В Отделе эстампов Российской национальной библиотеки (пл. Островского, 1-3) начала работу выставка «Вокруг света: европейская видовая фотография 1850–х – 1900–х годов».
Выставка знакомит с редкими снимками, созданными в разных странах первыми любителями и профессионалами светописного искусства, которые с энтузиазмом осваивали новые технологии. На экспозиции представлены оригинальные позитивы (vintages), печатавшиеся самими авторами.
Запечатлевая еще несовершенной оптикой виды городов, античные развалины, архитектурные сооружения, экспериментируя со светочувствительными химическими составами, пионеры фотографии показывали современникам не просто точную копию реального мира, а его бесконечное разнообразие и богатство, давая новую визуальную и эстетическую информацию, способствуя просвещению и развитию культуры.
Знаменитые произведения древнегреческого зодчества одним из первых стал снимать в Афинах в 1853 г. немецкий фотограф–любитель Ф.А.Оппенгейм. Он использовал бумажный негатив (пропитанный воском), с которого получал контактным путем тираж бумажных позитивов, развивая технологию калотипии, придуманную еще в 1840–е гг. английским родоначальником фотографии Г.Ф. Тальботом.
Наиболее удобная для съемки неподвижных объектов с использованием длительной выдержки, калотипия была использована в 1851 г. и в работе французской Гелиографической миссии. Ее задачей было произвести, выражаясь современным языком, «фотофиксацию» архитектурного наследия, запечатлеть состояние его сохранности для реставрационных работ. Среди направленных в разные регионы пяти фотографов был и Эдуар Бальдю, прославившийся впоследствии блестящими по качеству печати архитектурными снимками из серии «Города Франции» (1850–е).
К числу высших достижений калотипии специалисты относят и фотографии из цикла «Путешествие в Испанию» (1859) английского мастера Чарльза Клиффорда, который в 1852 г. переехал в Мадрид и стал придворным фотографом королевы Изабеллы II. Для его крупноформатных снимков характерны неожиданные ракурсы, светотеневые эффекты, что придает им особую художественную выразительность.
Среди первых светописцев, устремившихся в 1850–е гг. к историческим памятникам Святой Земли, был русский мастер А.Яныш – автор руководства «Фотография на стекле с коллодионом, альбумином…» (1858). Десять своих снимков Яныш издал в виде первой тетради альбома «Фотографические виды Иерусалима и его окрестностей» (1859). В.В.Стасов в своей книге «Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки» (1883) отметил техническое достоинство отпечатанных на «соленой» бумаге и вручную наклеенных на страницы снимков Яныша, посетовав, что фотограф не сумел издать следующие тетради своего иерусалимского альбома.
Многое зависело от коммерческой успешности фотоизданий, которые становились в 1860–е гг., с широким развитием железных дорог и расцветом туризма, все более популярными. В распространении видовой фотографии особенно преуспели итальянские мастера – изображения Венеции, Флоренции, Рима, архитектурных памятников этих знаменитых городов создавались специально для путешественников и служили экономически выгодной сувенирной продукцией. Композиционно и стилистически эти кадры во многом опирались на традиции ведуты, развивавшейся в итальянской живописи в течение нескольких столетий. Очень часто панорамы дворцов и храмов запечатлевались фотографами тех точек, с которых писали их многие поколения пейзажистов. Братья Леопольдо, Джузеппе и Ромуальдо Алинари во Флоренции, Карло Понти и Карло Найя в Венеции, многие другие фотографы, активно копировавшие произведения итальянского искусства, работали в самых разных техниках, быстро сменявшихся во второй половине XIX – начале XX веков, тиражируя наиболее удачную и пользующуюся спросом фотопродукцию.
В фондах Российской национальной библиотеки хранятся виды Вены, Варшавы, Копенгагена, Берлина и многих других городов, являясь сегодня важным визуальным материалом для исследований историков и искусствоведов, архитекторов и реставраторов, а также самых широких зрителей, интересующихся европейской культурой.
К 180–летию фотографии в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки на выставках «По берегам великой Волги» и «Фотография+монтаж» были также представлены старейшие и интереснейшие фотоколлекции.
Среди экспонатов «По берегам великой Волги» - видовые и этнографические снимки, созданные известными отечественными мастерами второй половины XIX века – В.Карриком, Д.М.Дмитриевым, А.О.Карелиным, Е.П.Вишняковым и другими, которые запечатлели города и села, расположенные на живописных берегах самой известной русской реки, живущих на них представителей разных народностей.
Выставка «Фотография+монтаж» демонстрировала новаторский прием вовлечения фотоизображения в композицию плакатов, что активно использовали художники –конструктивисты 1920–х–1930–х гг. – А. М. Родченко, В. А. и Г. А. Стенберги, Г. Г. Клуцис и другие, считавшие фотографию важным элементом авангардного изобразительного языка.
Выставка прдолжит работу до 27 декабря.
Вход по читательскому билету в часы работы Отдела эстампов.