ТАБА (Taba) ХИЛЬДА (1902-1967)
— американский педагог. По окончании Тартусского университета жила и работала в США. Зав. учебными программами в Далтон-скул в Нью-Йорке, преподавала в университетах США. Профессор педагогики Калифорнийского университета (1951-67). Т. известна работами в области теории содержания образования. Её книга "Теория и практика разработки учебных программ" (1962) получила международную известность.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 410)
Ч33(7США)

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Таганрог Ростовской обл., ул. Инициативная, 48. Педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Таганрог Ростовской обл., Некрасовский пер., 44. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
— Таганрог, ул. Петровская, 45. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ТАГОР РАБИНДРАНАТ (1861-1941)
— индийский писатель, философ, просветитель, педагог, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1913). Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения индийской культуры. Участвовал в разработке теоретических основ национальной системы образования. Назначение школы видел в органическом включении воспитанника в систему природных, общественных и космических связей. Решающее значение в формировании личности ребёнка придавал учителю- наставнику (гуру). Открыл (1901) в поместье Шантиникетон "Школу поэта", которой руководил 40 лет. Разработал ряд школьных учебников, в т.ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс "Знакомство с Вселенной" и др. В 1921 на базе школы был открыт международный университет Вишва-Бхарати.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 410)
Ч33(5Ид)

ТАГУТИ МЕТОДЫ
— методы оценивания качества своей деятельности, основанные на робастном проектировании, на структурировании функции качества, на функции потерь качества (инженеринг качества), в основе которых лежит математическая статистика. Г. Тагути, возглавляет институт в Америке, где проводит обучение этим методам, в том числе и для образовательных процессов.
(Щипанов В.В., Чернова Ю.К., Крылова С.А. Математическое моделирование образовательных процессов. - Тольятти, 2005. С. 5, 12-13, 20)

См. также Квалитативное образование, Робастное проектирование

Ч30в6

ТАГУТТИ Г.
см. Тагути методы

ТАЖИБАЕВ Тулеген Тажибаевич (1910-1964)
— казахский историк педагогики, академик АН Казахской ССР (1954), д-р педагогических наук (1962), профессор (1949). В 1940 нарком просвещения Казахской ССР. Занимал ряд государственных постов. В 1947-54 ректор, с 1961 зав. кафедрой педагогики и психологии Казахского университета. Автор трудов по истории русской и казахской школы и педагогической науки, в т.ч. фундаментальных монографий "Просвещение и школы Казахстана во 2-й половине XIX в." (1962), "Педагогическая мысль в Казахстане во 2-й половине XIX в." (издана в 1965, посмертно) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 410)
Ч33(2К)

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
— принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Т.п. - неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, осн. на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Т.п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога. Т.п. выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т.ч. и конфликтных), не унижая достоинство ребёнка и не вызывая у него сопротивления воспитанию. Т.п. требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий. Т.п. - это выработка педагогом своего стиля общения с воспитанниками в разных сферах деятельности (строгого и корректного на уроке, непринуждённого в неформальной обстановке и пр.).

Педагог, не владеющий Т.п., ставящий себя выше своих воспитанников, может легко перейти на позиции авторитарного воспитания, формализма, морализаторства и нанести непоправимый вред развитию личности ребёнка. Опасна и другая крайность - попытка установить с детьми отношения "панибратства", которые принижают авторитет педагога. Т.п. в сочетании с индивидуальным подходом к воспитанию позволяет установить между воспитателем и воспитанником атмосферу взаимопонимания и духовной общности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 285)
— чувство меры, сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим.
(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. С. 217)

ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ
см. Одарённые дети

ТАЛИОН (лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению)
  1. категория истории нравов, более известная под названием равного возмездия;
  2. древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровно-родственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующем нанесённому вреду.

Классической считается ветхозаветная формула Т.: "Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу". Генетически Т. выступает как кровная месть. Основой Т. являлась не столько потребность стимулирования мести, сколько необходимость её сдерживания. Т. ставил предел вражде, требуя строго, по возможности буквально, соразмерять возмездие с полученным ущербом. Т. вошёл в историю, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 285)

ТАЛМУД-ТОРА (от древнеевр. талмуд - изучение и тора - учение, закон)
— еврейское начальное религиозное учебное заведение, а также название религиозной заповеди (мицвы), предписывающей последователям иудаизма обязательность последовательного освоения Священного учения, Торы. Мицва восходит к книгам Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом) и сформулирована в Талмуде. Её систематическая реализация началась во 2 в. до н.э. - 1 в. н.э., когда еврейские законоучители осн. первую систему обязательного и регулярного религиозного образования для мальчиков, получившего название Т.-Т. Выполнение заповеди Т.-Т. возлагалось на родителей ребёнка и на общину. Содержание обучения включало изучение двух Тор ("учений"): письменной, т.е. Пятикнижия Моисеева, или всего Танаха, и устной, т.е. Мишны, осн. части Талмуда, и Гемары - комментариев к Мишне. Обе Торы составили "учение жизни", дававшее основы нравственно-этических норм, указания на все случаи жизни.

