ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
— система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан до 18 лет, гл. звеном которой является суд по делам несовершеннолетних. Осн. принципы Ю.ю.: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе по делам несовершеннолетних данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осуждённого и т.п. посредством закрытия судебного заседания по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них, уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.); специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощённый (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб. Первоначально Ю.ю. сформировалась в конце 19 в. в США (1899, Чикаго) и затем получила широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и других странах мира. В России суд для несовершеннолетних был учреждён в 1910 в С.-Петербурге, а затем в Москве и других городах. Однако в годы советской власти проблемы Ю.ю. практически не рассматривались. В Рос. Федерации с 90-х гг. 20 в. началась разработка вопросов отечественной Ю.ю.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 330)
Ю

ЮВЕНИЛЬНЫЙ (лат. juvenilis - юношеский)
— относящийся к возрасту, предшествующему собственно зрелости (детство, отрочество, юность).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 330)

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Новочеркасский политехнический институт)
— Новочеркасск, ул. Просвещения, 132. Профессиональное обучение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч489.74(2)7

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
— Шахты Ростовской обл., ул. Шевченко, 147. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч489.514(2)7

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
— Ростов-на-Дону, Кировский просп., 51. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.74(2)7

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
— Таганрог Ростовской обл., ул. Чехова, 2. Психология, педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 476)

См. также Негосударственные ВУЗы

Ч489.74(2)7

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Челябинск, просп. Ленина, 76. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 475)

См. также Университеты

Ч484(2)711.9-Южно-Уральский

ЮНГ (Jung) КАРЛ ГУСТАВ (1875-1961)
— швейцарский психолог. С 1903 работал в психиатрической клинике Бургхольц в Цюрихе (в 1905-09 гл. врач); здесь в 1904 организовал экспериментальную лабораторию, где разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1905-13 преподавал в Цюрихском университете. В 1907-14 сотрудничал с З. Фрейдом, разделял осн. положения психоанализа. Позднее на почве теоретических разногласий разошелся с Фрейдом и создал собственную концепцию, известную как аналитическая психология. В отличие от Фрейда, исследовавшего индивидуальное бессознательное, Ю. сосредоточил внимание на т.н. коллективном бессознательном, которое складывается в истории человечества и находит индивидуальное воплощение в психике отдельного человека. По Ю., становление здоровой личности (самореализация) происходит за счёт интеграции содержаний коллективного бессознательного. В своей наиболее известной работе "Психологические типы" (рус. пер. 1924; 2 изд., 1995) предложил оригинальную типологию личности, основанную, в частности, на подразделении направленности мироощущения человека на свой собственный внутренний мир либо внешний мир. Известен как автор метода свободных ассоциаций; впоследствии ассоциативный метод стал важнейшим инструментом практического психоанализа. Идеи Ю. оказали влияние на мн. философов, психологов и педагогов 20 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 428)
Ч33(4Ш)

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН; UNICEF, United Nations Children's Fund)
— специализированное учреждение ООН по координации программ помощи детям. Создан в 1946 (современное название с 1953). Штаб-квартира - в Нью-Йорке. Финансируется за счёт добровольных взносов правительств, пожертвований организаций и частных лиц. Отделения фонда действуют во многих странах и регионах мира.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 330)

См. также Дети, Лишение родительских прав, Преступность несовершеннолетних, Родительские права и обязанности, Сиротство

"ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО" (полное название "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов")
— памятник педагогической мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из западноевропейских памятников подобного типа. Вероятно, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских". Автор-составитель памятника неизвестен; предполагают участие в переводе И.В. Пауса; курировал издание Я.В. Брюс. Первый тираж вышел в 1717. Руководство предварялось традиционным материалом для начального обучения; содержание включало правила поведения не только в обществе, но и на государственной и царской службе. В памятнике графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре и стиль поведения в различных ситуациях. В целом в памятнике нашли отражение как общеэтические нормы поведения, так и специфические черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия русской традиционной культурой элементов образа жизни стран Западной Европы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 330)

