ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ТУ)
— профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1954-84, готовившие квалифицированных рабочих по 1297 специальностям, требующим повышенного образовательного уровня. Срок обучения составлял 1-1,5 г. К 1984 насчитывалось 1467 ТУ. Преобразованы в средние профессионально-технические училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289)

См. также ПТУ

Ч464(2Р)7

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
— вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.

Осн. путь организации Т.т. - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского характера (см.Конструирование, Моделирование). Процесс Т.т. включает ряд последовательных этапов: анализ исходных фактов и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическое развитие идеи и детализация проекта, его воплощение в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное воплощение. Центральный момент Т.т. - нахождение гл. идеи технического решения, требующей обоснования, расчётов и экспериментальной проверки.

У детей младшего школьного возраста ещё нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще. В среднем школьном возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определённым видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехнических и других кружках. Учащиеся старшего возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и другим предметам, проявляют интерес к научным основам техники, им уже по силам использовать в Т.т. приёмы математического и кибернетического моделирования.

Т.т. как массовое молодёжное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны.

В России распространению Т.т. в 20-30-х гг. способствовало создание гл.о. профилированной сети внешкольных учреждений - детских технических станций (первая открылась в Москве в 1926, в 1939 переименованы в станции юных техников), которые позднее стали консультативно-методическими центрами.

В 50-е гг. Т. т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся. Видные учёные - академики С.И. Вавилов, И.И. Артоболевский, А.И. Берг, П.Л. Капица и другие оказывали помощь школам и внешкольным учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникли конструкторские бюро и научные общества учащихся и др. В конце 70- 80-х гг. движение Т.т. молодёжи постепенно утратило массовость.

Распространению опыта Т.т. способствуют журналы "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодёжи", "Знание - сила", "Радио", "Физика в школе", "Моделист-конструктор" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289)

См. также Досуг, Конструирование, Моделирование

ТЁТКА, Алёна Тётка [псевдоним; настоящие имя и фамилия Алоиза (Элоиза) Степановна Пашкевич] (1876-1916)
— белорусская поэтесса, просветитель, педагог. Автор книг "Первое чтение для деток белорусов" и "Букварь" (1906), публицистических статей по проблемам просвещения. Книги Т. во многом предопределили развитие национальной учебной и детской литературы. Они проникнуты идеями народности, направлены на воспитание детей на положительных примерах из трудовой и бытовой жизни крестьян. Т. выступила как пропагандист демократических взглядов на проблемы народного просвещения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)
Ч33(2Б)

ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ Виктор Маркович (р. 1928)
— д-р психологических наук (1976), профессор (1984), дествительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), руководитель Федерального научно-методического центра патологии речи и нейрореабилитации Минздрава РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТИПОГРАФСКАЯ ШКОЛА
— учебное заведение конца 17 в. в Москве. Принадлежала к числу т.н. грамматических училищ - школ повышенного типа, в которых наряду с чтением и письмом изучались церковно-славянская грамматика и греческий язык.

Т.ш. была открыта в "старой правильной палате" Московского печатного двора для подготовки квалифицированных справщиков (редакторов). Преподавательский состав Т.ш. составляли греки. Программа предусматривала три ступени обучения - начальную, "словенского языка" и греческого языка. Учителям - дидаскалам - помогали старосты из наиболее успевающих учеников. Первоначально на каждой ступени обучали чтению, затем письму. Перевод с одной ступени на другую осуществлялся по мере освоения курса. Учебными пособиями начального цикла служили "часословы", славянский язык учили по Апостолу. По числу учащихся Т.ш. была крупнейшим учебным заведением средневековой России и наряду с другими грамматическими школами подготовила почву для открытия Славяно-греко-латинской академии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 289-290)

Типы конфликтов
см. Виды конфликтов

ТИТЧЕНЕР (Titchener) ЭДУАРД БРЭДФОРД (1867-1927)
— американский психолог, представитель интроспективной психологии. С 1892 профессор Корнелльского университета, где создал крупный центр экспериментальной психологии. Основал (1904) Общество экспериментальной психологии, с 1921 гл. редактор "Американского журнала психологии". Т. свёл объект психологии, отличающий её от других наук, к "явлениям сознания" (переживания субъекта), содержание которых образует собственную психологическую "материю". Автор ряда исследований в области психологии ощущений, внимания, мышления.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)

См. также Эмпатия

Ю

ТИФЛОГРАФИКА (от греч. typhlos - cлепой и графика)
— отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и другим учебным предметам. Рельефные учебные пособия доступны осязательному восприятию учащимися. Осн. виды рельефных пособий: контурные рисунки (передаются только наружные очертания предметов), аппликационные (силуэтные) рисунки (аппликации из плотной бумаги, наклеенные на лист), барельефные рисунки (скульптурные изображения на плоскости из гипса, пластмассы, металла и пр.), рельефные чертежи и схематические изображения (планы, схемы, географические карты - например, реки изображаются сплошными линиями, города - точками) и др. Издаются специальные учебники и дидактические материалы с иллюстративно-графическим оформлением.

