Сборник певческий нотированный.
Кон. XVI в. [1589-1591 гг.]
Л. 152 |
Л. 159 об. |
Л. 420 об. |
F (287 х 192). 832 л.
Бумага. Чернила, киноварь.
Полуустав разных почерков. Раздельноречие.
Нотация знаменная беспометная и беспризначная. На л. 170 об. знак Э. На л. 760 об. правка нотной строки киноварью.
Миниатюра в лист - "древо жизни" с изображениями зверей и птиц, чернилами пером (на л. 3 об.). Заставки с растительным орнаментом старопечатного стиля чернилами (на л. 168 красками). В заставке на л. 500 изображение льва в центре. На л. 4, 318, 430 инициалы с растительным орнаментом киноварью, на л. 219, 273 инициалы с геометрическим орнаментом чернилами. Заголовки вязью. Обрез книжного блока украшен узорным тиснением, тонирован золотом.
В рукописи собраны все певческие книги, необходимые для богослужения. Каждая из них отличается полнотой состава. Это образцовый свод, заключающий в себе едва ли не всю певческую информацию, сформировавшуюся ко времени его создания. Существуют разные точки зрения на происхождение рукописи. Есть предположение, что она была создана в книгописной мастерской Строгановых, которая находилась в Соли Вычегодской (Н. С. Серегина, Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева). Согласно другим представлениям, кодекс был написан и художественно оформлен в Москве (Н. В. Рамазанова, Р. К. Хачаньян, А. Н. Кручинина, М. В. Василик). Его создание требовало большой подготовительной работы по собиранию музыкально-гимнографического материала со всех концов России и его обработке. Такая деятельность по своей направленности, значимости для Русской Церкви, а также по своей трудоемкости была равноценна работе над Великими Минеями Четьими. И, так же как труд митрополита Макария, она могла осуществляться только централизовано. Причем предназначалась рукопись не для практического богослужения, а создавалась в качестве образца "на список". Свидетельством этому является, во-первых, прекрасная сохранность бумаги и переплета, а, во-вторых, то, что кодекс был переплетен гораздо позднее времени создания рукописи, в 1730-х гг. Изначально он переплета не имел, на что указывает отсутствие следов от прежней брошюровки. Не переплетенные книги легче было разбирать по тетрадям и давать писцам для изготовления списков.
Запись, сделанная в рукописи, указывает на то, что она была вложена в Кирилло-Белозерский монастырь после того как здесь была проведена опись имущества и библиотеки ("счетные и сыскные дела"), причем эта работа осуществлялась государевыми людьми - дьяком Прокофьевым и стольником Ситским - по повелению царя Михаила Федоровича.
Полнота состава кодекса, содержание текстов песнопений в честь русских и вселенских святых, отражающих мировоззренческую концепцию Московского царства, тщательность работы писцов, символический смысл, заложенный в художественном оформлении рукописи, вклад в Кирилло-Белозерский монастырь, сделанный государевыми людьми, - все это свидетельствует о московском происхождении книги. Эту рукопись невозможно было подготовить вдали от основных центров церковного пения. Общегосударственное мышление, проявившееся в репертуаре одной из наиболее мобильных по составу книг сборника - Стихираря месячного, было прерогативой церковных и государственных властей, в особенности в условиях учреждения патриаршества, когда русская церковь весьма нуждалась в своих святынях. Рукопись стала не только итогом проведенных в XVI в. мероприятий, направленных на исправление недостатков певческой практики в отечественной церкви, она, как и другие историко-литературные и художественные памятники эпохи - Лицевой Летописный свод, Книга степенная царского родословия и Великие Минеи Четьи, - была призвана отразить главную мировоззренческую концепцию Русского государства.
Рукопись поступила в ГПБ в 1918 г. в составе собрания Кирилло-Белозерского монастыря.
Шифр: РНБ. Кир.-Бел. 586/843.