РНБ Российская национальная библиотека
02.11.2020

Книжные памятники. Топ 100. Лубочная картинка «Медведь сказою проклажаются...»

Медведь сказою проклажаются ... — [Москва, 177-]. — Грав. на дер. 36,9 × 29,7 см. — Оттиск с доски середины 18 в. Лист обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр.

Шифр РНБ: Э Олс/6-1217.

Упоминания о том, что на Руси содержали медведей на потеху, уходят в далекое Средневековье. Известно, что при Иване Грозном устраивались бои с этими животными, они участвовали в процессиях Всешутейшего собора Петра I, а Елизавета Петровна ради забавы держала в передней дворца двух медвежат, которых обучал монах из Александро-Невской Лавры. Традиция иметь опасного зверя в труппе бродячих артистов известна как на Руси, так и в Западной Европе.

«Медведь сказою проклажаются...». Сер. XVIII в.
Лубочная картинка изображает пляску медведя с козой — популярную народную забаву. На масленичной неделе или в другие праздничные дни во время ярмарочных гуляний устраивали представления с животными, которых водили по деревням ряженые. Зачастую в роли козы выступал мальчик, одетый в мешкообразный сарафан, в руке на длинной палке он держал маску козы. Мальчик должен был дразнить, раззадоривать медведя на потеху публике. Скоморошество, как и любое лицедейство, порицалось, приравнивалось чуть ли не к волхованиям и колдовству. Тем не менее, оно прочно укоренилось в народной среде, став выражением смеховой, балаганной культуры.

В левой части листа изображен пляшущий медведь в шляпе и с дудкой в лапах. Справа — играющая на ложках коза в нарядном сарафане с колокольчиками. Сверху текст, поясняющий содержание картинки: «Медведь сказою проклажаются. На музыке своей забавляются. Имедведь шляпу вздел ‹…› Ивприсятку пляшет». Полюбившийся зрителю лубочный сюжет про козу и медведя имеет несколько вариантов, позднее картинка была выполнена и в технике гравюры на металле.

Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784), сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II. В отделе эстампов хранится лишь меньшая часть его собрания — русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большинство листов, кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ, были утрачены — сгорели в Москве во время пожара 1812 г. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 г. собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских и впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант