АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904)
— казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах ("Масгуд", 1887; "Сказание об Азиме"; "Искандер") и прозаических "Словах назидания" (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333 )
Ч33(2К)

АБАКУМОВ Сергей Иванович (1890-1949)
— языковед, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Разработал примерную классификацию ошибок, программу работы по стилистике в школе, оригинальные теорию и методику чтения ("Творческое чтение", 1925) и методику обучения пунктуации в школе ("Методика пунктуации", 4 изд., 1954).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)

См. также Академия педагогических наук

Ч426.13г(2)
Ч30е(2)л1

АБИЛИТАЦИЯ (от лат. habilis - быть способным к чему-либо)
— первоначальное формирование способности к чему-либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332)
Ч491.31-11
Ч491.08

АБИТУРИЕНТ (от позднелат. abituriens - собирающийся уходить)
— в большинстве стран - оканчивающий среднее учебное заведение. В России (традиционно) - поступающий в высшее учебное заведение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)

— лицо, оканчивающее среднее учебное заведение. В СССР с конца 50-х гг. термин "Абитуриент" приобрел другое смысловое значение - поступающий в учебное заведение.
(Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.I, С. 22)

— выпускник общеобразовательной школы, получивший аттестат зрелости и претендующий на поступление в учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)
Ч421.442.1

АБОВЯН ХАЧАТУР (1805-1848)
— армянский педагог, писатель-просветитель, основоположник новой армянской литературы и нового литературного языка, этнограф. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения "Предтропье" (1838), учебник грамматики русского и армянского языков и роман "История Тиграна, или нравственное наставление для армянских детей" (впервые напечатан в 1941).
(Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т. I, С. 23
(Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 1993 - 1999. Т.2, С. 333)
Ч33(2Ар)

АБОРИГЕНЫ (лат. Aborigenes, от ab origene - от начала)
— коренные обитатели страны, в противоположность прибывшим поселенцам. Название "аборигены" соответствует др.-греч. названию "автохтоны" (autochthones). Согласно др.-рим. преданиям, "Аборигенами" называлось древнее племя, жившее в Лации у подножия Апеннин.
(Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1973. Т.I. С. 24)

АБОРТ (лат. abortus - выкидыш)
— преждевременное прекращение беременности, естественное (самопроизвольное) или искусственное. Обычно под А. понимают второе значение. А. представляет не только медицинскую, юридическую, но также этическую (для мн. людей - религиозную), психологическую и педагогическую проблему. Ежегодно в мире производится ок. 35-55 млн. А. В 98% стран А. разрешён в целях спасения жизни, в 62% - для сохранения здоровья женщины, в 42% - в случаях беременности после изнасилования или инцеста, в 40% - при наличии дефектов у плода, в 29% - по экономическим и социальным причинам, в 21% стран - на основании желания женщины.

В этическом плане в основе спора сторонников и противников А. лежит философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона. С точки зрения морали всякий А. есть, в конечном счёте, зло и обязательно причиняет боль человеческой душе, поэтому А. всегда будет открытой моральной проблемой. "Декларация о медицинском аборте", принятая Всемирной медицинской ассоциацией (1970, Осло), допускает легальные А. Церковь осуждает А., но если римско-католическая и православная церкви запрещают А. даже по медицинским показаниям, то протестантизм и ислам допускают его в исключительных ситуациях. Согласно буддизму, А. всегда есть разновидность убийства.

В Рос. Федерации ежегодно прерывают беременность ок. 40 тыс. девочек до 17 лет. Проблемы А. вследствие беременности подростковой должны прежде всего решаться на государственном уровне. Девушки-подростки являются наиболее социально незащищённой категорией женского населения. Среди них много девочек из неблагополучных, неполных семей, а также в силу различных обстоятельств ставших безнадзорными и беспризорными. В каждом конкретном случае девочка-подросток (в т.ч. из благополучных семей) нуждается во взаимопонимании как со стороны родителей, так и педагогов, психологов, медицинских и социальных работников. Профилактическая работа по предупреждению А. у несовершеннолетних должна проводиться в рамках полового воспитания и включать информацию о контрацепции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)
Ч421.358

АБРАМОВ Александр Михайлович (р. 1946)
— кандидат педагогических наук (1976), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), директор Московского института развития образовательных систем.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2Р)
Ч30е(2)л1

АБРАМЦЕВСКАЯ ШКОЛА
— общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярная мастерская в усадьбе Абрамцево (один из центров общественно-культурной художественной жизни России), принадлежавшей С.И. Мамонтову. Инициатором создания школы (строительство было начато в 1873, открылась в 1874 или 1875) была его жена Е.Г. Мамонтова. А.ш. положила начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Развитию школы способствовали члены Абрамцевского художественного кружка (В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и др.), которые стремились возродить художественные народные ремёсла.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)

См. также Иллюстрация

Ч33(2)51
Ч424(2)714.9-худ.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio - отвлечение)
— форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. называется также и результат абстрагирования. А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий; существует также в виде чувственно-наглядного образа (чертежи, схемы, модели и пр.). А. - момент целостного процесса познания, направленного, в конечном итоге, на достижение конкретного, т.е. полного, всестороннего знания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)

АБУЛЬХАНОВА, Абульханова-Славская Ксения Александровна (р. 1932)
— д-р философских наук (1976), профессор (1991), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2Р)
Ч30е(2)л1

АБХИДХАРМА (санскрит - высшее законоучение)
— в буддизме отдел знаний по психологии, космологии и т.д., примерно соответствующий объёму понятия философии в античной культуре. А. изучается в буддийских школах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)

АВАНГАРДИЗМ (в образовании)
— стремление во что бы то ни стало следовать новаторским, авангардным, модным направлениям и течениям в образовании и управлении образованием. А. нередко заявляет о себе в периоды развития инноваций, когда осуществление нововведений становится престижным и поощряемым, а различение истинных новшеств от подделок требует времени и серьёзных аналитических усилий. Иногда стимулированию А. способствуют действия органов управления образованием, которые требуют от школ осуществления определённого количества инновационных проектов независимо от конкретных обстоятельств. А. в своих крайних проявлениях наглядно демонстрирует, что даже такая ценная характеристика, как чувство нового, может быть доведена до абсурда и превращена в свою противоположность. Негативная в целом оценка А. связана с тем, что он не только не способен обеспечить реальный успех в развитии школы, но и ведёт к дискредитации мн. полезных начинаний и их носителей.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)
Ч312.5

"АВАНТА+"
— издательский центр, ЗАО, Москва. Детская энциклопедическая и развивающая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АВЕНАРИУС Василий (Вильгельм) Петрович (1839-1923)
— русский писатель. С 70-х гг. писал для детей, сотрудничал в журналах "Детское чтение", "Задушевное слово", "Родник". Произведения для самых маленьких читателей "Сказка о пчеле мохнатке" (1879) и "Что комната говорит" (1880) были удостоены 1-й премии Фребелевского общества (1880). Научно-фантастическая повесть "Необыкновенная история о воскресшем помпейце" (1889). Популярные жизнеописания писателей (повести о Д.И. Фонвизине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)

АВРАМОВ Вячеслав Яковлевич (1845- ?)
— педагог. С 1871 в течение 25 лет работал учителем в школе в дер. Волково, близ С.-Петербурга. Школа пользовалась огромной популярностью среди населения и считалась образцовой по методике обучения. Преподавал также в воскресных школах, открытых по его инициативе на Шлиссельбургском тракте, и в вечерних технических классах для рабочих.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч33(2)

АВСТРИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
— направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х. фон Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. 19 в. по 10-е гг. 20 в. в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико-экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Эренфельса, который ввёл термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико-геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт-качество" признавалось ещё одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)
Ч33(4А)

АВТАРКИЯ (греч. autarkeia - самоудовлетворение)
— состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния блаженства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9)

АВТОДИДАКТ
см. Самоучка

АВТОДИДАКТИКА
— теория и практика конструирования собственных технологий обучения
(Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М., Воронеж, 2003. С. 2)

— универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем.
( Куринский В.А. Автодидактика. - СПб., 2001. C. 2)

— новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм.
( Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века". - Пятигорск, 2004. С. 74)

См. также Когнитивная психология, Куценко В.Г.,Самовоспитание,Самообразование, Самоучка

Ч312.5
Ч441.69
Ю937.234

АВТОКОММУНИКАЦИЯ
— естественное условие психологической активности.
(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. C. 123)

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС)
— комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. С помощью АОС осуществляют:
  1. выявление исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их индивидуальных особенностей;
  2. подготовку учебного материала (объяснительных текстов и иллюстраций, учебных и контрольных заданий);
  3. предъявление учебного материала, адаптацию его по уровню сложности, темпу представления информации;
  4. управление познавательной деятельностью учащихся;
  5. определение показателей их работоспособности;
  6. завершающий контроль качества усвоения;
  7. регистрацию и статистический анализ показателей процесса усвоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом.

АОС реализует одну или несколько дидактических функций в большей мере, чем другие обучающие устройства, освобождает учащихся от некоторых вспомогательных компонентов учебной деятельности, не ведущих непосредственно к усвоению. В ходе индивидуальных диалогов с учащимися АОС позволяет сократить объём лекционного материала и высвободить время для общения лектора со слушателями. Возможность применять АОС для проведения лабораторных и практических работ устраняет разрыв между получением знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности учащихся. Техническое обеспечение АОС включает: ЭВМ, расположенные в классах рабочие места учителя и учащихся, оснащённые необходимым оборудованием, и линии связи ЭВМ с рабочими местами. Учебно-методическое обеспечение АОС - это учебный материал и сценарий обучения, разработанный преподавателем, а также методические указания для преподавателей, проводящих занятия в классе АОС. Лингвистическое обеспечение - специализированные языки, которые позволяют вести учащимся диалог в форме, отвечающей особенностям изучаемой дисциплины, составлять учебные курсы и управлять работой АОС. Программное обеспечение АОС - совокупность программ ЭВМ, реализующих те или иные функции, возложенные на АОС. Организационное обеспечение АОС включает различную документацию, регламентирующую её работу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 9-10)

— система, представляющая собой комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначена для индивидуализации обучения.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2000. C. 4)
Ч312.31

АВТОМАТИЗМ (от греч. autоmatos - самодействующий) в психологии
— умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без непосредственного участия сознания. Различают "первичный" А. (функционирование врождённых, безусловно-рефлекторных программ) и "вторичный" А. (результат прижизненного формирования действий, приобретения ими свойств навыка). Основой "вторичного" А. служит образование жёстких связей между свойствами ситуаций и определённой последовательностью операций, требовавших первоначально сознательной ориентации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)

— выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой автоматизма являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. Автоматизм действий лежит в основе образования привычек, навыков.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332)

— способность человека выполнять определенные действия (навыки, привычки) без непосредственного участия сознания.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АВТОНОМИЯ (греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон)
— в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в:
а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера.
В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчёркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)

АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ
— один из ранних этапов развития речи ребёнка (выделен Л.С. Выготским и А.Р. Лурией). А.р. выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счёт повторения. А.р. ситуативна, неопределённа и многозначна, т.к. ребёнок ещё не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. А.р. в зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребёнка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)

АВТОНОМНОСТЬ образовательных учреждений
— один из основных принципов государственной политики Рос. Федерации в области образования по Закону об образовании РФ (1992). Реализация этого принципа связана с децентрализацией управления в сфере образования и означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенции, а также ответственности образовательных учреждений. А. образовательных учреждений связана с приобретением образовательными учреждениями прав юридического лица, разработкой устава, выработкой образовательной политики и стратегии, включая основные направления развития. А. означает одновременно отказ от диктата органов управления образованием, ослабление зависимости образовательных учреждений от них и необходимость изменения их взаимодействия со школами (установление партнёрских и взаимовыгодных отношений, отношений договорного характера). А. не означает полной самостоятельности и независимости образовательных учреждений от государственного и общественного контроля, от территориальных образовательных систем, т.к. практика самоизоляции, замкнутости школы означала бы искажение принципа А. Успешная реализация принципа А. одинаково важна как для развития образования в стране в целом, так и для развития каждого образовательного учреждения, т.к. создаёт благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей школы, её индивидуальности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)
Ч34(2)7

АВТОРЕФЕРАТ (от авто... и лат. refere - докладывать, сообщать)
— краткое изложение автором содержания своего научного произведения, работы. А. диссертации — краткое изложение диссертационной работы, содержащее основные результаты исследования и перечень основных публикаций по теме диссертации.
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 6-7)
Ч312.68

АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
— определенный тип личности, которой присущи консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, стереотипность мышления, конформизм.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
— сосредоточение власти в руках педагога при устранении учащихся от участия в учебно-воспительном процессе, подавлении инициативы и воздействии на них мерами принуждения.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)
Ч30в

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
— педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А.в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведёт к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. А.в. противостоят концепции естественного воспитания и свободного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10)

— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности.
(Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 4)

См. также Воспитание авторитарное, Мазохизм, Педагогическое взаимодействие, Семья, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс, Юность

