РНБ Российская национальная библиотека
03.11.2021

Реклама в нотах

На обложках нотных изданий конца XIX века нередко можно встретить музыкальные рекламные объявления или анонсы готовящихся к печати новых произведений. Однако встречались случаи, когда непосредственно само нотное издание становилось средством пиара. И далеко не всегда предметом рекламы были явления из музыкальной сферы.

В Отделе нотных изданий и музыкальных звукозаписей хранится экземпляр цыганского романса «Пери», посвященный рекламе… папирос.

Пери : цыганский романс для соло с хором

Пери : цыганский романс для соло с хором / слова и музыка дяди Михея. - Санкт-Петербург : издание дяди Михея, ценз. 1906

Автор романса – Дядя Михей – был вымышленным персонажем, который рекламировал продукцию табачной фирмы А. Н. Шапошникова на страницах российской печати. Подлинным автором стихов от лица Дяди Михея был Сергей Аполлонович Короткий (1854–?), участник русско-турецкой войны. Его произведения о табаке и папиросах можно встретить и в рекламных проспектах газет начала века, и в качестве самостоятельных изданий. Например:

Сегодня утром почтальон
Принес письмо, в письме - поклон
И целых пять рублей!!!
Богат, как сам Пьермон Морган,
Курю я: «Пери» и «Осман»
И никаких гвоздей!!!

Пери : цыганский романс для соло с хором
Цыганский романс «Пери» был посвящен всем поклонникам и поклонницам одноименных папирос. Его можно было исполнять одному или петь хором на два голоса с простым аккомпанементом фортепиано. На обложке издания помещена реклама табака и папирос фабрики А. Н. Шапошникова.

Помимо табака музыкальное произведение могло быть посвящено, например, французскому ликеру «Кордиаль»:

Кордиаль = Cordial : вальс : [для пения с фортепиано] : ор. 85 / муз. Б. Ф. Кейль ; немецкие слова Б. Ф. Кейль ; перевод Охотниковой. - С. Петербург : у В. Гёнера, ценз. 1897

Вальс о «любимом французском ликере» написал Борис Федорович Кейль (2-я пол. XIX в.), автор многочисленных салонных танцев и романсов. Музыкальную пьесу можно было и танцевать, и петь куплеты о чудодейственных свойствах напитка:

На изображении бутылки с обложки можно во всех подробностях рассмотреть информацию наклейки с указанием участия ликера в международных выставках в Бордо, Гавре и Барселоне.

Помимо прямой рекламы, в нотах можно было встретить ее и в завуалированном виде. Так, российское издание популярного галопа «Конка» представляет собой интересный пример «продакт-плейсмента» конца XIX столетия:

Конка : галоп : [для фортепиано] / сочинение Й. Бургмейна. – Москва : у П. Юргенсона ; С-т Петербург : у И. Юргенсона ; Варшава : у Г. Зенневальда, ценз. 1882.

На титульном листе изображен вагон конки – конно-железной городской дороги, а на его борту мы видим название популярной фирмы и сети парфюмерных магазинов Брокар и Ко. Можно было бы предположить случайную идею художника, но на всех иллюстрациях внутри издания на вагоне тоже есть эта надпись. На обложке в конце приведен список магазинов фирмы Брокар и Ко в Москве:

Автор галопа – Джулио Рикорди (1840–1912), итальянский композитор, редактор и издатель из знаменитой фирмы Ricordi, который часто писал под псевдонимом Джулио Бургмейна. Он же был и первым издателем своего произведения (ок. 1879), затем галоп печатался также в Варшаве Вл. Банарским, а в 1882 году в Москве его издал П. Юргенсон. Однако реклама есть только в российском издании:

Этот характеристический галоп представляет собой музыкальную сценку о поездке конки и состоит из 4 разделов: Отъезд от станции, Встреча с прогулочной коляской, произошедшая вследствии этого Катастрофа (сход вагона конки с рельсов) и последующее благополучное Прибытие на станцию.

Каждое из событий в издании сопровождается небольшими художественными зарисовками. При этом мы видим небольшие региональные различия: в издании П. Юргенсона конка сталкивается с прогулочной коляской, а в издании Рикорди – с телегой, груженой бочками и гусями; различаются по архитектурному облику и станции отправления:

Сам Джулио Рикорди предполагал исполнение галопа не только на фортепиано соло, но в сопровождении связки колокольчиков, надетых на ладонь, чтобы имитировать звук контрольного аппарата конки.

Большинство пьес, издаваемых с теми или иными рекламными целями были, как правило, просты в плане исполнительской техники и писались либо для фортепиано, либо для пения с аккомпанементом. Предполагалось, что исполнять их будут музыканты-любители в домашнем или дружеском кругу слушателей. Такие издания особенно интересны в изучении обычной городской жизни конца XIX – начала XX века, ведь они выступают подлинными свидетельствами особенностей его быта и распорядка.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант