Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическая культура детей и юношества»

Дата проведения
14-18 сентября 2003

Место проведения
Тверь

Организаторы
Администрация Тверской области
Комитет по делам культуры Тверской области
Российская государственная юношеская библиотека
Тверской областной центр детского и семейного чтения им. А.С.Пушкина

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Васильчук Ю.В. «Формирование правовых основ экологической культуры»
Васичкина О.В. «Комплексный подход к решению проблемы «Экология и дошкольник»
Воробьев В.М., Инькова Л.М., Церцек Н.Ф. «О концептуальных основах, организационных ресурсов экологического образования и просвещения в Российской Федерации по подготовке высококвалифицированных кадров эколого-культурного направления»
Краснов Ю.М. «О современном состоянии и мерах по улучшению экологической ситуации в области»
Кузнецова С.Н. «Социально-медицинские и экологические аспекты состояния здоровья детей и юношей-подростков, обосновывалась роль библиотек в системе «Образовательные учреждения — библиотека — социальная среда»
Мирошниченко В.Г. «Участие юношества в экологических природоохранительных проектах»
Мясникова Н.А. «О работе вологодских библиотек по комплексной целевой экологической программе»
Наумова Н.А. «О документных, информационно-библиографических ресурсах детской библиотеки по формированию основ экологической культуры детей и юношества»
Печко Л.П. «Вопросы эколого-эстетического воспитания молодежи»
Покровская О.В. «Библиотеки в сфере экологической культуры»
Середкина Л.М. «Социально-медицинские и экологические аспекты состояния здоровья детей и юношей-подростков, обосновывалась роль библиотек в системе «Образовательные учреждения — библиотека — социальная среда»
Тищенко А.П. «О концептуальных основах, организационных ресурсов экологического образования и просвещения в Российской Федерации по подготовке высококвалифицированных кадров эколого-культурного направления»

О мероприятии

Формирование экологической культуры детей и юношества — одно из магистральных направлений деятельности современных библиотеке. Термин «библиотечная экология» уже прочно вошел в научный оборот и библиотечную терминосистему. В широком смысле слова под «библиотечной экологией» понимается научная дисциплина о взаимодействии библиотеки и окружающей среды, общества, о формах и методах ее опти­мального функционирования., Библиотечная экология все отчетливее осознается как важнейшая часть информационной экологии и информационной безопасности, как существенный компонент устойчивого развития гражданского общества, обеспечивающего создание и освоение людьми культурных ценностей — книг, документов, текстов. В узком понимании библиоэкологией называют экологическую работу библиотек, связанную с оптимизацией отношений человека и природы, их сохранением и защитой.

Значительную поддержку библиоэкологической деятельности отечественных библиотек оказало изданное под эгидой отдела экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки (РГЮБ) и Всероссийского библиотечного научно-методического центра, созданное на базе библиотеки, пособие «Экологическое просвещение в библиотеках России: Справ.-информ. материалы» (М., 2003)..В нем, в частности, подведены итоги смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения, отразившие положительную динамику в этом направлении деятельности. Начиная с 1995 г., состоялись три смотра-конкурса, в которых на федеральном и региональном уровнях участвовало более 50 тыс. библиотечно-информационных учреждений. В настоящее время прорабатывается идея подготовки справочника победителей всех смотров-конкурсов лучших библиотекарей-просветителей в сфере экологии.

Показать еще...

Не случайно особое внимание уделяется именно формированию экологической культуры среди детей и юношества, от которых в первую очередь зависит наше экологическое будущее в XXI веке. «Детско-юношеский приоритет» в экологическом просвещении подтвержден и организационно: с февраля 2002 г. при Российской государственной юношеской библиотеке действует Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры.

14 — 18 сентября 2003 г. в Твери Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе РГЮБ, Администрации Тверской области, Комитет по делам культуры Тверской области. Тверской областной центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина провели Всероссийскую научно-практическую конференцию «Экологическая культура детей и юношества». Программа конференции была чрезвычайно насыщенной и многообразной. В нее входили: пресс-конференция «Библиотека и экология», выставка стендовых докладов на эту тему, пленарные заседания с докладами, раскрывающими разные грани темы («Открытая трибуна» «Библиотека и сохранение природного и культурного наследия»), презентация книги В. Самуйлова «Там, где растет Венерин башмачок*, обмен опытом библиоэкологической работы.

Заведующая Всероссийским библиотечным научно-методическим  центром экологической культуры РПОБ О. В. Покровская в докладе на тему: «Библиотеки в сфере экологической культуры» многоаспектно раскрыла роль библиотечно-библиографических учреждений в экологическом просвещении подрастающего поколения, задачи и перспективы формирования экологической культуры личности и общества, подвела итоги смотров-конкур­сов, осветила теоретико-методо­логические, технологические, организационно- методические аспекты данной проблемы.

Начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Тверской области Ю.М. Краснов рассказал о современном состоянии и мерах по улучшению экологической ситуации в области, наметил пути вза­имодействия природоохранных органов и библиотек. Ведущий специалист Министерства природных ресурсов Н.Ф. Церцек, заведующий кафедрой геоэкологии и картографии Тверского государственного университета

A.  П. Тищенко, ученый секретарь РГЮБ Л.М. Инькова, директор Тверского информационного цен­тра Российского Зеленого Креста

B.  М. Воробьев охарактеризовали концептуальные основы, организационные ресурсы экологическо­го образования и просвещения в Российской Федерации по подготовке высококвалифицирован­ных кадров эколого-культурного направления.

Директор Тверского областного центра детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина Н.А. Наумова рассказала о документных, информационно-библиографических ресурсах детской библиотеки по формированию основ экологической культуры детей и юношества. В докладах и сообщениях освещались также вопросы эколого-эстетического воспитания молодежи (Л.II. Печко), участия юношества в экологических природоохранительных проектах (В.Г. Мирошниченко), формирования правовых основ экологической культуры (Ю.В. Васильчук), рассматривавшейся как условие устойчивого развития природы и общества (С.Н. Кузнецова, Л.М. Середкина), освещались социально-медицинские и эко­логические аспекты состояния здоровья детей и юношей-подростков, обосновывалась роль библиотек в системе «Образовательные учреждения — библиотека — социальная среда» (Л.М. Середкина), раскрывался комплексный подход к решению проблемы «Экология и дошкольник» (О.В. Васичкина).

В дискуссии по обмену опытом активно участвовали сотрудники РГЮБ, белгородских, кузнецких, липецких, тверских, тывинских, чебоксарских и других библиотек. В частности, заведующая методическим отделом Вологодской универсальной научной библиотеки Н.А. Мясникова рассказала о работе вологодских библиотек по комплексной целевой экологической программе.

 В решении конференции отмечено, что вопросы формирования экологической культуры общества, особенно молодого поколения, для библиотечно-информационных учреждений первостепенны. Конференция еще раз продемонстрировала высокую активность библиотек, разнообразие библиоэкологической деятельности, широкое и активное использование инновационных форм и методов работы, способствующих повышению экологической грамотности юных читателей.

Востребованность актуальной экологической информации сегодня стимулирует информационно-технологические процессы и инновации в библиотечно-библиографических учреждениях.

Тесное сотрудничество, партнерские отношения библиотек с природоохранными, региональными и муниципальными органами, общественными организациями укрепляет их социальную роль. Престиж и авторитет способствуют достижению главных целей государственной культурной политики, в том чис­ле библиотечной.

Главные ее задачи сформулированы в решении конференции:

  • дальнейшее совершенствование и развитие деятельности библиотек по формированию у читателей экологической культуры;
  • воспитание личной и всеобщей ответственности за настоящее и будущее всего живого на Земле;
  • укрепление связей и партнерских отношений библиотек со всеми организациями, заинтересованными в экологическом просвещении детей и юношества, их родителей, всех, кто сегодня определяет ценностные жизненные приоритеты настоящего и будущего;
  • построение всей эколого-просветительной деятельности на основе научного подхода, обобщения инновационного опыта библиотек, постоянного повышения квалификации и профессионального мастерства библиотекарей в работе с читателями по формированию у них экологического сознания и активного участия в природоохранных акциях;
  • всемерное развитие новых информационных технологий для более полного использования информационно-экологического потенциала, формирования у читателей целостного экологиче­ского мировоззрения, выработки принципов экологической культуры и поведения;
  • объединение усилий и обмена опытом в деятельности библиотек на основе совместных межведомственных, межрегиональных проектов и программ с учетом всепланетарного глобального характера экологической проблемы, организация международных федеральных, региональных библиоэкологических форумов, активное участие в них.

Конференция обратилась к Министерству культуры Российской Федерации и Министерству

природных ресурсов Российской Федерации с просьбой инициировать проведение в 2004 г. Международной конференции в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» с целью обсуждения проблемы «Приоритеты экологической культуры для устойчивого развития. Потенциал библиотеки».


Источник сведений

Библиотековедение.- № 1-2004.- С.130-132

 

Вернуться к результатам поиска