Мавлид
— праздник по случаю рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 числа 3 мес. мускльманского лунного календаря. Поскольку точно дата раждения Мухаммеда не известна, М. был приурочен ко дню его смерти. Э38-52     86.38-5

Мавлюд
см. Мавлид

Магди
см. Махди

Магия
— чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на природу, людей, животных, богов. Белая М. -колдовство с помощью божественных сил; черная М. - колдовство с помощью дьявола. Э240.03     86.24

Магомет
см. Мухаммед

Магометанство
см. Ислам

Маздеизм
— религия населения Др.Ирана (Мидийского гос-ва, 9-6 вв. до н.э., позднее гос-ва Ахеменидов, 6-4 вв. до н.э.), сосуществовавшая с зороастризмом (см.) и в ряде теоретических и практических аспектов переплетавшаяся с ним. Священная книга М. и зороастризма - Авеста, особенно поздняя ее часть Младшая Авеста. Верховные божества М.: Ахурамазда - олицетворение добра, небесного свода, покровитель царской династии; форма его проявления - огонь, Анхра-Майнью - олицетворение зла. В отличие от зороастиза М. признавал и чтил племенных богов (дэвов). Э321.362     86.321

Мазхабы
— суннические религиозно-правовые школы. Э381-677.2     86.381-6

Малахида
см. Исмаилиты

Мандеизм
— религия, возникшая в начале н.э. в Месопотамии, М. представляет собой смешение взглядов некоторых гностических христианских сект с элементами иудаизма, зороастризма и вавилонской религии. Э321.364     86.321

Манихейство
— религия, возникшая в 3 в. в Персии, М. быстро распространилось во многих странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифического проповедника Мани. М. представляло собой синтез зороастизма и христианства. Из христианства М.заимствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являлся зороастрийский дуализм, признание двух субстанциальных начал бытия - противоборствующих царства света и царства тьмы. В первом господствует бог, во втором - дьявол. Борьба двух царств завершится катастрофой, в результате которой материя (тьма) погибнет, а дух станет свободным. Э378.141.42     86.378.141

Марк
— один из 4-х евангелистов, спутник и участник апостольских трудов апостола Петра. Принадлежащее ему Евангелие (второе в Четвероевнгелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от ап. Петра, как своего учителя. В том виде, в каком оно дошло до нас Евангелие от М. оформилось не ранее сер. 2 в.

См. также Евангелисты

Э37-220.911.32     86.37-22

Маронитская церковь
см. Марониты

Марониты
— представители особой ветви католической церкви в Сирии и Ливане, которые некогда были монофелитами, но в 16 в. признали верховенство Ватикана. М. до сих пор сохраняют свою организационную и культово-догматическую самобытность (богослужение проводят на сирийском языке, отрицают целибат (см.)). Главой М. (после папы) является "патриарх Антиохии и всего Востока", резиденция которого находится около Бейрута.

См. также Монофелитство

Э377.33     86.377.3

Масджид
— то же, что мечеть Э38-655     86.38-6

Масджид аль-Харам
— "Заповедная мечеть" - мечеть в Мекке, главная мусульманская святыня, является объектом паломничества. В центре двора этой мечети находится Кааба (см.) . Э38-655     86.38-6

Масонство, франкмасонство
— религиозно-филосфское течение, возникшее в 18 в. Англии и выразившееся в создании тайных обществ (лож), члены которых провозгласили своей целью "объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности". Масонские ложи построены по образцу средневековых цеховых объединений каменщиков, у которых они заимствовали специфическую обрядность и сложную атрибутику. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, М. допускает исповедование любой религии. Э391ю3     86.391.3

Матфей
— апостол и евангелист, автор первого канонического Евангелия. В число двенадцати апостолов он был призван с должности мытаря, т.е. сборщика пошлин. Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постянно назывался М. После вознесения Христа он в течение 15 лет проповедывал иудеям в Иерусалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам - к эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он претерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября.

См. также Евангелисты

Э37-228.3     86.37-228

Махабхарата
— "Сказание о великой битве бхаратов" - древне-индийский эпос , сложившийся приблизительно в 6-2 вв. до н.э. Повествует о легендарной борьбе двух царских династий - Кауравов и Пандавов. Из М. позаимствованы все главные идеи индуизма. Помимо религиозно-идеалистических взглядов в М. широко представлены стихийно-материалистические, диалектические, дуалистические взгляды и концепции. Э331-26     86.33-2

Махаяна
— наряду с хинаяной (см.) одно из двух основных направлений буддизма, т.н. северный буддизм. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирванна, отождествляемая с "высшим абсолютом". В М. значительное место занимает учение о рае, что значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как во все Индии, так и за ее пределами. М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма, в т.ч. и ламаизма. Э353     86.35

Махди, магди
— мусульманский Мессия, провозвестник близкого конца света. Э382-422.322     88.38-4

Махдизм
— вера в пришествие махди. Э388.24     86.388

Медитация
— внутренне сосредоточение сознания на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Ю969.1     88.6

