По берегам Великой Волги
Редкие фотографии ведущих русских мастеров второй половины XIX века
Из собрания Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург)
"Из-под камушка течет реченька
Да Волга быстрая, ой да Волга-матушка…"
Русская народная песня
Да Волга быстрая, ой да Волга-матушка…"
Русская народная песня
Одна из величайших рек земного шара, Волга — любимый символ России. Про нее издавна слагали песни и стихи, в которых она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга". Она олицетворяла огромные просторы страны, ее образ нераздельно сливался с понятиями свободы, воли, удали. Именно с берегов Волги отправился в странствия "за три моря" отважный путешественник, землепроходец Афанасий Никитин, купец из Твери; отсюда вошли в русскую историю предводители лихой "крестьянской вольницы" Степан Разин и Емельян Пугачев. А в 1611 г., когда решалась судьба России, в волжском городе Нижний Новгород посадский человек Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский создали народное ополчение, подняв всю страну на бой с иноземными полчищами.
Волга вытекает из маленького родника, холодного ключа, который пробивается сквозь землю в Валдайских лесах, недалеко от Твери, в самом сердце России. Он открывает великий путь длиной в три тысячи шестьсот девяносто километров и глубиной во множество веков. А впадает полноводная Волга, триста притоков которой питают обширные плодородные земли, в огромное Каспийское море.
Берега этой мощной реки в древности населяли скифы и хазары, монголы и славяне. До сих пор в волжских городах и селах в согласии живут русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, марийцы и другие представители разных национальностей, культур и религий.
Издавна на крутых берегах Волги ставили церкви и монастыри, золотые купола которых были словно светящимися на солнце маяками для тех, кто в пути. Монастыри часто служили убежищем простым людям, а иногда и неприступными крепостями для завоевателей. А волжские города, славящиеся архитектурными ансамблями, в старину располагались так, что на правом берегу были те, которые носили мужское имя — Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, а на левом — женское, как Кострома, Казань, Астрахань.
Промышленность на Волге, которая ярко демонстрирует историю экономического развития России в XIX в., создал хлеб. Он требовал машин для переработки, судов для перевозки, верфей и мостов, фабрик и заводов, что призвало к делу много торговых людей, промышленников и капиталистов. Хлебом славилась и знаменитая на всю страну Нижегородская ярмарка, на которую свозили дары богатой приволжской природы, изделия известных кустарных промыслов. Во время работы ярмарки устраивались народные представления, специально привозились из Москвы и других городов оперные и драматические спектакли, проходили музыкальные и хоровые концерты, съезжались со всей страны фотографы, чьи ателье образовывали целые "фотографические линии".
Волга всегда вдохновляла деятелей культуры: произведения многих писателей посвящены быту ее жителей — например, П.И.Мельникова-Печерского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, драматурга А.Н.Островского, поэта Н.А.Некрасова (автора известных строк: "О, Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я!"), знаменитого на весь мир Максима Горького, родившегося на Волге и правдиво описавшего жизнь ее простого народа.
Волжский край, хранящий традиции безымянных создателей прекрасных фресковых росписей и красочных икон, любили запечатлевать и профессиональные художники — в 1838 г., например, братья Григорий и Никанор Чернецовы, уроженцы Костромского края, плавая по Волге, создали многометровую живописную панораму обоих ее берегов. Во второй половине XIX столетия пейзажи Волги, ее городов и сел, колоритный облик их жителей писали многие известные мастера — И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Б.М.Кустодиев, И.Е.Репин, который создал программное для национальной реалистической школы полотно — "Бурлаки на Волге" (1870 - 1873).
Прославленным певцом великой реки стал и гениальный бас Федор Шаляпин, волжанин по происхождению, коронным номером которого была народная песня "Дубинушка", также посвященная тяжелой участи волжских бурлаков.
Ярко запечатлели Волгу во второй половине XIX в. и представители нового вида изобразительного искусства и одновременно важнейшего источника визуальной информации — фотографии. В России, как и во всем мире, она появилась еще в 1839 г., начиная с дагеротипии последовательно проходя все стадии сложной технической эволюции. Изначально преобладавший, в силу большого коммерческого спроса, портрет постепенно уступал место другим фотографическим жанрам. Начиная с 1860-х гг., стали активно развиваться видовая и этнографическая съемка, широко используемые для просветительских и научных целей; появилась техническая съемка, связанная с ростом промышленности и необходимостью фиксации всевозможных строительных работ; велись интересные поиски в области "художественной светописи", мастера которой стремились уподобить фотографию живописному искусству; к 1890-м гг. начинает широко распространяться хроникальный жанр, запечатлевавший реальные события, динамику жизни.
Волжская тема на протяжении десятилетий интерпретировалась в русской фотографии во всем этом широком творческом диапазоне и жанровом разнообразии.
Далеко неслучайно одним из первых крупных памятников в истории национальной видовой фотографии, одной из первых, объединенных единой и значительной темой, фотосерии, которая состояла из 40 листов, стал альбом, посвященный именно Волге, — "Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани" (1866 - 1867). Его создал Михаил Настюков, мастер, который с 1862 г. владел фотоателье в Москве, был хорошо известен и имел учеников. Ему покровительствовал даже наследник цесаревич Александр Александрович, с 1883 г. ставший русским императором Александром III. Снятая Настюковым серия о великой реке — самая знаменитая из его работ, несмотря на то, что некоторые фотографии иногда несовершенны в техническом отношении: кое-где "сплющена" перспектива и "падают" колокольни, свидетельствуя о качестве существовавшей в то время оптики. Но большинство кадров этого уникального альбома отличаются композиционным мастерством, умением передать масштабность волжских просторов, ширь водного пространства, красоту живописных берегов, важной частью которых является "застывшая музыка" прекрасных церквей и соборов.
Другие известные фотомастера Москвы — Мартин Шерер и Георгий Набгольц создали в 1869 г. "Альбом видов Грязе-Царицынской железной дороги" — один из первых значительных образцов раннего русского "техно-фото". В нем подробно запечатлен важнейший на Нижнем Поволжье путь, через который транзитом отправлялись в центральную Россию нефть, лес, хлеб. Прославившиеся первой фотографической панорамой Москвы (1867), Шерер и Набгольц в царицынском альбоме своеобразно сочетают приемы новой по задачам документальной фиксации промышленных объектов с традиционными приемами видовой фотографии.
Кадры с изображениями участков железнодорожного пути, станционных зданий, мостов и переездов эти мастера строят по классическим законам изобразительной видовой композиции, а акварельной раскраской позитивов стремятся придать утилитарным по сюжетам снимкам вид "красивого" и поэтичного пейзажа.
Два жанра — видовой и этнографический — часто сочетались, дополняя друг друга в альбомах и сериях, которые становятся особенно популярными после проведения Всероссийской этнографической выставки 1867 г. в Москве. Не только этнография, но и активно развивавшиеся археология, антропология, география стали часто использовать фотографию при проведении экспедиционных исследований, рассматривая ее как самый точный метод фиксации и важный научный аргумент. Активно запечатлевая многочисленные народности, которые населяли во второй половине XIX в. обширную Российскую империю, фотография не только служила просвещению, но и развивала собственные изобразительные и технические возможности.
Небольшие по формату снимки, созданные в начале 1870-х гг. мастером, который владел в Астрахани ателье под названием "Светопись Вишневского", четко разделяются по задачам. На одних запечатлены поэтические уголки Астрахани, которую в старину называли "Азиатской Венецией", так как она расположена на островах, омываемых рукавами и протоками Волги. А на других фотографиях изображены киргизы и калмыки, которые сняты не только в студии — старательно позируя в нарядных национальных костюмах, танцуя или играя на музыкальных инструментах, но и в реальных местах обитания, в степи — на фоне кибиток, шатров и верблюдов.
Изображения представителей народностей, которые населяли берега Волги, даны и на снимках Михаила Букаря, который по издавна распространенной традиции пытался превратить сделанные в студии документальные фотографии в нарядные акварельные "картинки". Он обильно раскрашивал костюмы на старательно позирующих моделях и рисовал кистью придуманные затейливые фоны. Этим невольно нарушалась специфика фотоизображения, игнорировались выразительные возможности позитивной печати. Зато существенно увеличивалась цена снимка.
Французский мастер Ж.Х.Рауль, долго живший и работавший в России, также использовал постановочный метод съемки при создании этнографических по жанру фотографий, на которых запечатлены жители Нижнего Новгорода, татары и черемисы (вторая половина 1870-х гг.). Стремясь к "картинности" в формальной и сюжетно-образной структуре кадра, Рауль мастерски строил разнообразные сценки на фоне реальной природы, выразительно обыгрывая экзотику костюмов и бытовой утвари.
Совершенно иначе использовал особенности этнографического жанра Вильям Каррик (1827 - 1878), окончивший Императорскую Академию художеств в Петербурге и одним из первых в русской фотографии развивавший бытовой реалистический жанр. В 1870-е гг. он несколько раз ездил на Волгу, где снимал представителей разных народностей, трудовые занятия крестьян, их традиционный быт. Фотографиям Каррика, в отличие от снимков Рауля, чужда монументальность, зато в них подкупает прелесть мгновенной съемки, свойственная именно фотографии возможность схватить характерное движение или жест. Выбранные Карриком для съемки персонажи сродни героям картин передвижников, они часто наделены психологической и социальной характеристикой. Сам мастер и многие его современники рассматривали фотографии в качестве необходимых и достоверных этюдов для живописных полотен, создаваемых художниками русской реалистической школы.
Тенденции сближения фотографии с живописным искусством были очень близки и Андрею Карелину (1837 - 1906), который также окончил в столичном Петербурге Академию художеств, а затем жил и работал в Нижнем Новгороде. Он получил европейскую известность в конце 1870-х гг. за создание "комнатных групп" — сложных многофигурных композиций в изысканных интерьерах, наполненных воздухом и светом, которые были сняты особым способом. В 1880-е гг. Карелин много внимания стал уделять жанру фотопейзажа — изображения города охотно покупали туристы, многочисленные посетители нижегородской ярмарки. Характер природы определял композицию видовых кадров Карелина, которые, несмотря на небольшой формат, умело передают просторы живописно раскинувшегося над Волгой города. Снятые с высоты птичьего полета панорамы прекрасно запечатлели необозримую ширь реки, ее крутые берега, купола церквей, плывущие пароходы. В 1885 г. Карелин создает серию снимков, само название которых свидетельствует об их принадлежности к репортажно-хроникальному жанру — "Альбом пребывания великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны в Нижнем Новгороде и на Нижегородской ярмарке". Запечатлевая хронику важного события, связанного с прибытием брата императора Александра III, моментально снимая двигающуюся процессию, толпы людей, Карелин в то же время при печати позитивов применяет прославившие его методы, которые позволяли добиваться мягкости контуров, особой бархатистости отпечатков. Эта работа свидетельствовала об умении Карелина работать в новом, технически недостаточно освоенном жанре, который не имел еще прочных профессиональных традиций. Необычна для Карелина, тяготевшего к эстетическим законам позднего академизма, стала и фотография с изображением парохода "Магдалена". В ней мастер сумел не просто зафиксировать технические параметры судна, но и передать красоту его конструкции, своеобразие "парения" на зеркальной глади воды.
Созданная в эти же годы серия другого фотографа — С.Фельзера также увековечила средствами фотографии важные для современности достижения цивилизации — пароходы, которые использовали в Казанском округе на Волге. И так же, как Карелин, мастер явно любуется этими объектами, давая в кадре словно портретное изображение каждого "красавца", обладающего не только техническими данными, которые подробно указаны под снимками, но и, несомненно, ярким индивидуальным обликом. Пароходы, баркасы, даже совсем уж прозаические землечерпательные машины словно завораживают зрителя, застыв в центре каждой композиции в самом выигрышном и выразительном ракурсе, превращая утилитарную по целям съемку в своеобразный парад интересных дизайнерских проектов, которые обладают эстетической значимостью и ярко характеризуют свою эпоху.