Слепые дети самостоятельно выполняют рисунки и чертежи с помощью тифлотехнических приборов (см.Тифлотехника), позволяющих получить рельефные изображения на бумаге и планшетах, покрытых специальной мастикой. Рельефные изображения в массовом производстве штампуются с помощью специальных матриц на перфокарточной бумаге или пластмассе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)

См. также Тифлотехника

Ч433.127.0

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. typhlos - слепой и педагогика)
— наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, одна из отраслей коррекционной (специальной) педагогики.

Первое учебное заведение для слепых осн. в 1874 во Франции (Париж) В. Гаюи. В 1829 Л. Брайль изобрёл наиболее рациональный вариант рельефно-точечного шрифта, получивший распространение во всём мире. В России первая школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807. Развитию Т. способствовали К.К. Грот, А.И. Скребицкий и др.

Т. изучает проблемы обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития создана система специального обучения и коррекционно-восстановительной работы.

Т. изучает детей с нарушениями зрения; определяет типологию нарушений их психического и физического развития. Осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении. Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; научные основы построения специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения. Определяет цели и направления формирования личности в процессе общего образования, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания детей с нарушением зрения. Конструирует специальные технические средства. Разрабатывает системы гигиенических мероприятий по охране и коррекции неполноценного зрения у детей (нормативы освещённости в школах, режим зрительной нагрузки учащихся, основы проектирования специальных зданий и др.).

Проблемы Т. разрабатываются в Институте коррекционной педагогики РАО, на кафедрах педагогических университетов и институтов. Подготовка учителей для школ слепых и слабовидящих, тифлопедагогов ведётся на дефектологических факультетах С.-Петербургского и Нижегородского педагогических институтов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 290)
Ч433

ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКА (от греч. typhlos - слепой, лат. surdus - глухой и педагогика)
— наука об обучении слепоглухих детей. Обучение детей, страдающих слепоглухотой, началось c середины 19 в. Наибольшую известность в конце 19 в. - начале 20 в. получили истории обучения американских слепоглухих Лауры Бриджмен и Елены Келлер. К концу 20 в. специальные службы и школы для слепоглухих имелись в 80 странах мира. В России первая школа-приют для слепоглухих детей открыта в 1909 (С.-Петербург). В 1923- 1937 проблемы Т. разрабатывала школа- клиника для слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А. Соколянским (её самая известная воспитанница - слепоглухая писательница О.И. Скороходова). Впоследствии Соколянский, а затем и А.И. Мещеряков продолжили опыт обучения слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). В 1963 создан Детский дом для слепоглухих в г. Сергиев Посад Московской обл.

Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности и их совершенствование. Правильное воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения - жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определённого отдельного предмета и действия с ним. Всё это подготавливает замену естественного жеста словом. Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Освоив обычное письмо большими буквами или рельефно-точечным шрифтом слепых (шрифт Л. Брайля), ребёнка учат последовательно описывать собственные действия. Из описаний своих действий складываются первые тексты для чтения, состоящие из простых нераспространённых предложений. С обогащением словаря ребёнка усложняется и грамматический строй первых текстов. Тексты, составленные с помощью учителя, называются учебными, а составленные самим ребёнком - спонтанными. Постоянное взаимопроникновение этих двух видов текстов, которые Соколянский называл параллельными, создаёт условия для полноценного усвоения словесной речи слепоглухим ребёнком. Современное содержание обучения слепоглухих детей предлагается в программах по социально-бытовой ориентировке и формированию читательской деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 290)
Ч434

ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. typhlos - слепой и техника)
— отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств для людей с нарушениями зрения. Т. опирается на данные физиологии, офтальмологии, тифлопедагогики и др. Различают Т. учебную, производственную и бытовую.

Коррекция зрения осуществляется путём усиления полезного оптического сигнала (яркости, контрастности и др.) на сетчатке глаза с помощью обычных очков. При сложных нарушениях зрения используются специальные приборы, с помощью которых визуальная информация преобразуется в сигналы, доступные для восприятия слуха или осязания.

Для слабовидящих предназначены различные лупы, очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), моно- и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные устройства. Для лиц, зрение которых ухудшается в условиях повышенной освещённости, используются корригирующие линзы.

Для слепых разработаны различные устройства: специальные трости, приборы для ручного письма по системе Л. Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, "читальные машины", преобразующие текст в рельефно-точечные изображения на рельефный матричный экран либо в звуковые сигналы, соответствующие определённым буквам, т.н. говорящие книги на магнитофонных записях и компакт-дисках и др. Разрабатываются специальные компьютерные технологии (используются клавиатуры для слепых и звуковое оформление).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 290-291)

См. также Зрение, Слабовидение, Слепота,Тифлографика

Ч433.127.0

ТИХЕЕВА Елизавета Ивановна (1867-1943)
— педагог, деятельница в области дошкольного воспитания. Вице-президент Общества содействия дошкольному воспитанию (1913-17); руководила (1913-28) созданным при обществе детским садом. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей. Итоги исследований Т. и её сотрудниц обобщены в книге "Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена" (1928).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411)
Ч413

ТИХОМИРОВ Валерий Викторович (р. 1944)
— д-р физико-математических наук и профессор (1987), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), заместитель министра по налогам и сборам РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТИХОМИРОВ Дмитрий Иванович (1844-1915)
— педагог, теоретик и организатор начального обучения, общественный деятель. Занимался организацией вечерних школ при фабриках. Руководил женскими курсами Общества воспитательниц и учительниц (с 1872), которые в период его деятельности выросли в многопрофильное учебное заведение, готовившее педагогов младших классов, учителей-предметников, руководительниц дошкольных учреждений и др. В 1902 основал и финансировал вместе с женой Е.Н. Тихомировой Общество попечения о детях народных учителей и учительниц. По убеждению Т., хорошо поставленная народная школа - источник добра и света. Она - важная ступень нравственного и трудового воспитания. Выступая за всеобщее начальное образование, Т. считал, что все типы школ должны быть сословными.

В разработке учебной литературы для начальных школ применял созданные им систему предоставления учебной информации и методику упражнений. Составил и издал ставшие популярными пособия для народных школ: "Азбука правописания" (ч. 1, 1870; 26 изд., 1915; ч. 2, 1877; 16 изд., 1912), "Букварь для совместного обучения чтению и письму..." (в соавторстве с Е.Н. Тихомировой, 1873; 161 изд., 1917) и др. С 1894 редактировал журнал "Детское чтение" (с 1906 "Юный читатель"). Иногда Т. путают с Дмитрием Ивановичем Тихомировым - представителем официальной педагогики, автором книг "О реформе духовной школы", "Об основах организации средней школы", "Основы дидактики" и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 411-412)
Ч33(2)471

ТКАЧЕНКО Евгений Викторович (р. 1935)
— д-р химических наук (1984), профессор (1986), действительный член РАО (1993; Отделение базового профессионального образования), в 1985-92 ректор Свердловского инженерно-педагогического института. В 1992-96 министр образования РФ, затем научный консультант Института развития профессионального образования Министерства образования РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 463)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Тобольск Тюменской обл., ул. Знаменского, 58. Психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ТОВАРИЩЕСТВО
— форма межличностных отношений, выражающаяся во взаимной симпатии, общности интересов, поддержке и солидарности. Т. близко по значению к приятельским отношениям и дружбе и трудноотличимо от них.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение)
— терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению.
(Иванова О.А. Конфликты в школьной среде. - СПб., 2003. С. 184)
— одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе Т. лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя Т. - одно из важных задач профессионального воспитания учителя.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 150)
Ч313.521.3
Ч421.352.13

ТОЛЛЬ Феликс Эммануил Густавович (1823-1867)
— русский писатель, педагог и библиограф. Один из основоположников библиографии детской литературы, отечественной педагогической библиографии, обширный исторический обзор которой под названием "Педагогическое обозрение" поместил в журнале "Учитель" (1862, № 1, 3, 5, 7, 14, 19). Свои требования к детской литературе изложил в книге "Наша детская литература, преимущественно в воспитательном отношении" (1862).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412)
Ч33(2)47

ТОЛМЕН (Tolman) ЭДУАРД ЧЕЙС (1886-1959)
— американский психолог, представитель необихевиоризма. В 1915 получил степень доктора философии и психологии в Гарвардском университете. В 1915-18 преподавал в Северо-Западном университете (штат Иллинойс). В 1918-54 профессор Калифорнийского университета (Беркли). Разработал систему психологических наук, соединившую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412)

См. также Бихевиоризм

Ч486.61г(2)

ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич, граф (1823-1889)
— государственный деятель, историк. В 1865-80 обер-прокурор Святейшего Синода, одновременно в 1866- 1880 министр народного просвещения. Увлекаясь в молодости либеральными идеями, по-видимому, уже в конце 1850-х гг. перешёл на консервативные позиции: выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. При участии Т. проведена реформа православных учебных заведений, были обновлены учебные программы. При Святейшем Синоде учреждён Училищный комитет. В годы министерства Т. проведены образовательные реформы, определившие облик рос. школьной системы почти до начала 20 в. Приняты Устав гимназий и прогимназий (см.Гимназии, Классическое образование, Пансионы), Положение о городских училищах и учительских институтах (см. Городские училища), Положение о начальных народных училищах и др. Были также введены Правила о мерах к образованию инородцев (1870), распространившие систему Н.И. Ильминского, Положения о т.н. казённых еврейских училищах и др. Стремление Т. сохранить государственный контроль за народным просвещением объясняет некоторую противоречивость политики Т. в конкретных вопросах. Например, относясь отрицательно к женскому образованию, он был вынужден в пореформенной России выделять субсидии женским курсам. С 1882 министр внутренних дел и одновременно президент Петербургской АН.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412)

См. также Гимназии, Городские училища,Классическое образование, Пансионы

Ч33(2)47

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф (1828-1910)
— писатель, мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859-62), названный Т. временем "трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека ("закон движения вперёд образования"), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Т. отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию.

Второй период педагогической деятельности Т. (1870-76) связан с созданием "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1- 4, 1872) и "Новой Азбуки" (1875), направленных на развитие "нравственных чувств, воображения, поэтического чутья" учащихся. При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" и "Русские книги для чтения" (1875).

Третий период педагогических исканий Т. (конец 1880-х гг. - 1910) связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Т. считал гл. делом своей жизни. Оно изложено в работах философского, психологического и публицистического характера ("Исповедь", "О жизни", "Что же нам делать" и др.), в педагогических сочинениях ("О воспитании", "О науке"), в изданиях для широких слоёв населения ("Путь жизни", "Мысли мудрых людей"), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им издательство "Посредник", где издал пособия "Круг чтения", "Мысли мудрых людей на каждый день", начал работать над книгой для родителей и воспитателей "Детский круг чтения".

Т. в своих педагогических сочинениях предстаёт, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других. Стержнем всего педагогического творчества Т. стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Т. понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Т. привлёк внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Т. стремился выявить "закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперёд образования". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы.

Т. обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребёнка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Т. центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в статье "Беседы с детьми по нравственным вопросам" (1908).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412)
Ч426.21,6(2)315.8-Толстой Л.

ТОМАШЕВСКИЙ Борис Владимирович (1890-1957)
— литературовед, известный пушкинист, автор учебника по теории литературы и стилистике, преподаватель.
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 29-30)

См. также ОПОЯЗ

Ч486.21г(2Р)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Томск, Комсомольский просп., 75. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Томск, просп. Ленина, 36. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
— Томск, просп. Ленина, 40. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Томск, просп. Ленина, 30. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТОРНДАЙК (Thorndike) ЭДУАРД ЛИ (1874-1949)
— американский психолог и педагог. Профессор Колумбийского университета (с 1904). С 1924 один из редакторов "Журнала генетической психологии", с 1926 - "Монографий генетической психологии". Способствовал внедрению объективных методов в исследование процесса научения. Работа Т. "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т.ч. на концепции программированного обучения. Автор св. 500 работ по различным проблемам психологии.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412)
Ч33(7США)

ТРАЙТАК Дмитрий Илларионович (р. 1927)
— д-р педагогических наук (1970), профессор (1972), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), профессор Московского педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТРАМПА-ПЛАН (по имени автора - профессора Л. Трампа)
— система организации обучения, в которой сочетаются занятия в больших аудиториях (40% учебного времени), малых группах (20%) и индивидуальные. Получил распространение в конце 1970-х гг. в США. В рамках Т.-п. в крупных аудиториях высококвалифицированные преподаватели читают лекции для двух и более параллельных классов, затем проводятся занятия в небольших группах (15-20 чел.) с обсуждением прочитанной лекции. Занятиями руководят не только учителя, но и успевающие учащиеся. Индивидуальная работа проводится по заданиям учителя, отчасти по выбору учащихся в соответствии с их склонностями. Т.-п. в полном виде применяется лишь в некоторых экспериментальных школах США, в основном в массовой школе применяются отдельные его элементы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)
Ч421.2

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
— направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработан американским психологом Э. Берном. В основе Т.а. лежит представление о структуре личности как сочетании трёх качественно своеобразных уровней организации человеческого "Я" (эго-состояний). Этим трём уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Ребёнок" и "Взрослый". Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Каждый компонент несёт в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения. Становление зрелой личности связано, по Берну, гл.о. с оформлением полноценно функционирующего "Взрослого".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)
Ю

ТРАПП (Trapp) ЭРНСТ ХРИСТИАН (1745-1818)
— немецкий педагог-филантропист. Преподавал в различных учебных заведениях, в т.ч. в филантропине И.Б. Базедова в Дессау. Первый германский профессор педагогики. Вместе с И.Г. Кампе принимал активное участие в реформе школьного дела в Брауншвейге. Гл. труд Т. "Опыт педагогики" (1780) - попытка дать систематическое изложение теории и практики филантропизма.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 412-413)
Ч33(4Ф)

ТРЕВОЖНОСТЬ
— эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределённости. Может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления и т.п. Т. имеет много общего со страхом (см.Страхи), но отличается менее определённым характером и возникает при действительной или мнимой угрозе человеку.

Различают Т. как эмоциональное состояние (ситуативная Т.) и как устойчивую черту (личностная Т.), проявляющуюся в повышенной склонности к Т. без достаточных причин. Т. по-разному проявляется на возрастных этапах развития личности. Например, у малышей чувство тревоги возникает при разлуке с матерью, у младших школьников - в период адаптации к школе, у подростков - в процессе самоутверждения при общении со сверстниками (особенно лицами противоположного пола) и др. Выделяют также Т., проявляющуюся в определённой сфере: школьная, межличностная и др.

