Игумен, игуменья
— в православии - духовный чин, присваиваемый настоятелю мужского или настоятельнице женского монастыря. Э372-643     86.372-6

Ид аль-адха
см. Курбан-байрам

Ид аль-кабир
см. Курбан-байрам

Ид аль курбан
см. Курбан-байрам

Ид аль-фитр
см. Ураза-байрам

Ид ас-сагир
см. Ураза-байрам

Иджма (араб. - единогласие, единодушное мнение)
— один из четырех основных источников фикха-права. Под И. понимается установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших знатоков фикха - муджтахидов по вопросам, однозначно не урегулированным Кораном и сунной. Э38-621     86.38-6

Иджтихад (араб. - выносить самостоят.решение)
— способность и право компетентного правоведа - факиха самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать спорные религиозные, а иногда и политические вопросы на основе Корана и сунны и руководствуясь методами фикха. Э38-621     86.38-6

Иегова
см. Яхве (Ягве, Саваоф)

Иерарх (греч. - свящ.власть)
— общее наименование для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерерхии: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Употребляется нарядо с "архиерей", "архипастырь". Э37-637.21     86.37-6

Иерархия церковная
— совокупность церковных чинов снизу доверху, в порядке подчиненности. Э37-637.2     86.37-6

Иерей(греч. - жрец)
— официальное название православного священника. Э372-647.22     86.372-6

Иеромонах
— монах-священник. Первоначально, при учреждении христианского монашества, монахи лишены были сана священства. Литургию в монастырях совершали специально приглашаемые "белые" священники. Впоследствии, с 5 в., было допущено рукоположение во священники монахов, чтобы избавить монастыри от необходимости приглашать к себе приходских священников. Поставляемые для нужд монастыря , И. назначались быть священниками для монахов и в монастыре, а не для мирян. Число И. в монастырях строго не регламентировалось и определялось потребностью в них. В русской церкви введение иеромонашества относится ко времени Феодосия Печерского (11 в.). Э37-643     86.37-6

Иерусалимская православная церковь
— одна из древних православных автокефальных церквей. На VI Вселенском соборе ее предстоятелю присвоили титул и 4-е место в ряду патриархов. Одна из функций И.п.ц. - сохранять святые места Палестины. Резиденция патриарха - в Иерусалиме. При патриархе существует синод. И.п.ц. распространяет свою юрисдикцию н а Иорданию и Синайский п-ов. В Афинах, Стамбуле и Никозии в ее подчинении находятся несколько храмов. Э372.17     86.372.17

Иисус Христос
— основатель христианства, второе лицо христианской Троицы, Бог-Сын. Жизнь и учение И.Х. изложены в Новом завете Священного писания (Библии). В большинстве христианских конфессий (кроме монофизитов) И.Х. считается Богочеловеком, т.е. сверхъестественным образом соединяющим в себе два начала - божественное и человеческое. С И.Х. связаны евангельские легенды о его непорочном зачатии девой Марией, бегстве св. семейства в Египет от преследования царя Ирода, крещении И.Х. Иоанном Крестителем (Предтечей) и т.д. Многие из деталей биографии И.Х. считаются предсказанными в Ветхом Завете, благодаря чему образуется преемственная связь между Ветхим и Новым Заветом. Проблема существования или несуществования И.Х. как исторической личности до сих пор остается для историографии нерешенной, о чем свидетельствует существование двух школ в христологии - исторической и мифологической. Э37-228.1     86.37-228

Икона (Греч. - изображение, образ)
— живописное, реже рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющееся предметом религиозного поклонения. И. распростанены в католицизме, православии, буддизме, ламаизме. Культ икон христианство восприняло от более древних религий, впитав бытовавшие в массах дохристианские верования. И. почитается не только как образ, через который воздействуют на богов, святых, но и как личное божество. Против культа И. выступали многие отцы церкви, борьба с ним вылилась в иконоборчество. Э37-575.1     86.37-5

Иконоборчество
— движение против почитания икон, возникшее в Византии в 8 - первой половине 9 в. Иконоборцы, ссылаясь на Библию и труды церковных авторитетов объявили иконы идолами, культ икон - идолопоклонством. И. подрывало мистическое христианское учение о возможности обращения к сверхъестественному миру через религиозные символы ( иконы, таинства), вочеловечивания бога, о единстве двойственной природы Христа. Против И. выступала знать, церковники, монашество. Император Лев III, стремясь урепить гоударственную власть, опираясь на провинциальную знать, запретил в 730 г. культ икон, конфисковал церковно-монастырские сокровища. Культ икон на соборе в 754 г. был объявлен ересью. Но использование идей И. антифеодальными движениями заставило сплотиться различные слои господствующего класса и порвать с И. На II Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Э371-3341.1-021.4     86.371-3

Иконостас
— в православном храме стена, отделяющая алтарь от церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая (царские врата) и две боковые. Иконы на И. размещены в соответствии с канонической иерархией и содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. Э372-505     86.372-5

Имам (араб. - стоящий впереди)

  1. руководитель общественной молитвой в мечети. Функции И. может исполнять любой благочестивый мусульманин, но, как правило, в отдельной мечети молитвой руководит один и тот же человек. И. - предстоятель на молитве - это не сан и не профессия, имамом признается лишь тот, кто фактически руководит молитвой.
  2. глава мусульманской общины. В первые годы ислама функции И. - предстоятеля на молитве - выполнял сам Мухаммед, а после его смерти - халифы. Поскольку они одновременно были главами общины-государства, обладавшими всей полнотой власти , то И.-халифы оказались единственными законодателями и высшими духовными авторитетами. Отсюда развилось представление об И. как главе всей теоретически единой мусульманской общины.

    См. также Хатыб

    Э38-637     86.38-6

Инвеститура
— средневековая католическая церемония утверждения духовного лица в должности и сане епископа или аббата. Э375-600     86.375-6

Индуизм          
— древнейшая национальная религия Индии. Обычно под И. понимают совокупность религиозных, мифологических, философских , правовых и этических представлений, формально чаще всего связенных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну. Основа И. - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов или их воплощением и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные - корова, змея; реки - Ганг, растения - лотос и др. Для И. характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный И. существует в виде 2 течений: вишнуизма и шиваизма.

См. также Атман, Асура, Ахимса, Брахманизм, "Бхагавад-гита", Бхакти, Веданта, Веды, Вишнуизм, Джняна, Кришнаизм, "Махабхарата", "Рамаяна", Шиваизм

Э331     86.33

Индульгенция
— папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. И. обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей. Э375-422.261.11     86.375-4

Инквизиция
— трибунал католической церкви, созданный в 13 в. для борьбы с ересью. Действовал почти во всех католических на протяжении столетий. Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, применение пыток, конфискация имущества осужденных, распространение осуждения на родственников и потомков до третьегопоколения включительно, полный произвол по отношению к подследственным. Причины этих преследований носили не только религиозный, но и политический и экономический характер. Э375-626     86.375-6

Инок
— монах в православии; обобщенное наименование монашествующих независимо от их сана. Э372-64     86.372-6

Интронизация
— торжественное возведение на престол (трон) вновь избранного папы (в католической церкви) или патриархе (в православии). Проводится по особому ритуалу спустя несколько дней после избрания. Э37-601.1     86.37-6

Иоанн Богослов
— апостол и евангелист, согласно христианскому преданию, любимый ученик Иисуса Христа. Автор одного из 4-х канонических евангелий и Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова), написанного им в ссылке на о-ве Патмос, там он удостоился великого откровения о будущих судьбах церкви и мира, которое и изложено им в Апокалипсисе.

См. также Евангелие, Откровение Иоанна Богослова

Э37-228.3     86.37-228

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча)
— в христианстве предвозвестник прихода мессии, предшественник Иисуса Христа. По преданию И.К. недовольный состоянием общественной жизни удалился в пустыню, куда к нему стали собираться жаждавшие духовного назидания и утешения. И.К. строго обличал господствующие пороки и призывал к покаянию. Внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал крещение, т.е. омовение в воде через погружение в нее, и многие принимали этот обряд . Принять его пришел из Галилеи и Иисус Христос, и И.К. крестил его в водах р.Иордан и стал проповедовать о нем как о мессии. Вскоре был казнен по приказанию правителя Галилеи Ирода Антипы, которого обвинял в распутстве. Образ И.К. играет большую роль в христианском вероучении, в его честь установлено несколько церковных праздников. Э37-228.2     86.37-228

