РНБ Российская национальная библиотека
01.02.2021

«Моя Публичка». Юрий Панов: «Цифровизация поможет открыть новую эпоху просвещения»

Юрий Геннадьевич Панов
Эксперт, соучредитель IT-компании «Пятый элемент» Юрий Геннадьевич Панов — о цифровых технологиях на службе библиотеки

— Когда Вы впервые пришли в Публичную библиотеку?

— Впервые в главное здание библиотеки на площади Островского я пришел в 2003 году, будучи студентом третьего курса Политехнического института. На всю жизнь сохранились очень приятные впечатления от величественных читальных залов, в которых созданы идеальные условия для научного труда и чтения.

— Что такое для Вас Публичка?

— Прежде всего, это история страны и её жителей. Это великий депозитарий знаний, которые накапливаются в результате деятельности великих людей. Это важная составляющая культуры государства и просвещения нынешних и будущих поколений граждан.

— Справедливо ли говорить о том, что библиотеки будут всегда, как бы ни развивались технологии? И если да, то почему?

— Абсолютно согласен с утверждением, что библиотеки будут всегда. Формат, конечно, может меняться, но сама суть останется. Люди и через сто лет будут обращаться к источнику знаний для ответов на вопросы, следуя естественному желанию изучать что-то новое. Сейчас библиотеки включаются в цифровую трансформацию, поэтому в том, что они будут востребованы, я уверен. Цифровизация поможет сохранить больше книг, ведь с ростом количества и улучшением качества оцифрованных единиц хранения их станут реже брать в руки.

— Как цифровые технологии могут помочь Российской национальной библиотеке?

— Они помогут по-настоящему раскрыть богатейшую сокровищницу Российской национальной библиотеки миру. Издания, которые не выдаются, или выдаются очень узкому кругу специалистов, станут доступны любому интересующемуся человеку. Безусловно, цифровые технологии откроют новую эпоху просвещения, которую можно будет сравнить с открытием Императорской Публичной библиотеки для публики в 1814 году. Современные платформы с быстрой и удобной загрузкой материалов привлекут десятки тысяч новых читателей. Конечно, это потребует соответствующей электронной инфраструктуры, способной выдержать наплыв пользователей. Доработанный личный кабинет позволить внедрить инструменты анализа действий читателей.

— Да, мы, наверное, сможем составлять и публиковать рейтинги заинтересованности электронными библиотеками с распределением по регионам, направлять их на места в комитеты и министерства по культуре, образованию, просвещению с рекомендациями по повышению позиции в рейтинге…

— Да, и эта статистика будет совершенно обоснованной, доказанной достоверными данными. Аналитика позволит улучшать и качество работы. С одной стороны показывать федеральным структурам направления, которые необходимо субсидировать в первую очередь. И в итоге получать измеримый результат. Система электронных платежей и платных услуг в крупных библиотеках, безусловно, будет развиваться очень быстро. Направление по изготовлению сувенирной продукции уже сейчас для многих библиотек мира является хорошим подспорьем. А продвигаются эти сувениры, созданные на основе уникальных фондов, именно в digital. Инструменты электронного маркетинга позволят библиотекам сегментировать целевую аудиторию и обращаться к каждой группе с наиболее полезной информацией.

— Что Вы пожелали бы Российской национальной библиотеке?

— Хотелось бы поприветствовать руководство Российской национальной библиотеки, которое хорошо понимает необходимость цифровой трансформации. Желаю успеха в совмещении великого исторического и культурного наследия с современными технологиями. Чтобы Российская национальная библиотека всегда была центром знаний, а технологии не подменяли, а дополняли библиотеку, усиливая её великую роль в мире.

Записал Андрей Тарасов

Читать другие истории акции "Моя Публичка".

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант