АНКЕТА
— опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. АНКЕТЫ бывают:
ОТКРЫТЫЕ (свободные ответы отвечающего),
ЗАКРЫТЫЕ (выбор ответа из предлагаемых) и
СМЕШАННЫЕ. Широко используется в пед. исследованиях.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

См. также Анкетирование

АНКЕТИРОВАНИЕ
— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

См. также Анкета

АННЕНСКАЯ Александра Никитична (урождённая Ткачёва; 1840-1915)
— детская писательница. В 60-х гг. преподавала в воскресных школах и содержала частную школу (1865-67), сотрудничала (1871-88) в журнале "Семья и школа". Автор повестей и рассказов для детей, проникнутых идеями 60-х гг. Осн. сочинения: сборник "Зимние вечера" (1877; 7 изд., 1914); повести "Брат и сестра" (1880), "Мои две племянницы" (1882); роман "Анна" (1881) и др. В 1872 вышел художественный перевод и пересказ для детей книги "Робинзон Крузо" Д. Дефо, выдержавший при её жизни 7 изданий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)5-8

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio - примечание, пометка)
— краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

АННОТИРОВАНИЕ
— краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

АНОМАЛИЯ (греч. anomalia - отклонение, неправильность)
— отклонения разной степени от нормы. Синоним - деваиация.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

См. также Девиантное поведение

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ (греч. anomalia - отклонение, неправильность)
— дети, имеющие значительное отклонение от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития.
(Глоссарий современного образования. Под ред. В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко.- Харьков, 1998. С. 13)
Ч430

АНОМИЯ (от греч. anomalia - отклонение от нормы)
— понятие, введённое Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицид, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали происходит отчуждение некоторых социальных групп населения. Новые социальные нормы и ценности, правила поведения отвергаются членами этих групп. Ими выдвигаются собственные (в т.ч. и асоциальные и антисоциальные) цели и идеалы. А. затрагивает при социальных потрясениях все социальные слои, но особенно сильно проявляется среди молодёжи.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

АНОПОВ Иван Алексеевич (1844-1907)
— педагог, общественный деятель. Участвовал в организации и разработке основных положений об отдельных типах учебных заведений. Систематизировал (1889) сеть профессиональных учебных заведений и дал анализ состояния профессионально-технического образования в России. Предложил (1891) новый тип среднего учебного заведения, которое на основе сближения общеобразовательной и профессиональной подготовки готовило бы к продолжению образования и практической деятельности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(2)5-8

АНТИПАТИЯ (греч. antipatheia, от anti- - приставка со значением враждебности и pathos - чувство)
— чувство неприязни, нерасположения к кому-либо, чему-либо. А. противоположна симпатии. А., как и симпатия, во многом является безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к людям безнравственным, жестоким и т.п.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.17)

— устойчивое отрицательно эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. С. 123)

АНТИПЕДАГОГИКА
— течение в педагогике стран Западной Европы и США 2-й половины 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шёнебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария). А. опирается на психоаналитическую концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость максимального расширения рамок свободного проявления бессознательных порывов и сиюминутных потребностей развивающейся личности. Сторонники А. считают, что только спонтанное формирование человека ведёт к гуманизации общества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17)

— теория строится на позиции полной ликвидации школы, отвергает понятие воспитуемости, приветствуя свободу детства. В российской педагогике мыслится как стихийное влияние антиобщественного сознания, антиобщественных отношений на формирование личности ребенка, базируется на пренебрежении к образованию и культуре.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 152)

См. также Дескулизация

Ч30в2

АНТИЧНОСТЬ
— педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города-государства), в Риме - к концу 1 в. до н.э., когда рабовладельческую республику сменила империя.

Древняя Греция. Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах и поэмах Гомера, из которых было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и достоинстве. Осн. методом воспитания было подражание образцам, в т.ч. мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становились образцами для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из осн. функций государства; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл.о. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитательным институтом в полисах 8-6 вв. до н.э. была система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения "мусическим искусствам": танцам, музыке, слову. Другим осн. элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т.н. спартанское воспитание).

В начале 6 в. в Спарте было создано военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жён и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жёстко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало 3 цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл - эфебия (юноши от 16 до 20 лет, т.н. ирены, или эйрены). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Девушки также занимались физкультурой. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям.

Музыка, песни - всё было направлено на мобилизацию воинов. Например, песни Тиртея (2-я половина 7 в. до н.э.) призывали пренебрегать любой славой, кроме воинской. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания, победы в которых поддерживали аристократический престиж юношей. Популярность общегреческих и местных соревнований свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков соревновательного духа, который проявился также в интеллектуальной сфере. К концу 6 в. до н.э. греки начали культивировать и интеллектуальные достоинства.

Решающее значение оказало введение писаных законов (например, законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н.э. красноречие вошло элементом в систему обучения юношей. Ок. 560 до н.э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы и их изучение стало основой школьного образования. В то же время возникала историческая проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитывать грядущие поколения. В Аттике с 6 в. до н.э. распространились театральные представления. С 6 в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Появились первые школы: философская (пифагорейская) школа в Кротоне (ок. 532 до н.э.), медицинские школы в Кротоне и Кирее (конец 6 в. до н.э.).

С конца 6 в. до н.э. в развитии греческой культуры и образования ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания сочетала умственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание. Мальчики с 7 лет в сопровождении рабов-педагогов посещали одновременно палестру (место занятий физической культурой), музыкальные и грамматические школы (преимущественно частные). К 5 в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет.

Осн. идеи греческой педагогической мысли пытались сформулировать софисты (мудрецы, люди, сведущие в к.-л. области). Культивировались понятие "пайдейа" (всестороннее развитие), идеал "калокагатии" (физическое и нравственное совершенствование). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусство спора) и риторике (красноречие), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высшего образования. Однако релятивизм софистов (например, доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиционного благочестия и построенного на нём воспитания. Относительность нравственных норм софистов вызывала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистической школы представление о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм.

К 4 в. до н.э. демократический полис вступил в эпоху упадка, однако именно в этот период создавались философские школы учениками Сократа - Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н.э. открыл риторскую школу Исократ. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам.

Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. до н.э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр образования. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало 3 в. до н.э.) - знаменитый мусейон с Александрийской библиотекой и в Пергаме - Пергамская библиотека. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы. Характер начального образования по сравнению с классической эпохой практически не изменился. На более высокой ступени обучения в грамматической школе образование уже определялось новым характером эллинистической образованности. Мальчики 7-14 лет посещали школу кифариста, палестру, школу грамматиста. Под руководством грамматика в помещении гимнасия читали произведения Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского, Сапфо, Эсхила, Софокла, Еврипида, Менандра, Геродота, Демосфена и др. Чтение и толкование авторов сопровождалось упражнением в сочинительстве. Красноречию обучались в риторской школе. Система высшего образования эфебов включала физическую и военную подготовку, уроки, лекции, выступления. Изучались грамматика, философия и риторика, реже математика и медицина. Профессиональное образование приобреталось в частном порядке в наиболее известных учебных центрах.

Древний Рим. В 3 в. до н.э. Рим стал ведущим в военном отношении государством, но находился на относительно низкой ступени культурного развития. В отличие от древних греков, считавших идеалом благородного героя, римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. Обучение грамоте в начальной школе носило элементарный характер. В 15-16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. Первый очевидный факт греческого влияния - вольный перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера, выполненный греком - вольноотпущенником Ливием Андроником (3 в. до н.э.). С тех пор "Одиссея" в течение почти 2 веков была осн. учебным пособием в латинской школе. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и т.п.

Формировалось научное знание. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по литературе и языку. В 60-х гг. 2 в. до н.э. появились грамматические школы; греческие и латинские школы существовали параллельно. В 155 до н.э. в Риме читали лекции представители трёх философских школ Афин (академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанимали педагогов из греков.

Первая высшая риторская школа открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н.э. (закрыта как противная нравам предков). Однако риторы продолжали свою деятельность и в 85 до н.э. появилась знаменитая "Риторика Гереннию", ставшая классическим пособием вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н.э. приписывалась Цицерону). В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу.

Учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон ("отец римской образованности") создал учебное пособие "Науки" (33 до н.э.), включавшее грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру. Первые семь предметов составили тривиум и квадривиум - т.н. семь свободных искусств. В это же время Цицерон (трактат "Об ораторе" и др.) ввёл понятие "h Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27 до н.э. - 14 до н.э.) и в 1 в. н.э. - во всей империи. Достижением Рима стали правовые школы. К 1 в. н.э. система гуманитарного обучения включала элементарную (для детей 7-12 лет; чтение, письмо, счёт), грамматическую (12- 15 лет; чтение и толкование классических авторов) и риторскую (15-18 лет; упражнения в красноречии) школы. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вергилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и др., особенно Цицерона. О программе риторской школы можно судить по произведению Квинтилиана "Об образовании оратора". Первая латинская грамматика создана в 1 в. н.э. Реммием Палемоном (не сохранилась). В 4 в. н.э. Донат составил пособие по грамматике, сокращённый перевод которого был популярен в средние века. Наиболее обстоятельное изложение грамматики дал Присциан (начало 6 в. н.э.).

В 1 в. н.э. римские императоры стали осуществлять контроль за школьным образованием, некоторые из них установили ряд привилегий для преподавателей и ввели ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 философские школы в Афинах и школу риторики. В 425 Феодосий и Валентиниан окончательно утвердили государственный характер школы и запретили частное преподавание. В начале 6 в. н.э. Юстиниан изгнал из школы учителей-язычников и в 529 закрыл языческие школы в Афинах. Античная система образования была усвоена средневековьем, а педагогические идеи легли в основу педагогики гуманизма (см.Возрождение).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 17-19)

См. также Неогуманизм, Палестра,Риторика, Семь свободных искусств

Ч426.33

АНТОНОВА Ирина Александровна (р. 1922)
— действительный член РАО (1989; Отделение образования и культуры), директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

АНТРОПОВА Мета Васильевна (р. 1915)
— д-р медицинских наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент РАО (1968; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8
Ч486.63г(2)

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение, возникновение)
— историко-эволюционное формирование физического типа человека, первоначальное развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества. Учение об А. является разделом антропологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АНТРОПОГЕННЫЙ(от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение, возникновение)
— связанный с происхождением человека.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

АНТРОПОКОСМИЗМ
— философское и общенаучное воззрение, согласно которому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

— система взглядов, мировоззрение, признающее равноценность человека и Космоса (окружающего мира).
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 175)

АНТРОПОЛОГИЗМ (антропологический принцип) (от греч. anthropos - человек и logos - учение)
— философская концепция, усматривающая в понятии "человек" осн. категорию и исходящая из неё в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввёл и обосновал Л. Фейербах. В России его сторонником был Н.Г. Чернышевский. В широком смысле А. — составная часть философских учений о человеке.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в культурологии
— сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России - А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками ("пережитками") культуры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos - человек и logos - понятие, учение)
  1. наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 в.
  2. В широком смысле - совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

— интеграция знаний о человеке в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, ориентирующая на рассмотрение человека как субъекта собственной жизнедеятельности.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 199)

— наука о становлении человека в контексте исторических условий его жизнедеятельности.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 174)

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология стала разрабатываться с1860-х гг. на Западе (Карл Шмидт и его школа). Одновременно педагогическая антропология зародилась и в России (К.Д. Ушинский и его школа).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогическая антропология". М., 2002 г., с.13-14)

— комплекс наук, изучающих становление человека в образовании; включает в себя совокупность знаний (медико-биологических, психологических, педагогических, философско-социологических и др.), обеспечивающих педагогическую деятельность.
(Педагогические теории, системы, технологии. Спр. материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 5)
Ч30в2

См. также Педагогическая антропология

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость)
— течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером "науки о духе" - сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 осн. Антропософское общество, в 1923 - "Свободный университет науки о духе" (Гетеанум) в Дорнахе (Швейцария). Идеи А. получили реализацию в педагогике (Вальдорфская педагогика), искусстве (эвритмия) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

— своеобразное (часто фантастическое) толкование различных областей знания, а также методика развития предполагаемых "тайных способностей" человека, приводящих к духовному господству над природой.
(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 174)

АНТРОПОЭКОЛОГИЯ ("антропос" (греч.) - "человек"; "экология" (греч.) - "учение о жилище")
— a) учение о взаимоотношениях и взаимозависимости человека с окружающим его миром.
Следует различать термины "экология человека" и "антропология". Экология человека - это учение о сохранении и развитии здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды.
Антропология - это учение о взаимоотношениях и взаимозависимости человека с окружающим его миром: от природы, общества и культуры до биосферы и мироздания в целом.
Экология человека обращена преимущественно вовнутрь, антропология - вовне, экология человека близка к валеологии, антропология акцентирует внимание на духовном компоненте взаимоотношения человека со всем сущим.
(Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб., 2003. С. 23-24)

— б) интегральная дисциплина, изучающая то, как на всех этапах жизни человек строит свою жизнедеятельность во взаимодействии с природой, социумом и культурой, какие факторы определяют качество жизни, какие необходимы условия для реализации ценностных установок личности, какие трудности при этом предстоит преодолеть.
Антропологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества ("преуспевающее общество").
(Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб., 2003. С. 41-42, 197)

См. также Экология, Валеология

АНЦЫФЕРОВА Людмила Ивановна (р. 1924)
— почетный член РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), ведущий научный сотрудник Института психологии РАН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

АПАТИЯ (греч. apatheia - бесчувственность)
— безразличное, безучастное отношение к окружающему миру. При А. снижены или полностью утрачены интересы, отсутствуют эмоциональные реакции. А. часто употребляется как синоним лености и флегматичности. А. может быть врождённым качеством, но может свидетельствовать о нарушении в психическом здоровье ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АПАЦАИ-ЧЕРЕ, Апацаи-Чери (Apaczai Csere, Apaczai Cseri) ЯНОШ (1625-1659)
— венгерский педагог-просветитель, философ. Сторонник идей Я.А. Коменского. Составил первую на родном языке "Венгерскую энциклопедию" (1653), первым в Венгрии обосновал и пытался реализовать 3-ступенчатую систему образования (начальная, средняя и высшая школа).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335)
Ч33(4Вн)

АПЕЛЛЯЦИЯ
— аргументированное письменное заявление абитуриента либо о нарушении процедуры вступительныъх испытаний, приведшем к снижению оценки, либо об ошибочности, по его мнению, выставленной оценки на вступительных испытаниях. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность выставления оценки за ответ абитуриента.
(Законодательство в образовании: Сб. основных нормативно-правовых документов в области образовании. - М., 2002. С. 340)

АПОСТОЛЫ (от греч. apostolos - посол)
— в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства (см.Христианская культура). В Новом завете двенадцать А. - ближайшие последователи ("ученики") Христа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

См. также Христианская культура

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к и perceptio - восприятие)
— зависимость восприятия от предшествующего опыта данного субъекта, общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Термин "А." введён Г.В. Лейбницем, впервые разделившим перцепцию (смутное и бессознательное восприятие) и А. - ясное, отчётливое, осознанное видение содержания познаваемого. И.Ф. Гербарт ввёл понятие А. в педагогику, истолковывая её как осознание воспринимаемого нового знания на основе его связи с родственными представлениями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АПРАКСИНА Ольга Александровна (1910-1990)
— педагог, д-р педагогических наук (1971). Преподавала в консерваториях Москвы и Свердловска. С 1944 в системе АПН. Один из первых в России исследователей истории русской музыкальной педагогики ("Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе", 1948). Автор пособий для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 335-336)

АПРИЛОВ Васил Евстатиев (1789-1847)
— деятель болгарского национально-просветительского движения, педагог, писатель. В 30-е гг. возглавлял общество содействия просвещению болгар; на собранные обществом средства открыл (1835) в Габрове первую в Болгарии национальную светскую школу. В книге "Мысли о современном болгарском образовании" (1847) сформулировал принципы начальной болгарской школы, дал анализ болгарских учебников. Автор трудов по истории болгарской культуры и языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)

АПРОБАЦИЯ
— испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 12)

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentation - приведение аргументов)
— рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное оббоснование и оценку ддоввводов в защиту определенного тезиса.
(Григорьев В.И. , Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб, 2002. С. 187)

"АРГУС"
— издательско-полиграфический комплекс. Детская, учебная и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АРЕНДТ (Arendt) РУДОЛЬФ ФРИДРИХ (1828-1902)
— немецкий химик и педагог. Первым разработал методику преподавания химии как самостоятельного учебного предмета в средней школе. Ввёл "методическую" систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава вещества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)

АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА (1802-1862)
— первая в России провинциальная частная художественная школа. Основана живописцем А.В. Ступиным в Арзамасе (руководил А.ш. до 1861). С 1809 в ведении Академии художеств, где лучшие ученики А.ш. продолжали обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АРЗАМАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Арзамас Нижегородской обл., ул. Карла Маркса, 36. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384 до н.э.- ок. 322 до н.э.)
— древнегреческий философ и учёный-энциклопедист. Философия А. делится на теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знаний, практическую, цель которой - знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой - знание ради творчества. Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания (пайдейи) у А. выходит за рамки школьной педагогики, перерастая в понятие "культура" как трансляция знаний, этических ценностей и норм поведения, регулируемая государством. Т.о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность - своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика - педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократической формы правления.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)

АРИФМЕТИКА (от греч. arithmos - число)
— раздел математики; изучает простейшие свойства чисел и действия над ними. Как учебный предмет изучается в начальной школе.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)
Ч426.25-2,01

АРКИН Ефим Аронович (1873-1948)
— педагог, врач, действительный член АПН РСФСР (1947). Одним из первых учёных в СССР разрабатывал теорию и методику общественного дошкольного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч413(2)

"АРКТИ"
— рос. издательско-книготорговый альянс, центральный орган Содружества детских педагогических издательств в России, ООО, Москва. Педагогическая, методическая, учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)
http://arkty.ru/

См. также Издательства РФ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Армавир Краснодарского края, ул. Розы Люксембург, 159. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
— Армавир Краснодарского края, ул. Луначарского, 185. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)
http://www.apsi.ru

См. также Негосударственные ВУЗы

"АРМАДА-ПРЕСС"
— издательство, ЗАО, Москва. Детская, юношеская, художественная литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АРМСТРОНГ (Armstrong) ГЕНРИ ЭДУАРД (1848-1937)
— английский химик; в педагогике - основатель и пропагандист эвристического метода обучения естественно-научным дисциплинам. Секретарь (1875-93) и президент (1893-95) Королевского химического общества, иностр. поч. член АН СССР (1932). С 1880 разрабатывал проблемы улучшения преподавания естественнонаучных дисциплин в школе; осн. источником знаний в этой области считал эксперимент: ученик, поставленный в положение первого исследователя определённой проблемы, должен самостоятельно найти решение и сделать выводы. В соответствии со своими взглядами разработал программу школьного курса химии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч426.57г(2)

АРМСТРОНГ (Armstrong) СЭМЮЭД ЧАПМЕН (1839-1893)
— американский педагог. Разработал проект организации обучения для негров и индейцев. В 1868 осн. в Хэмптоне (штат Виргиния) платный Нормальный и сельскохозяйственный институт для подготовки педагогов из детей негров, а впоследствии также и индейцев. Руководил им до конца жизни.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч33(7США)

АРНОЛД (Arnold) ТОМАС (1795-1842)
— английский педагог, реформатор средней привилегированной школы (паблик скулз) в Англии. С 1828 директор паблик скул в Регби. Гл. задачу педагогики А., следуя Дж. Локку, видел в нравственном воспитании. Ему принадлежит оригинальная педагогическая система, названная "воспитанием характера". В Регби А. применил идею параллельного педагогического воздействия: младшие ученики подчинялись старшим (т.н. система фагов). Интернаты ("дома") представляли собой разновозрастный ученический коллектив, управляемый главой "дома" - учителем и воспитателем. В систему А. входило самоуправление учащихся. Его программа включала изучение латинских и греческих авторов, которое непременно связывалось с вопросами современной жизни. Предложенные А. принципы воспитания нашли широкое применение в грамматических школах и стали английской традицией.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч33(4Вл)

