РНБ Российская национальная библиотека
26.03.2021

«Моя Публичка». Анна Сосновская: «Публичная библиотека – маркер петербуржской идентичности»

Анна Михайловна Сосновская
Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного Института Управления РАНХиГС, член Союза журналистов России, член Международной федерации журналистов Анна Михайловна Сосновская – о воспитании общества посредством чтения, уникальности опыта взаимодействия с РНБ, Публичке как социальном акторе, производящем элиту и петербуржскую идентичность.

Как Вы впервые попали в Публичку?

—Меня с ранних лет манила библиотека как царство знаний. В младшей школе я занималась в библиотечном кружке и делала переплет старых книг. Потом посещала районную библиотеку. До сих пор, встречаясь с ее работниками, вспоминаем наше приятное общение. В 17 лет меня официально взяли работать корреспондентом в газету «Ленинские искры» на Фонтанке, 59, Лениздат. Мой путь на работу проходил рядом с Публичной библиотекой. Именно редакция подготовила письмо, чтобы мне оформили билет читателя. Параллельно я заочно училась на факультете журналистики. В Публичке с первого курса готовилась к занятиям в вузе и искала дополнительные данные для журналистских материалов.

В 10 классе учительница литературы дала мне совет: «Анна, читай литературу просто для удовольствия!» Эти слова оказались очень ценны! Действительно, учась в школе и в вузе, будучи журналистом, и даже сейчас я читаю с карандашом в руках, чтобы потом использовать найденные данные. Но читать для удовольствия художественную литературу это другое. Я получаю наслаждение от самого процесса, воображения картин и ситуаций, сопереживания героям. А вот целостное понимание сюжета книги и осознание изменений в себе приходит в самом конце или даже через несколько дней. Словенский психоаналитик Славой Жижек как-то говорил, что, если что-то очень сложно в жизни принять и пережить, на помощь приходит художественная форма, художественная литература, которая способствует интеграции смыслов, в том числе и тяжелого опыта человечества. В Публичке я читала книги для удовольствия из того прекрасного списка, который нам давали приходящие на журфак филологи. А некоторые материалы отбирала сама просто для ознакомления (помню, заполняла всегда с утра очень много листочков заказа книг и мне в течение дня все приносили). Когда в залах было пусто, мне разрешали работать за столом докторов наук – впереди, с зеленым сукном и зелеными лампами. Я с любопытством рассматривала редкие рукописи, альбомы с иллюстрациями, старинные книги…

Расскажите, пожалуйста,​ историю, которая у Вас связана с нашей библиотекой.

—На 3 курсе я поступила во французский университетский колледж Сорбонны в СПбГУ. Обучение два года велось на иностранном языке. Я отлично отучилась и получила грант на стажировку в Париже. Все это случилось во многом, именно благодаря Публичке. Где еще в 1990-е гг. можно было взять литературу на французском языке?! Французские преподаватели, кстати, давали задания, связанные с работой в Публичной библиотеке. Например, нужно было составить библиографию книг по социологии, где упоминается Аристотель. Это большая работа и мне помогали консультанты Библиотеки. Помню, еще было задание сделать конспект книги Дюркгейма о суициде и мне принесли прекрасный дореволюционный фолиант. Какое удовольствие было его читать и конспектировать! До сих пор у меня хранится толстый блокнот размера А4, полностью исписанный красивым почерком. Можно сказать, что такие книги требуют определенного отношения: дисциплины, эстетики и ответственности.

Что такое для Вас «Публичка»?

— Публичная библиотека для меня почти сакральное место. Здесь абсолютно другое время и пространство, иные ощущения и запахи, определенные манеры и режимы поведения, специфическая речь и полная концентрация.

Именно атмосферу, которая присутствуют в Публичке, я воспринимаю как истинный петербуржский стиль. В пространстве Библиотеки соединяются ценности интеллигенции, осуществляется преемственность поколений.

Российская национальная библиотека – наше культурное наследие. Какие бы новые функции она не приобретала, важно, чтобы Публичка была ориентирована на сохранение книг, архивов и среды, в которой все эти материалы функционируют.

Правильно ли утверждение, что библиотеки будут всегда,​ как бы ни развивались технологии?

— Думаю, да. Несколько лет назад английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов, сценариев к фильмам Нил Гейман выступал с речью «Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и фантазии». Он говорил, что художественные книги важны не меньше специальной литературы. Если есть интерес, его речь можно посмотреть в YouTube на английском языке.

Одна из важных функций художественной литературы – психологическая – учить эмпатии (помимо функции грамотности). Также мне очень понравились идеи писателя о том, что литература делает нас креативными, развивает потенциалы, помогает скрыться от внешнего мира, когда это необходимо.

Приведу небольшую цитату Нила Геймана: «Когда мы смотрим телевизор или кино, мы видим то, что происходит с другими. Художественная проза - это нечто, сделанное из набора букв и нескольких знаков препинания, и только ты, ты один с помощью своего воображения создаешь мир, населяешь его людьми и смотришь на него чужими глазами. Ты ощущаешь то, чего иначе не ощущал бы, посещаешь места и миры, в которых иначе не побывал бы. Ты узнаешь, что все прочие люди - такие же «я». Ты успеваешь побывать кем-то еще и, вернувшись в свой мир, обнаруживаешь, что сам слегка изменился.

Литература может показать вам другой мир. Проводить вас туда, где вы никогда не были…»

Что Вы пожелаете Российской национальной библиотеке?

— Процветания! А также всегда осознавать свою ценность как центра по производству знаний, читающей публики, имеющей воображение и меняющей мир, интеллигенции, петербуржской идентичности!

Записала Наталия Петрова.

Читать другие истории акции "Моя Публичка".

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант