РНБ Российская национальная библиотека
01.04.2022

Книжные памятники. Топ 100. С.П. Борзецовский «Краткое руководство к логике, или Прямое употребление разума к умствованию и различению истиннаго от ложнаго...» 1821 г.

Первая книга по логике на русском языке была выпущена в XVI веке князем Курбским (Вильно, 1586). А первый учебник логики появился уже в XVIII веке («Логика феоретическая» Макария Петровича). О Семене Петровиче Борзецовском известно очень мало. Служил он в Департаменте горных и соляных дел Министерства финансов. Месяцеслов за 1827 г. именует его обер-гиттенфервалтером 8-го класса.

Титульный лист руководства по логике С. П. Борзецовского
За беспорочную службу он был награжден орденами Анны 3-й степени и Владимира 4-й степени. Впрочем, его литературные занятия не связаны с горным делом. В начале XIX века он переводил с латинского («Всеобщая история Юстина» (СПб., 1824)). Надо полагать, этот учебник также основан на трудах древнеримских и древнегреческих философов, хотя Борзецовский не дает никаких ссылок, лишь однажды упоминая софиста Протагора.

Труд Борзецовского был издан не сразу. В 1817 г. он подал его на рассмотрение Главному правлению училищ. Рецензент, профессор А.И. Галич, и Комитет Главного правления училищ нашли в книге «недостаток в методе, порядке, точности и определенном плане, как не везде приспособленном к юношеству…». Текст в качестве учебника был отклонен. Переработав его по структуре, автор стал искать новый путь к напечатанию своего сочинения. Так как в Горном департаменте служили вместе с ним некоторые члены Вольного общества любителей российской словесности (ВОЛРС), то он стал действовать через них, в частности, через А.Д. Боровкова, цензора отдела прозы ВОЛРС. В 1820 г. Боровков предложил Обществу книгу Борзецовского. Ее рассмотрел В.К. Бриммер, потом постановили передать ее Н.И. Гречу, но он читать ее почему-то не стал.

Оглавление книги С. П. Борзецовского «Краткое руководство к логике...»
Оглавление книги С. П. Борзецовского «Краткое руководство к логике...» (Продолжение)
Наконец, книгу дали на рецензирование недавно принятому в члены Общества А.А. Бестужеву. Бестужев высказался в том смысле, что «для первоначального курса [для детей небольших познаний и возрастов], логика сия несколько суха, а для высшего слишком сокращенна» (полную рецензию будущего знаменитого романиста, поэта, декабриста А.А. Бестужева-Марлинского можно прочесть в публикации А.Ю. Вейса (Неизвестная рецензия А.А. Бестужева // Пушкин и его время. Л., 1962. С. 296-304). Все же, в конечном итоге, за исключением изъятых предисловия и последнего параграфа книга была рекомендована к изданию и напечатана на средства Вольного общества любителей российской словесности, хотя членом его Борзецовский не был.

Издание обошлось Обществу в 422 рубля. Более того, А.Д. Боровков, сообщая Обществу о выходе издания, предложил: «Сочинитель Логики весьма беден и обременен семейством…так отдадим ему все екземпляры книги его в собственное его расположение». Как щедры были в начале XIX века общественные организации! Горный кадетский корпус взял 100 экз. «Логики» и выдал Борзецовскому 500 рублей. В 1833 г. автор попытался добиться переиздания «Логики» через Комитет устройства учебных заведений, но ему было отказано.

Раздел: «О словопрениях или состязаниях»
Разумеется, понятие логики в настоящей книге достаточно далеко от современной трактовки этого понятия. Об этом достаточно убедительно написано в статье В.И. Кобзаря «Динамика понимания логики» (Вестн. СПБГУ. 2004). Книгу Борзецовского Кобзарь не анализирует, а только упоминает в общем ряду. Борзецовский воспринимал логику как «общую предуготовительную науку, которая показывает нам правильное употребление способностей ума в исследовании истины для себя и сообщении оной другим». Автор делит логику на естественную или практическую (которой пользуется человек «неученый» в быту), а также искусственную или теоретическую (то есть логику как понятие философское). Борзецовский рассуждает об идеях, истине, заблуждениях и предрассудках.

Любопытны последние два раздела книги: «О словопрениях или состязаниях», «О чтении книг». При сегодняшней любви к жарким спорам, особенно политическим, было бы нелишне узнать, каковы академические, философские принципы «словопрений». «Но ежели возражения будут столь сильны, что будут подрывать самое основание мнения и явно оное опровергать; то лучше без всякого упорства от своего мнения отказаться и уступить противнику… Сверх того он должен иметь осторожность, чтоб не прямо и вдруг обнаруживать неосновательность мнения и убеждать другого к оставлению оного. Ибо чрез сие может его преждевременно огорчить и поселить в нем упорство и отвращение ко всему, что мнению его противно». Нельзя не восхититься деликатности и великодушию давних времен.

Философские принципы «словопрений»
И в начале XIX века существовала проблема «неправильного» чтения. Борзецовский радеет о «хорошем методе, выборе книг, которые соответствуют намерению и знаниям читающего». Читатель должен знать начальные основания конкретной науки, основательно знать язык, на котором читает, понимать цель сочинителя (для чего «надобно будет употребить много трудов и времени»).

Следуя советам автора данной книги, можно порекомендовать ее тем, кто интересуется историей науки, в данном случае, философии и может сравнить опыт XIX в. с современными трудами по изучению понятия логики.

Борзецовский С. П. Краткое руководство к логике, или Прямое употребление разума к умствованию и различению истиннаго от ложнаго, : в пользу российскаго юношества / сочиненнаго С. Борзецовским; напечатано иждивением высочайше утвержденнаго Вольнаго общества любителей российской словесности. – Санктпетербург: В типографии Императорскаго воспитательнаго дома, 1821. – X, 142 с.; 20 см.

Шифр РНБ: 18.92.5.31

Новинки Электронной библиотеки

СМИ о событии:

Национальный союз библиофилов, БезФормата Санкт-Петербург

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант