РНБ Российская национальная библиотека
13.01.2021

Книжные памятники. Топ 100. Лубочная картинка «Гренадер русской гвардии»

[Гренадер русской гвардии]. — [Москва, 177-]. — Грав. на дер. 43 × 33,7 см. — Оттиск с доски середины XVIII в.,  обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр. Фигура гренадера, занимающая всю высоту листа, и архитектурное сооружение на втором плане заключены в узкую рамку. На листе отсутствуют какие-либо надписи и подписи.

Несмотря на условность изображения обмундирования, вооружения и амуниции, нетрудно определить, что на гравюре представлен гренадер гвардии. Мундиры гренадеров в XVIII в. были схожи с обмундированием фузилеров, а затем мушкетеров, но гренадерам гвардии полагалось носить особого вида головной убор, который представлял из себя шапку с круглой тульей и двумя козырьками: передний располагался вертикально и был украшен металлической бляхой с гербом, задний — прикрывал шею.

Лубочная картинка «Гренадер русской гвардии» XVIII в.
Такие головные уборы были выписаны из Англии Петром I в 1712 г. и просуществовали без значительных изменений на протяжении почти целого века, до конца царствования Екатерины II. На гравюре запечатлены основные составляющие военной формы — шапка, кафтан с отложным воротником, обшлагами, сшитыми завернутыми полами, камзол, манжеты, штиблеты на пуговицах, башмаки, — и вооружения — шпага с портупеей, фузея со штыком, — тем не менее трудно с точностью датировать изображение, поскольку лубочный мастер не стремился детально передать особенности обмундирования.

Известно девять сходных лубочных картинок на дереве с изображением гренадеров русской гвардии. Среди них гравюры, представляющие пеших гренадеров с ружьем на караул или к ноге и гренадер на коне, некоторые листы отличаются также разным фоном. Исследователи по-разному датировали эти гравюры. Д. А. Ровинский считал, что они были вырезаны «в память знаменитых кампаний наших в Пруссии» в начальный период Семилетней войны (1757—1762), В. В. Стасов относил к началу 1730‑х гг, современные исследователи — ко второй четверти — середине XVIII в.

Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784), сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II. В отделе эстампов хранится лишь меньшая часть его собрания — русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Остальные листы, кроме копий с гравюр Ватто, также хранящиеся в РНБ, были утрачены: частично сгорели в Москве во время пожара 1812 г., частично перешли к другим собирателям. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 г. собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских и впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.

Шифр РНБ: Э Олс/11-2352.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант