24 | 04 | 2018

События Отдела рукописей

Библионочь в Отделе рукописей

 

24 апреля 2015 г. проходила Библионочь в Отделе рукописей, а также открытие выставки «К 70-летию Великой Победы. Документальные свидетельства: письма, мемуары, дневники»

Посетители библиотеки, пришедшие в Отдел рукописей в день широкомасштабной акции «Библионочь», стали участниками открытия обширной выставки, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На ней представлены документальные материалы из архивных фондов, касающиеся вклада научной и творческой интеллигенции в подготовку Победы. Впервые за всю историю выставочной работы отдела роль деятелей культуры и науки Ленинграда в военные годы раскрыта так многогранно и с такой полнотой. Документальные свидетельства ярки, разнообразны и по-своему уникальны.

 

Выставка построена преимущественно на ленинградском материале и состоит из нескольких тематических разделов, каждый из которых посвящен представителям различных профессиональных групп: ученым, врачам, писателям, художникам, артистам, музыкантам, работникам музеев и библиотек.

Открывается экспозиция документами из фонда С. А. Семенова о писателях–участниках народного ополчения. Эти материалы относятся к первым месяцам Великой Отечественной войны. Позднее многие литераторы работали в редакциях фронтовых газет и в писательской группе при политуправлении Ленинградского фронта. На выставке – автографы участников этой группы: М. А. Дудина, А. А. Прокофьева, В. М. Саянова, Н. С. Тихонова, а также В. В. Вишневского, Л. М. Поповой, В. С. Шефнера и других (из фондов А. Г. Островского и В. И. Цветкова).

Здесь же представлены произведения Н. А. Брауна, М. В. Исаковского, А. А. Олицкого, А. Т. Твардовского и А. М. Флита в наиболее популярных в те годы литературных жанрах политического фельетона, сатирических стихов, частушек и песен. Многие из них входили в репертуар эстрадных артистов, выступавших в составе фронтовых концертных бригад. Деятельности этих последних посвящен один из наиболее интересных разделов выставки под наименованием «Эстрада. Цирк». Украшением этого раздела стали страницы из альбома о деятельности Ленинградского фронтового цирка, собранного его руководителем Е. П. Гершуни, с эскизами цирковых костюмов, фотографиями выступлений и зарисовками знаменитых цирковых номеров «Гитлер в клетке» и «Танцующая лошадь», которые пользовались огромным успехом у зрителей.

 

Еще одна яркая страница в истории эстрады в годы Великой Отечественной войны связана с Молодёжным военным ансамблем танца, который дал более трёх тысяч концертов на фронте и в осажденном городе. Большое количество самого разнообразного материала об этом коллективе сохранилось в архиве его руководителя А. Е. Обранта, послужившего прототипом главного героя фильма «Мы смерти смотрели в лицо», где свою предпоследнюю роль в кино сыграл Олег Даль.

В экспонатах выставки отражена деятельность ленинградских театров, и, в первую очередь, Театра музыкальной комедии, который не прекращал своей работы на протяжении всех военных лет. О популярности премьеры театра 1942 г. «Раскинулось море широко» свидетельствуют, в частности, письма, адресованные солистке спектакля Л. А. Колесниковой.

В этом же разделе помещены сведения о количестве театров в Ленинграде в 1941–1943 гг. и присутствовавших на спектаклях зрителей; о новых постановках, намеченных на зиму и весну 1945 года; об артистах, которые внесли наибольший вклад в «культурное обслуживание частей Ленинградского фронта за период войны». Значительная часть этих материалов находится в фонде Б. И. Загурского, заведовавшего в годы войны отделом по делам искусств Ленгорисполкома.

 

На экспозиции можно найти автографы Т. М. Вечесловой, Г. П. Вишневской, Г. М. Козинцева, З. П. Лодий, Г. С. Улановой, К. И. Элиасберга, подписи-автографы Д. Ф. Ойстраха и Я. И. Зака, а также блокадные партитуры произведений ленинградских композиторов В. М. Богданова-Березовского, В. М. Дешевова, Ю. В. Кочурова, М. А. Мильнера, Г. Н. Носова и А. С. Розанова.

Особый раздел посвящен деятельности Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова в эвакуации в уральском городе Молотов (Пермь). Эти материалы хранятся в фондах ведущих в те годы балетных артистов Кировского театра Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева. Редким документом, свидетельствовавшим о жизни театра в 1941–1942 гг., является тетрадь протоколов заседаний «Бригады по качеству спектаклей», где фиксировались ошибки и недочеты прошедших за неделю спектаклей и меры, принятые для их устранения. Из представленных на выставке программ спектаклей и концертов можно узнать о  гастролях Н. М. Дудинской, Ф. И. Балабиной и К. М. Сергеева, состоявшихся в Москве и Ленинграде в 1942–1943 гг.

Чрезвычайно интересны материалы о подготовке новых спектаклей, проходившей в тяжелейших условиях эвакуации. О работе над постановкой балета «Гаянэ» в 1942 г. свидетельствуют документы, связанные с именем А. И. Хачатуряна: адресованное ему письмо постановщика спектакля Н. А. Анисимовой и фотография, запечатлевшая композитора вместе с исполнительницей главной партии Н. М. Дудинской. Большую ценность представляют воспоминания К. М. Сергеева «Моя работа над бал[етом] “Золушка”» на музыку С. С. Прокофьева (1963 г.), написанные на основе дневниковых записей 1942–1945 гг.

