Весенние новинки-2021. Периодика по литературе и искусству

Среди периодических изданий Российской национальной библиотеки, оцифрованных в весенние месяцы 2021 года — журналы по искусству, музыкальной культуре, литературно-художественные журналы.

Открывает подборку журнал «Сириус», история которого насчитывает всего три номера, выпущенных в Париже в 1907 году. Редакция располагалась на улице Бошар-де-Сарон, 9. Замечателен он своим редакционным составом: редактором литературного отдела стал поэт Серебряного века Н. С. Гумилев, критического — искусствовед и художник-символист Мст. В. Фармаковский, художественного — живописец, реставратор и декоратор А. И. Божерянов, он же стал автором обложки. Во втором выпуске журнала состоялся поэтический дебют будущей жены Н. С. Гумилева, Анны Ахматовой (урожденной Горенко).

 

На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец.

Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.

Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.

Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:

«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.

Вероятно, журнал планировался к продолжению, о чем свидетельствует объявление о подписке на новые номера на задней обложке 3-го, как оказалось, последнего номера. Сегодня журнал является библиографической редкостью. Подробнее о журнале «Сириус».

Иллюстрированный журнал для всех семьи «Радуга» издавался в 1883 г. публицистом, философом и литературным критиком Н. П. Гиляровым-Платоновым, а в период с 1884 по 1888 г. — создателем первого в России рекламного агентства Л. Метцелем, которому приписывают фразу, ставшую крылатой: «Реклама двигатель торговли». Журнал состоял из литературной (стихи, рассказы) и художественной частей, также публиковались биографические материалы о людях искусства, новости из театрально-музыкального мира, ноты к популярным песням, шарады и ребусы. Некоторые рисунки отрисовывались художниками именно для журнала. Так, в № 1 опубликован рисунок И. И. Левитана «Зимняя дорога в русском уезде», созданный специально для «Радуги». С журналом сотрудничал и брат Исаака Левитана, Авель (Адольф) Ильич, много лет работавший в техниках рисунка и акварели, а также многие другие художники и граверы.

Специальный театральный журнал «Студия» («Новая студия»), посвященный сценическому искусству и литературе, выходил в 1911–1912 гг. Девизом издания стало латинское выражение «In labore dignitas» («В трудолюбии — достоинство»), помещенное на титульном листе издания. В журнале публиковались различные материалы, посвященные жизни и особенностям работы российского и зарубежного, преимущественно европейского, театра, рассуждения о театре будущего, зарисовки к сценическим образам и фотографии к выступлениям расписания гастролей, материалы, связанные с вопросами архитектуры, и другая информация. Среди авторов журнала — русский театральный режиссер и педагог Ф. Ф. Комиссаржевский, брат актрисы В. Ф. Комиссаржевской, русский шахматист, драматург и критик Е. А. Зновско-Боровский и другие. Журнал имеет красивое оформление — высокохудожественные заставки и концовки, оттиски, рисунки, выполненные В. А. Фаворским, Вс. В. Воиновым и др.