Вплоть до эпохи развитого Средневековья все виды начальных религиозных школ у евреев объединялись понятием Т.-Т. Они обычно находились в зданиях синагоги или специальных пристройках к ним. С 15 в. в ареале расселения евреев в Центральной Европе стала складываться более дифференцированная система образования, в которой осн. место заняло частное начальное религиозное училище - хедер. С этого времени за Т.-Т. закрепилось название начальной религиозной школы для бедных детей и сирот. Среди евреев Западной Европы, Балканского п-ова, Ближнего Востока название Т.-Т. не изменило своего значения, так обозначались еврейские училища, в которых преподавание велось на религиозной основе, но с изучением светских предметов.

Цель Т.-Т. - дать мальчикам традиционное религиозное образование и подготовить их к совершеннолетию (13 лет). В 1898 во всех Т.-Т. Рос. империи училось ок. 20 тыс. детей.

Во 2-й половине 19 в. в России появились первые реформированные, в т.ч. и женские Т.-Т., созданные по инициативе Общества по распространению просвещения между евреями России. В них стали преподаваться также арифметика, русский язык, история, география, чистописание. В начале 20 в. создавались и сионистские Т.-Т. под эгидой общества "Тарбут", в которых преподавание еврейских предметов приобрело более светский характер и велось на иврите. Одновременно возникли Т.-Т. с преподаванием на идише, с уклоном в секуляризацию образования, организованные обществом "Культурлиге".

В России в 1919 организованное религиозное образование детей было запрещено, Т.-Т. продолжали действовать нелегально, гл.о. среди грузинских евреев.

В современном мире Т.-Т. традиционного типа фактически не сохранились, небольшая их часть действует среди маленьких восточных еврейских общин или в ортодоксальных кругах Израиля и США.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 285-286)

См. также Хедер

ТАЛЫЗИНА Нина Фёдоровна (р. 1923)
— д-р психологических наук (1970), профессор (1971), действительный член РАО (1989; Отделение психологии и возрастной физиологии). С 1960 работает в МГУ (в 1963-95 зав. лабораторией педагогической психологии), директор Центра по переподготовке работников сферы образования МГУ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тамбов, ул. Интернациональная, 33. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТАНГЯН Сема Амазаспович (р. 1926)
— д-р педагогических наук (1976), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТАО-СИНЧЖИ (1881-1946)
— китайский педагог. Получил образование в университетах США. Сторонник прагматистской педагогики. В 1923 был избран председателем Китайского общества содействия прогрессу образования. В 1939 осн. Общество жизненного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 410)
Ч33(5Кит)

ТАРАСОВ Николай Григорьевич (1866-1942)
— методист-историк, искусствовед, краевед, д-р педагогических наук (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Зав. кафедрой истории МГПИ (с 1938). Один из авторов первого советского учебника по истории СССР для начальной школы (1937-55), автор учебных и методических пособий, статей по истории русского и зарубежного искусства, ряда краеведческих работ по истории Москвы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 410-411)
Ч33(2)7-8

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— осн. в 1632 под названием Академия Густавиана как шведское высшее учебное заведение с обучением на латинском языке. Действовал в 1632-65 и 1690-1710; в 1896 - в Пярну. Вновь открыт в 1802 как русский университет (до 1893 обучение осуществлялось на немецком языке, в 1893-1918 - на русском языке). До 1893 назывался Дерптским университетом, до 1918 Юрьевским. В 1828-39 при Т.у. действовал Профессорский институт, готовивший преподавателей для высших учебных заведений России. В 1918 на базе эвакуированной в Воронеж части Т.у. осн. Воронежский университет. В 1919 реорганизован в национальный университет с обучением на эстонском языке. С 1940 советский вуз с обучением на эстонском и русском языках. В 1990-91 вновь реорганизован в национальный университет. С Т.у. связана деятельность мн. рос. учёных (В.Я. Струве, К.Ф. Ледебур, К.М. Бэр и др.).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г.. с.286)
Ч484(4Э)711.9-Тарту

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
— Республика Татарстан, Казань, просп. Ибрагимова, 85а. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750)
— государственный деятель, учёный, педагог. Способствовал становлению в России истории как науки, положил начало некоторым специальным историческим дисциплинам, разрабатывал вопросы философии, экономики и др. Автор многотомной "Истории Российской с самых древнейших времён", словаря "Лексикон Российской" и других сочинений.

Т. был автором многочисленных проектов, направленных на распространение просвещения в стране. Гл. роль в просвещении уделял государству. Занимался исследованиями в области теории педагогики, школьной статистики, был одним из первых историков школы в России. В трактате "Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ" (1733) настаивал на создании единого центра управления школами. В трактате содержится очерк истории просвещения в Европе и характеристика состояния учебного дела в России. Автор плана реорганизации сети учебных заведений (1733), в котором предусматривал открытие университетов, 4 гимназий, от 120 до 200 женских и мужских семинарий, академий ремёсел и др. Особую известность принесла Т. организация горнозаводских училищ и школ. Проекты Т. по развитию просвещения не нашли поддержки у правительства, сочинения распространялись в списках, однако его идеи оказали влияние на развитие школьного дела в 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)
Ч33(2)462

ТАЮРСКИЙ Анатолий Иванович (р. 1939)
— д-р экономических наук (1992), профессор (1996), действительный член РАО (2000; Отделение базового профессионального образования), генеральный директор УПО "Крайпрофобра", председатель Сибирского отделения РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТВЕН (Twain) МАРК (псевдоним Сэмюэля Ленгхорна Клеменса, Clemens) (1835-1910)
— американский писатель. Автор классических романов для детей: "Приключения Тома Сойера" (1876) и "Приключения Гекльберри Финна" (1884), аллегорической повести "Принц и нищий" (1882) и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)
Ч426.21,6(2)33-амер.

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тверь, набережная Афанасия Никитина, 22. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тверь, ул. Желябова, 33. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, логопедия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Тверской

ТВЕРСКОЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ПРАВА
— Тверь, ул. Благоева, 12. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.514(2)7

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. Предпосылками Т.д. являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др. Задатки Т.д. присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл.о. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения которых уже известны. Учащиеся же только в отдельных случаях, на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 286)

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
— выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решениий. Т.п. характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть "веер вариантов".
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 145)

См. также Педагогическое мастерство

Ч421.421

ТЕАТР для детей и юношества
— вид сценического искусства, одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного образования школьников. Для детей создаются те же виды театральных представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр. Наряду с профессиональными детскими и юношескими театрами мн. театры имеют в своём репертуаре детские спектакли.

В России истоком Т. был школьный театр. В конце 18 - начале 19 вв. получили распространение домашние театральные представления, стали выходить сборники пьес ("Театр для пользы юношества", 1779; изд. Н.И. Новикова; "Детский театр", 1818, и др.). В 80-е гг. 19 в. детские спектакли стал показывать народный театр Петербургского Лесного общества. Попытки создать театр с педагогическим уклоном предпринимались Н.Ф. Бунаковым, Е.И. Лавровой, В.А. Шеншиным и др. Т. как средство просвещения использовал в своих педагогических учреждениях С.Т. Шацкий. С конца 19 в. в крупных городах (часто на базе народных домов) создавались полупрофессиональные Т. (детский театр "Колибри" под руководством Л.Н. Леонидова в Москве, труппа М.Н. Завадского и театр для детей "Водевиль" под руководством дирижёра А.Н. Бака в Одессе). Для детей и молодёжи устраивались утренники - "Синяя птица" в Московском художественном театре, спектакли в других театральных труппах.

В советской России в системе Наркомпроса были созданы Бюро детского театра, а позднее Совет по устройству детских праздников и детских театров. В 1918 в Петрограде дал первый спектакль Детский театр под руководством Н.А. Лебедева. В Москве по инициативе Н.И. Сац с 1918 устраивались бесплатные утренники при участии артистов Большого, Московского художественного и других театров. Возникли новые Т.: в Саратове - Детский театр им. В.И. Ленина (1918), в Петрограде - труппа детского сектора Экспериментального театра-студии (1919), в Екатеринодаре (Краснодаре) - Детский театр (1920).

