствуют ей, а также в том, что он демонстрирует уважение к С. других.

В морали максима "С. одного человека ограничена С. другого" переосмысливается как личная задача и получает строгую форму императива: ограничивать собственное своеволие, подчиняя его соблюдению прав других, не позволяя себе чинить несправедливость в отношении других и содействуя их благу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255)

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.

Ведущие принципы С.в.: вера педагога в творческие способности ребёнка, сочетаемая с убеждённостью в том, что любое внешнее (даже самое благотворное) влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления (по типу общины).

Сторонники С.в. считали, что в преобразовании современного общества в гуманное решающее значение имеет создание условий для реализации доброй природы человека, чему препятствует авторитарное воспитание.

С.в. как самостоятельное педагогическое движение оформилось в начале 20 в., но исторически оно связано с гуманистическими педагогическими традициями эпохи Возрождения. Непосредственным предшественником теории С.в. считается Ж.Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогических теориях и практике представителей филантропизма и неогуманизма.

На рубеже 19-20 вв. сторонники педоцентризма (см.Детоцентризм) (Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитания, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника. Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.

Жизнедеятельность воспитанников в "свободных школах" строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Гл. роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести "Улей" С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), "Свободную школьную общину" Г. Винекена, "свободные школы" А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария) и др.

В России одним из первых взгляды, близкие идеям С.в., высказал Ф.Ф. Резенер. Родоначальником С.в. в России выступил Л.Н Толстой. По его мнению, школа должна была создаваться для ребёнка и помогать его свободному развитию, предоставляя учащемуся свободу воспринимать то учение, которое согласно с его требованиями. Толстой считал недопустимым навязывание педагогом своей воли детям. Однако в 1890-е гг. Толстой отказался от своих педагогических воззрений и пришёл к выводу, что С.в. является "прихотью и развратом детей" и противопоставил ему религиозное воспитание. Тем не менее именно идеи раннего Толстого стали катализатором распространения С.в. Его выразители (К.Н. Вентцель, А.У. Зеленко и др.) консолидировались вокруг журнала "Свободное воспитание" (ред. И.И. Горбунов-Посадов, 1907- 1918), в 1918 выходил под названием "Свободное воспитание и свободная школа".

Наиболее глубокое обоснование теория С.в. в России получила в работах Вентцеля. В "Декларации прав ребёнка" (1917) он провозгласил право каждого человека на свободное развитие всех заложенных в нём сил, способностей и дарований, трактуя это как право на образование и воспитание, сообразное с его индивидуальностью.

В начале 20 в. в России были осуществлены первые попытки практического применения идей С.в.: "Дом свободного ребёнка" Горбунова-Посадова (Москва), "Школа шалунов" А. Радченко (Баку), "Московская семейная школа" О.В. Кайдановой, детские общества "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", возглавляемые Зеленко и С.Т. Шацким.

После 1917 идеи С.в. официально рассматривались как противостоящие прежней "школе учёбы". Некоторые из них получили отражение в "Основных принципах единой трудовой школы" (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность, творческая активность и др.

В 1918-19 на принципах С.в. в значительной мере строилась деятельность школ-коммун. В советской педагогике некоторые гуманистические тенденции, свойственные С.в., стали возрождаться в опыте В.А. Сухомлинского во 2-й половине 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы С.в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255)

См. также Детоцентризм, "Педагогика свободы"

Ч313

СЕВЕРНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Магадан, ул. Портовая, 13. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
— С.-Петербург, Средний просп. Васильевского острова, 57. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Ставрополь, просп. Кулакова, 2. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
— Ставрополь, просп. Юности, 3. Психология, социальная работа, педагогика и психология, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Владикавказ, ул. Ватутина, 46. Психология, социальная работа, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Сев.-Осет.

СЕГЕН (Seguin) ЭДУАРД (1812-1880)
— французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. С 1839 руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. С 1848 в США; создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием. Автор медико-педагогической системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в тяжёлой степени.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(4Фр)

СЕЛИХАНОВИЧ Александр Брониславович (1880-1968)
— педагог, историк педагогики, профессор (1920). С 1906 преподавал в гимназиях Киева (его учениками были К.Г. Паустовский и М.А. Булгаков). Автор книг: "Очерки общей педагогики" (1912; для женских гимназий, учительских институтов и семинарий), "Философская пропедевтика в средней школе" (1913), "Психология нравственных переживаний" (1913), "История педагогики на Западе и в России" (1917) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2)7-8

СЕМАШКО Николай Александрович (1874-1949)
— государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР, академик АМН СССР (1944) и действительный член АПН РСФСР (1945). В 1918-30 первый нарком здравоохранения РСФСР. Создал (1921) кафедру социальной гигиены в Московском университете (профессор и зав. кафедрой до 1929). Один из организаторов массовой пропаганды гигиенических и естественно-научных знаний среди педагогов, родителей и учащихся. В 1945-49 директор Института школьной гигиены АПН (ныне Институт возрастной физиологии РАО) и одновременно (1947-49) - Института организации здравоохранения и истории медицины АМН. Был инициатором создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927-36 гл. редактор Большой медицинской энциклопедии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2)7-8

СЕМБАЕВ Абдыхамит Ибнеевич (1904-1989)
— казахский педагог, историк педагогики, член-корреспондент АПН СССР (1967), д-р педагогических наук (1966). В 1941-55 нарком, министр просвещения Казахской ССР, в 1963-74 директор НИИ педагогических наук им. И. Алтынсарина. Автор историко-педагогических трудов по истории образования в Казахстане.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 404)
Ч33(2К)

© Российская национальная библиотека, 2006