Сценическому музыкальному искусству посвящен журнал «Шансонетка». В журнале публиковались тексты песен, куплеты, романсы и другие тексты для выступления в кафешантанах (кафе с эстрадой), театрах оперетты, варьете и других местах, в которых исполнялись музыкальные произведения легкого жанра. Популярными авторами журнала были сочинители водевилей, куплетов, комических опер, различных миниатюр А. В. Шабельский и редактор нескольких номеров П. П. Дюваль (наст. имя П. П. Дриго). На страницах также размещались фотографии артистов, работавших в обозначенных выше музыкальных направлениях, а также артисты, выступающие в жанре травести и, как мы могли бы сказать сегодня, в жанре стендап-комедии, когда актер выступает вживую перед аудиторией, очень часто обращаясь к ней напрямую. Заказать выступления артистов можно было через редакцию журнала. Подобные жанры в России в начале XX века считались весьма спорным явлением, и потому изображённые на фотографиях артисты сегодня менее известны, чем их коллеги, выступавшие в высоком искусстве оперы и балета. Из артистов, публиковавших свои объявления в «Шансонетке», известными в мире искусства стали: Яков Федорович Орланский-Титоренко, русский и советский баянист, музыкальный педагог, конструктор музыкальных инструментов, выступал вместе с сыном, Сергеем, который впоследствии стал дирижером; балерины сестры Мария и Галина Шабельские, Мария выступала в труппе С. П. Дягилева, была дружна с П. Пикассо и стала музой Жана Кокто. Многие из представленных в журнале артистов служили в петербургском театре «Летучая мышь» А. С. Полонского (название театра позаимствовано у известного московского театра-кабаре под руководством Н. Ф. Балиева, подробнее о театре), в антрепризе П. И. Амираго — артиста оперы, антрепренера, который обучался пению в Московской консерватории в классе прославленного вокального педагога Умберто Мазетти. Свою жизнь Амираго связал с оперным и опереточным искусством, в 1920-е годы руководил театрами оперы и балета в Баку, Ташкенте, Кисловодске. В конце журнала размещалась специально сочиненная для журнала коммерческая реклама, поддерживающая тональность, заданную всем изданием: например, реклама ювелирного дома «Линден» купца 1-й гильдии Н. Г. Линдена (Невский пр., 83), ресторана «Московский яр» (угол Ямской ул. (Достоевской) И Свечного пер.), табачной фабрики Товарищества А. Н. Шапошникова и Ко (Клинский пр., 25) и др. Журнал выдержал всего восемь номеров1, после чего закрылся.

Преемником «Шансонетки» стал журнал литературы, театра и искусства «Полночь», который выходил в Петрограде в 1914–1916 гг. под редакцией Е. М. Козловской-Огинской. Журнал стал более разнообразным по содержанию: здесь публиковались небольшие рассказы, стихотворения, театральные новости, проиллюстрированные фотографиями известных актеров. Поскольку журнал выпускался в годы Первой мировой войны, то выходили специальные «военные» номера, где публиковались патриотическая поэзия, фотографии военной техники, военная карикатура, групповые снимки, сделанные в военных госпиталях и другая информация. Для женской аудитории публиковались модные новости. К работе в журнале в качестве иллюстраторов привлекались популярные в то время художники А. Стефановский, Н. Аболин, гравер А. Б. Шлипер, работавший при знаменитой словолитне О. И. Лемана. Судьба журнала, как и многих других изданий военного времени, оказалась недолговечной.

Обращаясь к журналам по искусству первой трети 20 века, несколько слов хочется сказать о журнале «Мáковец», который издавался в Москве с 1922 по 1926 год обществом с одноименным названием, которое восходит к имени холма, на котором Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую лавру. Организаторами объединения стали известные художники, литераторы и философы. Среди них: философ и поэт П. А. Флоренский, поэт и писатель, крупнейший представитель русского авангарда В. Хлебников, художники В. А. Фаворский, Н. А. Тырса, Л. Ф. Жегин и многие другие. Наиболее ярким художником журнала стал В. Н. Чекрыгин. В журнале публиковались проза, стихотворные произведения, обзорные и критические материалы об искусстве. Высказывание о том, каким видят мáковцы современное для них искусство, звучит актуально и сегодня: «В виду полного отсутствия руководящего художественного идеала, никогда не было так сильно желание обособиться, как в современности. Неистощимое разнообразие этого обособления, так же как работа над изобретением узко субъективных средств выражения, столь овладели художником, что уничтожили в нем всякую возможность связать мир и свое представление о нем в одно целое. Отсутствие же общепризнанного художественного идеала заставило каждого художника установлять себе как высшие цели творчества, так и формы выражения его, придав произведению тип затейливой гениальности».

Светлана Трусова