В 1920 открылся Государственный детский театр в Москве (в 1936 преобразован в Центральный детский театр, ЦДТ; с 1993 Рос. академический молодёжный театр, РАМТ). Первоначально репертуар театра включал в основном сказочные спектакли ("Маугли" по Р. Киплингу, "Соловей" по Х.К. Андерсену, в которых участвовали И.В. Ильинский, М.И. Бабанова и др.). В программной статье Г.М. Паскар "О детском театре" ("Вестник театра", 1920, № 52) были сформулированы цели и задачи детского театра, создающего для ребёнка мир ярких красок, радостных звуков и сказочных героев. Летом 1921 открылся Московский театр для детей под руководством Сац. В театре юные зрители в игровой форме непосредственно участвовали в спектакле (т.н. "игро-спектакль"). В 1922 в Москве Г.Л. Рошаль и В.П. Строева организовали Государственную мастерскую Педагогического театра (в 1925 вошла в состав 1-го государственного педагогического театра). В этом же году в Петрограде открылся Театр юного зрителя, где А.А. Брянцев поставил сказку "Конёк-Горбунок". В 1921 Брянцев опубликовал статью, в которой подчёркивал, что ТЮЗ должен прежде всего оставаться театром, а его спектакли - произведениями актёрского искусства. ТЮЗ ставил спектакли по произведениям Е.Л. Шварца, А.А. Крона, М.А. Светлова, В.П. Катаева, В.А. Каверина и др. В 1936-45 из ЛенТЮЗа выделился Новый ТЮЗ во главе с Б.В. Зоном. В 1927 в качестве передвижной труппы начал деятельность Московский театр юного зрителя (МТЮЗ). При содействии Брянцева ТЮЗы были организованы в Новосибирске, Старой Руссе, Архангельске. В 1934 на сцене Ленинградского народного дома открылся Детский музыкальный театр под руководством И.М. Кроля и Я.С. Эльяшкевича, в 1936 - Московский театр. В 20-30-е гг. репертуар детских театров ориентировался на идеи коммунистического воспитания молодого поколения. Ставились современные пьесы А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Л.А. Кассиля и др. В послевоенные годы детские театры также ставили пьесы, в которых "положительный герой" вместе с коллективом обычно перевоспитывал "одиночку-индивидуалиста". Сценические достижения были связаны с классикой и сказкой: в ЛенТЮЗе - "Ворон" К. Гоцци (1946) и "Ромео и Джульетта" У. Шекспира (1948) в постановке П.К. Вейсбрема, в ЦДТ - "Город мастеров" Т.Г. Габбе (1944; режиссёр В.С. Колесаева), "Снежная королева" Шварца (1949; режиссёры О.И. Пыжова и Б.В. Бибиков), "Горе от ума" А.С. Грибоедова и "Мёртвые души" Н.В. Гоголя (обе постановки - 1951, режиссёр М.О. Кнебель). Во 2-й половине 50-х гг. руководители ЦДТ К.Я. Шах-Азизов и Кнебель пригласили к сотрудничеству драматурга В.С. Розова, режиссёра А.В. Эфроса, актёра О.Н. Ефремова. Особо популярными стали спектакли Эфроса по пьесам Розова "В добрый час!" (1954) и А.Г. Хмелика "Друг мой, Колька!" (1959), в которых отображалась реальная жизнь. Важное значение имел и опыт Московского ТЮЗа (в 1941 объединился с Государственным центральным ТЮЗом), в котором играли Р.А. Быков, О.И. Остроумова, Т.В. Дегтярёва, Л.М. Ахеджакова и др. С 1987 театр возглавила Г.Н. Яновская, поставившая яркие спектакли "Собачье сердце" по М.А. Булгакову и "Иванов и другие" по А.П. Чехову. В 90-е гг. появились новые формы: постановки спектаклей на малой сцене, в фойе и даже на лестнице. Например, "Береника" Ж. Расина и "Наш городок" Т. Уайлдера в РАМТе (режиссёр А.М. Бородин), "Играем "Преступление"" Д.К. Гинка по Ф.М. Достоевскому в МТЮЗе (К.М. Гинкас), "Преступление и наказание" по Достоевскому в С.-Петербургском ТЮЗе (Г.С. Козлова), "Буря" Шекспира в Казанском молодёжном театре (Б.И. Цейтлин) и др. Концепция Брянцева, согласно которой специфика детского Т. состоит в единстве педагогического и художественного критериев, подтверждается тем, что сцена детского Т. воспитала целые поколения мастеров, создавших спектакли значительной воспитательной силы и своеобразного эстетического почерка. Расширился возрастной диапазон аудитории Т. Некоторые ТЮЗы называются теперь театрами для юношества, молодёжными и др.

Детские Т. всегда уделяли внимание воспитанию юных зрителей. С 20-х гг. при них создаются педагогические отделы (части), устанавливающие тесную связь с образовательными учреждениями. Педагогические отделы ведут работу с детьми, родителями и педагогами, организуют встречи с артистами и деятелями театра, изучают зрительские потребности и интересы. Их психолого-педагогические исследования зрительской аудитории помогают формировать репертуар театров и содействуют эстетическому воспитанию детей и молодёжи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 286-287)

ТЕАТР ЗВЕРЕЙ им. В.Л. Дурова
— культурно-просветительское учреждение. Осн. в 1912 В.Л. Дуровым для популяризации разработанных им (при участии видных русских учёных) научных методов дрессировки; с 1919 - Уголок им. Дурова (с 1982 современное название). С 1938 организует представления для детей. В Т.з. имеется св. 200 животных. Демонстрируя детям высоконравственные образцы добра и любви по отношению к своим питомцам, Т.з. играет важнейшую гуманитарную роль в воспитании подрастающих поколений. Руководители: А.В. Дурова (1934-78), Н.Ю. Дурова (с 1978).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 287)

ТЕЗАУРУС
  1. лингвистический словарь языка с полной смысловой информацмей;
  2. полный систематизированный набор данных о к.-л. области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине;
  3. словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 146)

ТЕКУЧЁВ Алексей Васильевич (1903-1987)
— языковед, методист, действительный член АПН РСФСР (1959), действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук (1952), профессор (1953). С 1919 на преподавательской работе в школе, рабфаках; позднее - в вузах Ростова, Нахичевани, Ставрополя. С 1932 в вузах Москвы: в Городском педагогическом институте им. В.П. Потёмкина (1933-41), МГПИ (1939-65; профессор, зав. кафедрой русского языка). В 1965-69 зав. сектором методики обучения русскому языку в НИИ ОП АПН РСФСР; в 1970-80 зав. кафедрой в МГПИ (с 1980 профессор). Автор работ по проблемам преподавания русского языка в школе, в т.ч. фундаментального труда "Методика преподавания русского языка в средней школе" (1958; 3 изд., 1980), систематизировавшего достижения отечественных исследователей русского языка.

