Ежегодное совещание директоров детских библиотек России

Дата проведения
7-11 апреля 2003

Место проведения
Москва

Организаторы
Российская государственная детская библиотека

Тип
Совещание

Докладчики (показать/скрыть)

Воробьева Л.А. «Об опыте работы по связям с общественностью, созданием положительного имиджа библиотеки у властных структур»
Жукова Т.Д. «Проблемы взаимоотношения школьных библиотек и власти»
Лиханов А.А. «О деятельности Российского детского фонда в помощь библиотекам»
Матлина С.Г. «О вопросах социального партнерства»
Михнова И.Б. «Опыт работы публичной библиотеки с местными муниципальными властями»
Никонорова Е.В. «Развитие общественных связей в библиотечной политике»
Панова Р.З. «О зарубежной практике по вопросам социального партнерства»
Сметанникова Н.Н. «Развитие партнерства ассоциаций чтения и библиотек»
Усачев М.Н. «О модернизации библиотек и реформировании библиотечного дела»
Чудинова В.П. «Об опыте работы Американской библиотечной ассоциации»

О мероприятии

С 7 по 11 апреля 2003 г. в Москве в Российской государ­ственной детской библиотеке (РГДБ) проходило традиционное ежегодное совещание директоров детских библиотек России, по­священное связям детских би­блиотек с общественностью.

В работе совещания уча­ствовали директора и главные специалисты республиканских, краевых, областных детских библиотек, централизованных библиотечных систем детских библиотек — всего 70 человек из 65 регионов России, 30 специа­листов из библиотек Москвы и Московской области, специали­сты Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, писатели, художники, журнали­сты, дети — читатели РГДБ, их родители, педагоги, студенты.

Совещание открыла дирек­тор РГДБ Л.М. Жаркова. Первый день его работы был посвящен во­просам теории и практики работы с общественностью. Директор по научной и издательской деятель­ности Российской государствен­ной библиотеки (РГБ), доктор философских наук, профессор Е.В. Никонорова выступила с докладом «Развитие обществен­ных связей в библиотечной по­литике». Она подчеркнула, что связи с общественностью — не разовая акция, а одно из при­оритетных направлений библиотечно-информационной поли­тики и одновременно средство освоения новых социальных технологий. Библиотечная работа с общественностью, под­черкнула Е.В. Никонорова, не равнозначна прежним коорди­национным связям. Речь идет о социальном партнерстве, цель которого — формирование едино­го культурно-информационного пространства, решение перво­очередных задач, важных для населения.

Вопросам социального пар­тнерства в контексте рассматри­ваемой проблемы был посвящен и доклад старшего научного со­трудника РГБ С.Г. Матлиной.

С зарубежной практикой в этой области ознакомила участников совещания главный библиоте­карь Российской государствен­ной юношеской библиотеки Р.З. Панова.

Неординарно прошел «кру­глый стол» на тему: «Библио­тека глазами пользователя»,в котором участвовали читатели детских библиотек: дети, под­ростки, студенты, родители как руководители детского чтения, а также писатели и журналисты. Участникам «круглого стола» было предложено три вопроса: « Какими библиотеками вы поль­зуетесь?», «Что вам не нравится в современной библиотеке?», «Какой вы видите библиотеку будущего? ».Все выступающие указали на важную роль детской библио­теки в становлении личности ре­бенка, в его интеллектуальном и духовном развитии.Старшие школьники, сту­денты говорили, что невозможно попасть в ряд крупных библио­тек, таких как РГБ, ГПИБ Рос­сии (Государственная публичная историческая библиотека). В связи с этим предлагалось объеди­нить фонды всех библиотек, т. е. юные читатели пришли к идее создания Сводного электронного каталога. В библиотеке будущего, по мнению многих, должно быть больше книг, хороших и разных, что в то же время не исключает возможности получения инфор­мации посредством Интернета.

Родители юных читателей, писатель и художник Г.Н. Юдин, ответственный секретарь журнала «Веселый грамотей» Н.Ф. Шляхтина говорили о необходимости сохранения и развития детской библиотеки как важнейшего со­циального института детства.В центре внимания во вто­рой день совещания была про­блема «Библиотеки и власть. Библиотеки и общество. Соци­альное партнерство».

Замести­тель начальника Отдела библи­отек  Министерства культуры РФ М.Н.Усачев подчеркнул, что модернизация библиотек и реформирование библиотечного дела подчинены важнейшей задаче — вхождению России в информационное общество. Среди основных направлений государственной библиотечной политики он выделил: сетевое взаимодействие библиотек; соз­дание региональных библиотеч­ных корпораций; организацию Центров правовой информации на базе общедоступных библи­отек; реализацию программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; повышение квалифика­ции кадров отрасли; информа­тизацию библиотек; проблемы лингвистического обеспечения поиска информации детьми и подростками; интеграцию ин­формационных ресурсов для детей и юношества.

