X Всероссийская творческая лаборатория работников детских библиотек

Дата проведения
сентябрь 2004

Место проведения
Геленджик

Организаторы
Департамент культуры Краснодарского края
Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых
Министерство культуры Российской Федерации
Российская библиотечная ассоциация

Тип
Конференция

Докладчики (показать/скрыть)

Адамьянц Т.З. «Особенности влияния современной социокультурной среды на «картины мира» современных детей»
Алиферова Л.И. «Областная программа «В поддержку чтения» как эффективная форма продвижения детской книги»
Бакалдин В.Б. «Развитие творческого отношения к языку»
Водатурская А.И. «Читательская деятельность и речевое развитие: проблемы соотношения»
Гайворонская И.Ф. «Прикосновение к живым источникам знаний – путь к постижению классики. Из опыта работы отдела искусств с устным народным творчеством и русской классической поэзией»
Жиркова Е.А. «Специфика целостного анализа произведения русской классической литературы»
Жукова Т.Д. «О задачах, стоящих перед ассоциацией школьных библиотекарей»
Загорулько Е.Ю. «Социальная и социально-педагогическая диагностика современной медиапродукции: проблемы, методы, перспективы»
Исаенко М.В. «Диалог библиотекаря с читателями как средство формирования русской речи»
Кабачек О.Л. «Психолого-педагогическая экспертиза современных книг для детей»
Клинских В.В. «Восприятие творчества П.П. Бажова детьми школьного возраста»
Копейкина А.А. «Лучшие детские книги: итоги ХХ века по результатам исследований»
Краснова Л.В. «Год детского чтения в Челябинской области: поиски, проблемы, решения» Л.Б.Куборина «Экология слова»
Круглова Т.Э. «Детские творческие работы как предмет исследования: по результатам проекта «Сумка почтальона»
Куборина Л.Б. «Экология слова». Грамотное поколение»
Куликова Е.В. «Федеральная целевая программа «Русский язык» (по материалам Центра развития русского языка)»
Литвинцева А.З. «Современные дети – современные игры»
Острикова Т.В. «Программа летнего чтения как поддержка и развитие интереса к книге, чтению и библиотеке»
Павлова Г.М. «Литературно-творческая лаборатория «Нескучная классика» в детской библиотеке»
Петрова Т.В. «Литературно-педагогические Лихановские чтения в современном социокультурном пространстве: понимание, возможности, организация, поддержка»
Ржевская Е.В. «Презентация проектов на конкурс «Мы и книга» рассказала о правилах и ходе конкурса, о наиболее интересных детских работах
Рогожина Т.А. «Чтение летом! Организация и формы проведения летних чтений в детских библиотеках России. Каникулы без скуки. Программа»
Самохина Н.Н. «Сеять разумное, доброе, вечное: опыт работы с русской и зарубежной классической литературой»
Сафонова Н.К. «Как наше слово отзовется. К проблеме эффективности библиотечной программы литературного развития»
Седенко А.В. «Электронная картотека «Аналитика художественной литературы» как средство приобщения подростков к богатству русской словесности»
Синельникова Е.А. «Классические и новаторские формы работы в процессе воспитания любви к книге и чтению»
Соколова В.Ю. «Десятилетие Всероссийской творческой лаборатории»
Сунайкина Т.В. «Реалии книгоиздания и чтения подростков начала XXI века (по итогам социологического опроса детей и взрослых)»
Токарева О.Б. «Развитие творческой активности читателей на образцах лучшей классической литературы: из опыта работы областной детской библиотеки»
Филатова В.П. «Проблема реализации детского чтения в проекте «Экология слова»
Филатова Н.П. «Год российской книги в главной детской библиотеке Казахстана»
Филичева Г.С. «Организация в детских библиотеках среды благоприятного читательского развития»
Шахова Н.В. «Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» и библиотеки»
Шулер С.В. «Классическая литература и современный детский читатель: проблемы и поиск ответа»

О мероприятии

Вот и закончилась в Геленджике юбилейная X Всероссийская творческая лаборатория работников детских библиотек.

Ее организаторы: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская государственная детская библиотека, Департамент культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых — много сделали для того, чтобы она прошла интересно и содержательно и запомнилась всем участникам надолго.