АРНОЛЬД Иван Карлович (1805-1891)
— сурдопедагог. Потерял слух в детстве. Получил художественное образование в Германии. Служил (до 1854) в Эрмитаже. В 1860 осн. первое в Москве училище для глухонемых, где применялись дактилологический и устный методы общения, общеобразовательные школьные и ремесленные программы. С 1863 училище содержалось Попечительским советом (председатель в 1869-98 П.М. Третьяков); с 1900 - в ведении Городской думы; названо Арнольдо-Третьяковским. Играло роль сурдопедагогического методического центра.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч433(2)

АРНОЛЬД Игорь Владимирович (1900-1948)
— математик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Обосновал цели преподавания арифметики в средней школе, предложил доступную учащимся методику преподавания отрицательных чисел, сформулировал принципы отбора и составления арифметических задач. Автор учебников и учебных пособий по арифметике и алгебре.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч426.24г(2)

АРСЕНЬЕВ Александр Михайлович (1906-1988)
— педагог, организатор педагогической науки, действительный член АПН СССР (1959). Вёл научную и преподавательскую работу, возглавлял ряд НИИ АПН. В 1949-58 заместитель министра просвещения РСФСР. Автор обобщающих работ по методологии педагогики.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч33(2)7-8

АРТЕФАКТ (лат. arte - искусственно и factus - сделанный)
— экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

АРТТЕРАПИЯ
— терапия средствами искусства. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.
(Коджаспирова Г.М Педагогический словарь. - М. 2005. С. 126)

См. также Психотерапия

Р357.19
Ю948.1-82
Ч430.135.5

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Архангельск, набережная Северной Двины, 17. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Университеты

Ч488.74(2)7

АРХЕТИП (от греч. arch:e - начало и tipos - образ)
  1. в позднеантичной философии прообраз, идея.
  2. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т.ч. художественной.
  3. Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 19)

См. также Самость

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
— составная часть отечественного архивного фонда. Хранятся в архивах всех уровней: центральных, государственных, архивах республик, краевых, областных и других. Значительные комплексы документов находятся в отделах рукописей музеев, библиотек, академий наук, университетов, а также в ведомственных архивах государственных органов образования.

Государственный архив РФ в Москве (1992) хранит документы по истории народного образования и педагогики в РСФСР с 1917. Российский государственный военный архив (РГВА) в Москве (1919) хранит документы по военному образованию и педагогике с 1917 по 1940. Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ) в С.-Петербурге (ведёт историю с 1718) хранит материалы по истории военно-морского образования с 18 в. до 1940. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве (ведёт историю с 1941) хранит документы по истории народного образования и педагогике с 18 в. В личных фондах архива документы и материалы Л.И. Поливанова, С.А. Рачинского, А.С. Макаренко и др. Российский государственный архив древних актов (РГАДА) в Москве (с 1852). В составе фондов - собрание источников по истории народного просвещения и образования в России в 17-18 вв. Российский государственный исторический архив (РГИА) в С.-Петербурге (1919) хранит документы высших государственных учреждений Рос. империи, министерств и ведомств, в ведении которых находилось дело просвещения. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) в Москве (1819) сосредоточил документы по истории военного образования в России с 18 в. по 1918. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) в Красногорске (1926) хранит кинофотодокументы с 1917. Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) в Москве (с 1962) хранит фонодокументы по народному образованию с 1919 по настоящее время. Научный архив РАО в Москве (с 1944) содержит материалы по истории образования, педагогике, психологии, дефектологии с 17 в. Значительное место занимают личные фонды.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.19-20)

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
— епархиальные школы, в России первые регулярные духовные учебные заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно-административных учреждениях). Создавались с 1721 в соответствии с "Духовным регламентом". Первоначально в них могли обучаться дети из различных сословий; по мере развития светских профессиональных учебных заведений в А.ш. стали приниматься лишь дети из духовного сословия. По окончании учения они могли определяться как на церковные должности, так и в гражданскую службу. В большинстве школ осуществлялось религиозно-нравственное воспитание, преподавались основы грамоты, арифметика и пение. В дальнейшем "Регламент" предусматривал введение 8-летнего курса. Образцом такого учебного заведения была частная школа Прокоповича Феофана в Петербурге (осн. в 1721). В 30-50-е гг. 18 в. А.ш. постепенно преобразовывались (с 1737 в соответствии с правительственным указом) в духовные семинарии (см.Духовные учебные заведения).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 20)

См. также Духовные учебные заведения

АСАКИ (Asachi) ГЕОРГЕ (1788-1869)
— молдавский и румынский писатель, просветитель, учёный, педагог. Содействовал открытию в Молдавском княжестве государственных учебных заведений. Организатор научно-просветительских и художественных обществ, публичной библиотеки в Яссах; издатель первых газет и журналов. Предложил проект системы преемственных учебных заведений. Автор школьных учебников по истории, латинскому языку и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч33(2М)

АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевдоним - ИГОРЬ ГЛЕБОВ) (1884-1949)
— музыковед, композитор, педагог, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Один из организаторов общедоступных концертов. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, музыкально-просветительских книг, статей по проблемам организации и методики музыкального воспитания школьников, музыкально-профессионального обучения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч426.67г(2)
Ч459.723(2)

АСКЕТИЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах)
— практический метод нравственного самосовершенствования, выражающийся в ограничении или подавлении своих телесных потребностей, чувственных желаний и т.п. Аскетами назывались греческие атлеты, которые занимались закаливанием и тренировкой тела путём гимнастических упражнений и воздержания. Философы стоической школы употребляли понятие "аскезис" в значении "упражнения в добродетели" и воздержания от неразумных побуждений (страстей): страха, скорби, гнева, удовольствия.

Аскетическое совершенствование духа воплощается в идеале любви (см.Милосердие, Совершенство). Мистика божественного познания сливается с этикой совершенствования духа. При этом только тот А. признаётся истинным, который совершается с постоянным "разумением" цели подвижнической жизни: единения с Богом в неразрывном союзе любви к ближним.

Идея А. получила наибольшее развитие в христианстве. В христианской традиции А. рассматривается не как самоцель, а как средство и условие спасения, он приобретает нравственную оправданность лишь тогда, когда осуществляется во имя высшей цели - любви к Богу и ближнему. Только в служении этой цели, которое требует самоограничения, возможно совершенствование человека (см.Заповедь любви). Осн. "аскетическими" категориями выступают понятия святости, самосовершенствования, покаяния, терпения, самоотверженности, смирения и т.д.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.20)

См. также Духовность,Заповедь любви,Милосердие, Мудрость, Смысл жизни,Совершенство, Человекознание

АСМОЛОВ Александр Григорьевич (р. 1949)
— д-р психологических наук (1996), профессор (1997), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой факультета психологии МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
см. Девиантное поведение

АСПИРАНТ (от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться)
— лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
(Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340)

— лицо, иеющее высшее образование с уровнем квалификации дипломированного специалиста или магистра, обучающееся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 20)

См. также Аспирантура,Магистр

АСПИРАНТУРА (от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться)
— форма подготовки научно-педагогических и научных кадров. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатской диссертации - с 1934 г.). Различают А. с отрывом от производства (очная) и без отрыва от производства (заочная). В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная А., осуществляется главным образом при университетах и специальных центрах т.н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 20)

— наличие аспирантуры - одно из необходимых условий для реализации в вузе программ по подготовке магистров.
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 102)

— первая ступень послевузовского профессионального образования, ведущая к получению ученой степени кандидата наук, и основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных учреждениях.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 20)

См. также Послевузовское профессиональное образование

Ч484(2)78

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. аssimilatio)
— усвоение, слияние, уподобление. А. - понятие концепции интеллекта Ж. Пиаже, выражающее собой усвоение материала за счёт его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В процессе адаптации А. тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребёнка встреча нового предмета с существующей схемой ведёт к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между А. и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 20)

АССИСТЕНТУРА (АССИСТЕНТАТУРА) - СТАЖИРОВКА
— ступень послевузовского профессионального образования и форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях искусств.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 21)

См. также Послевузовское профессиональное образование

Ч489.74(2)78

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— направление в психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. А.п. в своём развитии прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания; классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами (в качестве которых рассматривались ощущения и представления); экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в осн. концепцию фактор активности субъекта.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 20)

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio - соединение)
— связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами и пр.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают А. по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введён Дж. Локком (1698), хотя явление "А." описано ещё Платоном и Аристотелем. Естественно-научное объяснение А. дал И.П. Павлов, который показал, что основой всех видов А. являются временные нервные связи, и считал, что понятие "А." открывает путь для соотнесения психических явлений с физиологическими процессами. Л.С. Выготский рассматривал А. как этап развития мышления, предшествующий становлению научных понятий. Важность развития ассоциативного мышления в процессе обучения отмечали П.А. Шеварёв, Н.Ф. Добрынин, Ю.А. Самарин.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 20)

"АССОЦИАЦИЯ XXI век IТ"
— ТОО, Смоленск. Учебная, учебно-методическая литература, учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО
— учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие в рамках соответствующих национальных программ с ЮНЕСКО в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей. Возникли в начале 50-х гг. как одна из форм развития международных контактов в сфере образования. СССР включился в движение А.ш. в 1966. А.ш. самостоятельны в выборе форм и содержания учебной и внешкольной работы. Информация о деятельности А.ш. в мире обобщается секретариатом ЮНЕСКО. В 90-х гг. в мире в почти 100 государствах насчитывалось св. 2 тыс. А.ш., в т.ч. в России св. 60 (среди них школы, ПТУ, техникумы, педагогические институты и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 20-21)

"АСТ"
— издательство, творческое кооперативное объединение, Москва. Образовательная, детская и другая литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АСТЕНИЯ (от греч. astheneia - бессилие)
— слабость, повышенная утомляемость, неспособность к длительному умственному или физическому напряжению. Может быть обусловлена перенесёнными заболеваниями, физическими или психическими перегрузками, а также функциональными или органическими нарушениями головного мозга (церебрастения). Эмоциональные нарушения выражаются в раздражительности, повышенной чувствительности, плаксивости (чаще у девочек), вспыльчивости. Интеллектуальная истощаемость проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти. Длительная А. может сопровождаться задержкой психического развития; в этих случаях дети нуждаются в специальных формах обучения. Проявление А. у человека называется астеническим синдромом.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

"АСТ-Пресс"
— издательство, ЗАО, Москва. Детская, образовательная, развивающая литература, контурные карты, школьные учебники и атласы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Астрахань, ул. Татищева, 20а. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

"АСТРЕЯ"
— издательский дом, ООО, Москва. Детская, образовательная, учебная литература, школьные учебники и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

АСТРОНОМИЯ (от греч. astron - звезда и nomos - закон)
— учебный предмет в школе, содержание которого составляют знания о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел и их систем. Преподаётся в старших классах общеобразовательной школы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 21)
Ч426.55-2

АТТЕСТАТ (от лат. attestor - свидетельствую)
— документ об окончании среднего учебного заведения, присвоении учёного звания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 21)

АТТЕСТАЦИЯ (от лат. attestatio - свидетельство)
— основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.
(Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340)

АТТЕСТАЦИЯ образовательного учреждения(от лат. attestatio - свидетельство)
— в Рос. Федерации осн. форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Введена по Закону об образовании РФ (1992). А. устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов (см.Стандарты образовательные). А. негосударственных образовательных учреждений любых форм собственности, претендующих на выдачу документов об образовании государственного образца, проводится по инициативе этих учреждений на договорной основе с Министерством образования РФ. Образовательное учреждение может пройти А. только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение 3 последовательных лет, предшествовавших А. Очередная А. проводится раз в 5 лет по заявлению образова- тельного учреждения государственной аттестационной службой либо по её поручению органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности. Для А. создаётся комиссия из педагогов и представителей органов здравоохранения, министерств, ведомств и т.д. Заключение комиссии является основанием для получения государственной аккредитации либо её лишения. Первая А. вновь созданного учреждения может проводиться после первого выпуска учащихся, но не ранее чем через 3 года после получения лицензии на право ведения образоват. деятельности. Повторная А. может быть проведена не ранее чем через 12 мес. Затраты на проведение А. оплачиваются образовательным учреждением. Проведение А. обычно сопровождается различными формами самоанализа результатов жизнедеятельности учреждения со стороны её коллектива.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 21)

— установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 12)
(Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 152)

— форма государственного контроля качества подготовки по реализуемым в высших учебных заведениях основным образовательным программам, направленного на повышение уровня подготовки выпускников, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования.

Аттестация проводится Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений при Министерстве образования Российской Федерации.

Процедура аттестации вуза состоит из:
- самообследования;
- внешней аттестационной экспертизы;
- принятия решения о соответствии содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта (Методические рекомендации для эксперта по анализу содержания и качества подготовки по основной образовательной программе (направлению и специальности) высшего учебного заведения).

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 102)

— комплексная оценка и установление соответствия деятельности образовательного учреждения, содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов, законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность образовательного учреждения.
(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. с. 21)
Ч34к

См. также Стандарты образовательные

АТТЕСТАЦИЯ образовательных программ(от лат. attestatio - свидетельство)
— установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.
(Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 152)

АТТЕСТАЦИЯ (обучаемого)
— аттестационные испытания для определения уровня знаний обучаемого по отдельным дисциплинам, циклам дисциплин (ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ), а также практической и теоретической подготовленности выпускников к выполнению образовательных задач, установленных ГОС (ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ).
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 103)

См. также Итоговая государственная аттестация бакалавра, Итоговая государственная аттестация магистра,Методы контроля

АТТЕСТАЦИЯ педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений (от лат. attestatio - свидетельство)
— комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Проведение А. призвано стимулировать (в т.ч. - материально) профессиональное и личностное развитие работников, содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы учреждения. Итогом А. является присвоение педагогу или руководителю образовательного учреждения квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Требования к работникам приводятся в квалификационных характеристиках, утверждаемых правительством РФ. Типовое положение об А., разработанное Министерством образования РФ, предусматривает 12 квалификационных групп, охватывающих осн. специализации педагогов. Для дифференциации оплаты труда всех этих групп педагогических работников предусмотрено не менее 4 квалификационных категорий. Число таких категорий в территориальных положениях об А. может быть увеличено. Для проведения А. создаются аттестационные комиссии в образовательных учреждениях, а также при органах управления образованием.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

— оценка педагогических кадров по заранее разработанным критериям в соответствии с их должностными обязанностями.
(Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 152)

См. также Методы контроля

Ч34к

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ
см. Аттестация педагогических и руководящих кадров

АТТИТЮД
— соц. фиксированная установка, предрасположение к определенному поведению личности в ситуациях внутриколлективного общения.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 13)

АТТРАКЦИЯ (от лат attrahere - привлекать, притягивать)
— возникновение симпатии, установка на др. человека, как на привлекательного. Является выжным показателем профессиональной пед. пригодности.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 13)

АТУТОВ Петр Родионович (1921-2001)
— действительный член РАО (1982; Отделение базового профессионального образования).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 460)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire - слышать)
— прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (гл.о. в учебном процессе).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002 . С. 21)
Ч312.5

АУДИТОР, авдитор (лат. auditor - слушатель)
— в дореволюционных рос. духовных училищах и некоторых гражданских учебных заведениях ученик, назначавшийся учителем для выслушивания уроков своих товарищей.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

АУТИЗМ (греч. autos - сам)
— патологическое состояние психики, проявляющееся в нарушении контактов с людьми, в уходе от реальности в мир внутренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внешними обстоятельствами, не организуется произвольно, а определяется субъективными аффективными тенденциями (т.н. аутистическое мышление). В менее выраженной форме А. может проявляться в норме как индивидуальные особенности личности (аутистические черты).

Термин "А." введён в 1912 швейцарским психиатром Э. Блейлером. Детский А. как клинический синдром впервые выделен Л. Каннером в 1943.

А. встречается по крайней мере у 4-6 детей из 10 тысяч; у мальчиков - в 4-5 раз чаще, чем у девочек. А. является биологически обусловленным особым типом нарушения психического развития. В современной психологии А. определяется как первазивное нарушение - охватывающее все области психики ребёнка; его последствия выходят далеко за рамки детского возраста.

Осн. признаки: выраженные трудности установления эмоционального контакта и взаимодействия с другими людьми; сопротивление переменам и собственное стереотипное поведение; парадоксальные реакции и сверхочарованность определёнными впечатлениями; проблемы переноса навыков; одноплановость мышления. Трудности речевого развития проявляются в контексте общих проблем коммуникации. Для детей с А. характерны мутизм (отсутствие речи при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз), эхолалия (немедленное или отставленное повторение сказанного), перестановка местоимений ("ты", "он" вместо "я"), речь штампами, необычная интонация, темп, ритм. Признаки А. у ребёнка становятся очевидны до 2,5 лет и наиболее чётко выражаются в 3-5 лет. В это время активно формируются защитные установки, на первый план выступают страхи, негативизм, ожесточённая аутостимуляция, возможны агрессия и самоагрессия (см.Агрессивное поведение). Наблюдается искажение, асинхрония развития психических функций (В.В. Лебединский, 1985).

Дискутируется вопрос о возможностях когнитивного развития ребёнка (см.Когнитивная психология) с А., т.к. во мн. случаях такие дети отличаются хорошим интеллектуальным потенциалом, блестящей памятью, парциальной (частичной) одарённостью, чаще в невербальной области, однако при обследовании св. 2/3 из них показывают результаты значительно ниже нормы, проявляют характерные трудности переработки информации. Дети, наиболее успешные в интеллектуальном развитии, также демонстрируют особый когнитивный стиль, могут проявлять социальную наивность, незрелость.

Большое значение имеет раннее выявление А., координация усилий семьи, врача, психолога и педагога, направленные на постепенную социализацию ребёнка, организацию его воспитания и обучения в детском саду, школе.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21-22)

— остояние психики, характерихующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
(Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. С. 18)

— болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отгороженностью от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное - с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих.
(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 336-337)

— "преобладание внутренней жизни", отгороженности от окружающих, погружение человека в мир собственных переживаний. Определяется группой необычных симптомов, проявляется в нескольких сферах жизни, возникает до трех лет. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, наблюдается нарушение познавательных способностей, сенсорного восприятия, ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Речь может отсутствовать полностью или очень запаздывать, дети неосознанно повторяют услышанные слова и фразы. Такие дети плохо приспосабливаются к окружающей обстановке.
(Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. С. 64-65)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autogenes - сам, genos - происхождение, производящий)
— психотерапевтический метод, разработанный Й.Г. Шультцем в 1932 и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приёмы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счёт которого происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации осн. психофизиологических процессов. А.т. используется прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, а также здоровыми людьми для отдыха и восстановления сил.
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.22)

См. также Самовнушение

АФАНАСЬЕВ Петр Онисимович (1874-1944)
— педагог, методист русского языка. Преподавал в учительских семинариях и педагогических вузах. Обосновал идею о поэтапном построении курса русского языка для нерусских учащихся с учётом особенностей их родного языка. Автор учебных книг, построенных на описании языка как вида социального и индивидуального творчества и принципах звуковой системы обучения грамоте. Исследовал оптимальные приёмы обучения чтению взрослых. Создатель целостной методической системы преподавания русского языка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч426.131г(2)
Ч443

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОCТИ
— отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. А.н. является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

АФФЕКТАЦИЯ
— необычное, искусственное возбуждение, неестественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

АФФЕКТЫ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть)
— эмоциональные состояния, для которых характерно бурное и относительно кратковременное протекание: ярость, гнев, ужас и т.п. В состоянии А. человек часто совершает импульсивные поступки, идущие вразрез с обычным для него поведением; производит резкие выразительные движения. А. развиваются в критических ситуациях при неспособности человека найти адекватный выход из неожиданной ситуации. В результате неправильного воспитания склонность к А. может неблагоприятно влиять на развитие характера ребёнка.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate - присоединять, присоединяться, англ. affiliation - соединение, связь)
— потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)

— Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

АХИЯРОВ Камиль Шаемурзинович (р. 1930)
— д-р педагогических наук (1976), профессор (1977), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Башкирского педагогического института.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 464)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

АХУНДОВ Мирза Фатали (1812-1878)
— азербайджанский писатель, просветитель. Основоположник азербайджанской реалистической прозы и драматургии. Предложил (1857) проект азербайджанского алфавита на основе латинской графики; в предисловии к проекту изложил свои педагогические взгляды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 336)
Ч33(2А)

© Российская национальная библиотека, 2006