Проблемам взаимоотно­шений школьных библиотек и власти был посвящен доклад начальника Отдела библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства об­разования РФ Т.Д. Жуковой, которая уделила особое внимание социальной профессиональной защите школьных библиотек и школьных библиотекарей; Все­российскому конкурсу библиотек общеобразовательных учреж­дений «БиблиОбраз», объяв­ленному 1 ноября 2002 г. Ми­нистерством образования РФ и Центром русского языка. Кон­курс курирует Л.А. Путина. Т.Д. Жукова подняла вопрос о давно назревшей необходимости создания Ассоциации школьных библиотек России. Опытом работы с местны­ми муниципальными властя­ми поделилась директор ЦБС «Киевская»   города Москвы  И.Б. Михнова. О деятельности Российского Детского фонда в помощь библиотекам расска­зал его председатель писатель А.А. Лиханов, отметивший, что детские библиотеки — это последняя национальная барри­када, так как все, что когда-то относилось к субкультуре дет­ства — детские театры, кино, книгоиздание — превращается в бизнес. А. А. Лиханов, под патронатом которого находится Белгородская областная детская библиотека, рассказал о Про­грамме «Детская библиотека». Детский фонд, являясь участни­ком Программы, способствует по­полнению и обновлению фондов детских библиотек России. Президент Московского отделения Международной ассо­циации чтения, вице-президент межрегиональной «Русской ассо­циации чтения» Н.Н. Сметанникова сделала сообщение на тему: «Развитие партнерства ассоци­аций чтения и библиотек». Она ознакомила участников сове­щания с организацией работы Международной ассоциации чтения и ее Московского от­деления, подробно рассказала об информационно-аналитиче­ской, проектной и издательской деятельности Ассоциации, ее участии в проведении междуна­родных конференций по пробле­мам чтения. Ассоциация чтения создана для того, чтобы обобщить накопленный опыт по изучению чтения в России, чтобы вместе разрабатывать общероссийские программы в этой сфере.

Заведующая отделом со­циологических исследований РГДБ В.П. Чудинова ознакоми­ла собравшихся с опытом рабо­ты Американской библиотечной ассоциации (А1А). Она отметила, что библиотечное дело в США во многом обязано своим детским библиотекарям, так как здесь сильны традиции работы публич­ных библиотек с детьми и семья­ми. В.П. Чудинова рассказала о структуре книги, которую она вместе с Р.З. Пановой готовит к печати. Книга посвящена библи­отечному обслуживанию детей и юношества в Америке (по мате­риалам переводных изданий) и выйдет в свет в издательстве РГБ «Пашков дом». Директор Свердловской об­ластной библиотеки для детей и юношества Л.А. Воробьева поде­лилась опытом работы по связям с общественностью, созданием положительного имиджа библио­теки у властных структур и всего населения региона, выразив на­дежду на встречу в Екатеринбур­ге в 2004 г. на научно-практиче­ской конференции, посвященной проблеме модернизации детских библиотек. В ходе третьего дня сове­щания обсуждались проблемы взаимодействия библиотек и средств массовой информации. Директора детских библиотек, журналисты участвовали в за­седании «круглого стола» на тему: «Библиотека и СМИ», на котором рассматривались во­просы: «Какова политика СМИ в освещении материалов о куль­туре и библиотеках?» и «Почему в центральных СМИ так мало материалов о библиотеках?».

В заседании приняли участие: В.Ю. Александров, редактор-кон­сультант Студии познавательных и общеобразовательных про­грамм телеканала «Культура»; А.В. Андриченко, корреспондент Фонда «Независимое радиове­щание»; О.К. Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе»; А.П. Канищев, член Со­юза писателей, главный редактор газеты «Фантаст»; Л.Е. Коршунов-а, заместитель главного редактора журнала «Школьнаябиблиотека»; А.З. Литвинцева, генеральный директор «Линка-пресс» (журнал «Игра и дети»); Е.М. Маханько, ответственный редактор «Библио­течной газеты»; К. А. Молдавская, обозреватель газеты «Книжное обозрение»; В.С. Поляков, глав­ный редактор журнала «Детская энциклопедия» Издательского Дома «Аргументы и факты»;

Л.В. Прунцова, главный редак­тор детских изданий «АиФ»; Д.А. Рогожкин, главный редактор журнала «Простоквашино». Открывая заседание «кру­глого стола», заведующая науч­но-методическим отделом РГДБ Н.В. Бубекина констатировала, что в средствах массовой инфор­мации сегодня мало позитивных материалов о работе детских библиотек, широко бытуют три мифа о том, будто дети не чита­ют, библиотеки не нужны, они пусты, а библиотекарь — это «бабушка в стоптанных тапоч­ках, стоящая у книжных стелла­жей». Н.В. Бубекина обратилась к журналистам с вопросом о том, как они себе представляют пути сотрудничества СМИ и детских библиотек. В.С. Поляков, ознакомив присутствовавших с работой Детской редакции Издательского Дома «Аргументы и факты», при­знался, что до сегодняшнего дня особенно не задумывался, почему общение СМИ с детскими библи­отеками так ограничено, ведь люди, работающие в них, заслу­живают всяческого уважения. Он призвал представителей детских библиотек самим активнее про­являть инициативу, выходить с интересными предложениями. Говоря о формах сотрудниче­ства, В.С. Поляков подчеркнул, что Детская редакция готова при­нимать различные материалы с мест, но с одним условием — они должны быть интересными.

Заместитель директора РГДБЕ.В. Куликова предложила работникам детских библиотек направлять в редакцию журнала «Детская энциклопедия» чита­тельские запросы, чтобы создать специальный выпуск журнала по темам, больше всего интересую­щим детей и подростков. Л.В. Прунцова отметила тесную связь «АиФ» с библиоте­ками: «Мы дружим с Российской государственной детской библи­отекой, с Библиотекой № 147 в Кунцеве и др. Наши журналы проводят общероссийские кон­курсы, имеющие познаватель­ный характер. Например, к юбилею Санкт-Петербурга про­вели конкурс «Две столицы», к Году Украины в России — кон­курс «Что ты знаешь об Украи­не?». Встречаемся с читателями Смоленска, Ярославля, Тулы, Коломны. Мы стараемся, мы все время в пути». Журналисты выразили готовность сотрудничать с биб­лиотеками, помещать в своих изданиях материалы об их дея­тельности, но для этого всегда необходим информационный повод. Участники совещания с большим интересом обсуждали проблемы взаимоотношений биб­лиотек и СМИ. Так, директор Но­восибирской областной детской библиотеки Л.А. Сухова выска­зала пожелание, чтобы статьи в центральной прессе были не просто сюжетными, но в первую очередь — проблемными, что надо больше говорить о библиоте­ках, читателях и библиотекарях.

Директор Саратовской областной библиотеки для детей и юноше­ства Л.И. Алиферова подчеркну­ла, что имеющие большой обще­ственный резонанс библиотечные мероприятия — уже сами по себе — информационный повод для СМИ. Библиотекам надо самим заявлять о себе, общаться с журналистами, приглашать их на мероприятия,проявлять боль­ше инициативы в налаживании с отру д н ичеств а. Консультант Государствен­ной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации, специалист по правовому регу­лированию СМИ, кандидат юри­дических наук Л.Л. Ефимова отметила, что библиотекари, ра­ботающие с детьми, может быть, острее многих других чувствуют, насколько средства массовой ин­формации влияют на нравствен­ное и психическое развитие детей. К сожалению, российское законодательство еще не в пол­ной мере обеспечивает право­вое регулирование деятельности СМИ в интересах детей. Правда, закон Российской Федерации «О средствах массовой информа­ции» устанавливает некоторые ограничения на распространение порнографической информации, неэтичной рекламы и пр. Есть еще одна возможность, которая предусмотрена Федеральным за­коном «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде­рации», — федеральные органы власти имеют право издавать подзаконные акты, направлен­ные на защиту психического и нравственного здоровья детей от негативного воздействия СМИ. Однако Министерство Россий­ской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств мас­совых коммуникаций игнорирует эту возможность, и все-таки дети остаются незащищенными.

Л.Л. Ефимова проинформи­ровала участников «круглого сто­ла» о том, как решается проблема правового регулирования защи­ты детей от негативного воздей­ствия СМИ в Великобритании, Германии, США и Франции. Подводя итоги работы сове­щания, Н.В. Бубекина отметила, что впервые на таком высоком уровне рассматривались теорети­ческие и практические вопросы взаимосвязей библиотек с обще­ственностью, и в этой области уже имеется соответствующий опыт и федеральных, и регио­нальных библиотек.


Источник сведений

"Связи детских библиотек с общественностью (public relations)" / Материал подгот. Е.В.Цулаия // Библиотековедение. - 2003. - N 5. - С. 131, 132, 133

 

Вернуться к результатам поиска