Не только пароходы, железные дороги, но и мощные мосты, которые начали строить во второй половине XIX в., стали неотъемлемой частью жизнедеятельности Волги, способствуя активному освоению этой важной для развития экономики страны водной магистрали. И это зримо подтверждает такой исторический документ, как "Альбом работ Александровского моста через Волгу" (1875 - 1880). Он создан неизвестным мастером, и его кадры являются ценным визуальным источником, показывая этапы сооружения моста, который долгое время оставался шестым в мире по величине и самым длинным в Европе. Впервые в практике установка пролетов была проведена здесь с помощью плавучих систем. Многие снимки демонстрируют пафос нелегких созидательных работ, являются интересными страницами истории развития техники. Данные в ракурсе ажурные металлические пролеты и мощные опоры словно противостоят на снимках живой волжской стихии, зримо показывая поступь прогресса и зарождение новой индустриальной культуры, которая станет характерной для надвигающегося промышленного века.
Но не только покорение человеком Волги нашло отражение в русской фотографии — в ней было воспето и ее словно божественное происхождение, показано рождение из недр земли маленького ручейка, которому суждено было продолжиться в мощном русле великой реки. Фотограф Евгений Вишняков (1841 - 1916) — активный член Императорского Русского географического общества, не только снял серию "Истоки Волги" (1892), но и подробно описал свою "фотографическую экскурсию". Она положила начало многим аналогичным проектам, и была описана в одноименной книге, имевшей подзаголовок "наброски пером и фотографией". Серия Вишнякова состоит из пейзажных и этнографических по характеру кадров, но ее главная особенность — в показе гармонии заповедной природы, которая полна на небольших снимках своеобразной тишины и вечного покоя. Его не нарушают местные крестьяне, живущие глубоко патриархальной жизнью и промышляющие рыбной ловлей.
Ярким контрастом этой серии выглядят большеформатные фотографии из сюиты, которую создавал на протяжении конца 1880-х – 1890-х гг., плавая на специальном пароходе, один из наиболее значительных русских мастеров — Максим Дмитриев (1859 - 1948). Современники называли ее "Волжской коллекцией", и она прославила своего автора, который еще мальчиком учился у Настюкова, а затем работал в мастерской Карелина. Так же как и его наставники, Дмитриев снимал родную для него Волгу, ее природу, виды городов, сел, монастырей, сумев переплавить и обогатить их творческий опыт. Его панорамные листы — яркие образцы художественной фотографии, отличающейся поистине эпическим размахом, изобразительной мощью, композиционным и техническим мастерством. Они удивительны по богатству тональных градаций при передаче света и воздуха, почти лишены ретуши, свидетельствуя о редком для того времени мастерстве фотографа в позитивной печати. Дмитриев был настоящим летописцем волжского края; его снимки воспроизводились во многих альбомах, на открытках, расходящихся по стране огромными тиражами. Этому мастеру были подвластны все фотографические жанры, в том числе и хроникально-документальный, интересным образцом которого стали кадры, запечатлевшие тяжелую жизнь нижегородских крестьян в неурожайный 1891 - 1892 гг. При всей их этнографической точности, снимки подкупают прежде всего реальной достоверностью происходящего. Дмитриев умело выстраивает сложные многофигурные композиции, которые тематически и формально явно перекликаются с полотнами мастеров-реалистов, входивших в "Товарищество передвижных художественных выставок" и посвящавших свои картины показу тяжелой народной жизни.
Круг фотографов, которых объединял интерес к Волге, весьма широк и разнообразен. Мы надеемся, что и в других фотоколлекциях и фотохранилищах найдется немало снимков, посвященных великой реке, интересным страницам ее истории, которая продолжается и сегодня.
Выставка из фондов РНБ "По берегам великой Волги" в октябре 2005 - феврале 2006 г. экспонировалась в Королевской библиотеке Бельгии (во время фестиваля "Европалия-2005"), а в декабре 2008 - январе 2009 г. была показана в Русском центре науки и культуры в Дели в рамках года России в Индии.
Елена Валентиновна Бархатова,
заведующая Отделом эстампов
Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург),
кандидат искусствоведения