Ч313

АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas - значение, влияние, власть)
— добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, осн. на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению. Первыми А. для любого человека выступают родители, с которыми связан первый опыт социального взаимодействия, общения и которые выступают для ребёнка носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Беспрекословное подчинение ребёнка родителям порождает типичную педагогическую ошибку: родители утверждаются во мнении, что сама по себе их позиция выступает основой и гарантией их А., для поддержания которого не требуется дополнительных усилий. Однако по мере взросления ребёнок обретает всё большую самостоятельность и родители могут сохранить свой А. лишь в том случае, если его основой всё более выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства, которые ребёнок способен оценить.
С поступлением ребёнка в школу учитель приобретает для него даже больший А., чем родители. Это означает не утрату родителями своего влияния на ребёнка, а его естественное разделение между ведущими институтами социализации - семьёй и школой. Для младших школьников А. учителя, как правило, определяется его ролью. Подростки начинают критически относиться к А. учителя. Они признают за учителем право принимать ответственные решения в ситуациях учебной деятельности, однако доверие к учителю с их стороны авансируется в меньшей степени, чем в младшем возрасте. У старшеклассников происходит дальнейшее усиление личностной избирательности за счёт уменьшения ориентации на А.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 10-11)

— категория социальной психологии, обозначающая:
  1. власть индивида, основанная на занимаемом им положении, общественном статусе или должности;
  2. признание за индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом случае индивид может не обладать властью, но пользоваться всеобщим уважением, доверием, обусловленным его идеальной представленностью в сознании других и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 307)

АВТОРСКАЯ ШКОЛА (англ. authorial school; нем. Autorenschule, f)
— феномен инновационной образовательной практики в России в конце 20 в., экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие А.ш. связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992). Концепции и практика А.ш. обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты А.ш. мн. специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей А.ш. выступают как учёные, так и практики. А.ш. известны, как правило, по именам их создателей - "школа В.А. Караковского", "школа Е.А. Ямбурга" или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: "школа диалога культур" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), "школа развивающего обучения" (В.В. Давыдов), "школа самоопределения" (А.Н. Тубельский) и др. Термин "А.ш." часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий ("школа А.С. Макаренко", "школа В.А. Сухомлинского" и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)

— экспериментальное учебно-воспитательное заведение, деятельность которого основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.
(Педагогика: Учебник. Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)
— экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин "А.ш." употребляется с конца 1980-х годов. Авторским по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.
(Образование: Словарь-справочник / Авт.-сост. А.Л. Кураков. - М., 2004. С. 4)

См. также Экспериментальные школы

Ч424(2)7
Ч30е(2)л1-7

АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
— составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ А.о.п. разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно. Для авторских программ характерны оригинальные концепция и содержание. А.о.п. предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п.
При оценке А.о.п. эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе её создания; в чём отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов (см.Стандарты образовательные); какие новые результаты надеются получить авторы при работе по этой программе и за счёт чего; какие трудности могут возникнуть при реализации новой программы и каковы пути их преодоления; имеются ли необходимые учебные и методические пособия для учителя и учащихся и т.п.; какие педагогические технологии, формы организации занятий, методы, приёмы, средства обучения оптимальны для реализации данной программы; подкреплена ли программа документацией (объяснительная записка и пр.); требует ли программа опытно-экспериментальной проверки; какая помощь от администрации школы, специалистов необходима для доводки программы, её экспертизы, проверки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)
Ч421.211

АВТОЭРОТИЗМ
— сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без к.-л. внешних объектов. В более узком смысле А. - незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное влечение, связанное с к.-л. одним органом или возбуждением в одной эрогенной зоне, находит своё удовлетворение безотносительно к цельному образу тела, к первичному наброску "Я". В "Трёх очерках по теории сексуальности" (1905) З. Фрейд с помощью этого понятия стремился осмыслить сущность детской сексуальности и выдвинул тезис об условности объекта сексуального влечения. Если в начале сексуальной жизни удовлетворение может быть достигнуто без помощи объекта, впоследствии объект может стать разным. Детская сексуальность автоэротична, в отличие от взрослой сексуальности с ха- рактерным для неё выбором объекта.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)

"АГАР"
— издательство, ООО, Москва. Учебная и учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)
http://agarbook.narod.ru/

См. также Издательства РФ

АГАЯН Газарос (1840-1911)
— армянский писатель, педагог, общественный деятель. Выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, за светское воспитание, совместное обучение мальчиков и девочек. Автор учебника для начального обучения "Майрени лезу" ("Родное слово"; ч. 1-4, 1875-90). Ок. 40 лет это был самый распространённый учебник для армянской начальной школы. Написал также учебную книгу "Аревик" (1908; букварь и самоучитель для взрослых) и др. Один из основоположников армянской детской литературы. Осн. детский журнал "Ахпюр" ("Родник", 1883; до 1891 фактически руководил его изданием).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч33(2Ар)

АГНОЗИК
— человек, неспособный узнавать предметы по их элементарным сенсорным свойствам при полном сохранении зрения, слуха, осязания (сенсорных функций) и сознания.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 41)

АГНОЗИЯ
— логопедический термин, означающий расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают зрительные, тактильные, слуховые.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 332-333)
Ч437.92

АГРАММАТИЗМ
— общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр. А. отмечается обычно в связи с алалией, афазией, умственной отсталостью.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)
Ч437.928

АГРАФИЯ
— полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)

— полная неспособность овладеть основами письма или потеря этого навыка. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания часто сохраняется. Является обычно следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 333)

См. также Письмо

Ч437.93

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. aggredior - нападаю, франц. agressif - вызывающий, нападающий, воинственный)
— мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.). Выделяются:
  1. физическая агрессия (нападение);
  2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание (угроза, проклятья и пр.);
  3. прямая агрессия - действия, непосредственно направленные против к.-л. субъекта или объекта;
  4. косвенная агрессия - действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (сплетни, шутки и пр.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся по разному);
  5. инструментальная агрессия - продуманные действия, преследующие некоторую нейтральную цель;
  6. враждебная агрессия - действия, целью которых является причинение страдания объекту А.п.;
  7. аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений и пр.

Агрессию следует отличать от настойчивости и упорства ребёнка, отстаивания им своих прав. Существуют устойчивые индивидуальные различия и склонности к А.п. Например, рождение нового ребёнка в семье, развод родителей и прочее могут вызвать как временное усиление агрессии, так и перейти в устойчивый тип поведения. А.п. ребёнка может вызывать ответную реакцию со стороны взрослых и сверстников. Однако враждебность других людей, в свою очередь, способствует усилению агрессии ребёнка. Закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного воспитания, дизсоциального воспитания, деформации системы ценностей в обществе и семье, а также в результате некритического восприятия некоторых кино- и видеофильмов, в которых А.п. персонажей преподносится как образец мужества и силы. Преодоление А.п. возможно путём формирования эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладения навыками межличностного общения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)

— действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. Поскольку агрессивность социально порицается, у человека может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (т.н. аутоагрессия -самоуничижение, самообвинение). Установлено, что закрепление форм А.п. происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий - авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.п. эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются выразить его посредством А.п.
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 8)

См. также Насилие, Раздражительность

Ч439.5
Ч421.334

АГРОПЕДИНСТИТУТЫ
— в РСФСР учебные заведения (1930-32), организованные на базе педагогических институтов с сельскохозяйственным уклоном для подготовки учителей школ колхозной молодёжи и сельских девятилеток. Впоследствии преобразованы в педагогические институты (см.Педагогическое образование).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11)
Ч489.514(2)714.8

АДАМАР (Hadamard) ЖАК САЛОМОН (1865-1963)
— французский математик, профессор Коллеж де Франс (1897- 1935), Парижского университета (1900- 1912), Политехнической школы (1912- 1935), член Парижской АН (с 1912), иностр. почетный член АН СССР (1929). Труды по дифференциальным уравнениям, теории функций, теории чисел, механике. Занимался вопросами преподавания в школе. Написал учебник геометрии (в рус. пер. - "Элементарная геометрия", ч. 1, 1948, ч. 2, 1938).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч486.24г
Ч426.24г
В1д(4Фр)Адамар

АДАМС (Adams) ДЖОН (1857-1934)
— английский педагог, первый профессор педагогики в Великобритании. В труде "Эволюция педагогической теории" (1912) предпринял попытку упорядочить категориальный аппарат педагогики, выдвинул аргументы в пользу автономии педагогики как науки.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч33(4Вл)54

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptatio - приспособлять, прилаживать; adaptio - приспосабливание, приноравливание)
— В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период (см.Пубертатный скачок роста), когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую, стрессовую реакцию организма ребёнка.
Нарушения А. рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей возникают вредные привычки: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей и пр. В период неустойчивой А. дети чаще болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела и т.п.
А. учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, правильный режим дня, питание, организация учебных занятий в школе и дома и т.д.). В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки неустойчивой дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по отношению к нервно-психическим и соматическим заболеваниям и нуждаются в проведении педагогической, психологической и медицинской коррекции.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 11-12)

— способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, напправленные на сохранение постоянства его внутренней среды. А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса А. ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (дет. сад, школа), при вхождении в новый коллектив.
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л. Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 9)

— многокомпонентный процесс, обеспечивающий развитие субъекта и включающий три релевантных признака:
во-первых, процесс приспосабливания субъекта к новой среде,
во-вторых, отношение равновесия между субъектом и средой,
в-третьих, результат приспособительного процесса.
(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)

— процесс и результат становления индивида социальным существом.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

— приспособление личности к изменениям образовательного процесса.
(Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства. - СПб., 2002. С. 135)

См. также Адаптация педагога, Адаптация школьная

АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГА в образовательном учреждении
— процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (например, приспособление к работе со школьниками может происходить быстрее или медленнее, чем налаживание отношений с коллегами). При этом особенно важна А.п. к характеру внутришкольного управления (см.Управление школой). Наиболее сложна адаптация учителей, впервые начинающих педагогическую деятельность (молодых специалистов, преподавателей, получивших педагогическое образование в зрелом возрасте, и др.). Затруднения в А.п. могут привести к обострению профессиональных и личностных проблем и уходу работника из педагогической профессии. Новые члены педагогического коллектива объективно нуждаются в поддержке коллег.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю)
— процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Результатом социально-психологической адаптации личности являются сформированные социальные и профессиональные качества деятельности, поведения, общения, принятые в обществе.
(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 308)

— приспособление человека к условиям новой социальной среды, один из общественно-психологических механизмов социальной личности.
(Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. С. 9)

— процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.
( Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003. С. 143)

См. также Социальная адаптация

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ
— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
— социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социо-культурные изменения.
( Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н.Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003. С. 9)

АДАПТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
— социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на сохранение и развитие личности.
(Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003. С. 10)

АДАПТИВНАЯ ШКОЛА
— модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям). Идея А.ш. опирается на один из гл. принципов государственной политики Рос. Федерации в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Однако А.ш. не может полностью устранить необходимости первичной адаптации ребёнка к школе, хотя и делает её максимально гуманной и продуманной.
Один из создателей концепции А.ш. Е.А. Ямбург полагает, что в ней должно быть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Он рассматривает А.ш. как школу быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, школу разноуровневого и многопрофильного образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)
Ч424(2)7

АДАПТИВНОСТЬ
— способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ
— облегчённый текст литературно-художественных и других произведений, приспособленный для малоподготовленных читателей или детей; применяется чаще при изучении иностранного языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)
Ч312-об. ин. яз.

АДЕКВАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
— соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АДЕКВАТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
— соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)

АДЛЕР (Adler) АЛЬФРЕД (1870-1937)
— австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. С 1915 доцент Венского университета, с 1929 профессор психологии Колумбийского университета (Нью- Йорк). Отрицая биологизм З. Фрейда, наделял личность социальными побуждениями. Центральное место в концепции А. отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у человека комплекса неполноценности и средств его компенсации. Гл. задачей воспитания считал нейтрализацию чувства неполноценности за счёт направления его в полезное для общества русло и укрепления "социального чувства".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ю91(4А)6-736.2

АДЛЕР Анна Александровна (1856- 1924)
— просветительница, педагог. Впервые в России начала издание книг для слепых по системе Л. Брайля, основав на собственные средства в 1885 в с. Троицкое, близ Подольска, типографию рельефно-точечного шрифта. По её инициативе открыта первая общедоступная читальня для незрячих читателей в Румянцевском музее в Москве (ныне Рос. государственная библиотека) и положено начало коллекции брайлевских книг, впоследствии переданной в Рос. государственную библиотеку для слепых.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч433.3(2)

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ образовательного учреждения
— группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность. К ним относятся: директор, его заместители, помощники, секретарь, заведующий интернатом при образовательном учреждении, руководители филиалов, бухгалтеры, коменданты и др. Осн. обязанность А.-у.п. - удовлетворение потребности образовательного учреждения и его внешней среды в осуществлении внутришкольного управления (см.Управление школой). Цели, функции, структура и численность А.-у.п. зависят от типа, вида, размеров образовательного учреждения, его структуры, содержания образования и форм организации образовательного процесса и контингента учащихся и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)
Ч421.41

АДОЛЬФ Андрей Викентьевич (1857- 1905)
— педагог и филолог. Директор московской 5-й гимназии. Учебно-педагогический процесс в гимназии А. строил на основе принципов свободного воспитания и детской самодеятельности. Читал в Московском университете курсы по общей дидактике, истории педагогики и по методике преподавания древних языков.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г.,с.333)
Ч33(2)51

"АДОНИС"
— издательство, ЗАО, Москва. Детская, развивающая, художественная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АДЪЮНКТ (лат. adjunctus - присоединённый)
— при некоторых университетах и академиях заместитель заведующего кафедрой. В России в университетах были адъюнкт-профессора, но общим университетским уставом 1863 вместо них введены штатные доценты.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)

АДЪЮНКТУРА
— одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооружённых Сил. Аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Окончившие А. и защитившие диссертацию получают учёную степень кандидата наук.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)

См. также Послевузовское профессиональное образование, Последипломное образование

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Адыгея, Майкоп, ул. Первомайская, 208. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Адыг)711.9 Майкоп

АЗБУКА (по первым славянским буквам "аз" и "буки")
  1. алфавит.
  2. Букварь.
  3. В музыке система условных знаков (нотная А.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)

АЗБУКИН Дмитрий Иванович (1883-1953)
— дефектолог и психиатр, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Автор трудов по олигофренопедагогике, клинике и психологии олигофрении ("Клиника олигофрении", 1936), истории специальной педагогики. Организатор подготовки в вузах учителей-дефектологов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333)
Ч435.3(2)

АЗБУКОВНИКИ
— древнерусские анонимные рукописные толковые словари или справочники энциклопедического или филологического характера. Им предшествовали (с 13 в.) азбучные словари необщеупотребительных слов. Известно св. 200 списков А., большинство их относится к 17 в. Основу А. составляли лексические материалы, они включали и сведения по арифметике, географии, истории, философии, ботанике, зоологии и другие, а также пособия для изучения иностранных языков. От лексико-энциклопедических отличают школьные А. (с конца 17 в.; известно 4 списка), в состав которых входили правила поведения учеников в школе, дома и в общественных местах, некоторые нормы семейного воспитания. Отражены система наказаний, взаимоотношения учителя и учащихся. Помещался и материал учебного характера: азбука, сведения по грамматике, образцы сочинений, писем и т.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12)

АЙЗЕНК (Eysenck) ХАНС ЮРГЕН (1916- 1997)
— английский психолог. Директор психологического отделения Госпиталя Модсли в Лондоне (с 1946), профессор Лондонского университета (с 1955). В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных её характеристик выступают экстраверсия и интраверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). По А., в их основе лежат врождённые особенности нервной системы, в частности баланс между процессами возбуждения и торможения. За пределами концепции А. остаются мировоззрение, идеалы, ценности и пр.; личность, по А., - явление психобиологическое. Большое влияние на практику оценки способностей учащихся оказали исследования А. по психодиагностике.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 333-334)
Ю91(0)

АЙНИ (псевдоним; настоящее имя САДРИДДИН САИД-МУРОДЗОДА) (1878-1954)
— таджикский писатель, педагог, общественный деятель, д-р филологических наук (1948), заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1940) и Узбекской ССР (1950), академик и первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР. Участник создания тайного общества "Воспитание детей" (1910). Автор букваря (1908) и книги для чтения "Воспитание юношества" (1909, 1917; в неё вошли первые в персидско-таджикской литературе произведения, написанные специально для новометодной школы). Составил книги для детского чтения, а также краткий толковый словарь таджикского языка (опубликован в 1976). Инициатор издания первого узбекского журнала для детей "Болалар Юлдаши" ("Путеводитель для детей", 1919).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 334)
Ч33(2Тад)7
Ч426.21,6(2)32тад.
Ш5(2=Тад)7-4Айни

"АЙРИС"
— издательство, ООО, Москва. Учебная и др. литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич (1872-1928)
— интуитивист в методике преподавания литературы. Считал преподавание литературы неотделимым от преподавания родного языка.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 31-35)
Ч426.21г(2Р)

АЙ-КЬЮ (IQ)
см. Коэффициент интеллектуальной одарённости

АКАДЕМИЗМ (франц. academisme)
  1. чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.
  2. Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.
  3. Направление в изобразительном искусстве 16-19 вв.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 12-13)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ
— первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при Петербургской АН, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. Первоначально имела 2 отделения: немецкое (3 года обучения) и латинское (2 года). В 1758-65 А.г. возглавлял М.В. Ломоносов. На основе составленного им "Регламента" выделены классы "российские" (русский язык, русская история, ораторское искусство и стихотворчество), "латинские" и "классы общих оснований" (естествознание, математика, философия и др.), обучение в которых велось параллельно; весь курс разделён на 3 цикла: низший, средний и высший. В последующие годы в А.г. были основаны подготовительные классы; в старших классах введена неполная университетская программа (1770).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)

