23 | 04 | 2018

События Отдела рукописей

Открытие выставки «Почему Цусима?»

26 февраля 2015 г. в Отделе рукописей состоялось открытие выставки, посвященной 110-годовщине окончания Русско-японской войны 1904–1905 гг. Название выставки – «Почему Цусима?» – созвучно не только настроениям современников трагической гибели русского Тихоокеанского флота, но и ключевым вопросам исторических исследований. Цусимское сражение 14–15 мая 1905 г. стало финалом Русско-японской войны, в которой царская Россия потерпела поражение.

Начатые Японией в ночь с 26 на 27 января 1904 г. военные действия встретили героическое сопротивление Первой Тихоокеанской эскадры российского флота, базировавшейся в Порт-Артуре и Владивостоке. 27 января 1904 г. в корейском порту Чемульпо принимает неравный бой и геройски гибнет легендарный крейсер «Варяг». Экспонирующиеся на выставке рисунки художников-маринистов и фотографии, предоставленные Издательско-художественным центром «Штандарт», позволяют вспомнить и другие события первого этапа войны: гибель командующего Тихоокеанским флотом С. О. Макарова 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск», успешные рейды Владивостокского отряда крейсеров и отчаянный неравный бой крейсера «Рюрик», попытки прорыва Порт-Артурской эскадры во Владивосток и ее разгром в сражении с японской эскадрой 28 июля 1904 г.

Консультация при инсталляции выставки. А. А. Раздолгин и А.И. Алексеев.

Основная часть экспозиции связана со следующим этапом войны и повествует о трагичной судьбе Второй Тихоокеанской эскадры, сформированной в Кронштадте и отправленной на Дальний Восток осенью 1904 г., а также дополнительной Третьей эскадры, соединившейся со Второй на подступах к Корейскому проливу и Цусимским островам.

Главным материалом выставки послужили два фонда. Один – фонд писателя, в прошлом матроса Балтийского флота Алексея Силыча Новикова-Прибоя (1877–1944), другой – фонд капитана 1 ранга, историка военно-морского флота, ученого секретаря Центрального военно-морского музея Леонида Васильевича Ларионова (1882–1942). Цусимское сражение навсегда связало судьбы этих людей. Они оба служили на эскадренном броненосце «Орел», прошли на нем 18000 миль из Балтики через Северное море, Атлантический, Индийский и Тихий океаны, выдержали первое и последнее для «Орла» под российским флагом морское сражение, пережили японский плен. Но главное, что объединило узами дружбы бывших офицера и матроса, – это продолжавшаяся до конца жизни деятельность по собиранию материалов о тех событиях, участниками которых они стали. Именно это и определило исключительную историческую ценность их личных фондов.

Открытие выставки. Первые посетители.

На выставке представлена подлинная адресная книга, в которой А. С. Новиков-Прибой записал имена более 300 оставшихся в живых участников Цусимского боя, откликнувшихся на призыв писателя прислать свои воспоминания о походе. Эти материалы, вместе с уникальными фотографиями, раскрывают не только фактическую сторону событий – формирование эскадры и показательный смотр с посещением кораблей императором Николаем II, военные инциденты и учения, бытовые условия длительного морского перехода, тяжелые работы по погрузке угля на рейде, стоянки на рейде в европейских, африканских и азиатских портах, социальные отношения членов экипажей, – но и безотрадные раздумья участников похода о судьбе кампании, авантюрный характер которой был для них очевиден.

