Великий писатель, который своими художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале.
В. Г. Белинский



Каждый большой художник — это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту — значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя драгоценный камень художественного и душевного, можно сказать, "человековедческого опыта". Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. " Мы не знаем, — писал Чернышевский, — как могла бы Россия обойтись без Гоголя". В этих словах, возможно, всего нагляднее отразилось отношение революционной демократии и всей передовой русской общественной мысли XIX века к автору "Ревизора" и "Мёртвых душ".

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний.

Чернышевский утверждал, что "Пушкин является отцом русской поэзии, а Гоголь - отцом русской прозаической литературы".

Выставка "Глава литературы, глава поэтов" приурочена к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Ее особенностью является то, что основные материалы, представленные на выставке, опубликованы в журналах и сборниках, поступивших в Российскую национальную библиотеку в период с 2006 по 2008 годы и отражающие новые исследования творчества писателя и его жизни.

Доказательством неутихающего интереса к творчеству Н.В Гоголя являются "Гоголевские чтения", которые регулярно проводятся в Москве. Материалы, опубликованные в сборниках интересны и полезны исследователям творчества писателя, историкам культуры, театроведам, филологам, а также широкому кругу читателей.

Оригинальным научным исследованием прозы Н.В. Гоголя является книга Н.Н. Брагиной "Н.В. Гоголь: симфония прозы". Автор рассматривает творчество писателя, находящегося на стыке музыковедения и филологии.

В 2006 году вышла монография Р.М. Гафарова "Н.В. Гоголь и русская поэзия XVIII века. К вопросу о роли ломоносовских и державинских традиций в творчестве Н.В. Гоголя". В ней исследуется эстетическая позиция Н.В. Гоголя, которая во многом формировалась под воздействием его увлеченности творчеством М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Историк и искусствовед Н.М. Молева в своей новой книге "Московские загадки", раскрывающей тему "писатель и город", поместила статью, посвященную еще одной грани личности Гоголя — его таланту художника.

Гоголь был глубоким, до сих пор не вполне разгаданным талантом, приоткрывшим завесу над бездной человеческой души. Его угрюмая фантастика ("Вий") и кажущееся спокойное повествование "Вечеров на хуторе близ Диканьки" таят в себе неисчерпаемые богатства русского языка и русской души и мысли. Настоящая оценка его ещё впереди, ибо только несколько поколений переживаний могут приблизить русское общество до истинного понимания Гоголя.

Каталог выставки
Биографическая справка

наверхНаверх

© Российская национальная библиотека, 2009