Женские рукоделия конца XIX - начала XX веков

В фондах Российской Национальной Библиотеки можно найти много интересного и узнать как женщины позапрошлого века проводили свой досуг, занимаясь украшением одежды и предметов быта. Ведь мода циклична! И то, что модно было на рубежах XIX-XX вв., вполне может стать актуальным и сейчас в стилях вязания и вышивки (гладью, крестом, ришелье, монограммы).

Шитье, вышивание, бисероплетение - с помощью этих техник дамы на протяжении веков стремились украсить свой наряд, достигнув неповторимой изысканности и ярко-выраженной индивидуальности.

Обратим ваше внимание, что в каждом номере дореволюционного  журнала «Модный свет» или «Модный курьер» есть раздел со специальными  рубриками,  посвященными рукоделию.  Современные рукодельницы  откроют для себя много нового или хорошо забытого старого, листая страницы со схемами и инструкциями  вышивок и плетений  для предметов гардероба  и аксессуаров  прошлого столетия.   «Это венецианское шитье  получило свое название от венецианского кружева, которое исполняется  иголкой по натянутым и проложенным  ниточкам, тогда как вышивка выполняется по полотняному фону…»

В публикации подробно описывается техника выполнения, ярко объясняющие весь ход работы.

 

«Вещи ручной работы - роскошь, иметь их каждому не обязательно. Кто хочет их получить - либо платит мастеру за труд, либо делает это сам.»

Коко Шанель

В Италии  существует легенда, рассказывающая о  бедном юном рыбаке Паоло. Однажды в его сети попалась русалка. В обмен на свое освобождение она подарила рыбаку свадебную фату, сплетенную из морской пены, для его невесты. С того времени местные девушки стали плести кружево к свадьбе.

Первые кружева представляли собой узкую полоску с геометрическим орнаментом. Использовались для украшения модных тогда воротников, а также для текстиля : салфеток, скатертей.

Венецианское кружево было очень популярно в XIX веке. Мастерицы Европы  и  России  желали овладеть данной техникой вышивки. Отличительной чертой исполнения  являлось  строгое соблюдение стандартов, изначально жестко заданные орнаменты. На изготовление нескольких сантиметров кружева уходили дни работы. 

На венецианском острове Бурано кружево ручной работы  изготавливается в семейных мастерских по настоящего время.   

После Италии кружевоплетение распростронилось на  север Европы. Бельгия, Франция, Фландрия удивляли  своими особыми кружевами, которые становились также знаменитыми во всем мире.

Создаётся  бельгийский тончайший ажур с помощью иглы, и невообразимо тонкой льняной нити, поэтому кружево получалось воздушным.

Французские кружева:  шантильим, отличительная черта это плетения из черных шелковых нитей «Гренадин Алэ», аржантанские и алансонские. До сих пор являются одними из самых дорогих в мире.

Фландрия ( Южная Голландия )  явила миру фламандское кружево - отличалось техникой  и выполнялось на тюлевой основе, состояло из шестигранных ячеек, две стороны которых располагались параллельно основе, сформированной четырьмя переплетенными нитями. Узоры кружева соответствовали  ростительному орнаменту.

В современном мире инновации в текстильной индустрии вносят свои коррективы, изменяя состав тканей и ниток. Орнаменты и узоры трансформируются, но благодаря старым журналам, можно окунуться в стиль прошлого.

Вышивку использовали не только для дамских туалетах, но также и для украшения обивки мебели и домашнего текстиля.

Для отделки воротников вышивкой  poin lace бралась тесьма шириной в 1-2 см, которая  была обшита узким шнурком.

Вышивку  poin lace исполняют по узору, который переводят на глянцевитую  бумажную ткань, наметывают на ней тесемку и делают столбики,  паутинки и шов крестиками и петлями.

Ленточное кружево изготавливается с использованием специального кружева в качестве основного каркаса, после чего промежутки между кружевами украшаются игольчатым плетением.

Завязанное кружево изготавливается с помощью челнока, иглы или вручную, таких как фриволите и макраме.

Существовала еще одна замечательная техника вышивки - барджелло (bargello),  известна как флорентийский стежок или венгерское шитье.

Такой способ зародился в XV веке. Технику использовали при вышивке покрывал, обивки мебели и скатертей. Так же барджелло была популярна в 70-е годы XX века. Сейчас этот вид вышивки опять становится все более востребованным.  Техника барджелло состоит из рядов параллельных друг другу стежков, расположенных по зигзагообразной кривой и повторяются они различными оттенками ниток. Размерность зигзага зависит от количества ниточек в пасме и от расположения следующих стежков. Если необходимо сделать более плавный переход, тогда стежки идут со смещением на 1 клеточку и/или подряд 2-3 стежка одной длинны. А если нужны резкие переходы, то смещение составляет от 3х и более клеточек и подряд на одном уровне уже стежки не кладут.

 

«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.

Антон Павлович Чехов

Многие любители рукоделия хоть раз слышали о вышивке в технике петит-поинт - точечная вышивка. Вышивка получила название «точечной», т.к. выполняется множеством мельчайших цветных точек. Гармоничная игра цветов достигается использованием тонких шелковых нитей большого количества оттенков. Точечная вышивка выглядит как половина стежка крестом, однако стежки с обратной стороны делаются через две нити.