В Цусимском сражении погибла почти вся русская эскадра: лишь три корабля достигли Владивостока, нескольким удалось уйти в нейтральные порты, пять кораблей были сданы в плен. На стендах выставки представлены уникальные, поражающие острым трагизмом взгляда очевидца, зарисовки разных этапов боя, сделанные сигнальщиком броненосца «Орел» В. П. Зефировым по памяти уже в японском плену. Этот материал, в сочетании со свидетельствами выживших участников боя с разных кораблей и работами современных художников, позволяет проследить судьбу отдельных кораблей эскадры. Мы видим пылающий, потерявший управление флагманский броненосец «Князь Суворов» и тот момент, когда отважный миноносец «Буйный», рискуя быть раздавленным умирающим гигантом, принимает на свой борт штаб эскадры и раненого адмирала З. П. Рожественского. Вот красавец бронепалубный крейсер «Изумруд», отличившийся удачными боевыми маневрами во время боя, геройски пытавшийся взять на буксир тонущий броненосец «Ослябя», – прорывается из окружения кораблей японской эскадры, не подчинившись приказу адмирала К. А. Небогатова о сдаче в плен. А в другой витрине – страшное фото искореженного корпуса этого корабля, по роковому стечению обстоятельств взорванного совсем недалеко от Владивостока.

Модель русского эскадренного броненосца «Цесаревич».

Памятны подвиги старого броненосца «Дмитрий Донской» (точнее, полуброненосного фрегата, – это был парусник, снабженный паровым ходом). Когда крейсер «Аврора» (сохранившийся до наших дней как памятник-музей) получил серьезные повреждения и потерял управление, «Дмитрий Донской» прикрывал его, стойко выдерживая неравный артиллерийский бой в течение нескольких часов. Это дало возможность «Авроре» отремонтироваться и отойти. После дневного боя с наступлением темноты «Дмитрий Донской», принявший на свой борт около 200 человек экипажа с затонувшего броненосца «Ослябя», успешно вышел из окружения и взял курс на Владивосток максимально возможным для своей мощности ходом. У него был реальный шанс уйти от японской погони. Но на пути случилась роковая задержка – «Дмитрий Донской» снял экипаж с терпевшего бедствие миноносца «Буйный» и затем артиллерийским снарядом потопил миноносец. У острова Дажелет «Дмитрий Донской» был настигнут японской эскадрой. Несколько часов взятый «в клещи» старый корабль выдерживал бой с пятью вражескими крейсерами, выведя из строя два из них. С наступлением темноты командовавшему кораблем (ввиду тяжелого ранения капитана Лебедева И. Н.) старшему офицеру К. П. Блохину удалось подойти к острову, высадить всех оставшихся в живых, затем отвести корабль на значительную глубину и затопить. Фотопортрет К.П. Блохина и его Донесение в Главный морской штаб от 10 июля 1905 г. представлены на выставке.


Модель японского броненосца «Микаса».

 

Самый значительный по объему пласт экспонатов связан с броненосцем «Орел». Это единственный из пяти новых броненосцев торой Тихоокеанской эскадры, который не затонул в Цусимском бою, геройски сражался до последнего снаряда и полной потери управляемости. О чудовищных повреждениях корабля свидетельствуют многочисленные фотодокументы на экспозиции. На выставке можно видеть редчайшие мемориальные предметы: погоны штурмана Л. В. Ларионова, которые были на его кителе в Цусимском сражении, погон с кителя капитана «Орла» Н. В. Юнга, смертельно раненого в бою, папка для судовых документов «Орла» (сами документы Л. В. Ларионову удалось выбросить за борт при сдаче корабля японцам). Связующей нитью экспозиции служит фотоальбом, собранный Л. В. Ларионовым и впоследствии систематизированный его сыном. Листы этого альбома можно встретить почти в каждой витрине. Это вся биография корабля – начиная с его спуска на воду на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге до последнего часа под Андреевским флагом. Этот альбом сохранил и фотографии членов экипажа: это не только офицеры, но и судовые механики, среди них инженер В. П. Костенко – впоследствии ведущий специалист советского кораблестроения. Любопытны фотографии, сделанные в японском плену (русские офицеры позируют в окружении японских врачей), групповое фото встречи цусимцев в 1937 г., фото последней встречи Л. В. Ларионова и А. С. Новикова-Прибоя в августе 1940 г.


На конференции. С. В. Рачук, А. А. Раздолгин, А. И. Алексеев (слева направо).

 

Интересны материалы выставки, показывающие процесс осмысления цусимской трагедии – осмысления общественного и личного, отразившегося в рапортах, переписке, газетных статьях и публикациях (в том числе и вышедших в Японии). Выразительным экспонатом стали записки с вопросами слушателей, которые получал Л. В. Ларионов на своих военно-исторических лекциях. Лаконичный текст одной из таких записок – «Почему Цусима?» – дал название экспозиции, материалы которой дают ответ на этот вопрос.

Открытие выставки сопровождалось конференцией, программа которой охватила широкий спектр вопросов, связанных с изучением Русско-японской войны 1904–1905 гг.

Контр-адмирал, Герой России, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» С. В. Рачук сосредоточил внимание на причинах поражения в Цусимском сражении, выделив организационные просчеты и слабость командования, при этом подчеркнув героизм русских моряков.


С. В. Рачук, А. А. Раздолгин.

 

Председатель совета директоров издательско-художественного центра «Штандарт» А. А. Раздолгин напомнил слушателям о подвиге броненосца «Дмитрий Донской» и презентовал альбом «Русско-японская война на море».

Директор издательства «Гангут» А. Ю. Жильцов рассказал о деятельности по увековечению памяти участников войны и презентовал книгу «”Орел” в походе и в бою: воспоминания и донесения участников Русско-японской войны на море в 1904–1905 гг.» (Сост.: С. А. Гладких, Р. В. Кондратенко, К. Б. Назаренко. СПб., 2014.).


Выступление К. Б. Назаренко.

 

Профессор Санкт-Петербургского университета, доктор исторических наук К. Б. Назаренко обратил внимание на факт одностороннего изучения событий Русско-японской войны. Документы, хранящиеся в архивах Японии, недоступны для исследователей, которые до сих пор располагают только официальной информацией. Докладчик отметил любопытную деталь: японские ученые поражаются количеству и сохранностью документов по этой тематике в российских архивах. К. Б. Назаренко подчеркнул важность публикации мемуарных источников.

Редактор издательства «Гангут», кандидат исторических наук Р. В. Кондратенко проанализировал вопрос о перегрузке кораблей как одной из важнейших причин их уязвимости со стороны неприятеля. Докладчик подчеркнул необходимость учитывать совокупность всех факторов, повлиявших на исход боя.

К. Г. Озеров – правнук командира броненосца «Сисой Великий» – рассказал о деятельности возглавляемого им общества потомков участников Цусимского сражения. Многие члены этого общества стали первыми посетителями выставки. Среди них: О. В. Петрова – внучка командира броненосца «Цесаревич», последнего Морского министра царской России И. К. Григоровича, К. Е. Генидзе – внук корабельного инженера броненосца «Орел» В. П. Костенко, З. Д. Спечинский – праправнук командующего Второй Тихоокеанской эскадрой З. П. Рожественского, П. А. Головин – Президент Русско-японской культурной ассоциации, Ю. В. Витвинский – внук героя обороны Порт-Артура подпоручика В. Н. Витвинского, С. И. Овсянников – главный инженер по ремонту и реконструкции крейсера «Аврора» в 1984–1987 гг., и другие.

 

Вернисаж украсили модели русского эскадренного броненосца «Цесаревич» и японского броненосца «Микаса». Модели предоставлены Музеем истории русско-японской войны (Северо-западный фонд «Инвалиды внутренних войск России». Президент Фонда С. В. Шершнев).

Все желающие могут ознакомиться с экспозицией в выставочном зале Отдела рукописей до 15 апреля 2015 г. В дальнейшем авторы выставки (А. И. Алексеев, А. А. Богданов, М. А. Смирнова, Д. П. Белозеров, Л. Н. Сухоруков, А. Н. Алексеева) планируют представить материалы экспозиции на сайте Отдела рукописей в виде виртуальной выставки.

Российская национальная библиотека © 2018