Международное общество сознания Кришны
— неоиндуистская секта, представляющая собой европеизированный вариант кришнаизма (см.). Основана в 1963 г. индийским религиозным деятелем Шри Шримад А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977). Вероучение М.о.с.К. содежит многие общеиндуистские положения, но имеет и свои особенности. Прежде всего секта придерживается монотеизма. Главное место в ее догматике занимает верховная личность бога Кришны, который проникает во все, но одновременно находится над всем, т.е. имеет как личностный, так и безличностный аспекты. Считается, что Вишну является воплощением Кришны, а не наоборот. Помимо Кришны почитаются его рдные и близкие. Призывая все религи и особенно христианство к единению вокруг Кришны, М.о.с.К. в то же время отрицает божественность Иисуса Христа, считая его лишь сыном Кришны. В секте очень высок авторитет гуру и особенно основателя общества. Члены секты - монахи живут в своеобразных коммунах - ашрамах, где они подчиняются дисциплине, разграничивающей их жизнь по минутам. В культовой практике особое место занимает поклонение статуе Кришны.

См. также Кришнаизм

Э331.8     86.33

Мессианизм
— учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок.

См. также Мессия

Э242.23     86.24

Мессия
— в некоторых религиях, гл.образом, в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю спаситель, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и средние века предводители народных движений иногда объявляли себя М.

См. также Махди, Магди

Э242.23     86.24

Минеи-Четии, Четьи-Минеи
— церковные сборники, содержащие жизнеописание святых в порядке празднования их памяти, богослужебные песни, поучения, каноны, молитвы на каждый день месяца и на всеь год на церковно-славянском языке, появившиеся в 12 в. Наиболее популярными стали М.ч. составленные Дмитрием Ростовским (ок. 1700 г.), и свод житий - Великие М.ч., составленные митрополитом Макарием (1482-1563). Э372-507     86.372.5

Мистика

  1. признание свехъестественной сущности явлений природы и общества, например, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.
  2. истолкование различных открытий естествознания как доказательства существования таинственных сил.
  3. различные формы магии в быту (гадания, суеверные примеры и т.п.)
— М. в узком смысле - вера в непосредственное сверхчувственное общение людей со сверхъестественным. Всякая М. религиозна, всякая религия мистична. М. восходит к первобытьной магии, астрологии и мантике древнего мира. В разных странах были тайные организации, в которые посвящали избранных в целях мистического единения с духами и богами. Э247     86.247

Монашество
— первоначально, уединенная жизнь ревнителей той или иной религиозной веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т.п. Э264     86.264

Монашество православное
— появление монашества на Руси , по всей вероятности, относится ко времени принятия русскими христианства. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь по время ее крещения. Особенно сильно М. начинает развиваться с 11 в., главным образом со времени основания в 1062 Киево-Печерского монастыря. Население монастырей распадается на два класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют свое светское звание и составляют особое сословие, и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества и в случае изменения своего намерения могут свободно покинуть монастырь. Все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные, В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд в монастыре предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица не могут здесь ничем располагать на правах собстенности. Настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение). В монастырях необщежительных иноки имеют от монастыря только трапезу, а все остальное необходимое им приобретают сами на даваемое им жалованье, на доходы от богослужений и т.д. Настоятели в эти монастыри назначаются епархиальным архиереем, с утверждения Св.Синода. Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определенных пределах и имеют в своем составе число монашествующих, определенное по штату. Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужителями и трудами самих монахов. Э372.24-64     86.372.24-6

Монофелитство
— христианское богословско-догматическое учение, возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между монофизитством (см.), гос. православной церковью и византийским правительством. М. было осуждено на VI вселенском соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеческая воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль. Из М. выделилась секта маронитов (см.), которая в 16 в. присоединилась к католицизму. Э378.141.44     86.378.14

Монофизитство
— богословско-догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две божественная и человеческая, как утверждали представители офциальной ортодоксии. На халкидонском соборе (451) М. было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики. Э373     86.373

Мулла
— служитель культа в исламе, обычно выбираемый мусульманами из своей среды. Э38-6     86.38-6

Мухаммед
— арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама и первой общины мусульман. По мусульманским представлениям, М. пророк и посланник Аллаха, через него людям был передан текст св. книги - Корана. Происходил из племени курайш (курайшиты), жил в Мекке, рано осиротел. С молодых лет участвовал в караванной торговле, вел дела богатой вдовы, на которой женился. М. был склонен к уединенным благочестивым размышлениям, был знаком с монтеистическими ученияями различных религий и сект. Около 610 г. М. стали являться сначала видения, а потом речения из вне, представлявшиеся ему прямой речью Аллаха. Позднее они были записаны и составили Коран. Вокруг М. собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретила его проповедь сначала насмешками, а затем открытой враждебностью. М. был вынужден искать помощь вне Мекки, ок. 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба. Сначала туда переселилось большинство меккан, сподвижников М., а затем в 622 г. и он сам. Город стал позднее называтся Мединой (Город пророка), а от первого дня года переселения мусульмане ведут свое летосчисление. В Медине М. стал во главе мусульманской общины, в которй люди объединились не по кровному родству, а по религиозному прзнаку. Мусульмане считали М. "посланником божьим", и он пользовался неограниченной властью среди верующих. В 630-631 г. мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значительную часть Аравии, где утвердился ислам. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы) святыней ислама. Э38-34-028.1     86.38-3

© Российская национальная библиотека, 2001