Зональное совещание-семинар директоров республиканских (АССР), краевых, областных научных, юношеских и детских библиотек Российской Федерации «О дальнейшем усилении роли библиотек в атеистическом воспитании населения в свете решений XXVII съезда КПСС»

Дата проведения
Декабрь 1987

Место проведения
Челябинск

Организаторы
Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина
Государственная публичная историческая библиотека РСФСР
Государственная республиканская детская библиотека РСФСР
Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР им 50-летия ВЛКСМ
Министерство культуры РСФСР

Тип
Совещание

О мероприятии

В декабре 1987 года в Челябинске состоялось зональное совещание-семинар директоров республиканских (АССР), краевых, областных научных, юношеских и детских библиотек Российской Федерации на тему «О дальнейшем усилении роли библиотек в атеистическом воспитании населения в свете решений XXVII съезда КПСС». В течение прошлого года зональные совещания прошли также в Калинине и Белгороде.

В подготовке этих трех семинаров приняли участие Министерство культуры РСФСР и областные управления культуры, Центральный и областные дома научного атеизма. Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Государственная публичная историческая библиотека РСФСР, госу­дарственные республиканские юношеская и детская библиотеки РСФСР, а также областные библиотеки Белгорода, Калинина, Челябинска. В ходе совещаний заслушано и обсуждено более сорока докладов и сообщений, приняты реко­мендации.

Сфера обсуждаемых вопросов была очень широка — это совершенствование атеистического воспитания населения (Челябинская ОБ), особенности атеистиче­ской работы с детьми (ГРЮБ РСФСР, Новосибирская, Сахалинская, Хакас­ская ОДБ), с юношеством (Красноярская ОЮБ), роль библиотек в патрио­тическом и интернациональном воспитании (Алтайская краевая юношеская биб­лиотека), организации досуга населения (Иркутская ЦБС) и другие. Совещание показало, как библиотеки кооперируют свои усилия с клубами, музеями, школами, домами научного атеизма, партийными и комсомольскими организациями. Несомненное достижение практиков — это расширяющееся применение активных, диалоговых форм работы. Однако не все библиотекари владеют методикой индивидуальной работы с читателем.

Показать еще...

Пристальный анализ практики выявил, что возможности библиотек в этом направ­лении используются далеко не полностью. Сегодня эффективность атеистиче­ской работы зависит не только от совершенствования уже освоенных форм и методов пропаганды, но и от формирования нового социального облика массо­вой библиотеки — культурного центра, способствующего утверждению социа­листического образа жизни.

 В одном из центральных отрасле­вых журналов была опубликована статья «Антирелигиозная про­паганда и библиотека». Влияние ре­лигиозности на население рассматри­вается в ней в плане мировоззрен­ческих основ и набора отживших традиций и обычаев. Формулируются основные направления атеистической работы библиотек. Все в этой статье верно, актуально и достаточно изве­стно. Интересным является лишь то, что опубликована она была... в 1928 го­ду в журнале «Красный библиоте­карь».

Складывается впечатление, что уже 60 лет назад библиотекари получили верные направления, конкретные ме­тодики, и вся дальнейшая история характеризовалась утверждением атеиз­ма. Так ли это? Религиоведы утверж­дают, что в стране продолжается воспроизводство религии, а социологи приводят примерную цифру — двадцать процентов верующих в СССР. В послед­ние годы количество сторонников тра­диционных вероисповеданий остается почти таким же. однако увеличивается число последователей вневероисповедных культов и мистики. В журнале «Социологические исследования» от­мечается, что в настоящее время заметно некоторое оживление симпатии к религии, которое основано на пред­ставлениях о ней как хранительнице культурных традиций и духовности.