Иоанн Предтеча
см. Иоанн Креститель

Иом-Кипур, судный день, день всепрощения
— иудейский праздник, отмечается через 10 дней после иудейского Нового года (рош-хашана). Согласно учению раввинов, в течение этих 10 дней (они называются днями покаяния) Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое окончательное решение о судьбе каждого человека на предстоящий год, которое и объявляет в И.-К От молитв в рош-хашане и И.-К. зависит благополучие, удача и здоровье людей в течение всего наступившего года. Э36-52     86.36-5

Иордань
— так в России называли прорубь, которую вырубали во льду для освящения воды на праздник Крещения Господня. Э372.24-521.2     86.37-5

Иса
— особо почитаемый в исламе пророк, последний перед Мухаммедом, христианский Иисус. В Коране именуется также мессией, "речением истины" и т.д. и отнесен к "приближенным" Аллаха. Предрек появление Мухаммеда. Э38-34     86.38-4

Исайя
— библейский пророк в Иерусалиме в VIII в. до н.э. С его именем связывают одну из основных пророческих книг Библии - Книги Исайи, она стоит в Библии во главе т.н. великих пророков. Книга пророка И. состоит из 66 глав и представляет богатый материал о жизни не только еврейского, но и многих других народов. Содержание ее составляют главным образом пророчества о судьбе как еврейского, так и других народов. Особенную значимость в христианской церкви он приобрел своим пророчеством о Месии, пророк так точно и наглядно изображает события земной жизни Христа, что получил название пятого евангелиста.

См. также Ветхий Завет

Э37-218     86.37-21

Ислам
— одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий. И. аозник в Западной Аравии, в Хиджазе, в нач. 7 в. Основателем И. считается житель Мекки Мухаммед (570 - 632). В возрасте 40 лет (ок. 610) Мухаммед объявил себя посланником единого бога - Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. Мухаммед призвал своих соотечественников отказаться от поклонения многочивсленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Бого Аллаха и Мухаммеда - "посланником Аллаха". Учение И. распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени Курейшитов поддержали Мухаммедаю Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина); со времени этого переселения - хиджры, которое произошло в 622 г., начинается летосчисление И. Вероучение , изложено в священной книги мусульман - Коране. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу, находящемуся на небе. Уже в первое столетие существования И. он разделился на два направления - суннизм и шиизм. Кроме этих двух основных направлений в И. существует множество различных течений, однкао среди всех мусульман существует довольностойкое представление об их принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой.

См. также Бехаизм, Ваххабизм, Дар аль-ислам, Коран, Суннизм, Суфизм, Шиизм

Э38     86.38

Исламизация

  1. принятие ислама населением каких-либо территорий Э38-39     86.38-3
  2. введение в ряде стран предписаний ислама в качестве норм современной общественно-политической жизни Э38-62     86.38-6

Исламизм
см. Исламский фундаментализм

Исламоведение
— раздел востоковедения, занимающийся исследованием общих и частных проблем истории и идеологии ислама, его влияния на процессы развития общества. Э38-3     86.38-3

Исламский (мусульманский) фундаментализм
— термин, которым обозначают совокупность течений мусульманской общественной мысли, направленных на укрепление веры в фундаментальные источники ислама, неукоснительное выполнение предписаний Корана и шариата, введение традиционных мусульманских установлений в качестве обязательных норм современной жизни. Отражением М.ф. в политической практике является политика исламизации, проводимая рядом мусульманских государств. Для идеологии и политической практики многих фундаменталистских организаций характерен экстремистский подход вплоть до применения методов террора (правое крыло движения братьев-мусульман и др.).

См. также Братья-мусульмане, Исламизация

Э38-36-021     86.38-3

Исмаил
— персонаж Корана, пророк, сын Ибрахима, билейский Исаак. Коран сообщает, что И. вместе с отцом по приказу Аллаха очистил и отстроил Каабу.

См. также Кааба

Э38-2     86.38-2

Исмаилиты
— приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в сер. 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), которого они, в отличие от других шиитов, считали законным седьмым имамом.

См. также Друзы

Э382.6     86.388

Исповедь, покаяние
— одно из 7 христианских таинств, состоящее в признании верующими грехов перед священником, который разрешительными словами отпускает от имени Иисуса Христа грехи искренне раскаявшемуся христианину.
  1. обряд -Э37-503.263     86.37-5
  2. догматическое обоснование -Э37-426.3     86.37-4

Истинно-православная церковь (ИПЦ)
— возникла после того, как в 1927 г. местоблюститель патиаршего престола РПЦ митрополит Сергий (Старогородский) опубликовал Декларацию, в которой призвал верующих и духовенство к лояльному отношению к Советской власти. Определенная часть православных иерархов и многие приходы не приняли Декларацию. В частности, ее отверг митрополит Иосиф (Петровых ), имевший последователей, которые создали в 1928 г. руководящий центр ИПЦ. В 1928 г. проходил так называемый "кочующий" Собор ИПЦ. В Соборе участвовали представители свыше 30 епископов. Решения Собора исключают для последователей ИПЦ любые контакты и переговоры с Московским Патриархатом как "еретическим". Последователи ИПЦ признавали только тех священников РПЦ, которые были рукоположены при патриархе Тихоне или ранее. По догматике и культу ИПЦ практически неотличается от РПЦ, если не считать характерных для ИПЦ эсхотологических представлений (веры в скорый конец света). Деятельность ИПЦ была строго законспирирована. Молитвенные собрания и богослужения совершаются в домашних церквах. Вступающие подвергаются проверке и проходят испытательный срок. Верующие в общине знают только своего священника, а священник - своего епископа. ИПЦ не представляет собой единого целого: ее образуют объединения, относящиеся к разным юрисдикциям, а также самостоятельные группы. Э372.248.1     86.372.241

История библейская
см. Библейская история

Исход
— вторая книга Пятикнижия Моисеева, составной части Ветховго Завета. Она сотоит из 40 глав. В И. излагается предание о том, как древние евреи, попавшие в рабство к египетскому фараону были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем, который совершал для этого различные чудеса, а также о том как бог Яхве вручил Моисею "Закон" на горе Синае (в том числе заповеди).

См. также Ветхий Завет, , Пятикнижие

Э37-21-.211     86.37-21

Иудаизм
— древнейшая религия, основанная на строгом монотеизме (вере в единого Бога-Творца) и отвергающая наличие какого-либо "посредника" в отношениях Бога и человека, лежащая в основе еврейской культуры. И. возникает во 2 ыс. до н.э. в среде скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья.По представлениям иудаистов первыми людьми на земле, исповедующими иудаизм были Авраам и его семья. Они соблюдали Закон (Тору) и передали это знание, как духовное наследство, последующим поколениям. Однако во всей своей полноте Учение (Тора) было дано еврейскому народу Всевышним через Моисея. Во время чудесного Исхода евреев из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствования по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятия им И. Была получена как письменная традиция, т.е. собственно Библия (по еврейскому канону включает 24 книги: Пятикнижие Моисеево (5), книги Пророков (7) и Писания (12), так и устная, которая спустя 2 тысячетелития напряженной работы еврейских мудрецов оформилась в многотомный Талмуд (3-5 вв.). Дальнейшее развитие в этом направлении привело к созданию Рамбабом своего знаменитого Кодекса (комментарии к Талмуду), так называемого "Мишнэ Тора" (12 в.). Несколько позже Иосиф Каро написал свой четырехтомный труд "Шулхан Орух" (16 в.), являющийся и по сей день общепринятым источником еврейского религиозного Закона. Принятие Торы сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, правил ритуальной чистоты, определяя тем самым жизнь еврейской общины во всей полноте ее многосторонности. В основе догматики И. лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешения мертвых, появление "небесного Иерусалима" и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеяных по миру.

См. также Авраам, Декалог, , Пятикнижие, Яхве

Э36     86.36

Иудейское право
— совокупность законоположений, изложенных в источниках иудаистского вероучения - Библии и Талмуде, аткже некоторых других книгах, например, Шулхан-Арух. Э36-62/     86.36-6

Иудеохристиане
— принятое в науке название раннехристианских групп I-III вв., которые не порывали с иудаизмом и отправляли иудаистские обряды: празновали субботу, совершали обрезание. Э371.1     86.371

© Российская национальная библиотека, 2001