Совещание директоров детских и детско-юношеских библиотек России «Организация библиотечного обслуживания детей»

Тема
«Организация библиотечного обслуживания детей»

Дата проведения
3-6 октября 2000

Место проведения
Москва

Организаторы
Российская государственная детская библиотека

Тип
Совещание

Докладчики (показать/скрыть)

Андронова А.И. «О принятом Оренбургской областной детской библиотекой кодексе этики»
Ильина В.В. «Об инициативе министерства по созданию национальной программы чтения»
Куликова Л.В. «Стратегическое развитие внутренней организации библиотек за последние 10 лет»

О мероприятии

Совещания директоров детских и детско-юношеских библиотек России, ставшие за последнее время ежегодными, Министерство культуры РФ и РГДБ рассматривают не только как очередное мероприятие в системе повышения квалификации, но, прежде всего, как большой экспертный совет специалистов, позволяющий выработать стратегию и тактику развития основных направлений деятельности библиотек.

Целью совещания «Организация библиотечного обслуживания детей » (3—6 октября 2000 г.) было выявление экспертных оценок современного состояния библиотечного обслуживания детей и выработка рекомендаций по его улучшению, обмен опытом по организации и управлению данным процессом, обсуждение проблем библиотечно-информационного обслуживания детей в библиотеках всех видов.

В нем приняли участие 180 человек, в том числе 90 человек из 54 регионов России, сотрудники РНБ, РГБ, библиотекари публичных и школьных библиотек Москвы и Подмосковья.

Показать еще...

Большой интерес вызвали выступления начальника Отдела библиотек Министерства культуры РФ Е.И. Кузьмина, заместителя начальника Отдела Т.Л. Маниловой, сотрудника Российского фонда правовых реформ В.Л. Спасской, заместителя начальника Департамента по культуре и искусству Ярославской области С.Н. Сорокоумова, ведущего научного сотрудника Российской Академии образования, действительного члена Российской Академии Интернет Е.Н. Ястребцевой.

В первый день совещания в дискуссии по экономическим, правовым и организационным проблемам обслуживания обсуждались следующие вопросы: что такое отделы обслуживания центральной детской библиотеки региона; какими должны быть количественные и качественные показатели библиотечного обслуживания; какова сейчас структура центральной детской библиотеки региона и какой должна быть; как решается проблема специализации детских библиотек; каковы стандарты библиотечного обслуживания. В дискуссии приняли участие директора библиотек, статус которых представляет в настоящее время интереснейший прецедент, — Тюменской областной научной детской библиотеки (B.C. Южакова) и национальной детской библиотеки Республики Коми (В.Н. Головина).

Своим мнением и накопленным опытом работы поделились также руководители некоторых других детских библиотек регионов: Д.И. Горобец (Пермь): Т.Т. Фомина (Иркутск); ТА. Рогожина (Нижний Тагил); Н.С. Волкова (Псков).

Л.В. Куликова, ст. научный сотрудник РНБ в своем выступлении напомнила, что лет десять назад директор нашей библиотеки Л.М. Жаркова предлагала закрепить научно-методические функции за всеми отделами. В те годы это была новая ситуация, необычная, встречавшая сопротивление, недоверие, даже осуждение. При этом библиотека не отказалась ни от одного из своих структурных подразделений. Только сейчас, отметила Л.В. Куликова, по прошествии лет это можно по-настоящему оценить, поскольку тогда была определена некая стратегия, перспективный путь для развития библиотек такого ранга. Сюда можно отнести и республиканские, и краевые, и областные библиотеки, потому что каждая из них на своих территориях посвоему уникальна. «Сегодня, чтобы выйти на новый уровень оценки нас в обществе, в государстве, мы должны подойти по-новому к себе, заняться самоанализом, показать, кто мы и какие, какими должны быть параметры нашей деятельности, чтобы они отвечали современным требованиям», — подчеркнула докладчик.

Психологические и социологические особенности детства как основа организации библиотечного обслуживания — тема «круглого стола», проходившего во второй день совещания. На обсуждение были вынесены вопросы: психологические и читательские особенности детей разных возрастов и их учет в организации обслуживания; проблемы и тенденции детского чтения в условиях новых информационных технологий; меди-атеки в детских библиотеках; дети, библиотеки и Интернет; этика общения в детской библиотеке; проблемы повышения квалификации (каким должен быть библиотекарь, работающий с детьми: психологические, профессиональные аспекты). Ведущие «круглого стола» — О.Л. Кабачек, зав. отделом изучения проблем детского чтения РГДБ, В. П. Чудинова, главный библиотекарь этого же отдела, канд. пед. наук, и Л.И. Алиферова, возглавляющая одну из наиболее «продвинутых», как нынче принято говорить, библиотек — Саратовскую ОБДЮ. Там электронные продукты создают вместе с детьми для того, чтобы им было в библиотеке комфортно, чтобы они имели возможность выбирать книги для своего чтения с помощью компьютерной техники. Специалистами библиотеки подготовлен электронный каталог, в который включе­но более 600 популярных изданий с великолепными иллюстрациями. Оценивали книги дети. Этот проект был поддержан не только Фондом Сороса, но и Министерством культуры РФ. В ближайшее время, по словам Л. И. Алиферовой, будет решен вопрос о получении денег для тиражирования этого электронного каталога, и тогда любая библиотека Российской Федерации будет иметь возможность приобрести его для своих читателей-детей. Своим видением обсуждаемых вопросов и, что особенно важно, механизма их решения в конкретных регионах поделились также М.С. Куракина (Санкт-Петербург), А.П. Капишникова (Нижний Новгород), Т.Н. Окружная (Рязань), опытом работы со школьниками — заведующая библиотекой средней школы № 1964 Москвы Т.В. Воронина. О принятом Оренбургской областной детской библиотекой кодексе этики рассказала ее директор А.И. Андронова. Ведущий специалист Министерства культуры РФ В.В. Ильина сообщила присутствующим об инициативе министерства по созданию национальной программы чтения. «При этом мы снова сталкиваемся с таким положением, — сказала она, — когда осознаем, что проблема есть, но механизмы ее реализации не проработаны. Очень рассчитываем на то, что РГДБ создаст концепцию детского чтения для этой программы.

«Библиотечное обслуживание детей в публичных и школьных библиотеках: проблемы, координация, перспективы» — по данной теме своими соображениями и опытом работы поделились представители ЦБС регионов и Москвы, библиотекари школ Северо-Восточного и Северо-Западного округов столицы.

Третий день совещания был посвящен рассмотрению проблем развития личности в условиях детской библиотеки (работа специализированных подразделений), информационно-библиографического обеспечения учебно­го процесса, деятельности Ассоциации детских библиотекарей России.

Сегодня в стране существует уникальная система детских библиотек, состоящая из 4,5 тыс. библиотек, практически во всех регионах России. Их работа обращена непосредственно к личности ребенка. В 1999 году в детских библиотеках России было зарегистрировано около 10 млн читателей в воз­расте от 2,5 до 14 лет, которые посетили их более 100 млн раз. Эти библиотеки являются колоссальным резервом общества в области обеспечения права ребенка на информацию и, несмотря на тяжелейшие социальные проблемы, все еще обладают богатейшими книжными фондами по всем областям знаний, художественной литературой (совокупный фонд детских библиотек России составил около 130 млн единиц хранения); библиотечными кадрами, которые умеют квалифицированно работать с детьми, собирать и отбирать для ребенка лучшую информацию, классифицировать ее и делать доступной; комфортной средой для формирования и удовлетворения информационных и общекультурных потребностей детей и подростков, а также потребностей в общении и содержательном досуге.

Однако сегодня система детских библиотек переживает кризис: их закрывают и объединяют со взрослыми библиотеками; им не выделяются средства на приобретение новых книг, периодики, аудио- и видеоматериалов, компьютеров и компьютерных программ, подключение и использование Интернета; их сотрудникам платят мизерные зарплаты. Многие институты культуры перестали готовить специалистов для работы в детских и школьных библиотеках, что привело к отсутствию молодых кадров в библиотеках, работающих с детьми. Участники совещания отметили, что если ситуация не изменится, то Россия может потерять свое уникальное национальное достояние — детские и юношеские библиотеки.

В итоговом документе предложены пути выхода из сложившейся ситуации. Предполагается работа по нескольким основным направлениям: разработка и реализация национальной программы «Чтение» с подпрограммой «Комплектованиебиблиотек для детей и молодежи»; создание инфраструктуры библиотеки для использования новых информационных технологий (прежде всего, техническое перевооружение, подключение к Интернету, оплата графика, обучение персонала и пр.) в целях обеспечения права детей и молодежи на информацию в помощь получению общего, правового, специального образования, развитию растущей личности, ее общей культуры; участие детских и юношеских библиотек в создании информационных ресурсов для школьников и студентов, а также обеспечение доступа к ним через организацию классов открытого доступа к Интернету, центров информационной поддержки образования, общедоступных Центров правовой информации в этих библиотеках; необходимость повышения заработной платы работникам детских и юношеских библиотек с учетом выполнения ими педагогических и психологических функций.

Безусловно, каждое из направлений нуждается в значительном вложении финансовых средств. Без действенной поддержки и помощи государства, региональных властей и бизнеса невозможно обеспечить достойное существование детских и юношеских библиотек, а значит истинное право подрастающего поколения на информацию.

В заключительный день совещания его участники посетили библиотеку им. И.О. Тургенева, познакомились с разнообразной, очень насыщенной творческой работой ее коллектива, активно использующего новые технологии в своей повседневной деятельности.

Зам. директора РГДБ Е.И. Голубева призвала собравшихся принять участие в научно-практической конференции «Что будут читать дети в XXI веке» (Санкт-Петербург, 27 июня — 1 июля 2001 г.).


Источник сведений

Библиотековедение.-№ 5.- 2000.- С.131-133

 

Вернуться к результатам поиска