Очень насыщенным был первый день. В докладе одной из ведущих Круглого стола «Детская библиотека – территория сохранения и развития русского языка» Евгении Владимировны Куликовой, заместителя директора Российской государственной детской библиотеки, «Федеральная целевая программа «Русский язык» (по материалам Центра развития русского языка) рассказывалось о целях, задачах и особенностях продвижения этой Программы, об интересной работе Челябинской, Свердловской, Пермской, Калининградской ОДБ в плане пропаганды русского языка. Докладчик напомнила, что 21 февраля – Международный день родного языка.

Показать еще...

В выступлении кандидата педагогических наук, доцента кафедры исторической русской литературы Кубанского государственного университета Елены Алексеевны Жирковой «Специфика целостного анализа произведения русской классической литературы» освещались проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе, методики приобщения к богатству и выразительности родного языка. «Владеешь языком – понимаешь литературу», – вывела свою формулу Елена Алексеевна.

И насмешила зал детскими высказываниями по поводу классики. В докладе главного научного сотрудника Института социологии Российской Академии наук, доктора социологических наук Тамары Завеновны Адамьянц «Особенности влияния современной социокультурной среды на «картины мира» современных детей» рассказывалось об исследованиях в рамках Программы профилактики экстремизма в российском обществе: в частности, об оценке той или иной «картины мира» у детей и подростков. Выявлялось самое главное – навыки понимания другого (основа толерантности). С кем отождествляют себя современные дети? На кого равняются? Проблема положительного героя в литературе, оказывается, смыкается с проблемой агрессивности в обществе. Агрессивная социокультурная среда отрицательно влияет на образ мира и саму личность ребенка. Исследования социологов показали: более толерантные дети – более радостные и дружелюбные, у них более позитивная жизненная позиция.

(В последующие дни Тамара Завеновна вместе со своей аспиранткой Еленой Юрьевной Загорулько, младшим научным сотрудником Института социологии Российской академии наук, выступившей с сообщением «Социальная и социально-педагогическая диагностика современной медиапродукции: проблемы, методы, перспективы», провела мастер-класс «Диагностика и методы развития коммуникативных навыков», где подробно рассказывалось о коммуникативных навыках и проблеме понимания другого человека (в том числе и автора текста) – его мотивов, целей и средств их выражения).

КАК ВЫЯВЛЯТЬ У ДЕТЕЙ

ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ АГРЕССИЮ,

ОТСУТСТВИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры детской литературы Челябинской государственной академии культуры и искусств Натальи Константиновны Сафоновой «Как наше слово отзовется. К проблеме эффективности библиотечной программы литературного развития» поднимал актуальный вопрос об условиях читательского развития детей и подростков. Некоторые библиотечные программы по развитию читательских навыков, как показало специальное исследование, недостаточно эффективны: подростки так и не становятся высококвалифицированными, думающими читателями, выбирающими действительно лучшие книги. Надо работать над программами, призывает Наталья Константиновна, и добиваться того, чтобы хорошие программы «подпитывали» друг друга.

(Этот доклад, консультация «Речевые высказывания как средство самодиагностики читательского развития детей и подростков», а также мастер-класс Натальи Константиновны «Литературная игра в системе речевого развития детей и подростков» имели в Геленджике большой успех.

Слово как основа литературного развития ребенка, разнообразие игр со словом (подробный рассказ о методиках), необходимость переживания ребенком открытия родного языка – вот предмет ее эмоциональных выступлений.)

В сообщении директора Саратовской областной библиотеки для детей и юношества Лилии Ивановны Алиферовой «Областная программа «В поддержку чтения» как эффективная форма продвижения детской книги» раскрывались секреты успешной работы в области приобщения к чтению классики: над проектами трудятся не только библиотечные специалисты, но и «смежники» — музеи, ВУЗы, а также предприятия города; многие программы подразумевают творческое участие самих детей (например, по итогам конкурса детских работ о творчестве А.С.Пушкина в дороге составился интересный сборник), а также поддержку их усилий привлекательными призами (например, дополнительный балл победителям конкурса при поступлении в ВУЗ).

Почему же творчество Пушкина «в дороге»? А потому, что он ехал в деревню через Саратов и Пензу.

Сильные программы по чтению, напомнила Лилия Ивановна, есть в Мурманске, Иванове, Челябинске, но нет национальной программы! Разработана (силами Саратовской ОДЮБ) Декларация в поддержку чтения, но этого мало. Пора вспомнить конкурсы 1930-х годов по привлечению читателей в библиотеку.

Сообщение заведующей отделом обслуживания школьников от 11 до 15 лет краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых (г. Краснодар) Алены Всеволодовны Седенко «Электронная картотека «Аналитика художественной литературы» как средство приобщения подростков к богатству русской словесности» касалось не только состава этой уникальной картотеки, но и литературоведческих находок библиографов.

Татьяна Владимировна Петрова, директор областной государственной детской  библиотеки А.Лиханова (г. Белгород) вдохновенно поведала в сообщении «Литературно-педагогические Лихановские чтения в современном социокультурном пространстве: понимание, возможности, организация, поддержка» о той большой работе, которая ведется областью по поддержке чтения.

Валентина Павловна Филатова, директор Липецкой областной детской библиотеки, в сообщении «Проблема реализации детского чтения в проекте «Экология слова» рассказала о грантах Министерства культуры и Росбанка по программе поддержки детских библиотек области, о финансировании прежде всего комплектования (ведь без хороших книг не будет и любви к чтению), о разнообразных мероприятиях, проводимых ОДБ (выставки, конкурсы, выездные презентации книг, театрализованные представления и многое другое).

КАК ЖИВЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗА РУБЕЖОМ?

Другая Филатова, Надежда Петровна, заместитель директора Казахской республиканской детской библиотеки, не просто рассказала, как содержательно проходил «Год российской книги в главной детской библиотеке Казахстана», но и продемонстрировала красивые журналы, буклеты и книги по этой теме, изданные библиотекой.

«Год детского чтения в Челябинской области: поиски, проблемы, решения» – так называлось выступление директора Челябинской областной детской библиотеки Людмилы Владимировны Красновой, в котором она рассказала, как администрация области и другие властные структуры, местная Академия культуры и искусства, Институт дополнительного образования и др. поддерживают работу библиотек в продвижении книги и чтения. Все основные документы делаются совместно, выделяются деньги на    проведение мероприятий, на комплектование.

Проводится конкурс студенческих работ по проблемам детского чтения.

«Какой язык, таков и народ», – напомнила Людмила Борисовна Куборина, заведующая отделом обслуживания Пензенской областной детской библиотеки в сообщении «Экология слова». Грамотное поколение». СМИ, правоохранительные органы, учреждения культуры помогают библиотекам возрождать интерес к родному языку и литературе.

Развитие творческих способностей детей и подростков, библиотерапия тоже не забыты в области. «Шаг за шагом к совершенству» называется информационно-интеллектуальная эстафета, в которой пропагандируется «красота мыслей, поступков, духовной жизни нации».

Синельникова Елена Александровна, директор Кропоткинской центральной муниципальной детской библиотеки (Краснодарский край), в сообщении «Классические и новаторские формы работы в процессе воспитания любви к книге и чтению» рассказала, как проходят в библиотеке «Под знаком русского языка» мероприятия с участием малышей и старшеклассников. И пожаловалась на слабое методическое обеспечение этой просветительской работы.

Маргарита Владимировна Исаенко (зав. библиотекой_филиалом № 4 ЦСДБ г. Новороссийска) представила сообщение «Диалог библиотекаря с читателями как средство формирования русской речи».

На следующий день состоялось посещение библиотеки Всероссийского детского центра «Орленок». Бессменный директор библиотеки с 1963 года, Бронислава Федоровна Ядревская, вечно молодая душой, провела обстоятельную экскурсию по своим владениям.

«Лучшие книги – детям: идеи, находки, методы, программы продвижения детской литературы в детских библиотеках». Жанр: деловые слушания. С докладом «Реалии книгоиздания и чтения подростков начала XXI века (по итогам социологического опроса детей и взрослых)» выступила старший преподаватель Государственного педагогического института г.Славянска-на-Кубани Татьяна Васильевна Сунайкина. Чем объясняется «малочтение» и «нечтение»? И тираж, и количество названий книг для подростков упали, остро стоит проблема качества книг: четверть от всех книг для подростков – детский детектив, лишь 2% выпадает на исторические книги. 3% авторов охватывают 30% названий. Что любят подростки? Подростки предпочитают приключения (на 1 месте), книги о сверстниках (на 2), сказки (на 3).

В выступлении Алексея Александровича Копейкина, заведующего отделом рекомендательной библиографии Российской государственной детской библиотеки, «Лучшие детские книги: итоги ХХ века по результатам исследований» прозвучала

мысль о том, что основа чтения ребенка осталась прежней (народные сказки, Б.Заходер и пр.), постепенно уходят лишь книги времен детства родителей, дедушек-бабушек (А.Алексин, А.Лиханов и т.д.). Времена изменились и проблемы тоже. Государство стало обращать внимание на новых авторов (конкурс «Алые паруса» и др.). Наша задача – искать и находить новое и оригинальное в литературе. Много чудовищно плохих книг. Издательства паразитируют на так называемых «педагогических» задачах. Библиографам важно критически относиться к детской литературе.

Публика зашевелилась. Шум в зале. А мне по программе как раз на трибуну.

Кабачек Оксана Леонидовна, заведующая отделом изучения проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки в сообщении «Психолого-педагогическая экспертиза современных книг для детей» продолжила тему качества современных детских книг ab ovo*. Древние греки утверждали, что в искусстве должно реализовываться единство истины, красоты и добра; Л.Толстой настаивал, что нет великого без истины, красоты и справедливости; Н.Некрасов призывал сеять разумное, доброе, вечное. Составляющие триады менялись, но суть их оставалась неизменной: искусство должно нести людям свет, а не тьму, Космос должен побеждать Хаос. Постмодернизм, провозгласивший стирание границ между добром и злом, красотой и уродством, здоровьем и болезнью, истиной и ложью, повлиял и на детскую литературу: состояние безысходности, потеря смысла жизни характеризует некоторые, даже талантливые произведения для подростков... Страх и надежда должны быть тщательно дозированы в детской книги; дети любят «хорошие», то есть не очень страшные ужастики. Конец произведения может быть и трагическим, но важно ощущение читателя, что сам автор на стороне добра и света. Недопустимо оправдывать благородными целями антихудожественные произведения (например, адаптированные для детей с особыми

нуждами классические тексты, если в ходе адаптации теряются их гуманистические и эстетические свойства).

Важно также, чтобы читатели освоили произведения разных жанров до того, как им будет предложено их произвольное (столь частое ныне) смешение. Пародия, стилизация, жанр «кентавр» хороши для тех, кто уже различает жанровые модели действительности (в которых, напомним, каждый возраст находит свое пространство развития – удовлетворяет свои специфические возрастные потребности). О развивающем эффекте литературы часто забывают современные писатели и издатели. Но книга должна не только развлекать и поучать, но и предоставлять возможность духовного и интеллектуального роста читателя, обогащения его внутреннего мира.

(В следующие дни, в сообщении «Психолого-педагогические подходы и методики в продвижении лучших детских книг юному читателю» мною был рассмотрен другой поворот этой же темы: как рассказывать о книгах детям и руководителям детского чтения, как продвигать книгу и библиотеку на массовых мероприятиях-праздниках.)

Последним пунктом программы 23 сентября стояло: «Выработка критериев оценки литературы для детей. Библиотечные книжные премии – каким им быть. Профессиональная дискуссия».

Предложения РГДБ по учреждению библиотечной премии «Лучшая детская книга года» вызвали неоднозначную реакцию в зале. Было решено доработать критерии оценки детской литературы, выдвинутой на конкурс, и представить их широкой библиотечной общественности.

Наша московская группа во главе с заместителем директора по науке Е.В. Куликовой продолжила работу. К концу Геленджикской лаборатории на свет родился следующий документ, обнародованный в последний день Евгенией Владимировной:

«КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Эстетические: Богатство и выразительность языка. Оригинальность замысла и исполнения. Художественная целостность. Соответствие художественного оформления книги замыслу автора.

