ДАВИД (Dawid) ЯН ВЛАДИСЛАВ (1859-1914)
— польский педагог и психолог. Один из основателей экспериментальной педагогики и психологии в Польше. В 1890-98 гл. редактор журнала "Педагогическое обозрение". Разработал теорию начального обучения, основы которой изложил в книге "Наука о вещах" (1892).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч33(4П)

ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998)
— психолог, действительный член (1978) и вице-президент (с 1989) АПН СССР, действительный член (1992) и вице-президент (с 1992) РАО, д-р психологических наук (1971). Поч. член Национальной академии образования США (1982). В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д.Б. Элькониным) выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности. Экспериментально обосновал способы отбора содержания обучения в начальной школе, учитывающие особенности и структуру учебной деятельности и обеспечивающие формирование у учащихся теоретического мышления. Труды по психологии обучения, общей психологии. Гл. редактор "Российской педагогической энциклопедии" (т. 1-2, 1993-1999).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч33(2)7-8

ДАВЫДОВ Юрий Степанович (р. 1937)
— д-р экономических наук (1980), профессор (1982), член-корреспондент РАО (2000; Отделение высшего образования), ректор Пятигорского государственного лингвистического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Дагестан, Махачкала, ул. 26 Бакинских Комиссаров, 57. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, специальная дошкольная педагогика и психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 469)

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Ч489.514(2)7

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Республика Дагестан, Махачкала, ул. Советская, 8. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.dgu.ru/ http://www.dgu.ru

См. также Университеты

Ч484(2Р-6Даг)711.9-Махачкала

"Дагестанское учебно-педагогическое издательство"
— Махачкала. Учебно-методическая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ДАКТИЛОЛОГИЯ (от греч. daktylos - палец, logos - слово)
— дактильная речь, ручная азбука, применяемая глухими людьми для общения. Создана монахами, давшими обет молчания. Впервые попытка использовать дактильную речь в обучении принадлежит испанскому монаху Педро де Понсе (16 в.). В основе Д. - изображение букв движениями пальцев одной или обеих рук. Количество дактильных знаков соответствует буквам алфавита данного языка. В образовательных учреждениях Рос. Федерации применяется коммуникативная система обучения глухих детей. Д. используется в первоначальный период обучения как ведущее наглядное средство формирования речи, на последних этапах выполняет вспомогательную роль.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59)

См. также Билингвистическое обучение

Ч432.124.131

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
— Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.rag.ru/region/dvags.shtm

См. также Университеты

Ч489.518.28-соц.раб.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
— Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а. Психология.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.esstu.ru/

См. также Университеты

Ч489.518.28-психолог.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Владивосток, ГСП, ул. Пушкинская, 10. Социальная антропология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.festu.ru/

См. также Университеты

Ч489.518.28-соц.раб.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Владивосток, ГСП, ул. Суханова, 8. Психология, социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.dvgu.ru/openuniversity.ru/

См. также Университеты

Ч489.518.28-психолог.
Ч489.518.28-соц.раб.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
— Хабаровск, ул. Серышева, 47. Социальная работа.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 472)
http://www.dvgups.ru/

См. также Университеты

Ч489.518.28-соц.раб.

ДАЛЬТОН-ПЛАН (Dalton Plan), "лабораторный план"
— система индивидуализированного обучения. Возникла в начале 20 в.; автор - Е. Паркхерст. Учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода в выборе занятий, очерёдности изучения отдельных предметов и пр. Годовой объём учебного материала разбивался на месячные "подряды", которые делились на ежедневные задания. Каждый ученик заключал с преподавателем "контракт" о самостоятельной проработке учебного материала. Учащиеся работали в предметных лабораториях (отсюда другое название Д.-п. - "лабораторный план"); контроль проводился при помощи сложной системы учётных карточек. Разделение по классам сохранялось лишь для обособленных от осн. учебного процесса занятий (гимнастикой, музыкой и т.д.). Д.-п. позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, побуждал их к поиску рациональных приёмов работы.

В 20-е гг. в отечественной школе предпринимались попытки модифицировать Д.-п., преодолеть его крайнюю индивидуальность, связать с коллективной работой класса. Эти попытки нашли отражение в бригадно-лабораторном методе обучения. Элементы Д.-п. сохранились в ряде школ США.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59)

См. также Паркхерст Е.

Ч421.269.9

ДАНИЛОВ Владимир Валерьянович (1881-1970)
— филолог. Преподавал в Екатеринославе, Одессе, Петрограде. В 1948-56 в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Д. - последователь культурно-исторической школы в литературоведении. В курсе "Методика русского языка..." (2 изд., 1917) и книге "Литература как предмет преподавания" (1917) определил место гуманитарных дисциплин в развитии интеллектуальных, аналитических способностей учащихся. Считал отечественную словесность гл. средством формирования у ребёнка чувства причастности к коллективной жизни, уважения к личности другого человека. В середине 20-х гг. создал цикл статей, в которых предпринята попытка социального анализа произведений школьной программы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 58)
Ч4426.21г(2Р)

ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич (р. 1935)
— д-р педагогических наук (1987), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Якутского государственного университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДАНИЛОВ Михаил Александрович (1899-1973)
— педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1959). С 1918 преподавал в сельской школе; с 1931 на научно-педагогической работе в школах, вузах и научно- исследовательских учреждениях. Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. В трудах по проблемам дидактики раскрыл диалектику процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия. Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)

— один из основоположников советской педагогики, крупнейший дидакт, методолог отечественного образования.
(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 28-29)

См. также Шамова Т.И.

Ч33(2)7-8

ДАНИЛЬЧУК Валерий Иванович (р. 1941)
— д-р педагогических наук (1997), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), ректор Волгоградского государственного педагогического университета.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДАНЮШЕВСКИЙ Израиль Исаакович (1890-1950)
— педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. Организатор и первый директор (1930- 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 Научно- практический институт специальных школ и детских домов, на базе которого в 1944 создан НИИ дефектологии АПН РСФСР, ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам работы с несовершеннолетними правонарушителями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч430.3

ДАРАГАН Анна Михайловна (1806-1877)
— педагог. Возглавляла Елизаветинское училище (с 1849), Николаевский сиротский институт в С.-Петербурге (1850-56); детский приют в Туле (с 1857). Осн. труды по первоначальному обучению и воспитанию детей. Автор иллюстрированного (в т.ч. цветными картинками) букваря для домашнего обучения: "Ёлка. Подарок на рождество" (ч. 1-2, 1846; 14 изд., 1907). Впервые познакомила русскую педагогическую общественность с системой воспитания Ф. Фребеля в книге "Руководство к детским садам по методе Фр. Фребеля" (1862; издано в том же году под названием "Метода Фребеля. Игры-занятия, развивающие духовные и физические силы детей от 4 до 10 лет").
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч33(2)47

ДАРИНСКИЙ Анатолий Викторович (р. 1910)
— д-р педагогических наук (1961), профессор (1962), действительный член РАО (1995; член-корреспондент с 1968; Отделение общего среднего образования), профессор (с 1991) С.-Петербургского университета педагогического мастерства.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДАРМОДЕХИН Сергей Владимирович (р. 1946)
— д-р социологических наук (1997), профессор (2001), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1999; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. учёный секретарь РАО, директор Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДАШКОВА Екатерина Романовна (1744?-1810)
— княгиня, общественная деятельница, писательница. В конце 50-х - начале 60-х гг. 18 в. была близка с императрицей Екатериной II, участвовала в перевороте, приведшем её на престол, но затем отдалилась от неё из-за расхождений во взглядах. Директор Петербургской АН и Президент Российской АН (1783-1806). Содействовала развитию её научно-просветительской и издательской деятельности. При Д. в академии действовали общедоступные курсы по математике, физике и другим наукам. Д. была сторонником идей свободного воспитания. Основала ряд новых периодических изданий. По её инициативе издан "Словарь Академии Российской" (ч. 1-6, 1789-94).
(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.353)
Ч33(2)464

ДВИЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
— внешние проявления психических состояний человека (гл.о. эмоциональных), выражающиеся в мимике (Д.в. лица), пантомимике (Д.в. всего тела), жестах (Д.в. рук), интонации речи ("голосовая мимика"). Сопровождаются изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желёз внутренней секреции (побледнение или покраснение кожи, прерывистое дыхание и т.п.). Д.в. формируются под влиянием трёх факторов: врождённых эмоциональных качеств; приобретённых способов проявления чувств; индивидуальных экспрессивных особенностей. Экспрессивные проявления т.н. фундаментальных эмоций (страх, удивление, радость и т.д.) определяются гл.о. первой группой факторов и поэтому не различаются принципиально в условиях разных культур, тогда как приобретённым Д.в., несмотря на их внешнее сходство, может придаваться различное значение. Индивидуальные особенности Д.в. затрудняют их интерпретацию незнакомыми людьми, но помогают понять состояние близких людей. Д.в. позволяют по виду человека, его мимике, походке, манере держаться понимать его переживания, казалось бы, скрытые от других людей. При отсутствии возможности вербального общения Д.в. выступают в роли самостоятельного средства общения.

В процессе развития человека Д.в. претерпевают существенные изменения. В младенческом возрасте они носят непроизвольный характер: крик, слёзы, улыбка появляются как непосредственная реакция на внешние воздействия. Позднее ребёнок всё больше перенимает формы поведения у взрослых, а подросток уже может управлять своими Д.в. Вместе с тем в подростковом, а отчасти и в юношеском возрасте отмечаются попытки маскировать чувства несоответствующей им формой выражения. Это делает особенно сложным "чтение", понимание чувств по Д.в. Важно уметь владеть своими Д.в., проявлять их в допустимых, принятых в данном обществе формах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59)

ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ
— деятельность, направленная на осуществление "положительного конечного результата" или "акцептора действия" (П.К. Анохин). Краткую и точную характеристику Д.п. дал Р. Гранит: "произвольным в произвольном движении является его цель". Д.п. филогенетически самые молодые и самые сложные, отражающие способность человека предвидеть результат, формировать последовательность действий и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Каждый период онтогенеза имеет свои закономерности и особенности организации и управления Д.п., которые связаны с созреванием всех структур двигательной системы. Система управления Д.п. имеет иерархическую структуру, направлена на формирование центральной (моторной) программы, определяемой целями действия, конкретными условиями их реализации и выбором наиболее адекватных форм решения моторной задачи.

Возрастные изменения управления Д.п. проявляются в виде последовательной смены различных способов реализации моторной задачи. В возрасте от 5 мес до 1 года формируется зрительно-двигательная функциональная система ребёнка. С 1 года до 5 лет программирование Д.п. и их текущий контроль осуществляются зрительно-двигательной функциональной системой на базе зрительной обратной связи. Новые движения формируются длительно и большое значение имеет технология процесса обучения. В 5-7 лет происходит переход к текущему контролю за точностью движений на основе зрительной афферентации с включением проприоцептивной обратной связи. Ведущим является механизм кольцевого регулирования. В 8-9 лет этот процесс происходит таким же образом, а в 9 лет начинается переход к использованию механизма центральных команд в регуляции Д.п. К 10 годам совершенствуется механизм программирования и можно считать, что к концу этого периода детства система управления движениями сформирована - с 10-11 лет используются все механизмы, присущие взрослому человеку.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 59-60)

См. также Нарушения двигательные, Развитие моторное

ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
— в России 19 в. закрытые мужские средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались в ходе осуществления школьной реформы 1828 как государственные учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразом Д.и. можно считать Благородный пансион при Московском университете и Царскосельский лицей (см.Александровский лицей). Существовало 5 Д.и.: в Москве (1833-49), Вильне (1838-63), Пензе (1843-63), Н. Новгороде (1844-1917) и Благородный институт в Варшаве (1844-63). Они готовили воспитанников к статской и дипломатической службе, к поступлению в университет. Д.и. были созданы на базе гимназий и благородных пансионов и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ. Содержание и обучение пансионеров было платным.

В институты принимались мальчики 10-12 лет после предварительных испытаний. Преимущественным правом пользовались сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами.

Распорядок дня предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятий и досуга. Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя. 6-летний курс Д.и. включал наряду с осн. гимназическими предметами логику, эстетику, философию, обучение искусствам, фехтованию, верховой езде, углублённое изучение иностранных языков. Преподавались естественная история, специальные предметы (ситуационное черчение, сельское домоводство, рос. законоведение и пр.). По большей части дисциплин проводились ежегодные испытания. По окончании Д.и. воспитанники получали право поступления в университет без дополнительных экзаменов.

Д.и. не получили в России распространения, т.к. дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, а широкая сеть гимназий (в т.ч. с пансионами) удовлетворяла потребность в классическом образовании. Содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ.

(Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 60)
Ч424(28)731

ДВУХКЛАССНЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
— в России школы повышенного типа с 5- и 6-летним сроком обучения. Возникли в 70-х гг. 19 в. Обучение раздельное. Первые 3 года обучения (1-й класс) соответствовали курсу начальной школы; 4-й и 5-й год (2-й класс) включали русский язык, арифметику, элементы естествознания, физики, геометрии, истории, черчения; необязательные предметы: гимнастика, ремёсла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство. В Д.н.у. обучались гл.о. дети крестьян, мелких торговцев и кустарей. Лучшие ученики имели право поступать в учительские семинарии. После 1917 были преобразованы в школы 1-й и 2-й ступени.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60)
Ч424(28)711.12

ДВУЯЗЫЧИЕ
— билингвизм, владение двумя различными языками или диалектами одного языка в степени, достаточной для общения. В случае владения несколькими языками говорят о многоязычии. Понятие "Д." имеет 2 аспекта - психологический и социальный. Д. может характеризовать каждого отдельного человека (психологический аспект), или может иметь место массовое или групповое Д. (социальный аспект). Целый ряд этносов дву- или даже трёхъязычен.

Д. в узком смысле - одинаково совершенное владение двумя языками, в широком смысле - относительное владение вторым языком, умение им пользоваться в определённых сферах общения. При анализе проблем образования целесообразен второй подход.

Степень распространения Д. различна не только у разных народов, но и у одного и того же народа, проживающего в разных регионах. Необходимость Д. вызвана тем, что различные языки могут выполнять различные социальные функции. Конкретный неродной язык может быть предметом изучения в школе, языком преподавания, языком массовой коммуникации и т.п., тогда как родной язык далеко не всегда выполняет все эти функции.

В 60-80-е гг. 20 в. насильственное внедрение национально-русского Д., реорганизация школ, перевод обучения в них с родного на русский язык объективно вели к культурной и языковой ассимиляции. Игнорировались как реальная распространённость разных видов Д., так и наличие различных языков межнационального общения. Проблема русско-национального Д. не ставилась. Население часто воспринимало такое положение как новый вариант великодержавной русификации. Со 2-й половины 80-х гг. приняты меры по обеспечению широких прав национальностей и национальных групп в реализации своих языковых потребностей.

Раннее Д. (т.е. овладение вторым языком в раннем детстве, вскоре после овладения родным) типично для смешанных семей. Никакого отрицательного воздействия на психическое развитие ребёнка раннее Д. не оказывает.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60)

См. также Родной язык

"ДЕАН"
— издательство, С.-Петербург. Учебная (для средней и высшей школы) литература и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ДЕБИЛЬНОСТЬ
— умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может обучаться по специальным (коррекционным) программам образовательных школ VIII вида (см.Нарушения интеллекта), овладевать несложными рабочими профессиями.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60)

См. также Нарушения интеллекта, Олигофрения

Ч435

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, асоциальное поведение
— поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. Д.п. наиболее часто проявляется у лиц, воспитывавшихся в неблагоприятной социальной обстановке, имеющих родителей-алкоголиков, подвергавшихся насилию в семье, и пр. Д.п. усиливается в условиях социальной напряжённости в обществе, в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении, в коллективе сверстников и пр.

Проблема Д.п. актуальна как для России, так и для зарубежных стран. Рядом специалистов Д.п. рассматривается как следствие негативной оценки поведения индивида со стороны общества, соответственно, осн. задачей общества считается лечение лиц с Д.п. Ряд исследований в сфере Д.п. посвящён вопросам личности девиантов, коррекции их поведения. Д.п., представляющее общественную опасность, называют делинквентным (см. также Отклоняющееся поведение).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60)

— форма поведения индивида, группы или категории лиц, противоречащая принятым в обществе нравственным требованиям, предписаниям, стандартам и дезорганизующая установленный порядок взаимодействия между социальными субъектами.
(Сапрунов А.Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. - М., 2001. С. 20-21)

— система поступков или отдельные поступки челловека, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам; аморальное поведение: пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность; мотивированное поведение.
(Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. С. 14, 75)

См. также Аномалия, Деликвентное поведение,Отклоняющееся поведение, Правонарушения

Ч421.334

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение)
— переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете этого класса; один из методов познания. Д. - осн. средство доказательства. Д. широко применяется в обучении как одна из форм изложения учебного материала; особенно часто используется в геометрии. Дедуктивный подход к построению учебного предмета позволяет вместо описания множества отдельных единичных фактов изложить общие принципы, понятия применительно к соответствующей области знания, усвоение которых позволит затем учащимся анализировать все частные варианты как их проявления. Д. способствует формированию логического мышления, воспитывает подход к каждому конкретному случаю как звену в цепи явлений, учит рассматривать их во взаимосвязи друг с другом. Овладение Д. раскрывает учащимся объективные связи и отношения между изучаемыми фактами и явлениями.

При получении знания дедуктивным путём важно следить за правильностью посылок: формально правильное дедуктивное умозаключение, сделанное из ложных посылок, будет неверным.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60-61)

См. также Рассуждение

Ч312.5

ДЕЙСТВИЕ
— произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Д. включает в себя ряд операций, посредством которых оно осуществляется. Характер Д. зависит от предметного содержания той деятельности, компонентом которой оно является, и определяется её целями и мотивами. Конечная цель деятельности достигается посредством ряда Д., каждое из которых направлено на достижение частной цели.

Д. бывают практическими, вызывающими изменения в реальной действительности, и познавательными, приводящими к возникновению новых образов и представлений. Анализ преобразования внешних, практических Д. во внутренние, умственные предпринят П.Я. Гальпериным, который выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. Согласно Гальперину, любое Д. может быть описано путём указания степени сформированности его осн. характеристик - формы, обобщённости, развёрнутости и освоенности. Знание структуры, функций и осн. характеристик Д. позволяет моделировать наиболее рациональные требования к ним в конце обучения. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных Д. в общем и специальном обучении позволяет существенно повысить качество формирования Д. и понятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

См. также Гальперин П.Я., Усвоение

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО (РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
— В 2000 году в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов.
Список действительных членов РАО:
Абульханова К.А., Алексий II, Амонашвили Ш.А., Андреева Г.М., Антонова И.А., Атутов П.Р., Баврин И.И., Батуев А.С., Башмаков М.И., Беляева А.П., Берулава М.Н., Беспалько В.П., Бестужев-Лада И.В., Бим-Бад Б.М., Боголюбов Л.Н., Бодалев А.А., Бондаревская Е.В., Бордовский Г.А., Борисенков В.П., Брушлинский А.В., Буева Л.П., Васильева З.И., Вербицкая Л.А., Вознесенский А.А., Волков Г.Н., Гараджа В.И., Гершунский Б.С., Глейзер Г.Д., Граник Г.Г., Греков А.А., Даринский А.В., Дармодехин С.В., Деркач А.А., Дик Ю.И., Днепров Э.Д., Додонов В.И., Донцов А.И., Дубровина И.В., Жилинский Д.Д., Загвязинский В.И., Зимняя И.А., Зинченко В.П., Квятковский Е.В., Кезина Л.П., Кинелев В.Г., Кирсанов А.А., Климов Е.А., Колесов Д.В., Колобков С.М., Колягин Ю.М., Кон И.С., Кондаков М.И., Кондратьев А.С., Конопкин О.А., Корольков А.А., Костомаров В.Г., Краевский В.В., Круглов Ю.Г., Кузин В.В., Кузин В.С., Кузнецов А.А., Купцов В.И., Лаптев В.В., Леднев В.С., Лекторский В.А., Леонтьев А.А., Лиханов А.А., Лубовский В.И., Максаковский В.П., Малькова З.А., Манушин Э.А., Матросов В.Л., Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Миролюбов А.А., Михайлов Ф.Т., Михайлова Н.И., Михалков С.В., Мунипов В.М., Мухаметзянова Г.В., Мухина В.С., Неменский Б.М., Нечаев Н.Н., Никандров Н.Д., Новиков А.М., Новикова Л.И., Петровский А.В., Пискунов А.И., Поддьяков Н.Н., Подуфалов Н.Д., Поляков В.А., Пономаренко В.А., Попков В.А., Портнов Ю.М., Поташник М.М., Протченко И.Ф., Равкин З.И., Разумовский В.Г., Рамзаева Т.Г., Рубцов В.В., Сенько Ю.В., Сластенин В.А., Слонимский С.М., Собкин В.С., Соколов В.С., Соколов Е.Н., Талызина Н.Ф., Таюрский А.И., Тиктинский-Шкловский В.М., Ткаченко Е.В., Усова А.В., Фарбер Д.А., Федосов И.А., Фельдштейн Д.И., Филиппов В.М., Филонов Г.Н., Фохт-Бабушкин Ю.У., Халеева И.И., Хрипкова А.Г., Чебышев Н.В., Шадриков В.Д., Шакуров Р.Х., Шанский Н.М., Шмидт С.О., Щетинин М.П., Щукин Е.Д., Эрдниев П.М., Ягодин Г.А.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 243, 460-464)

См. также Персональный состав РАО, Российская Академия Образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650)
— французский учёный и философ. В процессе познания исключительную роль отводил дедукции. Идеал воспитания и обучения видел в развитии ясного мышления, основанного на доказательстве. Д. провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые развития в качествах интеллекта. Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Рутинному обучению, основанному на механическом заучивании, противопоставлял свободу мысли и стремление к истинному знанию. Идеи Д. легли в основу ряда дидактических принципов, определивших реорганизацию традиционной системы образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч33(4Фр)

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ
— международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971. Декларация исходит из принципа ценности человеческой личности и социальной справедливости, необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей и содействия включению, по возможности, в нормальную жизнь общества. В Декларации закреплены принципы равноправия людей, право на медицинское обслуживание, образование, обучение, восстановление трудоспособности и необходимое покровительство со стороны общества, обеспечивающее удовлетворительный жизненный уровень людей с отклонениями в умственном развитии. Декларация призывает к защите таких людей от эксплуатации, злоупотреблений, унизительного обращения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
— международный правовой акт, принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Д.п.р. зафиксировала положение о необходимости защиты прав и интересов детей во 2-й половине 20 в. Д.п.р. сохранила преемственность с Женевской декларацией прав ребёнка, принятой Лигой Наций (предшественница ООН) в 1924. Д.п.р. исходит из того, что "ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Осн. цель Д.п.р. - объединить усилия государств мира в деле защиты детства. В декларации сформулированы 10 принципов: о равенстве прав детей; возможности жить в благоприятных условиях, позволяющих развиваться умственно и физически, нравственно и духовно; иметь имя и гражданство; жить в любви и понимании; быть защищённым от жестокости и эксплуатации и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)
Ч34(2)46

ДЕКРОЛИ (Decroly) ЖАН ОВИД (1871-1932)
— бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Профессор (с 1920) гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В 1907 создал школу, названную "школой для жизни, школой через жизнь", где обучение строилось на основе принципа "свободы ребёнка".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч33(4Б)

ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
— преступное поведение.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

См. также Девиантное поведение, Отклоняющееся поведение, Преступность несовершеннолетних

Ч421.334

ДЕЛЛА-ВОС Виктор Карлович (1829-1890)
— русский деятель профессионального образования. С 1857 учитель математики и физики в Ришельевском лицее. С 1862 в Петровской земледельческой и лесной академии (в 1864-71 профессор механики), одновременно с 1867 директор Ремесленного учебного заведения, преобразованного при его активном участии в июле 1868 в Имп. московское техническое училище (ныне МГТУ). Организатор русской системы подготовки технических кадров на современной учебно-технической и промышленной основе. Оказал поддержку становлению "русского метода обучения ремеслу" Д.К. Советкина, видя в этом методе средство интенсификации обучения. В зарубежной и отечественной литературе ему ошибочно приписывалось авторство этого метода.

