Шабуот, шевуот
— иудейский праздник, первоначально земледельческий, впоследствии истолкованный как праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею, Дата его празднования в Библии не обозначена, однако иудейские богословы считают, что Ш. приходится на 50 день после первого дня пасхи. Э36-52     86.36-5

Шариат
— комплекс юридических норм, принципов, и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Ш. считается "божественным законом", доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. Реально Ш. воплощается в трудах по фикху (см.) и в практике мусульманских (шариатских) судов. Э38-62     86.38-6

Шекер-байрам
см. Ураза-байрам

Шива
— один из богов тримурти (см.) - индуистской троицы; высший бог для последователей шиваизма, согласно которому во Вселенной не ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возраждающего все существующее. Ш. в начале космического цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.

См. также Индуизм

Э331-421.11     86.33-4

Шиваизм
— одно из двух главных направлений в индуизме, свяанное с системой ритуально-мифических воззрений и культов, посвященных Шиве. Ш. сложился как значительное самостоятельное направление, противопоставляющее себя вишнуизму (см.). Появились собственно шиваитские священные тексты. Шива как бог-разрушитель вошел в триаду индуистских богов, для шиваитов же он - не только разрушетель мира, но и его творец и сохранитель, т.е. воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств. Отличительный внешний признак шиваитов - горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело. Э331.3     86.33

Шиизм
— второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Ш. как течение возник во второй половине 7 в. в Ираке среди арабских племен, поддержавших Али ибн Аба Талиба, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков - алидов на имамат - посредничество между Богом и людьми и духовное и политическое руководство общиной. Сторонники Ш. признают только Коран и отвергают большинство положений Сунны. Центром шиитской оппозиции стал город Куфа. Впоследствии Ш. распростанился в Иране, где воспринял некоторые элементы зороастризма, митраизма и др. В 16 в. Ш. стал государсвенной религией Ирана. Э382     86.382

© Российская национальная библиотека, 2001