Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»

Дата проведения
13–14 ноября 2018

Место проведения
Москва

Организаторы
Ассоциация школьных библиотекарей русского мира
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества
Московский педагогический государственный университет
Российский Комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

АГАПОВ А. «Продвижение чтения в молодежной и детской среде на примере Польши»
Агапова И. «Юмористические цитаты из литературных произведений на уроках иностранного языка как способ продвижения чтения среди молодежи»
Антипова А.М. «Проза второй половины ХХ в. как предмет исследовательской и проектной деятельности школьников»
Артемчук Н.Ю. «Изучение современных школьных повестей на уроках и внеурочных занятиях в 5-8 классах»
Архипова Е.В. «Книжка-картинка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Барсукова Н.А. «Областная программа развития детского и юношеского чтения «СимбирЧит – Симбирский читатель»
Борисенко Н.А. «Приобщение к чтению через уроки русского языка»
Вершинина Л.С. «Организация исследовательской деятельности на уроке литературы в 6 классе в аспекте расширения читательского кругозора учащихся (на основе межпредметных связей с историей)»
Воропаев А.Н. «Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: от разработки до реализации»
Галицких Е.О. «Учитель и общество: художественная правда и правда жизни»
Гвинджилия О.В. «Как понимать прочитанное. Психологические приемы работы с текстом в начальной школе»
Говенько Т.В. «Катаболизм книги как способ познания и продвижения авторского текста»
Гризик Т.И. «Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору и художественной литературе: проблемы и пути их преодоления (по страницам журнала «Дошкольное воспитание» (1928–2018)»
Деревянко К.С. «Читательская компетентность как инструмент социализации детей и подростков»
Дроздова О.Е. «Чтение учебника истории: взгляд словесника»
Жукова Т.Д. «Пять шагов к читающей школе: стратегия роста»
Иванова А.А. «Использование интернет - технологий как условие мотивации к чтению «цифрового поколения»
Калинина Э.С. «Новейшая русская и зарубежная литература в свободном чтении подростков»
Комарова Е.А. «Виртуальные литературные музеи как современное средство продвижения книги и чтения в детско-юношеской среде»
Коновалова Л.И. «Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (Учитель – Ученик – Библиотекарь)»
Косаревский В.Г. «Публичные библиотеки и образовательные учреждения: пути сотрудничества в продвижении детского и юношеского чтения»
Коштурская Е.И. «Организация самостоятельного чтения и использование информации в исследовательской и проектной деятельности учащихся (Из опыта работы)»
Кузьмин Е.И. «Приобщение к письменной культуре и освоение богатств языка как главные цели деятельности по продвижению чтения среди детей и юношества»
Кулибина Н.В. «Уроки чтения художественной литературы в цифровой среде: опыт создания и использования»
Куманяева А.Е. «Освещение проблем организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в журнале «Русский язык в школе»
Курамшина Л.Л. «Проблемы детского чтения и пути их решения»
Кутейникова Н.Е. «Мысль семейная» в подростковой и юношеской литературе XXI века как мотив сопряжения современности и классики»
Лазарев Ю.В. «Проблемы внеклассного чтения учащихся в педагогической журналистике 2-й половины XIX – начала XX века»
Литвинова А.Е. «Роль детских печатных СМИ в развитии творческих и читательских способностей школьников (на примере газеты «Пионерская правда»)»
Лияскина А.В. «Формирование профессиональных компетенций студентов в области литературного образования дошкольников»
Мамедова М.Н. «Нетрадиционные способы привлечения к книге дошкольников и детей младшего школьного возраста»
Михайлова М.В. «Новейшая скандинавская литература в чтении подростков»
Михайлова О.О. «Детская книга на экране планшета. Опыт эстетического анализа»
Нардид Ю.А. «Библиотечные интернет-проекты как инструмент развития интереса к чтению у молодежи»
Никитченков А.Ю. «Литературное развитие детей в процессе обучения грамоте»
Ногина Е.Б. «Всероссийский школьный электронный каталог»
Павленко Н.А. «Формирование интереса детей к чтению и книге в период обучения грамоте»
Рожкова М.В. «Образовательные сервисы и социальные интернет-проекты как формы продвижения детского чтения»
Свирина М.Н. «Структура, методы и формы интегрированных уроков музыки и литературного чтения»
Семенова Е.В. «Методы работы библиографов по продвижению книги и чтения: из опыта работы библиотеки Института филологии МПГУ»
Скворцов К.В. «Проведение входного контроля по русскому языку среди студентов- первокурсников технических специальностей ВУЗа»
Сметанникова Н.Н. «Читабельность текста и компетенции чтения школьников (по результатам исследования «Программный комплекс «Аналитик чтения»»)»
Смирнова М.В. «Чтение вслух как способ развития эмоционального интеллекта: от чтения к социальному проектированию»
Спиридонова О.Э. «Л.Н. Толстой в кругу чтения современных школьников»
Токаева Н.В. «Использование стратегий смыслового чтения в практике образовательных организаций»
Чекина Н.В. «Формы занятий поповышению читательской культуры студентов педагогического вуза: из опыта работы библиотеки МПГУ»
Шамчикова В.М. «Пути приобщения школьников к чтению»
Шмакова Е.Ю. «Как увлечь чтением? Вовлечение школьника в интеллектуальное прочтение литературы»

О мероприятии

3–14 ноября 2018 года в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы», организаторами которой выступили Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Московский педагогический государственный университет, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциация школьных библиотекарей русского мира.

Конференция продолжила многолетнюю традицию ежегодных конференций Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, проводившихся с 2007 года под названием «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы», но в её фокусе на этот раз были сугубо проблемы детского и юношеского чтения, что, конечно же, обусловлено разработкой «Программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». В 2017 году распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция этой программы, представляющая собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, а также базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования и реализации Программы.

Показать еще...

По своему значению и формату конференция стала главной конференцией по чтению в России в нынешнем году, на которой, как и в предыдущие годы, политиками, управленцами, учеными-теоретиками и практиками из разных регионов России — представителями всех институтов поддержки чтения (образовательных учреждений, библиотек, издательств, книготорговых организаций и СМИ) из разных регионов России — были подведены итоги сделанного за год, обсуждены и наиболее общие и специфические проблемы в сфере чтения, намечены планы на будущее, заложены основы для формирования новых партнерств и ярких совместных межведомственных и междисциплинарных проектов в этой области.

Конференцию открыли и в роли модераторов пленарных заседаний выступили, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин и проректор Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой русской литературы XX–XXI веков Людмила Александровна Трубина.

С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Викторович Григорьев и ректор Московского педагогического государственного университета, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Владимирович Лубков. Было также оглашено приветствие президента Российского книжного союза Сергея Вадимовича Степашина.

В их выступлениях и практически во всех прозвучавших докладах подчеркивалось, что чтение является незаменимым в том, что касается сохранения национальной идентичности и языка, развития образования, культуры, науки, экономики, политики внутренней и внешней. Это тот главный фундамент, на котором выстраивается интеллект и духовность нации, её способность адекватно и своевременно реагировать на вызовы времени.

После принятия Национальной программы поддержки и развития чтения в 2006 году в этой сфере чтения сделано немало — создана методологическая база для всех институтов поддержки чтения, мероприятия по проблемам чтения проходят по всей стране - конференции, семинары, конкурсы, в том числе конкурс «Живая классика», который стал популярен не только в России, но и во всем мире, книжные выставки-ярмарки, празднование литературных дат, учреждено много литературных премий, литературное оформление на транспорте, книжный фестиваль на Красной площади. Проблемы чтения теперь стали видны обществу, они обсуждаются и в Госдуме, и в Совете Федерации, и на заседаниях Правительства. В стране действует Организационный комитет поддержки литературы и чтения при Правительстве России. Разработана и утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения. Все это, безусловно, усиливает внимание к чтению, книге, литературе. Об этом невозможно было помыслить ещё 10 лет назад.

Общая главная задача, которая сегодня стоит перед органами власти, учреждениями культуры, науки, образования, институтами гражданского общества и частным сектором, заключается в том, чтобы вырастить такое новое поколение читателей, которое сможет на высоком интеллектуальном уровне обустроить Россию. Чтобы решить такую задачу, нужно в первую очередь подготовить таких школьных педагогов, причем педагогов по всем дисциплинам, которые будут не только понимать ценность и важность чтения, но и владеть технологиями и методами продвижения чтения и которые в школе, во взаимодействии с родителями создавать и развивать атмосферу чтения. А помогать им в этом будут и библиотеки, и издательства, и книготорговые организации, и писатели с журналистами.

В ходе конференции работали три секции:

«Читающий учитель — читающие дети (методики и технологии продвижения чтения среди детей)», модераторами на которой выступили профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ Елена Ленвладовна Ерохина и доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУАлексей Юрьевич Никитченков)

«Институты продвижения детского и юношеского чтения» (модератор — доцент кафедры теории и методики дошкольного образования МПГУ Анна Владимировна Лияскина)

«Круг чтения» (модератор — доцент кафедры русской литературы XX–XXI вв. МПГУ Ольга Олеговна Михайлова)

В рамках конференции также были проведены два мастер-класса на темы «Проблемы и трудности взросления в изображении современной литературы для юношества» (доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков МПГУ Наталья Юрьевна Богатырева) и «Современные книжные форматы: за и против» (профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ Юлия Владимировна Щербинина).

Конференция стала, по сути, первым крупным всероссийским форумом по проблемам чтения, которая прошла не в библиотеке и не в статусном Президент-отеле, а в одном из крупнейших университетов страны — МПГУ, который является головным для всех вузов России, готовящих педагогов, и, соответственно, оказывает едва ли не самое большое влияние на школьное образование и воспитание детей и подростков.

Участники конференции выражали надежду на то, что теперь и другие вузы, прежде всего — педагогические вузы в регионах России, подхватят почин МПГУ и также будут готовить и проводить аналогичные мероприятия.

Итоги работы конференции подвели Евгений Иванович Кузьмин, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и Людмила Александровна Трубина, проректор Московского педагогического государственного университета.

Во время конференции работала выставка информационно-аналитических изданий по проблемам поддержки и развития чтения, продвижения русского языка, выпущенных в свет Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Программа

Источник сведений

Московский педагогический государственный университет принял Всероссийскую конференцию «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»/Новости РБА// режим доступа: http://www.rba.ru/news/news_1717.html

 

Вернуться к результатам поиска