? Педагогические: Соответствие возрасту читателя-ребенка. Создание благоприятных предпосылок для духовного и интеллектуального развития ребенка.

? Социальные: Создание у ребенка установки на позитивное отношение к жизни.

? Читательская востребованность (соответствие книги внутренним душевным потребностям современного ребенка).

Соответствие издания санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Научная достоверность, полнота и новизна информации (для познавательной книги)

ВОЗМОЖНЫЕ НОМИНАЦИИ

БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРЕМИИ ПО ДЕТСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ:

1 номинация: лучшая детская книга года 3 номинации: лучшая художественная книга; лучшая познавательная книга; лучший издательский проект 5 номинаций: лучшая художественная книга; лучшая познавательная книга; лучшая переводная книга; лучшее художественное оформление; лучший издательский проект.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ВЫДВИЖЕНИЯ КНИГ:

Внутри сети детских библиотек итоги подводятся в РГДБ; Конкурс объявляется Министерством культуры и массовых коммуникаций ; Конкурс организуется Министерством культуры и массовых коммуникаций, Министерством науки и образования, РБА.

Предложения библиотек кумулируются в областных, краевых, республиканских библиотеках (детских, юношеских, научных) в сводный список.

Шорт_лист составляют члены ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА, который формируется из библиотекарей, представителей заинтересованных министерств, литературных критиков, писателей, художников, издателей. Победители по номинациям определяются путем голосования членов экспертного совета».

Утром 24 сентября хозяйка Лаборатории, Валентина Юрьевна Соколова, директор краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых, заслуженный работник культуры России, на проблемном семинаре «Развитие творческой активности читателей на образцах лучшей классической литературы» представила нам своего давнего друга, бывшего главу Краснодарской писательской организации, члена Союза писателей России Виталия Борисовича Бакалдина, который в большом докладе «Развитие творческого отношения к языку» подробно и задушевно рассказал, как он работал учителем русского языка и литературы в школе, как дружил с С.В.Михалковым и как прививал и прививает любовь к родному слову и понятия о чести своим ученикам из литературной студии при Краснодарской КДБ. И читал стихи о любви к родному краю: свои и ученические.

Далее в докладе «Развитие творческой активности читателей на образцах лучшей классической литературы: из опыта работы областной детской библиотеки» Ольга Борисовна Токарева, главный специалист областной научной детской библиотеки (Тюмень), представила новые компьютерные программы библиотеки, рассказала об интереснейшей работе своей библиотеки с малышами в области литературного развития.

Татьяна Эдуардовна Круглова, руководитель группы проектного развития Псковской областной детской библиотеки имени В.А. Каверина, представила сообщение «Детские творческие работы как предмет исследования: по результатам проекта «Сумка почтальона». Это был потрясший меня культурологический доклад о восприятии детьми и

подростками Псковщины многовековой культуры, отраженной в их сочинениях и других творческих работах. Современные юные псковичи чем-то похожи по менталитету на древних!

Татьяна Эдуардовна, к сожалению, не успела рассказать об уникальном исследовании до конца (оставалось мало времени после предыдущих ораторов). (См. с. 13).

Самохина Наталья Николаевна, заведующая сектором отдела обслуживания читателей среднего и старшего возраста Рязанской областной детской библиотеки, в сообщении «Сеять разумное, доброе, вечное: опыт работы с русской и зарубежной классической литературой» представила интересные программы приобщения детей и подростков к классике, буклеты и листовки, адресованные читателям разного возраста: «В гостях у профессора Преображенского» (для 10_11 класса), «Вершины» (классики первой половины XIX века), Программа факультативного курса «Музыка и литература», «В начале было Слово…» (музыкальное прочтение литературной классики) и пр.

Не забыт оказался и А.Конан Дойл – по его произведениям в Рязани проводится литературная игра. «Золотого теленка», «Горе от ума» там тоже цитируют дети и библиотекари.

Вера Валентиновна Клинских, директор центральной детской библиотеки централизованной библиотечной системы г. Полевской Свердловской области, в выступлении «Восприятие творчества П.П. Бажова детьми школьного возраста» рассказала об особенностях трактовки образов П.П.Бажова современными детьми и подростками. Что они считают смешным, а что грустным? Что главным в сказах земляка? У детей на первом месте – мотив доброты, у самого Бажова – мотив мастерства, считает Вера Валентиновна. Интересно! Ирина Федоровна Гайворонская, заведующая отделом литературы и материалов по искусству краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых (г. Краснодар) в сообщении «Прикосновение к живым источникам знаний – путь к постижению классики. Из опыта работы отдела искусств с устным народным творчеством и русской классической поэзией» использовала видеоматериалы: дети сочиняют сказку про козу, подростки читают собственные (иногда наивные) стихи про Лермонтова, исполняют музыку, которую любил Михаил Юрьевич. Много интересных игр на материале фольклора проводит КДБ.

Галина Михайловна Павлова, заведующая отделом обслуживания краевой детской библиотеки имени А. Екимцева (Ставрополь) в сообщении «Литературно-творческая лаборатория «Нескучная классика» в детской библиотеке» рассказала о современных формах пропаганды классики. «Чехов и XX век», «Гринландия», «Ромео и Джульетта: новое прочтение классики», «Война и мир: трудный разговор», «Образы детства в русской литературе» – некоторые названия литературных игр и бесед в библиотеке. (В ходе последней из названных читатели учатся проводить параллель

между образами детей в произведениях, написанных в разное время.)

Светлана Владимировна Шулер, директор Новопокровской центральной муниципальной детской библиотеки (Краснодарский край) в сообщении «Классическая литература и современный детский читатель: проблемы и поиск ответа» поделилась своими тревогами: мало читают классику, так как преподавание литературы в школе часто оставляет желать лучшего, в семье мало внимания уделяют чтению, библиотека забывает, что основная ее миссия – воспитание читателя. Для чтения классики нужны непотребительские установки. Как помочь детям открыть богатства классической литературы? Громкое чтение (помощь в понимании произведения), комментированное чтение, интеллектуальные игры разных видов, «путешествие по местам жизни автора» и пр. должны изменить отношение к классике.

«Читательская деятельность и речевое развитие: проблемы соотношения» назывался доклад Антонины Ивановны Водатурской, заведующей научно-методическим отделом Свердловской областной детской библиотеки, в котором она рассказала о «Программе саморазвития личности детей и подростков», о проведении литературного фестиваля, цель которого – приобщение к родному языку и литературе.

Анна Зиновьевна Литвинцева, директор журнала «Игра и дети», сделала информационное сообщение «Современные дети – современные игры», в котором она не только подчеркнула роль игры вразвитии ребенка и в установлении им контакта с

другими людьми, но и пригласила детских библиотекарей к партнерству: возглавляемый ею журнал собирается большое место отводить книге и библиотеке.

А мне пришлось в конце дня проводить мастер-класс «Книгу для детей читает психолог». Я рассказала о своем прочтении некоторых современных романов для подростков и вспомнила классику – повесть «Метель» А.С.Пушкина, где он реализует идею А.Ф.Лосева о мифе как идеальной личностной истории. Пушкин оказался востребован в XXI веке: дал свой ответ на «проклятые» вопросы, поднимаемые нашими современниками.

В последние два дня работы продолжались названные выше мастер-классы Т.З.Адамьянц и Н.К.Сафоновой, был очередной мой доклад «Интерактивные формы работы на сайтах детских библиотек». Я рассказала о становлении виртуальных дискуссионных клубов.

Тамара Александровна Рогожина, директор центральной детской библиотеки г. Нижний Тагил, в сообщении «Чтение летом! Организация и формы проведения летних чтений в детских библиотеках России. Каникулы без скуки. Программа» рассказала о нескольких интересных летних программ мах, ежегодно меняющих свое содержание: «Ключ от лета», «Каникулы без скуки», «Путешествие по галактике Лето» и др. По результатам опроса выбирается победитель – лучший читатель, организуется выставка творческих работ детей по итогам конкурса; ежемесячно детям предлагаются буклеты «Литературная Америка», «Литературная Скандинавия» и пр. Но дети и сами придумывают свою литературную страну – и рисуют ее карту. Библиотека летом востребована!

Татьяна Васильевна Острикова, директор централизованной системы детских и школьных библиотек г. Гулькевичи Краснодарского края, вместе с директором Армавирской центральной муниципальной детской библиотеки (Краснодарский край) в сообщении «Программа летнего чтения как поддержка и развитие интереса к книге, чтению и библиотеке» рассказали, как детская библиотека работает с читателями летом: трудоустраивает их (волонтерство в библиотеке: работа с фондом), организует досуг: посещение картинной галереи; устраивает выставку детских рисунков, викторины «По книжной вселенной» (с планетой Сказок и планетой Литературных героев); предлагает рекомендательные списки литературы и буклеты читателям; проводит торжественное открытие и закрытие летнего отдыха с приглашением читателей всех детских библиотек города с вручением призов детям. В итоге дети и подростки стали лучше читать (как замечают родители), а сами ребята каждую весну спрашивают: «А будет «Наше лето»?».

Галина Степановна Филичева, директор Кемеровской областной детской библиотеки в докладе «Организация в детских библиотеках среды благоприятного читательского развития. Из опыта работы» поделилась некоторыми секретами работы библиотеки и организации библиотечной среды: «Бегущая строка» с новостями ОДБ, организация книжных выставок, проведение викторин по русскому языку «Язык мой, друг мой», проведение конкурса юных литераторов «Юное дарование Кузбасса», присуждение губернаторских стипендий победителям, предоставление преимуществ при поступлении в ВУЗы, выпуск журнала «Мой голос», посвященный детскому творчеству и пр.

Из президиума донесся голос Надежды Викторовны Шаховой, заместителя начальника информационно-аналитического отдела правового департамента Министерства культуры Российской Федерации: «А еще и уникальное оформление библиотеки! Я там была, свидетельствую».

Ржевская Елена Викторовна, заместитель директора краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых (Краснодар) в сообщении «Презентация проектов на конкурс «Мы и книга» рассказала о правилах и ходе конкурса, о наиболее интересных детских работах.

Татьяна Дмитриевна Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека», рассказала о задачах, стоящих перед ассоциацией школьных библиотекарей, пригласила всех к сотрудничеству, к работе над общенациональными проектами по чтению, к более активному обращению с письмами «наверх», вплоть до Президента РФ.

Директор краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых, заслуженный работник культуры России, Валентина Юрьевна Соколова сделала сообщение «Десятилетие Всероссийской творческой лаборатории». «Этапы большого пути» выглядели впечатляюще: разнообразие тематики, актуальность, насыщенность программы визитная карточка геленджикской лаборатории.

Энергичности, внимательности и доброжелательности этого человека, ее организаторским талантам можно только позавидовать. Геленжикская творческая лаборатория стала событием в профессиональной жизни российских детских библиотекарей.

Обстоятельная консультация «Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации» и библиотеки» Надежды Викторовны Шаховой помогла директорам областных, краевых, республиканских детских библиотек сориентироваться в текущей ситуации. Важно не потерять методические функции региональных библиотек, подчеркнула Шахова.

Выступали многие. Е.В.Куликова доложила предложения по библиотечной премии, Н.В.Шахова посоветовала на следующих творческих лабораториях больше внимания уделять дискуссионным формам работы, директора из регионов высказывались по поводу отдельных докладов и мастер-классов. Общее мнение выступавших:

Всероссийская лаборатория-2004 удалась.

Напоследок был организован праздничный стол с вручением подарков организаторам и наиболее активным участникам Лаборатории-2004, «капустник» местных, краснодарских, библиотекарей и их коллег из Белгородской области и аукцион, где больше всего лотов выиграли библиотекари из Казахстана.

 А вообще-то выиграли все мы, побывавшие на этой юбилейной лаборатории.


Источник сведений

«Мы сохраним тебя русская речь»: итоги Геленджикской…/ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА № 9_10 НОЯБРЬ_ДЕКАБРЬ 2004. Электронный ресурс// режим доступа: http://rusla.ru/rsba/pdf/Kabachek-My-soxranim-tebya-russkaya-rech.pdf

 

Вернуться к результатам поиска