См.также Гимназия академическая

Ч424(28)73

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
— неудовлетворительный результат аттестации учащегося по к.-л. учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. А.з. ликвидируется в течение следующего учебного года. На ступенях начального общего и основного общего образования учащиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие А.з. по двум и более предметам, по усмотрению их родителей остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения (см. в статье Задержка психического развития) или продолжают обучение в форме семейного воспитания (с участием педагогов школы). Имеющие А.з. по одному предмету переводятся в следующий класс условно. Во всех случаях перевод осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения. Студенты средних и высших профессиональных учебных заведений, которые не ликвидировали А.з. даже по одному предмету в срок, установленный правилами данного образовательного учреждения, могут быть отчислены.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА
— предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя - свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента - получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые А.с. влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ (бакалавра, магистра)
— признак достижения лицом определенного уровня высшего образования, предусмотренного законодательством, соответствующим образовательным стандартом и образовательной программой и удостоверяемого выдачей документа о высшем образовании установленного образца.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 17)

См. также Бакалавр, Магистр

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК
— отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессинального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.)
(Законодательство в образовании: Сб. основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340)

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— первое в России светское высшее учебное заведение при Петербургской АН. Осн. в 1724 г. Петром I. Занятия начались в 1726 г. первоначально факультетов и кафедр в А.у. не было, занятия велись нерегулярно, содержание их определялось специальностями читавших лекции академиков. Новый устав 1747 г. провозгласил самостоятельность А.у., который делился на классы (кафедры): математический, физический, гуманитарный. Лучшие студенты по окочании университета переводились в адъюнкты (см.Адъюнктура), получали степень магистра. В 1758-65 гг. А.у. возглавлял М.В. Ломоносов (преподавал с 1742 г.). При нем были организованы факультеты: философский, юридический, медицинский; занятия велись на 3 курсах - от общего образования (младший курс) к узкой специализации (старший курс). К концу 18 в. университет практически прекратил свое существование.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)
Ч484(28)711.9

АКАДЕМИЯ (лат. academia)
— название некоторых учреждений и учебных заведений. Слово "А." происходит от имени мифического героя Академа (Akademos), в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в. до н.э. Платон читал лекции своим ученикам (т.н. Платоновская А.). А. именовали кружки учёных, собиравшиеся при правителях некоторых средневековых государств, общества мыслителей и художников эпохи Возрождения. В 17 в. возникли первые академии наук. Существуют универсальные А. (Петербургская АН, Российская АН и др.) и отраслевые (Академия художеств, РАО и др.). Современные А., создаваемые в сфере искусств, телевидения и т.п., как правило, - самоуправляемые сообщества, формирующиеся из членов, избираемых за свой вклад в развитие соответствующих областей науки и творчества. Предусмотрено несколько категорий членства и особые (академические) звания. А. в некоторых странах организуют и ведут научно-исследовательскую работу. Учебные А. по типу организации близки институту с несколькими факультетами.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)

— высшее учебное заведение, которое:
  1. - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
  2. - осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определения области научной и научно-педагогической деятельности;
  3. - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры;
  4. - является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 4)
Ч484(2)7

"АКАДЕМИЯ"
— издательский центр, ОАО, Москва. Педагогическая, учебная для средней и высшей школы и учебно-методическая литература для начальных и средних профессиональных учебных заведений.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)
http://academy.kg/

См. также Издательства РФ

"АКАДЕМИЯ К"
— издательство, Москва. Детская, развивающая и учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ им. Н.К. Крупской (АКВ)
— высшее педагогическое учебное заведение, один из центров педагогической науки в СССР. Осн. в 1919 в Москве на базе педагогического института им. П.Г. Шелапутина как Академия народного образования (с 1920 - Академия социального воспитания; с 1923 - АКВ). АКВ задумана и организована Н.К. Крупской и П.П. Блонским (первый ректор, 1919-23) как центр исследований в "интересах социалистической перестройки" системы народного образования. Готовила преподавателей средних учебных заведений, руководящих работников образования. В 1934 переведена в Ленинград. В 1935 преобразована в Коммунистический педагогический институт им. Н.К. Крупской. В 1942 объединена с Педагогическим институтом им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)
Ч484(2)7

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА при Правительстве Российской Федерации
— Москва, просп. Вернадского, 82. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч488.84(2)7

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР
см. Российская академия образования (РАО)

"АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ"
— издательство, ООО, Ярославль. Детская, педагогическая, развивающая и учебная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АККОМОДАЦИЯ (лат. accomodatio - приспособление к чему-либо)
— приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счёт его активности, в результате чего эта схема изменяется. Введено Ж. Пиаже в его концепции интеллекта; А. была описана по аналогии с биологической А., целью которой является процесс приспособления к требованиям окружающего мира. А. соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они составляют акт приспособления, адаптации.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 13)

© Российская национальная библиотека, 2006