Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Русские писатели. Поэты.
(Советский период)

Отделом библиографии и краеведения Российской национальной библиотеки уже много лет ведется работа по созданию уникального библиографического проекта,всесторонне раскрывающего развитие русской поэзии ХХ века (советского периода).

Этот многотомный библиографический труд обобщает материалы, отражающие литературный и историко-культурный процесс в России с начала ХХ века до середины 90-х годов и предполагает включить в себя более 200 персоналий (в настоящее время в уже вышедших томах представлено 155 имен поэтов).

С самого начала было решено представить в указателе не только крупнейших и известнейших поэтов, таких как А. А. Блок, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, но и таких литераторов, как, например, Е. Е. Нечаев или В. В. Князев, чье дарование, может быть, невелико, но которые в свое время составляли неотъемлемую часть литературного процесса. Тем самым достигается довольно полное представление о литературной жизни России этого периода в ее историческом аспекте.

Большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого писателя: учитывается и место рождения и деятельности поэта, и его творческие интересы — переводы, работа для театра, кино, песенное творчество. Отсюда и обращение к областным библиотекам, хранилищам и к специальной литературе. Благодаря стремлению как можно более полно охватить литературу о жизни и творчестве того или иного поэта, особенно периодику, в материалах библиографии шаг за шагом прослеживается его творческий путь, более того, создается портрет самого времени и эпохи.

Поэтому материал, представленный в томах указателя, имеет ценность не только для историков литературы, но и для краеведов, историков культуры. Замысел подобного проекта, адресованного научным работникам, преподавателям высшей и средней школы, студентам и аспирантам гуманитарных вузов, библиотекарям и лекторам — словом, всем тем, чьи интересы связаны с изучением русской литературы ХХ века, возник у библиографов Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека) в середине 1950-х гг.

Сначала увидела свет (в 1959—1972 гг.) серия «Прозаики» (семь томов), после выхода которой стала ясна своевременность и крайняя необходимость такого издания. Полезные предложения, высказанные в прессе, по возможности были учтены при разработке серии «Поэты», в целом преемственной серии «Прозаики» как широтою охвата материала, так и принципами его отбора, расположения и аннотирования. Отечественных аналогов указателя нет.

Разработанная и внедренная авторами проекта методика получила широкое применение в работе национальных и областных библиотек Российской Федерации по составлению литературной библиографии. От сопоставимых зарубежных фундаментальных библиографических пособий и справочников указатель «Русские писатели. Поэты» отличается прежде всего тенденцией к полноте библиографируемых материалов (за счет широкого круга источников).

Кроме того, в структуре каждой персональной главы наличествуют разделы, отсутствующие в зарубежных аналогах и способствующие большей информационной емкости. Так, алфавитный указатель произведений является своеобразным ключом к содержанию авторских сборников; раздел «Публикации в периодических изданиях и неавторских сборниках» вводит в научный оборот (даже применительно к самым крупным, изученным писателям) огромное количество не выявленных ранее публикаций. Принципиальные различия касаются и раздела критической литературы о писателе: в зарубежных библиографиях, как правило, нет ссылок на монографии и статьи общего характера, содержащие в части своей оценки творчества отдельных авторов; отсутствуют систематизирующие рубрики.

Проспект словника обсуждался в Институте русской литературы (Пушкинский Дом), Ленинградском государственном университете, Институте культуры, Педагогическом институте им. А.И. Герцена, Ленинградском отделении Союза писателей РСФСР, Союзе писателей.

Литературная библиография — зеркало литературной науки и общей политической ситуации в стране. Большинство изъянов и упущений словника было прямо связано с состоянием советского литературоведения и особенностями литературной и издательской политики того времени, и в этой связи нелишне вспомнить, что в течение ряда лет приходилось отстаивать право на включение в указатель главы, посвященной Н. Клюеву, что под угрозой исключения какое-то время находились Мандельштам и Пастернак, что имя Р.В. Иванова-Разумника было вычеркнуто из есенинского тома (тогда как в персоналиях Блока и Белого описания его работ присутствовали).

Работа над персональными главами базируется на уникальной картотеке, созданной участниками проекта на основе сплошного просмотра и росписи широкого круга русских периодических изданий (около 2000 названий журналов и газет),литературнохудожественных и критических сборников (более 6000) с начала ХХ века по 1990-е гг., и дополняющей ее картотеки зарубежных русскоязычных книжных и периодических изданий.

Библиографическая картотека складывалась на основе просмотра и росписи летописей Российской Книжной Палаты, отраслевых библиографических указателей и справочников, каталогов и картотек Института русской литературы, библиографического кабинета Союза писателей и целого ряда других библиотек и организаций. Однако ядро картотеки, самую ценную ее часть составили материалы, полученные при росписи первоисточников.

Поскольку преобладающей «единицей учета» стало стихотворение, было решено отказаться от росписи содержания книг автора (как это делалось в серии "Прозаики"), а вместо этого дать ключ к разделу «Книги» в виде алфавитного указателя. Он стал полезным и в текстологической работе, поскольку позволял быстро найти и при необходимости сопоставить все публикации произведений с одним и тем же названием или одной и той же первой строкой.

Стремясь представить творчество писателя с наибольшей полнотой, составители все же не забывали, что полнота «почти никогда не может и не должна быть исчерпывающей», и поэтому серьезное внимание уделяли обоснованию критериев отбора материала, подлежащего включению в указатель. Без ограничения здесь отражаются все, независимо от степени законченности, первопечатные художественные, литературно-критические, публицистические и прочие произведения писателя всех жанров, в том числе и тексты, впервые опубликованные в мемуарной и критической литературе.