ЮНОСТЬ школьная
— ранняя юность, стадия жизни и развития человека, охватывающая возраст от 14-15 до 17-18 лет, что примерно соответствует периоду обучения в старших классах общеобразовательной школы или в средних профессиональных учебных заведениях. Хронологические границы этого возрастного периода условны. Биологически в юношеском возрасте завершается физическое созревание; хотя большинство юношей и девушек вступают в него в основном половозрелыми, на долю этого возраста приходится устранение ранее сложившихся диспропорций в физическом развитии. В социальном плане Ю. - завершающий этап первичной социализации. К концу этого периода завершается профессиональное самоопределение молодого человека, происходит вступление в самостоятельную трудовую и гражданскую жизнь. Осн. психологический процесс Ю. - формирование личности и развитие самосознания - протекает у отдельных индивидов по-разному. Во-первых, действует закон неравномерности созревания и развития. Причём эта неравномерность является одновременно межиндивидуальной (сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутрииндивидуальной (неполная согласованность и гетерохронность физического, сексуального, умственного, социального и нравственного развития у одного и того же индивида). Во-вторых, в зависимости от индивидуальных особенностей и условий воспитания существуют разные типы протекания Ю. У одних это период "бури и натиска"; другие сравнительно легко, но скорее пассивно включаются во взрослую жизнь. Третьи взрослеют быстро, скачкообразно, но без внешних конфликтов; рано определившиеся жизненные цели, самоконтроль, самодисциплина позволяют этим подросткам сознательно строить свою жизнь. Наиболее общая тенденция Ю. - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего "Я". Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Ю. - время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится проблема смысла жизни. Решается не только "кем быть", но и "каким быть", утверждается мир нравственных понятий. В целом юношеские самооценки и их критерии значительно стабильнее подростковых. Но расширение для юноши социальных и временных горизонтов, круга "других", на которых он ориентируется, порождает неопределённость уровня притязаний и расхождение между наличным и идеальным "Я". Это расхождение наиболее сильно у способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых подростков оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и отклоняющимся поведением. Ведущей деятельностью в Ю. остаётся учёба. Однако её мотивация существенно меняется, учёба начинает восприниматься как средство подготовки к будущей трудовой жизни. Отношение к учебным предметам дифференцируется. Важнейший аспект юношеского самоопределения - выбор профессии, который предполагает оценку её соответствия интересам, способностям и социальным установкам личности, а также потребности в ней общества, причём критерии эти могут не совпадать. Важную роль в юношеском возрасте играют принадлежность к коллективу и собственное положение в нём, а также неформальные группы общения, как правило, разновозрастные и подчинённые нормам специфической юношеской субкультуры. Педагогам важно знать круг и характер этих неформальных групп и оказывать на них соответствующее влияние. Огромное значение, наряду с разветвлёнными товарищескими отношениями, в Ю. имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план такие ценности, как понимание, искренность, интимность. Отсутствие друзей переживается в Ю. весьма болезненно и воспринимается как личный недостаток. Ю. завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Собственное половое созревание и в ещё большей степени влияние окружающих вызывают у юношей и девушек сложные эротические переживания, фантазии и интересы. Сегрегация свободного общения мальчиков и девочек, типичная для младших подростков, которые предпочитают однополые компании, постепенно исчезает, уступая место разносторонним контактам и совместной деятельности. Тем не менее взаимоотношения юношей и девушек весьма сложны. Их эротические чувства и переживания на первых порах довольно примитивны; чтобы сочетать их с психологической интимностью, которую подразумевает понятие любовь, подросткам необходимы определённые навыки и опыт общения, приходящие только с возрастом. Задача состоит не в том, чтобы "уберечь" юношей и девушек от сексуальности, а в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной своей жизни (см.Половое воспитание, Половое просвещение). Возраст 14-18 лет - критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте особенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психических травм или отклоняющегося поведения. Необходим внимательный, индивидуальный подход, учитывающий половые, средовые и типологические особенности юношей и девушек. Родителям и педагогам необходимо помнить, что при всех общих возрастных свойствах юноши и девушки не образуют целостной группы; они социально, типологически и психически различны, единого подхода к ним быть не может. Авторитарные меры воспитательного воздействия в этом возрасте (см. Авторитарное воспитание), тем более в ситуации социального кризиса, могут произвести эффект бумеранга. Чтобы способствовать взрослению юношей и девушек, необходимо максимально развивать их собственную активность, самостоятельность и ответственность, пытаясь пробудить и стимулировать их к самовоспитанию, дать ему правильное направление.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 330-331)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
— особая область научного педагогического знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Ю.П. является междисциплинарной областью научного знания, находящейся на стыке юридического и педагогического знания, но по преобладающим признакам она отрасль педагогики, а не юриспруденции.
(Юридическая педагогика. Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. - М., 2004. С. 216)

См. также Правовая педагогика, Профессиональная педагогика

Ч30в2

ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович (1826-1874)
— философ, психолог и педагог. Окончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен в ней в должности "наставника по классу философических наук". С 1861 в Московском университете (зав. кафедрой философии, в 1869-73 декан историко-филологического факультета).

Гл. сфера интересов Ю. - антропология ("Сердце и его значение в духовной жизни человека", "Труды Киевской духовной академии", 1860, кн. 1, отд. 2; новое издание в кн.: "Философские произведения", 1990); развивал христианское учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравственном источнике душевной деятельности. В воспитании ребёнка решающую роль отводил формированию его духовного мира на основе христианской этики. Осн. фактором такого формирования считал гуманное педагогическое воздействие. Гл. воспитательную роль отводил семье. Цель образования определял как формирование самодеятельного ума, который понимал как "стремление двигаться от мысли, через мысли к мыслям". Чтобы обучение было развивающим, научающим и воспитывающим, оно должно быть дисциплинирующим. "Курс общей педагогики" Ю. содержит характеристику различных "воспитательных мер", к которым он относил среду, обстановку, влияние, надзор, совет и пр. В особую группу "воспитательных побуждений" он выделял похвалу, порицание и наказание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 428-429)
Ч33(2)47

ЮРТОВ Авксентий Филиппович (1854-1916)
— мордовский просветитель, педагог, этнограф. Преподавал в сельских народных училищах Самарской и Уфимской губерний. В 1821 принял сан священника. Ю. был привлечён Н.И. Ильминским для внедрения системы инородческого просвещения в практику обучения мордвы. Для этого изучил язык эрзи и мокши, быт и религиозные верования, собирал фольклор. Под руководством Ильминского создал первый мордовский букварь (1884), в котором использовал элементы русской графики, введя оригинальные диакритические знаки. Переводил на эрзя- мордовский язык вероучительные книги. Начал унификацию правописания и введения новых принципов и единых орфографических норм мордовской письменности, которую завершил его ученик и последователь М.Е. Евсевьев.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 429)
Ч33(2Р-6Мо)

ЮСОВ Борис Петрович (р. 1934)
— д-р педагогических наук (1985), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1990; Отделение образования и культуры), зав. лабораторией Института художественного образования РАО.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8Юсов

© Российская национальная библиотека, 2006