Саваоф

  1. в иудаизме один из эпитетов Яхве, глава "всего воинства небесного". Э36-421     86.36-4
  2. в христианстве С. отождествляется с Богом-Отцом Э37-421.111     86.37-4

    См. также Яхве

Саентология
— С. означает "знание о том, как знать" или "изучение мудрости" и рассматривает человека как духовное существо с природными возможностями, которые могут быть улучшены намного больше, чем обычно считается. С. содержит практические методы помощи человеку в разрешении его материальных проблем, в достижении духовных целей, а также скрытое от непосвященных (эзотерическое ) знание, открываемое верующим по мере их овладения саентологической доктриной.

См. также Дианетика

Э391     86.391

Сансара (Ск.)
— в индуизме, буддизме - беспрерывное перерождение личности или души, мирское бытие, неибежно связанное со страданиями и зависящее от поступков в прежнем перевоплощении (кармы)(см.). Э331-422     86.33

Святцы
— список святых православной церкви, составленный в порядке месяцев и дней года, в которые чевствуется святой. Включается в богослужебные книги. Отдельно издающиеся святцы называются месяцесловом. Э372-574     86.372-5

Святые
— лица, которых бог за их праведную жизнь, стойкое исповедание веры, "подвиги благочестия" наделил даром чудотворения, сделал посредником между собой и людьми. Святые считаются покровителями простых смертных, заступниками и молитвенниками за них. Культ С. занимает важное место в иудаизме, исламе, христианстве (кроме протестантов). Полный христианский месяцеслов включает тысячи святых, названных поименно и безымянных. Среди них есть и вымышленные и реальные лица. Церковью канонизировались (см.) видные церковные иерархи, основатели монастырей, светские правители. В честь С. установлены праздники, во время которых прославляется их праведная жизнь. Э257.4     86.25

Священное Писание
— в христианстве - обычное название книг, составляющих Библию. Отличительная особенность этих книг состоит в том, что они содержат в себе истины религиозно-нравственного характера, признаваемые сообщениями свыше, по особому Божьему Откровению. В иудаизме С.п. считается Ветхий Завет, в исламе аналогичную роль играет Коран. Э22     86.22

Священнослужители
— в христианстве - служители, имеющие духовный сан, те.е посвященные в ту или иную степень священства.

Священные книги
см. Священное Писание

Сеид
— почетный титул мусульман, ведущих свое происхождение от Мухаммеда (у шиитов - от Али). В знак отличия носят зеленую чалму. Э38-6     86.38-6

Сейид
см. Сеид

Секты
— особый тип религиозного объединения. , возникали как оппозиционные течениея по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для С. характерны претензии на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей , установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденции к изоляционизму. Эта установка нередко ведет к фанатизму. С. отрицают институт священства. право на лидерство признается за лицом, которое якобы получило как милость божью особую способность к руководству. Э248     86.48

Серафимы
— ангелы, стоящие на высшей ступени небесной иерархии, ближайшие к "престолу божьему". Изображались в облике людей с 6 крыльями (двумя закрывают лицо, двумя - ноги, с помощью двух оставшихся летают, непрерывно славя господа).

См. также Ангелы

Э37-421     86.37-4

Силы
— один из чинов ангельских, о которых упоминается в Св.Писании. Занимают место второго чина второй степени (господства, С., власти). Церковь празднует С. вместе с собором ангелов и архангелов и всех бесплотных сил 8 ноября.

См. также Ангелы

Э37-421     86.4

Символ веры
— краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какой-либо религии; принимается на веру, без доказательств, как предмет восприятия верой. Э242.0     86.24

Синтоизм
— комплекс верований, культов японцев , который часто называют исконной японской религией. Термин "синто" появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает "путь богов". Син, или ками - это боги, духи, которые по представлениям древних японцев населяеют всеь окружающий нас мир - небо, землю, горы, реки и деревья. Любой предмет может быть воплощением ками, наиболее распространеным воплощением "божественной силы" является камень. Эти предметы - "синтай" (тело бога) обычно являются символом святости и объектом поклонения. Поскольку мир человека не отделяется от мира ками, человек, в некоторм смысле тоже ками, и для него отсутствует задача поиска спасения в потустороннем мире. Спасение в вознесении благодарности ками и своим предкам и жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с божеством. В известной мере простота приобщения японца к С., не требующая особой умственной работы в понимании догматов религии, стала основой необычайной стойкости этой религии, дошедшей из глубины древности и сохраняющей свои позиции в современной Японии. Э343     86.34

Соборование
см. Елеосвящение

Сретение Господне
— христианский праздник, один из двунадесятых в православии. Отмечается 2(15) февраля. В его основу легла, описанная в Евангелии от Луки встреча старца Симеона с младенцем Иисусом, которого родители согласно обычаю, принесли в Иерусалиский храм, чтобы принести от себя жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, т.к. по закону Моисея каждый первенец приндалежал Богу. При входе в храм ее встретил св. Симеон, которому было сказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Св. Симеон взял младенца на руки и предсказал, что Иисус "выйдет на служение спасения людей". Как великий праздник начал отмечаться в 6 в. Э37-521.28     86.37-5

Страшный суд
см. Эсхатология

Сунна
— св. предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение источника, поясняющего и дополняющего Коран и служащего второй (после Корана) основой мускльманского права. Э38-22     86.38--2

Суннизм
— одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным, "правоверным". Последователи С. называют себя "ахль ас-Сунна" (людьми Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что суннитом является тот, кто признает первых четырех халифоф - Абу Бакра, Омара, Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (см.), которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следуют ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ. Как направление С. выделился уже в первом столетии существования ислама в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка Мухаммеда -родными убитого третьего халифа Османа из мекканского рода Омейя и сторонниками четвертого халифа Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков - Алидов на власть, на имамат - посредничество между Богом и людьми, духовное и политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе - шиизм (см.). Верховным главой общины верующих, обладающим духовной и светской властью, сунниты признавали халифа как преемника пророка Мухаммеда. С 10 в. халиф превратился в мусульманского первосвященника, почти совершенно утратив политическую власть. Развитие мусульманского общества потребовало разработки правоведения - фикха. Его основами последователи С. признают Коран, Сунну, иджму и кияс (см.). На основе Корана и Сунны был разработан кодекс мусульманского права - шариат (кон . 8 - нач. 9 вв.). Сунниты разделились на последователей 4 правоверных мазхабов (юридических школ), которые существуют до настоящего времени. В С. имеют большое значение религиохные праздники и обряды, связанные с их проведением. С. придерживается примерно 83% всех мусульман. Э381     86.381

Сура
— название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. Э38-21     86.38-2

Суфизм
— мистико-аскетическое течение в исламе. Первыми суфиями (см.) считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в 8-9 вв., которые стремились постичь "тайный" смысл коранического откровения, строго следовали предписаниям Корана и сунны, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им были свойственны эсхатологические настроения, равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности. Большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. Конечной целью суфии считали уничтожение своих личных качаств и замену их божественными, либо прямое соединение с божественной истиной. Э383     86.383

Суфий
— мусульманский аскет, приверженец суфизма. Атрибутом С. была одежда из грубой шерстяной ткани, власяница. Э383-64     86.383-6

© Российская национальная библиотека, 2001