Возникновение чувства Т. у ребёнка, как правило, является следствием его неблагополучного положения в семье, школе, детском коллективе и исчезает после устранения причин, его порождающих. Однако стойкая личностная Т. может являться не только свойством темперамента, но и симптомом умственной отсталости (см.Нарушения интеллекта), других нарушений в психофизическом развитии, психических заболеваний. Поэтому возникновение Т. у ребёнка требует особого внимания со стороны родителей и оказания ему психолого-педагогической помощи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)

См. также Нарушения интеллекта,Страхи

Ю

ТРЕНИНГ
— интенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-Т. направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта. Распространённые разновидности Т. - социально-психологический Т., Т. личностного роста, корпоративный тренинг, видеотренинг и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)

См. также Образовательные технологии, Тестирование централизованное, Тренинг психологический

Ю

ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
— область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, формирования навыков конструктивного поведения. Базовыми методами Т.п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель Т.п. конкретизируется в следующих задачах:
  1. овладение психологическими знаниями;
  2. формирование умений и навыков в сфере общения;
  3. коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
  4. развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
  5. коррекция и развитие системы отношений личности. Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методической модификации приводит к многообразию частных форм Т.п.

Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)

См. также Образовательные технологии, Тестирование централизованное, Тренинг

Ю

ТРИВИУМ
см. Семь свободных искусств

ТРИЗ-педагогика
— Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер. Первоначально применялась только для решения инженерно-технических проблем. Впоследствии стала использоваться в проблемном обучении для обозначения концепции, цель которой в развитии системного мышления школьников путем решения творческих задач. Не имеет статуса науки педагогики.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 269-270)
Ч426.24-255

"Тритон"
— издательство, ООО, С.-Петербург. Образовательная литература, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)

См. также Издательства РФ

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
— крупнейший православный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.). В 1337 преподобный Сергий Радонежский осн. маленькую пустынь в честь Святой и Живоначальной Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый деревянный храм во имя Святой Троицы был освящён в 1340-х гг. В это же время в братстве преподобного Сергия был принят общежительный монашеский устав, а сам Сергий стал игуменом. Троицкая обитель стала духовным центром Московской Руси.

Ученики и последователи преподобного Сергия основали 37 обителей, образовав т.н. "сергиевскую" общежительную школу. До 1814 в Лавре действовала Троицкая духовная семинария, в 1814 сюда переведена Славяно-греко-латинская академия, преобразованная в Московскую духовную академию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291)

ТРОИЦКИЙ Леонид Сергеевич (1889-1942)
— методист-словесник, обосновал принцип "целостного изучения литературного произведения".
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 59)
Ч426.21г(2Р)

ТРОТЦЕНДОРФ (Trotzendorf) (настоящая фамилия - Фридланд) Валентин (1490-1556)
— немецкий педагог, ученик и последователь Ф. Меланхтона, стремился внедрить в школу его идеи. Одним из первых ввёл в интересах воспитания школьное самоуправление.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413)
Ч33(4Ф)

ТРОШИН Григорий Яковлевич (1874-1938)
— выдающийся педагог, психолог и общественный деятель России и Российского Зарубежья, профессор, преподаватель педагогического института при Военно-медицинской академии в Петербурге. Научные исследования по проблемам детской психопатологии, дефектологии.
(Наследие Г.Я. Трошина в истории педагогики и психологии России и Российского Зарубежья. - Саранск, 2005. С. 3-11)
Ч430.1
Ч33(2)-Трошин

ТРУДНЫЕ ДЕТИ
— категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих пре- пятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, весьма разнообразны. Поэтому нередко к Т.д. относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребёнка как "трудного" отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

В современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих медицинской коррекции, либо _ чаще _ вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин отклонений и разработке мер их устранения и преодоления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291-292)

См. также Запущенность педагогическая, Кащенко В.П.

Ч421.334

ТРУДОВАЯ ШКОЛА
— направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. - 1-й половины 20 в. В трудах педагогов 17-18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей. И.Г. Песталоцци впервые связал мотивацию труда с природой ребёнка, а сам труд рассматривал как важнейший элемент обучающего воспитания и педагогически организованной среды. К аналогичным выводам пришёл и Ф. Фребель. Опыт использования физического труда накопили в конце 18 в. - начале 19 в. представители филантропизма. В середине 19 в. развернулось движение за внедрение учебного труда в общеобразовательную школу - активизм. Сторонники мануализма (введения ручного труда) У. Сигнеус (Финляндия), Р. Зейдель (Швейцария) и другие добились введения в народных школах ручного труда. Широкое распространение получили французская (Ж. Фонтень) и шведская (О. Саломон) системы обучения ручному труду. Психолого-педагогическое объяснение мануализму дал Х. Шерер (Германия).

Другим заметным течением Т.ш. был профессионализм, развивавшийся в значительной степени под влиянием идей Г. Кершенштейнера, который выступал за организацию практического труда и выработку у учащихся "целесообразно направленных" навыков. Однако идея профессионализма противоречила осн. задачам общеобразовательной школы и не получила распространения.

На рубеже 19-20 вв. идеи активизма получили психолого-педагогическое обоснование в экспериментальной педагогике (Э. Мейман). Другой представитель этого течения, В.А. Лай, сформулировал принципы "школы действия" (педагогика действия). Европейские педагоги-эксперименталисты обосновали важнейшие идеи Т.ш.: о связи мысли ребёнка с его двигательной активностью, о роли представлений и восприятия в процессе обучения; о соотношении практических работ с теоретическим обучением. Д. Дьюи разработал модель Т.ш., представлявшую оригинальный вариант активизма и прагматистской педагогики. Практическую реализацию эти идеи получили в методе проектов, Дальтон-плане и других системах обучения.

В России проблемой взаимосвязи труда и воспитания начал заниматься К.Д. Ушинский. К 1884 был разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России". По инициативе одного из его авторов И.А. Вышнеградского ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В дальнейшем на съездах по техническому и профессиональному образованию утверждалось, что осн. задачей ручного труда является не обучение ремеслу, а достижение подлинных образовательных целей.

За основу системы обучения ручному труду был принят т.н. шведский "слойд", но отечественные педагоги- мануалисты К.Ю. Цируль, Н.В. Касаткин, Н.П. Столпянский разработали свою оригинальную систему обучения, основанную на изготовлении учащимися предметов не по готовым "моделям", а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам. В начале 20 в. ручной труд был введён в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой.

Параллельно предпринимались попытки профессионализации народной школы, начатые ещё в 60-е гг. 19 в., но организация начальной ремесленной подготовки в начальных училищах принципиально отличалась от идеи ручного труда.

В начале 20 в. идеи Т.ш. пропагандировали сторонники свободного воспитания, а также С.Т. Шацкий, П.И. Христианович. Идеи Т.ш. содержались в проекте реформы образования под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева (1915).

В советской педагогической теории Т.ш. рассматривалась как практическая реализация идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом в политехническом образовании, которое понималось как знакомство в теории и на практике с осн. элементами различных отраслей производства.

Советская общеобразовательная школа получила название единой трудовой школы (ЕТШ), а "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы" (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Проблемы Т.ш. разрабатывали Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.Г. Калашников, А.А. Фортунатов и др. В 20-е гг. получила распространение концепция монотехнического образования, разработанная О.Ю. Шмидтом и деятелями Главпрофобра. Большинство руководителей Наркомпроса РСФСР её отклоняли. Однако в условиях тяжёлого положения страны были снижены возрастные ограничения для получения профессионального образования до 15 лет, а в 1924 Коллегия Наркомпроса приняла решение о профессионализации 2-го концентра школы II ступени (8-й и 9-й годы обучения).

В 20-е гг. в научно-педагогической секции ГУСа была также разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине 20-х гг. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в связи со сменой руководства Наркомпроса начался пересмотр содержания и методов работы школы. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина выступили за слияние школы с производством (школа должна была выполнять функции организации и планирования этого процесса на основе метода проектов) (см.Отмирания школы теория). Однако эти эксперименты отрицательно сказались на образовательной подготовке учащихся. В 1931 было принято Постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе", жёстко регламентировавшее деятельность школы на десятки лет и практически упразднившее все демократические достижения школы. Школа ориентировалась на подготовку учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Школы прикреплялись к различным предприятиям, создавалась сеть мастерских при школах. В 1937, несмотря на протесты мн. педагогов, Наркомпрос отменил трудовое обучение как самостоятельный предмет. Подобная односторонняя ориентация школы сказалась к середине 50-х гг., когда выпускники школы, не поступившие в высшие учебные заведения, фактически не были подготовленными к работе на производстве.

В 1958 был принят "Закон об укреплении связи школы с жизнью". В его основе лежал принцип соединения обучения с производительным трудом, а гл. задачей школы вновь объявлялась подготовка к общественно полезному труду, повышение уровня политехнического образования. Средняя школа становилась 11-летней, получив название общеобразовательной трудовой политехнической. Старшая ступень обучения (9-11-е классы) была профессионализирована. Во 2-й половине 60-х гг. стало ясно, что реформа потерпела неудачу, но в целом система образования продолжала развиваться в русле Т.ш.

В школьной реформе 1984 была предпринята попытка синтеза общеобразовательной школы с профессиональной, также оказавшаяся бесперспективной. В 90-е гг. сложилась концепция политехнической Т.ш., обеспечивающей теоретическую и практическую допрофессиональную подготовку учащихся. Важнейшие элементы системы: ручной труд на начальной и средней ступенях обучения, различные виды производительного труда на средней и старшей ступенях, формирование политехнических знаний, широкое применение активных методов обучения. С 2001 в рамках реформирования и обновления системы образования осуществляется постепенный переход к 12-летней общеобразовательной школе, однако идея Т.ш. в этой реформе ещё не получила теоретического обоснования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 292)

См. также Начальное образование

Ч424(2)714.2

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
— в Рос. Федерации учебный предмет в общеобразовательной школе (до 1985/86 учебного года - трудовое обучение). Трудовое обучение (под названием "Ручной труд") как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии в 1866. В России ручной труд начал преподаваться в 1884. Широкое распространение получила система трудового обучения К.Ю. Цируля. В первые годы советской власти трудовое обучение осуществлялось в соответствии с задачами политехнического образования. В 1937 трудовое обучение было отменено, в середине 50-х гг. восстановлено. В 1958-65 в учебный план входило производственное обучение. С 1967/68 учебного года вновь восстановлено трудовое обучение. Современная система Т.и п.о. представлена в различных вариантах: в начальных классах дети преимущественно занимаются ручным и сельскохозяйственным трудом; в 5-9-х классах - общетрудовой подготовкой; в 8-9-х и 10-11(12)-х классах по желанию учащихся и при наличии необходимых условий Т.и п.о. может проводиться по одному из профилей, соответствующих к.-н. отраслям хозяйства, или в виде подготовки к массовым профессиям.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 293)

См. также Начальное образование

Ч421.203

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ СССР
— система подготовки квалифицированных рабочих массовых профессий. Осн. в 1940. В системе Т.р. функционировало 3 типа учебных заведений: ремесленные училища и железнодорожные училища (срок обучения 2 года), школы фабрично-заводского обучения (ФЗО; 6 мес обучения). Учебные заведения Т.р. готовили рабочих 700 профессий. После ряда реорганизаций в 1959 все профессиональные учебные заведения Т.р. преобразованы в профессионально-технические училища.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 293)

См. также Железнодорожные училища, Профессионально-технические училища, Профессионально-техническое образование, Ремесленные училища, Школы фабрично-заводского ученичества

Ч46

ТРУДОЛЮБИЕ
— врождённая потребность в деятельности. Уже в первые годы жизни малыша в его играх есть элементы труда, преодоления и совершенствования себя, нуждающиеся в поощрении и поддержке. Детская игра - начало приобщения ребёнка к постоянно усложняющимся занятиям, а затем к труду. Важно, чтобы дети в семье имели постоянные и чётко определённые обязанности, наличие которых и периодическая проверка их исполнения внушают ребёнку ощущение своей полезности и умелости. Недопустимо наказание трудом. Наоборот, важно создавать такие ситуации, когда к.-л. поручение будет наградой, особой формой доверия.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 293)
Ч421.351

ТРЯПИЦЫНА Алла Прокопьевна (р. 1949)
— д-р педагогических наук (1991), профессор, член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ТУГОУХОСТЬ
— стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Т. может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Кондуктивная Т. возникает вследствие некоторых заболеваний, серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха и устраняется методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства.

Наиболее резкое понижение слуха отмечается при сенсоневральной Т., связанной с поражением внутреннего уха или слухового нерва; при этом нарушения носят стойкий необратимый характер. Лечение может иногда дать некоторый эффект, если оно начато в раннем периоде болезни. При значительно выраженной Т. существенную помощь приносит звукоусиливающая аппаратура.

При смешанной Т. поражение внутреннего уха или слухового нерва сопровождается кондуктивным компонентом - нарушением нормального функционирования наружного и среднего уха, после устранения которого слух улучшается. Врождённая Т., а также Т., возникшая в доречевой период или в начальном периоде формирования речи, ведёт к нарушению нормального речевого развития.

Детей, которые страдают Т., называют слабослышащими детьми. В отличие от глухих детей, они имеют возможность с помощью слуха накапливать некоторый запас слов. Раннее коррекционное обучение позволяет даже детям с тяжёлой Т. уже в дошкольном возрасте овладеть развёрнутой фразовой речью.

Когда Т. не распознаётся или на неё не обращается внимание, речь ребёнка может оказаться недоразвитой даже при сравнительно небольшой степени Т.

Слабослышащие, обладающие развёрнутой фразовой речью, хорошо понимающие обращённую к ним устную речь и внятно (понятно для окружающих) говорящие, могут обучаться в массовых детских садах и школах. Однако даже незначительная Т. (ребёнок слышит шёпот на расстоянии 2-4 м) может вызвать трудности в обучении. Слабослышащие дети могут успешно обучаться в массовых учреждениях при оказании им коррекционной помощи учителями-дефектологами сурдологических кабинетов и групп кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

При выраженном недоразвитии дети нуждаются в обучении в специальном дошкольном учреждении (группе) или в школе для слабослышащих и позднооглохших. Слабослышащие дошкольники могут воспитываться дома и получать коррекционную помощь учителя-дефектолога. О системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений см. в статье Слух.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 293)

См. также Слух

Ч432.11

ТУКАЕВ
см. Тукай

ТУКАЙ Габдулла (настоящая фамилия - Тукаев) (1886-1913)
— татарский поэт, публицист, общественный деятель. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, выступал за расширение роли родного языка в начальном обучении татарских детей. Опираясь на методический материал учебников К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и А.Я. Острогорского, Т. написал оригинальные учебники для татарских школ ("Новое чтение", 1909; "Уроки национальной литературы в школе", 1911). Содействовал открытию русско- татарских училищ и русских классов при медресе. Выпустил несколько сборников стихотворений для детей и юношества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 413)
Ч33(2Р-6Тат)

