Конгресс «Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее»

Дата проведения
18-21 августа 1992

Место проведения
Ивантеевка

Организаторы
нет данных

Тип
Конгресс

Докладчики (показать/скрыть)

Бахмутская И.В., Янкова З.А. «Молодой человек и библиотека»
Белянин В.П. «О корректировке гипотезы Геннекена-Рубакина»
Беспалов В.М. «Итоги апробации блиопсихологического метода анализа личности в современных условиях»
Васильченко Л.И. «О методике изучения читательских интересов подрастающего поколения»
Зиганов М.А. «О чтении и скорочтении жителей Российской Федерации»
Куняева Н.В. «О работе библиотеки детского дома слепоглухонемых в г. Сергиев Посад»
Левидова В.А. «Искусство как человековедение и средство нравственной регуляции»
Минкина В.А. «Об итогах комплексного исследования библиотечной системы Санкт-Петербурга»
Морис С. «Об опыте по привитию любви к чтению у дошкольников»
Орлова Л.И. «О выразительном чтение как средстве активизации творческого развития младших школьников»
Равинский Д.К. «От независимого чтения к независимым библиотекам»
Соломоденко В.А., Цыганова Л.М. «Об опыте работы подросткового клуба любителей фантастики: перспективы чтения подростков»
Сорокин Ю.А. «М.М.Бахтин и Н.А.Рубакин: теоретические параллели»
Тадьяно П. «О совместной работе общества книголюбов г. Самары с юношеской библиотекой по привлечению молодежи к чтению»

О мероприятии

Важным событием в культурной и науч­ной жизни России, стран ближнего за­рубежья стал конгресс "Чтение в совре­менном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее" (18-21 авг. 1992 г., г. Иван­теевка Моск. обл.). Готовить эту встречу начали в 1991 г. как общенациональный форум специалистов в области биб­лиотековедения, книговедения, социо­логии и психологии чтения, а стала она фактически международной, собрав около 200 представителей России, Укра­ины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Кыр­гызстана, а также США, Англии, Китая и Швеции.

 Работа проходила в девяти секциях: "Чтение в библиотеках", "Социология чтения", "Психология чтения", "Диаг­ностика чтения", "Философия чтения", "Физиология чтения", "Дефектология чтения", "Педагогика чтения", "Рубакинские чтения" (симпозиум, посвя­щенный 130-летию со дня рождения Н.А.Рубакина). Более подробно с выс­туплениями можно ознакомиться в опубликованных сборниках тезисов каждой секции. С нашей точки зрения, наибольший профессиональный интерес представили материалы симпозиума "Рубакинские чтения" и секций "Социо­логия чтения", "Чтение в библиотеках". На них и остановимся подробнее.

Показать еще...

 К юбилею Н.А.Рубакина была при­урочена выставка. На ней экспонирова­лись труды из богатейшего рукописного наследия Н.А.Рубакина, хранящегося в отделе рукописей РГБ, книги из его личной библиотеки-коллекции, в том числе с автографами деятелей отечест­венной и мировой науки и культуры. Часть книг для выставки взяли из быв­шего спецхрана РГБ.

 На симпозиуме интерес у присутст­вующих вызвало выступление В.П.Белянина (Центр международного образова­ния при МГУ) "О корректировке гипоте­зы Геннекена-Рубакина". Согласно ги­потезе Геннекена "почитатели произве­дения обладают душевной организацией, аналогичной организации художника" (писателя). Эту идею Рубакин воспри­нял, развил и подкрепил добытыми в ходе экспериментов доказательствами. В докладе прослеживалась оценка ги­потезы Геннекена-Рубакина отечествен­ными и зарубежными библиотековеда­ми и психологами. В.П.Белянин сделал вывод, что эта гипотеза, несмотря на ее привлекательность, является лишь част­ным случаем в ряду закономерностей смыслового восприятия текста. Это утверждение вызвало противоречивые отклики слушателей, что свидетельству­ет о целесообразности дальнейшего ис­следования проблемы.

 Ю.А.Сорокин (Ин-т языкознания РАН) в сообщении по теме "М.М.Бахтин и Н.А.Рубакин: теоретические параллели" раскрыл общность научных устремле­ний выдающихся деятелей отечествен­ной культуры несмотря на различия в их подходе к предмету и методам науч­ных изысканий, на ярко выраженные творческие индивидуальности.

 В.М.Беспалов (МГИК) в докладе "Итоги апробации библиопсихологического метода анализа личности в совре­менных условиях" осветил собственный опыт в этой области. Он подчеркнул, что ссылки на сложность и трудоемкость применения данного метода при анализе личности читателя и текста книги не могут служить оправданием его забве­ния в теории и на практике. Этот метод вполне дееспособен в современных ус­ловиях и нуждается лишь в обновлении тестов, в переложении на программу ЭВМ (что значительно снизит его трудо­емкость) и во взаимосвязи с другими методиками.