Есть ли вина библиотекарей в соз­давшейся ситуации? Если учесть, что атеистические убеждения складывают­ся не только стихийно в процессе всей жизнедеятельности личности, но и планомерно под воздействием раз­личных социальных институтов, в том числе и культпросветучреждений,— то, видимо, доля ответственности падает и на библиотеки. И это несмотря на то, что уже в течение многих лет вопросы атеистической работы нахо­дятся в сфере внимания как библио­текарей, так и методистов. Только го­сударственные библиотеки союзных республик в 60-е годы выпустили около 50 методических разработок, в 70-е — около 20, в 80-е — также около 20 специальных изданий. Областные биб­лиотеки Российской Федерации не остаются в стороне и ежегодно вы­пускают одно-два пособия по теме. В год по стране выходит более 100 различ­ных изданий в помощь научно-атеисти­ческой работе библиотек. Видимо, это направление работы необходимо отнести к разряду наиболее методически обеспе­ченных.

С другой стороны, хорошо известно, что всякий социальный институт только тогда жизнеспособен и успешно выпол­няет свои социальные функции, когда гибко реагирует на происходящие общественные изменения. Не секрет, что и религия, как утверждают сами бого­словы, постоянно «перестраивается». Достаточно ли и успешно перестраи­вает библиотека свою атеистическую работу?

Рассмотрим меняющиеся социаль­ные функции религии века НТР и основ­ные направления работы библиотек.

Вначале острие атеистической работы было направлено против мировоззрен­ческой функции религии. Утвержда­лось, что только благодаря науке возможно преодоление религиозности. Так журнал «Библиотекарь» в 1958 го­ду (№ 8, с. 40) писал о «полной несостоятельности религии в век рас­щепления атома и покорения космоса». Основным и практически единственным направлением атеистической работы признавалась научно-атеистическая про­паганда. А в стенах библиотеки — это пропаганда естественно-научной ли­тературы, книг в помощь формирова­нию материалистического мировоззре­ния.

К сожалению, именно покорение космоса и последующие естественно­научные открытия показали ограничен­ность подобной точки зрения. Оказа­лось, что с одной стороны, богосло­вы прекрасно истолковывают научные открытия в религиозном духе, а с дру­гой — мировоззренческие основы рели­гии все меньше волнуют верующих. Так, по данным социологических иссле­дований, большая часть верующих не считает, что наука и религия несовме­стимы. С утратой своего мировоззрен­ческого значения религия приобретает другие функции: она помогает личности компенсировать чувство психологическо­го дискомфорта, ущербности своего существования, неспособности выразить себя в окружающей реальности. Се­годня, когда очевидны и некоторые отрицательные последствия научно-тех­нической революции — формализация человеческих отношений, стандартиза­ция жизни, все большее проникно­вение рационализма, новая функция делает религию привлекательной, ибо в сознании верующих религия связы­вается с духовностью, гуманизмом. Именно благодаря этому среди при­верженцев веры несколько увеличилось количество   молодежи, интеллигенции.

Основной же упор в атеистической работе в течение долгого времени делается на рационализм, (на котором, кстати, все более паразитирует ре­лигия). Сначала это — разоблачение, затем просвещение, далее — научно-атеистическая пропаганда. Такое пони мание становится все более ограни­ченным.

Видоизменились социальные функции и массовых библиотек. В соответ­ствии с Положением о библиотечном деле в СССР общими функциями для всех библиотек являются идеологиче­ские, культурно-просветительные и науч­но-информационные. Именно в этом направлении развивалась и атеистиче­ская работа библиотек.

Первоначально рекомендации по ра­боте с читателем ограничивались при­мерно следующими: «...останавливаем их внимание главным образом на проти­воречивости различных религиозных учений, на несовместимости их с науч­ным мировоззрением, что же касается молодежи, то стремимся шире показать ей нелепость и вред религиозных пред­рассудков» («Библиотекарь», 1958, № 12, с. 31).