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тула, просп. Ленина, 125. Психология, социальная работа, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 471)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тула, просп. Ленина, 92. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТУРИЗМ детский и юношеский
— вид активного отдыха, одна из форм дополнительного образования детей. Т. способствует физическому воспитанию, восстановлению сил учащихся. Тесно связан с краеведением. В России детский и юношеский Т. появился в середине 19 в. в виде экскурсий и прогулок на природу. В начале 20 в. туристские походы являлись одной из активных форм работы со скаутами (см.Скаутизм).

В 1918 при Наркомпросе РСФСР было организовано Центральное бюро школьных экскурсий в Москве (в 1921 реорганизовано в опытно-показательную базу Наркомпроса). Т. носил познавательный характер и знакомил учащихся с историей страны. В 1932 открылась Центральная экскурсионно- туристская станция Министерства просвещения РСФСР, затем республиканские и областные станции. В 30-е гг. Т. был ориентирован на организацию полезной общественной деятельности учащихся (например, поиск полезных ископаемых и др.). Наиболее массовые формы (многодневные походы, экспедиции и т.п.) Т. носил в 60-80-е гг. в рамках деятельности Всесоюзной пионерской организации и ВЛКСМ. С 1998 Центром детско-юношеского туризма Министерства образования РФ разработана программа туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество". Туристскую деятельность осуществляют св. 550 центров, станций юных туристов, туристских отделов домов (дворцов) детского творчества, туристских баз, школьных музеев.

В зависимости от цели выделяют Т. познавательный (посещение исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей), спортивный (участие в различных соревнованиях по видам туристской техники), любительский (охота, рыболовство, отдых на природе). Осн. виды: пешеходный (с 12-13 лет; для детей младшего возраста организуются пешие прогулки и экскурсии протяжённостью 1-3,5 км), лыжный и водный (с 13-14 лет), горный (с 13 лет), велосипедный (с 14- 16 лет), спелеотуризм (походы по подземным пещерам, с 14-16 лет). Осн. формы туристской работы: экскурсии, прогулки, походы, экспедиции; кружковая работа (секции, клубы, общества), массовые мероприятия (слёты, соревнования) и пр. В зависимости от продолжительности и протяжённости маршрута различают походы 1-3-й (разрешены для школьных групп) и 1-5-й категорий сложности.

Важнейшие условия - охрана здоровья детей и соблюдение техники безопасности и правил поведения во время похода. Педагоги и организаторы туристской работы несут полную ответственность за жизнь и воспитание детей во время туристского мероприятия. Важные условия успешного Т.: правильное определение маршрута с учётом возраста участников и природных особенностей, подбор оборудования, организация режима, питания, подготовка учащихся к походу (физическая закалка, обучение приёмам первой медицинской помощи и пр.). На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с маршрутом, природой, историей и культурой края, который предстоит посетить, осваивают туристскую технику (умение поставить палатку, разжечь костёр и т.п.). Во время похода учащиеся часто ведут поисково-краеведческую работу, выполняют задания музеев, научных обществ и пр.

Инструктивно-методическую помощь образовательным учреждениям оказывает Центр детско-юношеского туризма, с которым сотрудничают ведущие учёные и педагоги, органы образования, станции юных туристов и другие организации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 293-294)

См. также Скаутизм

Ч518.1

ТХАКУШИНОВ АСЛАНЧЕРИЙ КИТОВИЧ (1947)
— доктор социологических наук, профессор, академик многих международных академий, ректор Майкопского государственного технологического университета (Адыгея), литературовед, педагог.
(Тхакушинов: вчера, сегодня, завтра. - Майкоп, 2004. С. 2)
Ч33(2Р-6Адыг)

ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Тыва, Кызыл, ул. Ленина, 36. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, валеология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Тывинский

ТЬЮТОР (англ. to tutor - обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать)
— ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей, которые обучаются в системе дистанционного образования. Базируется на теоретических положениях андрагогики, педагогики и психологии. Модели тьюторской деятельности разработаны Международным институтом менеджмента (МИМ)ЛИНК - партнером Открытого университета Великобритании.
(Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. - М., 2004. С. 3, 27-28)
— опекун.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 152)

См. также Андрагогика, Дистанционное образование

Ч441
Ч312.31

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тюмень, ул. Володарского, 38. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Тюмень, ул. Семакова, 10. Психология, педагогика и психология, социальная педагогика.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 474)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ТЯ-СЕН Юрий Алексеевич (р. 1941)
— член-корреспондент РАО (1993; Отделение образования и культуры), художественный руководитель, гл. режиссёр Театра юного зрителя "Эксперимент" (г. Жигулёвск).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

© Российская национальная библиотека, 2006