Специалисты 85 регионов РФ повысили квалификацию в области сохранения библиотечных фондов

В 2020 году Российская национальная библиотека при поддержке Министерства культуры РФ подготовила и провела две дистанционные программы повышения квалификации в сфере сохранения библиотечных фондов для 170 специалистов республиканских, краевых и областных библиотек из всех 85 регионов Российской Федерации. Специалисты повышали квалификацию в рамках дополнительных профессиональных программ «Комплексная оценка сохранности библиотечных фондов» и «Аварийные ситуации в библиотеках: предупреждение и ликвидация последствий».

Программы организованы и проведены Учебным центром и Федеральным центром консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки. Одна из задач организаторов и разработчиков программ состояла в том, чтобы максимально полно обеспечить представительство регионов РФ в программах профессиональной подготовки, привлечь к обучению все ведущие региональные библиотеки, оказать им действенную образовательную и научно-методическую помощь в вопросах сохранения фондов библиотек России. Российская национальная библиотека одной из первых библиотек осуществила масштабную подготовку кадров в области сохранения библиотечных фондов путем одновременного охвата всех республиканских, краевых и областных библиотек РФ.

Кроме того, Российская национальная библиотека создала уникальную цифровую площадку для взаимодействия большой группы специалистов, объединенных профессиональными знаниями в области консервации и реставрации. Обучение было организовано и проведено на новой дистанционной информационно-образовательной платформе библиотеки, оснащенной многофункциональными образовательными инструментами. Организация курсов с использованием дистанционных образовательных технологий, интерактивных форм взаимодействия (онлайн-семинары, групповые форумы, индивидуальные чаты и др.) позволила не только быстро и доступно передать обучающимся новейшие теоретические и практические знания, но и дать им возможность обменяться опытом, практиками решения проблем по консервации и реставрации документов. Значимость профессионального общения, организованного на дистанционной платформе, была высоко оценена участниками образовательных программ.

Важным преимуществом программ Российской национальной библиотеки стала интеграция научных разработок Федерального центра консервации библиотечных фондов и образовательных программ, включение в программы новейших научных и научно-практических знаний по консервации и реставрации документов. Каждая программа охватывает самые востребованные вопросы, необходимые для повышения квалификации специалистов по вопросам обеспечения сохранения библиотечных фондов.

Объем каждой программы составил 72 академических часа, что позволило обучающимся основательно изучить материал. Программы разработаны в виде электронных курсов и размещены в системе дистанционного обучения Российской национальной библиотеки, на дистанционной образовательной платформе. Электронные курсы содержат видеолекции, презентации, учебные фильмы, указатели рекомендуемых материалов (с отсылками на полные тексты), списки рекомендуемой учебно-методической литературы.

Все материалы доступны обучающимся в любое время, независимо от местонахождения. В каждом курсе применялись активные формы взаимодействия преподавателей и обучающихся, проводились онлайн-занятия в режиме реального времени, обеспечивались текущее консультирование и контроль освоения программ. Одним из практически значимых стало задание в рамках курса «Аварийные ситуации в библиотеках: предупреждение и ликвидация последствий». Используя полученные методические инструкции, обучающиеся подготовили анкету об аварийных ситуациях, случавшихся в их библиотеках. Данные анкет проанализированы специалистами Федерального центра консервации библиотечных фондов и будут использоваться для выработки решений по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в разных библиотеках регионов РФ.

Основной формой контроля знаний по программам являлось тестирование, промежуточное и итоговое. На протяжении каждого курса обучающиеся прошли четыре промежуточных теста, а по завершении — итоговый тест. Все обучающиеся успешно справились с тестами. Успеваемость большинства обучающихся составила 90–100%. Результаты тестов проанализированы преподавателями, выявлены сложные для понимания вопросы и типичные ошибки, которые разъяснялись на онлайн-семинарах. При разработке тестов организаторы курса исходили из того, что тестовые задачи и вопросы должны носить обучающий характер, а не дисциплинарный. Предложенная методика тестирования и созданный преподавателями банк тестовых вопросов позволили обучающимся осваивать тематику курсов и на примерах вопросов.

Был обеспечен высокий уровень кадрового состава программ. В их разработке и реализации принимали участие ведущие специалисты Федерального центра консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки, являющиеся признанными авторитетами библиотечного сообщества в сфере реставрации и сохранности документного фонда библиотек РФ. Среди преподавателей — кандидаты наук по направлению подготовки, приглашенные эксперты из профессиональных объединений, руководители Секции РБА по сохранности библиотечных фондов и создатели научно-образовательной «Школы реставратора» при ней, члены рабочей группы по реализации III этапа программы сохранности библиотечных фондов. Они обладают значительным опытом преподавания в вузах Санкт-Петербурга, ведут успешную научно-публикационную деятельность, имеют высокие наукометрические показатели в системе Российского индекса научного цитирования, участвуют в российских и международных конференциях по вопросам профессиональной деятельности. Преимуществом кадрового состава курсов Российской национальной библиотеки является сочетание опыта и практики научной, преподавательской и образовательной деятельности, сложившейся в силу специфики национальной библиотеки РФ и её многофункциональных задач, направленных на сохранение национального документного фонда.

В процессе организации и проведения программ Учебный центр Российской национальной библиотеки осуществлял методическую подготовку преподавателей и организацию их работы в системе дистанционного обучения. Для преподавателей проводились обучающие занятия, связанные с процессом создания электронных курсов, особенностями функционала дистанционных образовательных технологий. Проделана трудоемкая работа по созданию интерактивного учебного класса для проведения онлайн-занятий, индивидуальных консультаций, текущего контроля успеваемости слушателей. В классе организовано 25 рабочих мест, из них 11 мест оснащено компьютерным оборудованием со специализированными программами для работы в системах дистанционного обучения и видеоконференцсвязи. 

С завершением курсов были подведены итоги реализованных программ, проанализированы предложения обучающихся. Полученные многочисленные положительные отзывы специалистов из разных библиотек свидетельствуют о высоком уровне программ, практической значимости их материалов для деятельности в сфере сохранения библиотечных фондов. Помимо высокого профессионализма преподавателей и организаторов курсов, была отмечена острая необходимость продолжения научно-методической и научно-образовательной работы специалистов Российской национальной библиотеки для регионов, создания ими новых курсов повышения квалификации по другим, не менее значимым вопросам сохранения документов.

По итогам успешного обучения специалистам из библиотек РФ были вручены удостоверения о повышении квалификации.

ИТОГИ НОВОСТЯХ 
Российская национальная библиотека
Российской библиотечной ассоциации