Многие годы подобный разоблачи­тельный подход был основным. В даль­нейшем он сменяется объясняющим, просветительным. Главным звеном в данном направлении становится научно-атеистическая пропаганда, понимаемая как формирование научно-атеистиче­ского мировоззрения читателей. В ре­комендациях выделяются следующие аспекты: формирование материалисти­ческого мировоззрения с помощью естественнонаучных книг, пропаганда литературы нравственно-атеистической тематики, пропаганда художественной литературы, посвященной борьбе с ре­лигией и церковью. На вооружении библиотекарей все более прочно ут­верждается дифференцированный под­ход. Вопросам атеистической пропаган­ды посвящается большая часть мето­дических разработок 80-х годов. Вот некоторые из них: «Пропаганда есте­ственнонаучной и атеистической литера­туры» (Костромская ОБ), «Книга и атеистическая пропаганда» (Курская ОБ), «Против суеверий и предрассуд­ков» (Орловская ОБ).

Несколько приоритетное развитие ин­формационной работы массовых библио­тек, начавшееся в 70-х годах и обуслов­ленное потребностью включения их в помощь научно-техническому про­грессу, сыграло свою положительную роль. Более современные, научные формы пропаганды книги сделали дей­ственной и научно-атеистическую про­паганду. Однако сейчас становится все более очевидным, что этим воз­можности атеистической работы биб­лиотек не исчерпываются.

Недостатки в атеистической работе становятся более явными, если прове­сти аналогию с антиалкогольной про­пагандой. Более простые способы борьбы с употреблением алкоголя — это запре­щение и разъяснение вреда. Но чем бы­стрее они становятся неэффективными, тем очевиднее, что главное — это не запрещать и разъяснять, а найти противовес вредному увлечению.

Традиционно чтение относится к тем видам культурной деятельности, которые наиболее способствуют духовному раз­витию человека. Однако, как свидетель­ствуют социологи, и тут обозначились тревожные тенденции: чтение все более становится деловым, информативным, а порой и просто престижным. Видимо, одной пропаганды книги тут недоста­точно,   нужен   комплекс мероприятий.

И все же именно чтение,— не только наиболее эффективное, но и полноцен­ное, разностороннее средство духовного развития личности. Недаром еще в 20-е годы В. Невский говорил, что чте­ние способно дать не только знания, но и ценности, эмоции, переживания, страсти, общение — все то, что является составляющими полноценной духовной жизни.

Практически это означает новый, все более утверждающийся подход к атеистической работе. В основе его лежит научно-атеистическое воспитание. Понятие воспитание значительно шире, чем пропаганда. Если пропаганда вклю­чает в себя идейное и информацион­ное воздействие на формирование миро­воззрения, то воспитание предусматри­вает все формы практического воз­действия на личность.

Возможность такого подхода пре­допределяется новой концепцией раз­вития массовой библиотеки, которая частично складывается в теории, боль­шей частью формируется на практике. Это библиотека, понимаемая как наи­более массовый и доступный культур­ный центр. Совмещая в себе функции идеологического, культурно-просвети­тельного и научно-информационного учреждения, библиотека становится од­новременно и досуговым центром. В ос­нове его должна лежать возможность заинтересованного неформального об­щения — как межчитательского, так и читателей с библиотекарем. Это новые активные формы работы с читателем — объединения по интересам, диалоги. Это воспитание культуры чтения — не только как потребления информа­ции, а как мощного стимулятора духовной деятельности. Это формиро­вание своеобразного, в каждой библио­теке своего, ритуала, ибо только в таких условиях чтение, совместная дея­тельность и общение могут стать средством полноценного развития лич­ности.

В таких условиях атеистическое воспитание становится органичной частью воспитания коммунистического мировоззрения, формирования социали­стического образа жизни, и именно на этом пути лежат дальнейшее преодо­ление религиозности, воспитание лич­ности, не подверженной религиозным влияниям.

Массовые библиотеки достигли опре­деленных успехов в атеистической ра­боте. Однако новое время требует и новых подходов. Успех их атеисти­ческой работы зависит от перестройки всех направлений деятельности биб­лиотеки.


Источник сведений

Библиотекарь.- Май.- 1988.- №5.- С.18,19

 

Вернуться к результатам поиска