На выставке широко представлена коллекция графики ленинградских художников периода блокады: Н. М. Быльева-Протопопова, В. И. Курдова, А. В. Любимовой, Е. О. Марттила, В. В. Милютиной, А. Ф. Пахомова, Н. Н. и Ю. Н. Петровых, Е. Н. Померанцевой, В. С. Рождественской, Л. А. Рончевской, В. Н. Селиванова и Г. П. Фитингофа. Их рисунки даны в репродукциях и размещены на вертикальных стендах вместе с плакатами, в том числе из серии «Боевой карандаш»; театральными и концертными афишами. Материалы по истории военного плаката имеются также в разделе, посвященном художественной жизни Ленинграда. Там же размещены коллекция дружеских шаржей из архива Н. М. Быльева-Протопопова подборка иллюстраций Ю. С. Юдовина к книге О. Ф. Берггольц «Твой путь» (1945 г.) и россыпь мастерски выполненных карикатур Лео (Б. М. Лифшица) и В. В. Лебедева.

 

Черты блокадного быта нашли отражение в дневнике И. А. Владимирова «Памятка о Великой Отечественной войне», в письмах В. М. Конашевича, В. В. Милютиной и Е. Е. Лансере (два последних были адресованы А. П. Остроумовой-Лебедевой). К эксклюзивным материалам из архива художницы следует отнести ее награды, среди которых – Орден Трудового Красного Знамени, а также осколки, извлеченные ею из печки, дивана и кресла.

На богатом документальном и изобразительном материале раскрываются героические будни сотрудников ленинградских музеев и их деятельность по сохранению художественных ценностей Ленинграда и его пригородов.

Наиболее полное представление о работе научных институтов в период Великой Отечественной войны дает «Сборник трудов ленинградских ученых в дни блокады», включающий свыше тысячи аннотаций монографий и статей 480-ти авторов. В архиве редактора сборника, члена-корреспондента АН СССР И. В. Даниловского, сохранились лишь корректурные листы этой книги, которая так и не увидела света.

Тематика исследований военного времени проиллюстрирована также трудами геолога С. А. Яковлева и физиолога М. К. Петровой, ученицы и сотрудницы академика И. П. Павлова. В архиве последней сохранились ее записки «В осажденном и свободном Ленинграде», а также автограф ее письма И. В. Сталину и его ответная телеграмма.

 

О работе медицинских учреждений в 1941–1945 гг. свидетельствуют документы из фондов главного врача больницы «В память 25 Октября» И. П. Виноградова и начальника госпиталя для легко раненых М. И. Коршуновой, о деятельности детских приемников и станций скорой помощи в годы блокады – материалы врача Р. О. Пето.

Тематические разделы наполнены материалами, касающимися всего периода войны, однако главный акцент выставки сделан на документах, относящихся к весне 1945 года. Так, в отдельной витрине помещены документы, которые имеют непосредственное отношение к заветной дате 9 мая 1945 г. (кстати, это была среда). Здесь представлены поэтические и публицистические произведения Г. С. Габаева, Ю. Д. Капралова, М. И. Комисаровой, О. В. Синакевич, Н. С. Тихонова, Б. М. Эйхенбаума, посвященные этому дню. На этой же дате раскрыты дневники художницы А. П. Остроумовой-Лебедевой, литературоведа Л. Р. Когана, педагогов О. В. Синакевич и С. А. Унковской, видного издательского работника, создателя издательства «Academia» А. А. Кроленко, ленинградской школьницы Анны Кечек.

Большой раздел выставки посвящен мемориалам Победы в Великой Отечественной войне. Он открывается проектом парка-памятника героической обороне Ленинграда, который представляет собой дипломную работу выпускника Академии художеств М. Б. Ваксера, блестяще защищенную им в декабре 1941 г. Большинство других экспонатов этого раздела содержится в фонде архитектора А. С. Никольского. Ему принадлежат проекты «Памятника Отечественной войны советского народа», Триумфальной арки для встречи героев на Нарвской площади и Мемориального кладбища воинам Великой Отечественной войны, созданные в 1941–1947 гг. Апофеозом этой части экспозиции стал его грандиозный недовоплощенный проект оформления парка Победы на Крестовском острове в Ленинграде.

На выставке нашли отражение и новые поступления в отдел рукописей, в частности, несколько дневников офицеров Красной Армии последнего периода Второй мировой войны, а также новые материалы из фонда В. П. Некрасова по истории создания повести «В окопах Сталинграда» и фотоснимки 1950-х гг., сделанные на местах боев Сталинградской битвы.

Завершается экспозиция небольшим разделом, посвященным сотрудникам Публичной библиотеки военных лет: историку библиографии М. В. Машковой и писателю-фронтовику, доктору исторических наук Д. Н. Альшицу.

Выставку подготовили: старшие научные сотрудники И. Б. Ваганова и М. К. Свиченская, ведущий библиотекарь Е. С. Павлова, главный библиотекарь Н. Б. Рогова. Наиболее интересные материалы экспозиции предполагается представить в виде виртуальной выставки на сайте РНБ.

Российская национальная библиотека © 2018