Доклад М. Г. Логутовой

24 июня 2016 г. в Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялись VI научные чтения, посвященные памяти члена-корреспонднта АН СССР, доктора исторических наук О. А. Добиаш-Рождественской.

На заседании выступила старший научный сотрудник Отдела рукописей РНБ Маргарита Георгиевна Логутова с докладом «Типологические сходства и различия бумажных и пергаменных позднесредневековых немецкоязычных рукописных молитвенников (по рукописям РНБ)».

Рукописные молитвенники – самые «личные» книги западноевропейского средневековья. Российская национальная библиотека хранит несколько немецкоязычных молитвенников второй половины XV – нач. XVI вв. В петербургских рукописях, написанных как на пергамене, так и на бумаге, читаются сходные (если не те же самые) молитвы, что позволяет говорить об общих религиозных тенденциях в Германии на рубеже XV–XVI вв. Тексты и рубрики записаны на народном языке, отдельные латинские слова обозначают лишь привычные слуху названия: Pater noster, Ave Maria. Большинство молитв обращено к Христу и Марии, имеется также подборка молитв св. Анне (вместе с апокрифическими легендами о ней), молитвы же остальным святым немногочисленны.

При сходстве содержания пергаменных и написанных на бумаге книг, структура и внешний вид их представляют два крайних полюса средневековых книг. Для дорогих пергаменных кодексов характерна четкая композиция молитвенных текстов: литургический календарь, затем молитвы ко Христу, к Деве Марии и к остальным святым. Как правило, пергаменные молитвенники написаны одним почерком и иллюминованы. Рукописи на бумаге выглядят иначе, и дело не только в более скромном их оформлении. Редкий бумажный молитвенник сохранял свой первоначальный вид. Как правило, к первоначальному блоку книги владельцы приплетали тетради из других молитвенников, число которых, как в петербургских рукописях, могло колебаться от 10 до 18. На свободных местах непрофессиональными почерками записывались новые молитвы, выявляющие личные пристрастия владельцев рукописей. Относительно недорогие бумажные молитвенники предоставляли своим владельцам больше возможностей для персонального молитвенного пространства, для личного обращения к Богу.