Милятино евангелие. Апракос полный.
Кон. XII в. (?). Новгородские земли. Один из писцов поп Домка
F (300 х 235). I+160 л.
Пергамен. Чернила, киноварь, краски, золото.
Текст в 2 столбца. Устав двух почерков.
Миниатюра с изображением Иоанна Богослова и Софии-Премудрости (?) (на л. 1 об., вшитом в кодекс). Инициалы старовизантийского стиля киноварью и чернилами.
На л. 160 запись писца Домки попа «у святого Лазоря», о создании двух книг – Евангелия и Апостола – по повелению Миляты Лукинича за один год, который был «голодным».
Милятино Евангелие – одна из древнейших пергаменных древнерусских книг. На основании летописных свидетельств о «голодных» (т. е. неурожайных) годах в Новгородской земле ХП–ХШ вв. временем создания рукописи могут быть: 1188 г., 1215 г. или 1230 г. В последние десятилетия большинство исследователей наиболее вероятной считают дату 1188 г. Со времен А. Х. Востокова заказчик рукописи Милята связывается с теми Лукиничами, которые основали 6 мая 1186 г. на новгородской земле церковь св. апостолов Петра и Павла, о чем сообщается в Новгородской I летописи. По версии В. Л. Янина, «Лукиничи» – это не отчество, а «обозначение жителей Лукиной улицы Людина конца, ближайшей к Синилищу (теперь Синичьей горе)». Миниатюра рукописи также нашла разные интерпретации в научной литературе. Одни исследователи связывают ее создание с такими выдающимися образцами новгородской монументальной живописи XII в., как фрески церкви Спаса на Нередице (А. Н. Свирин). По мнению других, миниатюра выполнена в Новгороде, но «очень примитивно, простым сопоставлением красочных поверхностей: синей, зелено-серой, красной, желтой с узорчатыми разводами (воспроизведение золота) (А. И. Некрасов). Третьи считают ее памятником, восходящим к восточнохристианскому, малоазийскому искусству (В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов). Исследования текста Милятина Евангелия показали, что оно возглавляет особую группу древнейших Евангелий апракосов (Л. П. Жуковская). В начале XIX в. Милятино евангелие принадлежало известному московскому антиквару и торговцу рукописными и старопечатными книгами И. Ф. Ферапонтову. Затем Евангелие перешло к другому собирателю – горному инженеру П. К. Фролову.
Евангелие поступило в ИПБ в 1812 г. от П. К. Фролова.
Шифр: РНБ. F.n.1.7.