Ещё в 20-х гг. Т. начал диалектологические исследования; был организатором и руководителем мн. студенческих диалектологических экспедиций. Обосновал необходимость дифференциации методики преподавания русского языка в зависимости от диалектной среды учащихся. На этой основе предложил принципиально новое направление в методике преподавания русского языка ("Основы методики орфографии в условиях местного диалекта", 1953).

С 1965 публиковал статьи о выдающихся лингвистах и методистах: Л.В. Щербе, Ф.И. Буслаеве, А.М. Пешковском и др. Результаты его историографических исследований отражены в "Очерках по методике обучения русскому языку" (1980), "Хрестоматии по методике русского языка" (1982).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)
Ч426.131г(2)

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ
см. Аттестация обучаемого

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
— область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения при помощи радиосигналов. Чаще всего под названием "Т." понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации.

Значительный вклад в развитие техники Т. в начале 80-х гг. 19 в. внесли А. ди Пайва (Португалия), П.И. Бахметьев (Россия), П. Нипков (Германия), а также рос. учёный Б.Л. Розинг, предложивший в 1907 использовать электронно-лучевую трубку. Первые в мире системы электронного Т. изобрели в начале 30-х гг. независимо друг от друга В.К. Зворыкин (русский эмигрант, жил в США) и Ф. Фарнсуорт (США). В 30-е гг. началось регулярное телевещание в ряде стран Европы и США. В России первая телепередача состоялась в 1931 (из Москвы). В 1938 началось экспериментальное, а с 1939 регулярное электронное телевещание.

После Великой Отечественной войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. С 1951 осуществляются ежедневные передачи; было создано Центральное телевидение. С 1967 передаётся цветное изображение. В 1967-70 введён в действие Технический телевизионный центр "Останкино".

В 90-е гг. в системе Т. определились три направления: государственное, общественное (финансируемое за счёт средств общественных организаций) и коммерческое (за счёт рекламы). К началу 2000 в систему рос. Т. входили государственные компании - Всерос. государственная телерадиокомпания (ВГТРК), "Культура"; ОРТ (Общественное рос. телевидение); коммерческие компании - НТВ, ТВ-6, REN TV, ТНТ и др., а также ряд компаний в республиканских, краевых, областных и других центрах, акционерное общество - региональная московская телерадиокомпания ТВЦ. В 1994 создан Рос. фонд развития Т.; при нём организована Рос. академия телевидения.

В педагогических аспектах Т. выделяют воспитательный и образовательный. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. Воспитательные аспекты Т. чаще всего связывают с формированием нравственных норм поведения и ценностных ориентаций детей и молодёжи, а также с организацией их досуга. В этом смысле Т. - одно из самых влиятельных средств социализации. Воспитательное направление проявляется прежде всего через трансляцию художественных и анимационных фильмов, литературно-драматических и публицистических передач. Однако увлечённость детей Т. имеет и негативные стороны: сокращается время активного отдыха, игр, общения, а бессистемный просмотр телефильмов может нанести значительный вред здоровью ребёнка. Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором ребёнком телепередач.

Отечественные телепередачи для детей появились в 30-е гг. В конце 40-х гг. создана детская редакция при Московском телецентре. В 60-е гг. популярностью пользовались интерактивные формы взаимодействия с юным зрителем: передачи "Умелые руки" (среди ведущих В.М. Леонтьева), "Выставка Буратино", "Спокойной ночи, малыши!" и другие, в адрес которых приходили сотни писем от детей. В 70-е гг. адресная структура передач включала 5 возрастных групп: для дошкольников предназначались кукольные спектакли, мультфильмы, для младших школьников - передачи, связанные с игровой и учебной деятельностью ("АБВГДейка" и др.), для подростков - познавательные программы, олимпиады, конкурсы и пр., для старших подростков - передачи, посвящённые вопросам межличностных интересов, для юношей и девушек - по проблемам самоопределения. В 80-е гг. социологическими исследованиями (В.С. Собкин и др.) были детально определены доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. Было обнаружено, что у юных зрителей в 9 лет пользуются популярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях; в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка; в 15 лет - интеллектуальные игры и информационные программы. В 90-е гг. расширилась тематика передач, на экране появилось мн. зарубежных художественных и мультипликационных фильмов. Однако наряду с мировой классикой детского кино демонстрируется и низкопробная кинопродукция, пропагандирующая насилие, порнографию и т.п. Негативным явлением стало сокращение на отечественном Т. специальных детских передач. В 2000 даже воспитавшая не одно поколение юных зрителей передача "Спокойной ночи, малыши!" по финансовым соображениям была вынуждена перейти с ОРТ на канал "Культура", который вещает на меньшую зрительскую аудиторию. Наиболее популярные современные передачи: "...До 16 и старше" (ОРТ), "Отчего, почему" (ТВЦ), игра "Полундра" (НТВ) и другие, а также зарубежные проекты "Телепузики" (РТР - ВГТРК), "Улица Сезам" (НТВ) и др.