Многочисленные же повторные публикации (перепечатки) находят лишь выборочное отражение. Из них регистрируются те, которые представляют собой наибольшую научную ценность, т. е. прежде всего так называемые прижизненные публикации, потому что именно здесь наиболее вероятны разночтения по сравнению с первопечатными текстами. Посмертные перепечатки, являясь показателем популярности творчества писателя, как правило, текстологически идентичны, поэтому большинство из них вынесено за пределы персональной главы и отражено в прилагаемом к каждому тому списке альманахов, антологий и тематических сборников советской поэзии. В персональную же главу включаются в основном перепечатки, связанные с «повторным» рождением писателя (произведения) — под рубрикой «из малоизвестного», «из забытого» и т. п. Таким образом, в каждой персональной главе по возможности полно учитываются все тексты писателя, но не дается исчерпывающего перечня всех публикаций этих текстов.

Серьезные проблемы возникли и в связи с организацией раздела «Литература о жизни и творчестве». Важной типологической особенностью указателя по сравнению с подобными научно-вспомогательными пособиями (как, например, выпущенными ИРЛИ) является принципиально новый — широкий — подход к пониманию того, что следует считать «литературой о писателе».

Во многих персональных главах этот раздел заметно превосходит по количеству описаний тот, в котором отражаются произведения писателя (и такая тенденция тем отчетливее, чем значительней автор). Поэтому здесь первоочередной задачей стало определение оснований для отбора материалов, подлежащих включению в указатель. Помимо книг, статей, рецензий, специально посвященных писателю, учитываются также разделы, главы или отдельные страницы из работ общего характера. При этом отсеиваются простые упоминания, материалы, не содержащие сколько-нибудь существенной фактической или критической информации.

В указателе не отражаются учебники и учебные пособия, массово-популярная литература (календари, театральные программы, репертуарные сборники для художественной самодеятельности и т. п.). Главным же критерием отбора является оценка литературы по содержанию. Наиболее полно отражаются прижизненные отклики, а также отзывы видных политических и общественных деятелей и деятелей культуры. Поэтому, как и в случае с разделом, регистрирующим публикации текстов писателя, литература о его жизни и творчестве оказывается представленной полно и широко, но, конечно, не исчерпывающе.

Сведения, полученные из писем писателей или при работе с личными архивами,позволили уточнить биографические данные, атрибутировать сотни анонимных текстов, раскрыть не известные ранее псевдонимы. На основе просмотра и росписи огромного количества источников удалось существенно дополнить даже самые значительные библиографические пособия, установить не выявленные ранее первые публикации, устранить ошибки в научной литературе о писателях, в комментариях к собраниям сочинений.

Особо следует сказать об обилии труднодоступных и малоизвестных материалов,отраженных в персональных главах. Публикации в местной и многотиражной печати,листовки и плакаты, непростые поиски по «узким» темам (например, о первом турне футуристов по России в конце 1913—начале 1914 гг. — для главы «В. В. Каменский»; о выступлениях на литературных вечерах, концертах, митингах — для главы «Н. А. Клюев») — все втягивалось в сферу интересов библиографов.

Отметим также плодотворность разысканий в смежных областях — благодаря им разделы «Произведения писателя в искусстве» и «Образ писателя в искусстве» приобретают самостоятельное общекультурное значение. Что же касается раздела «Писатель в художественной литературе», то он воспринимается как своеобразная библиографическая антология (в персоналиях Блока, Есенина, Пастернака и др.).

Начиная с 18-го (пастернаковского) тома указателя, по возможности в полном объеме (насколько позволяют фонды крупнейших книгохранилищ России и некоторых частных собраний) стали учитываться зарубежные русскоязычные публикации произведений писателя и работ о его творчестве с начала 1920-х гг. Благодаря широте охвата материала, а также широте охвата имен ( не только бесспорные литературные авторитеты, но и писатели «второго плана»), биобиблиографические главы и тома указателя в своей совокупности дают достоверную картину истории новейшей отечественной литературы и служат достижению основной цели проекта — созданию национальной литературной ретроспективной научно-вспомогательной библиографии.

В настоящее время из печати вышли выпуски 1 и 2 части 2 т. 14 "Литература о жизни и творчестве Маяковского" (1909-1930 и 1931-1960 гг.), а также 26-й том указателя, включивший в себя четыре персональные главы: Н. С. Тихонов, М. В. Троицкий, В. М. Тушнова, И. П. Уткин. Готовится к печати 27-й том, содержащий персоналии Н. Н. Ушакова, А. И. Фатьянова, В. Д. Федорова, Я. А. Хелемского, В. В. Хлебникова. На очереди работа над персональным томом о М. И. Цветаевой. Проект носит продолжающийся характер, рассчитан на ряд лет и осуществляется группой литературной библиографии отдела библиографии и краеведения РНБ. Вышедшие в свет тома указателя имеются во многих крупных библиотеках России и мира.

Исследовательская группа приглашает к сотрудничеству.

Информация для контактов:
Почтовый адрес: Российская национальная библиотека
191069 Санкт-Петербург, Садовая ул., д.18.
Отдел библиографии и краеведения.
Телефон: (812) 718-94-09
Факс: (812) 310-61-48