С 1881 член Учебного комитета Ведомства учреждений имп. Марии и управляющий канцелярией Министерства путей сообщения (МПС) по учебным заведениям. С 1886 управляющий Учебным отделом МПС. Провел реформу железнодорожных училищ, внедрял в них "русский метод", отстаивал единство преподавания теории (в классах) и практического курса ремёсел (в мастерских). Благодаря Д.-В. русская система подготовки технических кадров приобрела всемирную известность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353)
Ч33(2)47

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
— форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение Д.и. представляет собой развёртывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздаётся в игре и каковы цели участников, различают Д.и. учебные, исследовательские, управленческие и аттестационные. Д.и. получили широкое распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная Д.и. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер; развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком контекстном обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников Д.и. обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания Д.и.

Д.и. могут использоваться и как средство диагностики и прогноза поведения личности в различных реальных (социальных, экономических и производственных) ситуациях. Все участники игры выступают в определённых ролях и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли. Игрокам приходится принимать решения и в конфликтной ситуации. Очень важно, что решения в Д.и. вырабатываются коллективно, у учащихся формируются навыки работы "в команде". В Д.и. создаётся особый эмоциональный настрой игроков, который способствует активизации процесса обучения (согласно исследованиям, участниками Д.и. усваивается ок. 90% информации). Процесс обучения становится более творческим, увлекательным.

Д.и. как метод обучения приобретает особое значение в бизнес-образовании. В Д.и. (в отличие от ситуационного анализа и мозгового штурма) происходит распределение ролей. Наиболее распространённой темой Д.и. для студентов является разработка бизнес-плана под конкретную идею или проект. Т.о., Д.и. требует от студентов теоретической подготовки в области базовых экономических и управленческих дисциплин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

— метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 34)

См. также Бизнес-образование, Игра, Образовательные технологии

Ч486.96-25

"Дельфин +"
— ООО, Москва. Детская, образовательная, развивающая и другая литература.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 478)

См. также Издательства РФ

ДЕЛЯНОВ Иван Давыдович (1818-1898)
— государственный деятель, сенатор, граф, почетный член Петербургской АН (1858). С 1858 в МНП (с 1882 министр). При его участии приняты новые уставы гимназий (1871), реальных училищ (1872), Положение о начальных народных училищах (1874). Выступал за ограничение университетской автономии и утверждение классической системы обучения в средних учебных заведениях. Провёл циркуляр "О кухаркиных детях". По его распоряжению прекращён приём на Бестужевские курсы (1886). Стремился придать школе клерикальный характер, инициировал закон о передаче церковно-приходских школ и школ грамоты в ведение Синода.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 353-354)
Ч33(2)47

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia - безумие, слабоумие)
— стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

См. также Слабоумие, Нарушения интеллекта

Ч435

ДЕМИДОВСКИЙ ЛИЦЕЙ
— высшее учебное заведение в Ярославле. Осн. в 1803, открыт в 1805 на пожертвования П.Г. Демидова как "Демидовское училище высших наук". Находился под управлением Московского университета (до 1845). В 1811 получил статус университета; в 1833 преобразован в Д.л., в 1870 - в Демидовский юридический лицей; находился в ведении Министерства народного просвещения. Для подготовки к поступлению в Д. л. был организован дворянский пансион. Выпускники Д.л. получали чины 12-го и 10-го классов. В начале 20 в. число учащихся насчитывало св. 1000 чел. В 1918 преобразован в Ярославский университет.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)
Ч484(2)711.9-Ярославский

ДЕМИН Вадим Петрович (р. 1935)
— д-р искусствоведения (1986), профессор (1985), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры), ректор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Министерства культуры РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 465)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДЕМКОВ Михаил Иванович (1859-1939)
— теоретик, историк и популяризатор педагогики. Возглавлял Московский учительский институт (1905-11); с 1911 директор народных училищ Владимирской губернии. Издавал пособия, рассчитанные на народных учителей, учебники по педагогике для учительских институтов, учительских семинарий и педагогических классов ("Курс педагогики...", ч. 1-2, 5 изд., 1917-18; "Очерки по истории русской педагогики", 4 изд., 1917, и др.). В книгах "Русская педагогика в главнейших её представителях" (1898, 2 изд., 1915) и "Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды" (1912) представлены биографии крупнейших педагогов.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(2)7-8
Ч33(2)52

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
— целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Осн. цель Д.п. - создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и укрепления семьи, обеспечение защиты материнства и детства (см.Защита детства, Охрана здоровья матерей и детей). В Рос. Федерации предпринят ряд мер, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи. Разработаны основополагающие документы в области Д.п.: "Концепция демографического развития России" (1995), "Основные направления государственной семейной политики" (1996) и др. Для оказания помощи семьям, имеющим детей, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 введена система пособий (пособие по беременности и родам; пособие при рождении ребёнка, пособие ежемесячное на детей, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и др.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61-62)

ДЕМОКРИТ (ок.460-370 до н.э.)
— древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получить везде и всегда: "ночью и днем, на родине и на чужбине". Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию "доводами". Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, котороый свои доказательства берет из ощущений. Выступал за включение в систему воспитания труда. Был убежден, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравствненных поступках.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 34-35)
Ч33(0)322

ДЕМОЛЕН (Demolins) Эдмон (1852-1907)
— французский историк, социолог и педагог, один из инициаторов нового воспитания. Создал (1899) частное среднее учебно-воспитательное учреждение - первую во Франции "новую школу" - школу Рош, где воспитывались дети из привилегированных слоёв населения, внедрялись новые методы обучения и формы учебной работы. Деятельность школы повлияла на содержание реформ среднего образования во Франции в начале 20 в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(4Фр)

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) наглядных пособий, опытов и пр.
— метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения учителя; может служить источником новых знаний.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 62)
Ч312.16

ДЕМОР (Demoor) ЖАН (1867-1941)
— бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897), основатель (1919) Педагогического института в Брюсселе. Пропагандировал необходимость общественной заботы о детях с нарушениями в развитии. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, подчинив их программу принципу "полезности" - учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребёнка, коррекции дефектов развития.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(4Б)

ДЕОНТОЛОГИЯ педагогическая
— раздел педагогики, который изучает особенности профессионального поведения педагога и педагогическую этику, гарантирующую отношения доверия между участниками деятельности и общения; вопросы педагогической компетенции.
(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 148)

См. также Виктимология, Социализация, "Я"-концепция

Ч421.421

ДЕПМАН Иван Яковлевич (1885-1970)
— педагог, методист, историк математики, профессор (1922), популяризатор науки. Преподавал в Вятском (с 1918) и Ленинградском (с 1925) педагогических институтах. Автор научно-занимательных книг: "Рассказы о решении задач" (2 изд., 1964), "История арифметики" (2 изд., 1965), "Рассказы о старой и новой алгебре" (1967), "Мир чисел. Рассказы о математике" (4 изд., 1982), "За страницами учебника математики" (совместно с Н.Я. Виленкиным) (2 изд., 1999).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч426.24г(2)

ДЕПРЕССИЯ
— в медицине один из видов психического расстройства. Д. выражается в тоскливом, подавленном настроении, осознании своей никчёмности, пессимизме и пр. Стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, больной делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть и нередко совершает суицид. Д. страдают не только взрослые, но и дети и подростки. Д. у детей и подростков может возникнуть вследствие определённых жизненных ситуаций (например, непонимание в семье, расторжение брака, трудности адаптации к школе, плохая готовность к школьному обучению и др.). Если у ребёнка встречаются лишь отдельные проявления депрессивного состояния, связанные с трудностями психологического характера, можно предупредить заболевание, ликвидировав негативные факторы, вызывающие Д., и оказав ребёнку психологическую помощь. Если же Д. приняла хроническую форму, необходимо длительное лечение, которое лучше всего производить в специальных заведениях.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 62)

ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. deprivatio - лишение; от англ. deprivation - лишение, потеря)
— психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его осн. психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы следующие условия:
  1. многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д.;
  2. удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.;
  3. социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведёт к эмоциональной Д.;
  4. возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д. Распространённое ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта (см.Нарушения интеллекта). Для ликвидации последствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших её условий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 62)

— явление, которое наступает в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения важных для него потребностей. Главной функциональной сущностью длительной депривации следует признать драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 199)

— новое педагогическоле понятие; состояние изоляции.
(Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. С. 14-15, 76)

См. также Когнитивная депривация, Образовательная депривация, Отчуждение в образовании

Ч435

ДЕПРИВАЦИЯ в образовательном пространстве
— явление педагогической действительности, характеризующееся присутствием внешних факторов, ограничивающих возможности удовлетворения личностно значимых потребностей обучающегося. Депривация в образовательном пространстве вбирает в себя разные виды депривации и может быть представлена совокупностью нескольких видов, которые наслаиваются, сопрягаются друг с другом, образуя при этом типичные депривационные условия.
(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003 . С. 199)

См. также Образовательная депривация, Отчуждение в образовании

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович (1877-1953)
— филолог, историк, академик АН СССР (1931), АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую работу в Батуми, Тбилиси, Ленинграде, Москве (в т.ч. в 1922-25 ректор ЛГУ). Труды по вопросам славянской истории и филологии и по общему языкознанию. Обосновал место литературного образования в средней школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека ("К вопросу о преподавании русского языка и литературы в средней школе", 1911); опираясь на традиции Ф.И. Буслаева и В.Я. Стоюнина, расширил приёмы интерпретации текста ("Основы методики преподавания русского языка и литературы в трудовой школе", 1917). Создал учебники: "Маленькая грамматика для начальных и приготовительных классов" (1918; 5 изд., 1924) и "Учебник русской грамматики" (1918; 6 изд., 1924).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(2)7-8

ДЕРКАЧ Анатолий Алексеевич (р. 1944)
— д-р психологических наук (1982), профессор (1989), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 2000; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 461)

См. также Российская академия образования (РАО)

Ч33(2)7-8

ДЕРКАЧЁВ Илья Петрович (1834-1916)
— украинский и русский педагог, детский писатель. Составитель первой учебной книги для воскресных школ ("Книга для школ", 1861), украинского букваря "Украинская грамотка" (1861), "Русской азбуки" (1869). Автор русского букваря и книг для чтения. В помощь земствам дал рекомендации по устройству школьных зданий на основе данных педагогики и гигиены. Положил начало в России "книжке-малютке" и составил более 26 книжек, известных под названием "Библиотека Ступина".
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 354)
Ч33(2)7-8
Ч33(2Ук)7-8

ДЕСКУЛИЗАЦИЯ (от англ. deschooling, буквально - "обесшколивание")
— концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиционными формами социализации молодёжи. Выдвинута в 60-70-х гг. 20 в. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике - И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством "штамповки умов" в духе идеологии конформизма. Представители Д. призывают к отмене обязательного обучения и отвергают любые попытки школьных реформ. Гл. мотивом познавательной деятельности считают естественную склонность индивида к усвоению полезного опыта. Сторонники Д. предлагают осуществлять социализацию молодёжи с помощью неформальных "образовательных ресурсов", непосредственно в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. на основе ученичества, практического освоения моделей профессиональной деятельности, неформального общения с инструкторами. Отказ от традиционной системы образования, по их мнению, приведёт к трансформации общества отчуждения и эксплуатации в ассоциацию гуманистически мыслящих, свободных от внешнего принуждения граждан. Идеи Д. наносят ущерб школьным системам в развивающихся странах, привлекая экономией на содержании системы неформального образования.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 62)

См. также Антипедагогика, Социально-критическая педагогика

ДЕТИ (правовое положение)
— Правовое положение детей в Рос. Федерации регулируется нормами гражданского, семейного, а также трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права и Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (1998). Важную роль играют международные документы, например Декларация прав ребёнка.

Гражданско-правовой статус детей, как и любого человека, характеризуется уровнем их гражданской правоспособности и дееспособности. В зависимости от возраста ребёнка, степени его социально-бытовой зрелости, возможности понимать характер, значение, последствия своих поступков и руководить ими определяется различный объём прав и обязанностей, пределов самостоятельности в принятии юридически значимых решений и совершении юридических поступков. В правовых вопросах дети по возрасту подразделяются на две группы: до 14 лет - малолетние и от 14 до 18 лет. В свою очередь, возможности малолетних детей до 6 лет и от 6 до 14 лет достаточно различаются по объёму правомочий. В полном объёме дееспособность возникает по достижении совершеннолетия. Гражданский кодекс Рос. Федерации допускает случаи досрочного приобретения дееспособности в полном объёме.

Объём прав детей в Рос. Федерации практически соответствует перечню, содержащемуся в Декларации прав ребёнка. Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на родительскую заботу, совместное с ними проживание (если это не противоречит его интересам), право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Дети вправе и в случае их раздельного проживания общаться с обоими родителями и с другими родственниками. Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Детям предоставлено также право на защиту своих прав и законных интересов не только от посторонних лиц, но и от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, путём самостоятельного обращения за защитой в орган опеки и попечительства. Реализовать свои гражданские права самостоятельно малолетние дети, как правило, не могут. За ребёнка, не достигшего 6 лет, все необходимые сделки совершают его законные представители (родители, усыновители или опекуны). По достижении 6-летнего возраста ребёнок вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации и направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия к.-л. иным лицом. Все другие действия, связанные с обладанием имуществом; правами авторов, например, произведений искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; получением наследства по закону или завещанию и т.д., за ребёнка в возрасте от 6 до 14 лет совершают его законные представители. Ребёнок имеет право собственности на доходы от имущества, полученного им в дар или по наследству, а также на любое другое имущество, приобретённое на его средства.

Современным законодательством усилен контроль за соблюдением имущественных прав и интересов детей: на родителей и усыновителей распространён практически тот же разрешительный порядок распоряжения имуществом детей, который раньше действовал только в отношении опекунов, попечителей (см.Родительские права и обязанности). Дополнительная защита интересов детей предусмотрена и в сфере приватизации жилья. Так, дети, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В отличие от взрослых, ребёнок не может самостоятельно определять место своего жительства. Местом жительства малолетнего признаётся место жительства его родителей, усыновителей или опекуна. При раздельном проживании родителей место жительства ребёнка устанавливается по их соглашению, а при отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов ребёнка с учётом его мнения. Имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, в т.ч. совершённым ими самостоятельно, а также за вред, причинённый малолетними, несут их родители (усыновители), опекуны, а в случаях, когда малолетний находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения либо лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, - эти учреждения и лицо, если не докажут, что вред произошёл не по их вине.

Возможна совместная ответственность детских учреждений, где находится ребёнок (детского сада, школы и т.п.), и родителей (усыновителей). При этом надо иметь в виду, что обязанность родителей, усыновителей, опекунов и соответствующих учреждений и отдельных лиц по возмещению вреда, причинённого малолетним, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения ущерба.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 62-63)

См. также Алименты, Жестокое обращение с детьми, Лишение родительских прав, Несовершеннолетние, Преступность несовершеннолетних, Родительские права и обязанности, Семейное право, Сиротство, Социальное обеспечение, ЮНИСЕФ

Ч34(2)46

© Российская национальная библиотека, 2006