В образовательном Т. выделились два ярко выраженных взаимосвязанных направления - образовательное (просветительское) и учебное Т. (использование Т. в учебных целях). Образовательная линия проявилась в подготовке соответствующих передач и трансляции научно-популярных фильмов. Первые эксперименты учебного Т. были проведены в начале 50-х гг. в США, Франции, Японии. В России регулярные программы учебного Т. начались в 1959 и в 60-е гг. получили широкое развитие. На Центральном телевидении и в ряде местных студий появились редакции учебного Т. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15-25 мин), для самостоятельного просмотра школьниками во внеурочное время, для учителей. Осн. формы: учебные телефильмы, лекции, телепостановки, телеэкскурсии, диспуты, беседы и пр. Методика учебной работы имела мн. общего с использованием технических средств обучения.

Некоторые педагоги стали рассматривать Т. как средство, способное заменить классные занятия, а осн. роль в обучении отводили "телевизионному педагогу". К очевидным преимуществам Т. относились богатые иллюстративные возможности, присутствие в передачах известных учёных, специалистов и др. Однако опыт учебного Т. во мн. странах мира не был успешным, т.к. требовал сложных форм взаимодействия образовательных и телевещательных организаций. Интерес к учебному Т. снизился с появлением видеотехники и компьютеров, с введением Интернета (в России передачи "на урок" велись до 1991).

Получила развитие идея заочного образования с помощью Т. В России систематические передачи для студентов проводились с 1964 в Ленинграде и с 1965 на Центральном телевидении в Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы. Однако эти формы также оказались неэффективными. Учебное Т. утратило самостоятельное значение и практически слилось с просветительным направлением.

В зарубежных странах проводились эксперименты по организации автономных форм высшего заочного образования: Британский открытый университет (1969); учительский телерадиоуниверситет в Польше (1974) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 287-288)

См. также Технические средства обучения

Ч632

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
— служба экстренной психологической помощи для подростков. К работе этих служб привлекаются психологи, педагоги, социальные работники, представители общественных, религиозных организаций. Анонимные формы общения по Т.д. позволяют получать поддержку детям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 288)

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum - соразмерность)
— закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Тип Т. зависит от врождённых анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Выделяются три ведущих компонента Т., относящиеся к сферам общей активности личности, её моторики и эмоциональности. Наибольшее значение в структуре Т. имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность личности. Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом её отношений и мотивов. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений Т.

Основу для разработки научной теории Т. создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре типичные комбинации:

  1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий Т. сангвиника (от лат. sanguis - кровь);
  2. сильный, уравновешенный, инертный - Т. флегматика (от греч. flegma - слизь);
  3. сильный, неуравновешенный - Т. холерика (от греч. chol - желчь);
  4. слабый - Т. меланхолика ( от греч.melas - черный, chol - желчь).

Для сангвинического Т. характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием сосредоточенности, а иногда и поверхностностью. Для холерического Т. характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю. Т. флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. В случае недостаточных воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций и пр. Т.о., в зависимости от условий формирования личности, каждый тип Т. может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребёнком добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т. положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребёнка. Вместе с тем воспитателю следует отличать Т. от характера. Т. имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности, но не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды и т.п.), не определяет её ценность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 288)
Ю

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
— раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 147)
Ч313

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
см. Андрагогика,Педагогика взрослых

ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896-1965)
— психолог, действительный член АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). С 1929 работал в Психологическом институте в Москве. В 1958-65 гл. редактор журнала "Вопросы психологии". Исследования Т. связаны с проблемами зрительных и слуховых ощущений, умственных способностей, с разработкой психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий и др. Исследованиями Т. заложены основы новой отрасли психологической науки - дифференциальной психологии. Популяризации психологии содействовал его учебник для средней школы "Психология" (1946; 8 изд., 1954, переведён на мн. иностранные языки).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)
Ю

ТЕРЕНТЬЕВА Наталия Алексеевна (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1995), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение образования и культуры), декан факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТЕРМЕН (Termen) ЛЬЮИС МЕДИСОН (1877-1956)
— американский психолог, профессор (1916). С 1922 зав. психологическим отделением Станфордского университета. С 1923 президент Американской психологической ассоциации. Принимал участие в разработке тестовых методик, разработал 10 серий различных тестов. На основе шкалы Бине - Симона создал (1916) систему тестов, получившую название шкалы Станфорд - Бине (или Бине - Термена). Эта шкала на несколько лет стала наиболее авторитетной методикой диагностики интеллекта в США. В 1937 создана (совместно с М. Меррилл) новая редакция шкалы. Т. исходил из понятия интеллекта как врождённого и неизменного психического феномена. Современные психологи считают такой подход необоснованным.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)

См. также Интеллект

Ю

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
— В педагогике под "термином" понимается "точно ограниченное в научном и практическом смысле обозначение педагогических понятий, слово или сочетание слов, служащее для обозначения педагогических понятий, имеющее дефиниции (определения), и поэтому включаемое в систему языка науки.

Педагогическая терминология - это "совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки".

По данным Б.Б. Комаровского, русская педагогическая терминология "начала развиваться приблизительно тысячу лет назад" (Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история.- М.: Просвещение, 1969.-310 с., стр. 53). Появление письменности и книгопечатания, укрепление государственности в России в X - XVI веках способствовали накоплению состава педагогических терминов.

В XVII - XIX вв. педагогическая терминология получила закрепление в педагогической литературе: появляются собрания поучительных наставлений и афоризмов, публикуются первые педагогические словари и календари для учителей, издаются педагогические журналы.

Терминология педагогики к началу XX века уже представляет собой достаточно разветвленный лексический аппарат, но целенаправленная словарная работа по упорядочению и систематизации терминов не велась.

После 1917 года в педагогике появляется ряд новых терминов. В период 1917-1931 гг. шел пересмотр основных понятий педагогики с позиций марксистской идеологии, формировалась система новых понятий, отражающих систему коммунистического воспитания.
На развитие системы педагогических понятий этого периода существенное влияние оказали работы К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, А.А. Луначарского, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака и др.

Наиболее значимые труды по педагогической терминологии:

1925 г. - "Методический словарь" проф. Е. Кагарова (65 терминов);
1927-1929 гг. - первая советская "Педагогическая энциклопедия" в 3-х томах под ред. А.Г. Калашникова при участии М.С. Эпштейна (более 2 тысяч терминов);
1938 г. - "Дидактический словарь" под ред. Б.Б. Комаровского (более 900 терминов);
1960 г. - "Педагогический словарь". Ред. И.А. Каирова, в 2-х томах (более 3 тысяч);
1964-1968 гг. - "Педагогическая энциклопедия". Гл. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров, в 4-х томах
1957 г. -"Словник педагогического словаря"
1969 г. - Комаровский "Русская педагогическая терминология"
Макаев В.В. "Русская педагогическая терминология"
1968 г. - И.М. Кантор "Педагогическая лексикография и лексикология"
1972 г. - организован Совет по педагогической лексикологии и лексикографии при Призидиуме АПН СССР под рук. А.И. Маркушевича
1972 г. - "Словник понятийно-терминологического словаря" (1500 терминов);
1974 г. - "Словник понятийно-терминологического словаря" (400 терминов);
1980 г. - И.М. Кантор "Понятийно-терминологическая система педагогики";
1983 г.- международный "Тезаурус ЮНЕСКО";
1988 г. - "Международная педагогическая энциклопедия";
1982 г. - "Краткий словарь педагогических терминов" Сост. В.В. Макаев;
1984 г. - "Методические указания для студентов по изучению терминов в курсе педагогики" Сост. В.В. Макаев и В.В.Петров ;
1986 г. - "Краткий терминологический словарь к понятию "воспитание" в предметах педагогического цикла" - Ташкент: изд-во РПИРЯ и Л (200 статей);
1988 г. - "Понятийно-терминологический аппарат учебного курса "Педагогика". - Барнаул: изд-во БГПИ (42 с.);
1988 г. - "Краткий педагогический словарь пропагандиста" - М. - 220 с.;
1998 г. - В.М. Полонский " Народное образование. Педагогика.Рубрикатор. - М.:Наука. -152 с.;
1999 г. - В.М. Полонский "Понятийно-терминологический аппарат педагогики"// Педагогика. - N 8. - с.16-23;
2000 г. - В.М. Полонский "Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике". - М. - 368 с.;
2000 г. - В.М. Полонский "Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. - М. - 368 с.;
2000 г. - Т.В. Болбас " О понятиях и терминах этнопедагогики"// Педагогика. - N 1. - с.3-7; и др. статьи в журнале "Педагогика" (статьи А.Ф. Закировой, А.В. Коржуева, Н.Л. Коршуновой, В.О. Кутьева, Б.Т. Лихачева, А.Я. Найна, Г.Т. Хайруллина и др.)

В 90-е годы стали издаваться словари и справочники по отдельным областям педагогики:

- словарь терминов профессионального образования:
С.М. Вишнякова "Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НИЦСПО, 1990. - 538 с.;

- психолого-педагогические словари для учителей и работников образования:
М.Г. Гарунов "Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы" М.: Педагогическое общество России, 1999. -354 с.;
" Психолого-педагогический словарь"/ Сост. В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.;

- словарь теринов по истории педагогики:
"Словарь терминов по истории педагогики/ Под ред. В.В. Макаева. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1997. - 72 с.;

- словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли:
"Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли". - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1998. - 94 с.;

- краткий справочник по педагогической технологии:
"Краткий справочник по педагогической технологии"/ Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1997. - 64 с.;

- словарь-справочник терминов специалистов в области социальной работы:
"Словарь-справочник терминов специалистов в области социальной работы". - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. - 112 с.;

- словарь, отражающий изменения в "педагогическом мышлении":
В.С. Безрукова "Словань нового педагогического мышления" - Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. - 94 с.;

- краткие словари-пособия для студентов:
"Краткий словарь современной педагогики"/ Сост. Т.Б. Санжиева и др./ Под ред. Л.Н. Юмсуновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.;
Н.Б. Лаврентьев "Словарь терминов и понятий курса "Педагогика". Методическая разработка. - Барнаул: изд-во Алт. гос. технич. ун-та, 1995. - 43 с.;

- словарь понятий валеологического образования:
Е.И. Торохова "Валеология: Словарь". - М.: Флинта; Наука, 1999. - 242 с.;

- понятийные словари по коррекционной педагогике:
"Дефектология. Словарь-справочник / Под ред.б.П. Пузанова. - М., 1996. - 155 с. (200 словарных статей);
"Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии"/ Сост. Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 255 с.;

- в сфере дополнительного профессионального образования м образования взрослых:
Х.А. Беков и др. "Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. - М.: ИПК госслужбы, 2001. - 107 с.;
В.Г.Онушкин, Е.И. Огарев "Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж: ВИПКРО, 1995. - 232 с.;

- по законодательству об образовании:
В.М. Полонский "Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании". - М., 1995. - 80 с.;
Н.М. Розина и др. "Согласованный словарь тнрминов и определений в области образования государств-участников СНГ".- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 78 с.;

В последнее десятилетие XX века в педагогике вышли в свет крупные академические труды:
"Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.:Т.1: А-М/ Ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.;
"Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.:Т.2: А-М/ Ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.;
"Педагогический энциклопедический словарь"/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.(ок. 3000 статей);
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров "Педагогический словарь. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с. (ок. 1000 терминов);
В.М. Полонский "Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. - М., 2000. - 368 с. (2100 терминов);

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 9-32, 54)

См. также Педагогическая терминология

Ч30в4

ТЕСТ (от англ. test - "испытание", "проверка")
— стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
(Самыкина Н. Построение тестовых заданий по информатике. - М., 2003. С. 4)

См. также Тесты

Ч312.84

ТЕСТИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ
— стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого по различным учебным предметам. Необходимость развития Т.ц. обусловлена интересами различных субъектов образовательной системы в независимой объективной оценке результатов обучения. В Рос. Федерации система Т.ц. начала формироваться в конце 1999 - начале 2000 с создания Центра тестирования выпускников образовательных учреждений Рос. Федерации при МГПУ. Осн. цель Т.ц. - формирование демократических и равных для всех абитуриентов условий приёма в вуз. Т.ц. также является мерой социальной поддержки абитуриентов из отдалённых регионов, т.к. позволяет им проходить вступительные испытания по месту жительства. Т.ц. предоставляется учащимся как дополнительная платная образовательная услуга, участие в которой имеет сугубо добровольный характер.

Т.ц. не отменяет традиционных методов контроля, а дополняет их. Особенностями Т.ц. являются массовость проверки и использование единого методического инструментария, на основе которого сравниваются результаты учащихся. Результаты Т.ц. используются наряду с другими формами оценки знаний, например, экзаменом, собеседованием или интервью.

С 2001 в ряде регионов Рос. Федерации проводится эксперимент по проведению единого экзамена, в основе которого лежит Т.ц.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 288-289)

См. также ЕГЭ,Образовательные технологии, Тренинг, Тренинг психологический

Ч421.285

ТЕСТЫ (англ. test - проба, испытание, исследование)
  1. в психологии и педагогике - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
  2. В физиологии и медицине - пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нём, а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом.
  3. В вычислительной технике - контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ.
  4. В распознавании образов - множество функционально взаимозависимых признаков, характеризующих образ (класс).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289)

См. также Тест, Умственного развития уровень

Ч421.284

ТЕСТЫ в физическом воспитании
— упражнения, используемые для количественной оценки уровня развития конкретного физического качества или двигательного навыка человека. Т. должен быть стандартизирован по всем параметрам, влияющим на его результат, простым в выполнении и характеризовать только одно из свойств тестируемого. Оценка результата производится с помощью таблиц нормативов. Для всесторонней оценки физических возможностей человека составляются комплексы (батареи) Т. (например, комплекс "Готов к труду и обороне" - ГТО, тест мэра Москвы и т.п.), состоящие из упражнений на выносливость, быстроту, силу, гибкость, координационные способности и т.п.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289)

См. также Гигиена детей и подростков,Физическое воспитание

Ч421.73-284

ТЕХНИКУМЫ
— средние специальные учебные заведения в Рос. Федерации для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения (промышленные, медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, культурно-просветительские и др.). Созданы в 1920. С 1937 относились преимущественно к учебным заведениям технического профиля (промышленные, строительные, транспорта, связи, сельского хозяйства), а также статистические, финансовые, торговые. Специалистов нетехнических и военных профилей готовят училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289)
Ч474(2Р)7

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
— средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства (ЭЗС) подразделяются на звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи, радиопередачи; экранные (визуальные) - "немые" кинофильмы, диафильмы и пр.; экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи и пр. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры.

Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Гл. средство передачи учебной информации - зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность ЭЗС - их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т.д. ЭЗС подразделяются на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи).

Новые перспективы использования ТСО, например их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного её применения, для выработки новых форм общения учителя и учащихся, а также для самостоятельной работы учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289)

См. также Массовая коммуникация, Радиовещание,Средства обучения, Телевидение,Учебное кино

Ч312.7

© Российская национальная библиотека, 2006