 На секции "Социология чтения" пре­зидент Ассоциации чтения М.А.Зиганов рассказал о том, что и сколько читают в Российской Федерации и хотят ли рос­сияне научиться быстро читать. Он опи­рался на данные специального исследо­вания, которым было охвачено 8 тыс. жителей Москвы и десяти районов Рос­сии. Оказалось, что 56% опрошенных мало или совсем не обращаются к книге. Зарубежную классику читают 10%, оте­чественную - 5%, современную худо­жественную литературу - 9% респонден­тов. В то же время фантастикой, детек­тивами, приключенческой литературой увлекаются 19%. Наименее читающие группы населения - неквалифицирован­ные рабочие и пенсионеры. Примерно 25% опрошенных хотели бы пройти курс обучения скорочтению, а среди учащих­ся таких желающих около 40%. Чаще других не видят необходимости в при­обретении навыков быстрого чтения работники колхозов (89%) и пенсионе­ры (81%).

 С докладом "От независимого чтения к независимым библиотекам" выступил Д.К.Равинский (РНБ). Он отметил, что феномен независимого чтения формиро­вался в нашем обществе в течение при­мерно 30 лет (1956-1986 гг.). В эти годы сложилась система распространения ли­тературы, не отвечающей официальным цензурным критериям. Наличие такой системы - неотъемлемая черта всякого общества, где существует цензура. Д.К.Равинский проанализировал общест­венную роль самиздата и "тамиздата", показал процесс возникновения (начи­ная с 1985 г.) независимых библиотек. Эти библиотеки были призваны выпол­нить три основные функции: символи­ческую - продемонстрировать, что уже разрешено читать недоступную прежде литературу; организационную - объеди­нить "по интересам" потенциально ак­тивных в гражданском отношении лю­дей; собственно информационную. Фак­тическая отмена цензуры, изменение общей политической ситуации обуслов­ливают, по мнению докладчика, утрату (или серьезное ослабление) символичес­кой и организационной функций, что приведет к закрытию независимых биб­лиотек в их сегодняшнем виде. Скорее всего, они будут интегрированы в су­ществующую систему библиотек.

 В работе секции "Чтение в библиоте­ках" приняли участие 80 чел.: библио­течные работники научных, детских, юношеских, школьных и других биб­лиотек, представители российских биб­лиотечных методических центров, группа учителей из США, преподаватели ряда институтов культуры, МГУ, педа­гогических вузов, сотрудники Институ­та книги, члены организаций книголю­бов, издатели, исследователи чтения. Им предоставлялась возможность оце­нить различные аспекты социальной, просветительской, общекультурной ро­ли библиотеки; ознакомиться с опытом работы с читателями разных возрастов; узнать о результатах изучения развития личности ребенка и о методике библио­течного общения. Обращалось внимание на то, как можно повысить качество под­готовки библиотечных кадров, на значе­ние отдельных учебных дисциплин.

 Разнообразными были темы выступлений, широкой оказалась "география" участников дискуссии.

 О работе библиотеки детского дома' слепоглухонемых в г. Сергиев Посад рассказала ее сотрудник Н.В.Куняева. В.А.Минкина (СПб. ГИК) ознакомила с итогами комплексного исследования библиотечной системы Санкт-Петербур­га. Совместная работа с юношеской биб­лиотекой по привлечению молодежи к чтению была охарактеризована П.Тадьяно (О-во книголюбов г. Самары). С.Мо­рис (США) поделилась опытом по приви­тию любви к чтению у дошкольников. Л.И.Васильченко (Тартус. ун-т) раскры­ла оригинальную методику изучения читательских интересов подрастающего поколения. Л.И.Орлова (ГРДБ) показа­ла, как выразительное чтение может служить средством активизации твор­ческого развития младших школьников. "Искусство как человековедение и сред­ство нравственной регуляции" - тема выступления В.А.Левидова (СПб. ун-т). Коллеги из Алтайского ГИК В.А.Соломоденко и Л.М.Цыганова осветили опыт работы подросткового клуба любителей фантастики, перспективы чтения под­ростков. И.В.Бахмутская и З.А.Янкова (РГЮБ) свое многоаспектное сообщение посвятили проблеме "Молодой человек и библиотека".

 Участники секции единодушно выс­казали пожелание о том, чтобы работа ее продолжалась, охватывая актуальные проблемы организации чтения, особенно детей и юношества, в библиотеке. Про­звучало предложение провести в 1992— 1993 гг. совместно с Ассоциацией чтения "круглые столы" по темам: "Чтение де­тей и юношества в библиотеках", "Сов­ременный библиотекарь, каков он?" (о подготовке и повышении квалифика­ции библиотечных работников), "О коо­перации и координации информацион­ной деятельности всех типов библиотек в помощь специалистам", "Психолог в библиотеке".

 Многие участники конгресса, кото­рый прошел в дружеской, теплой обста­новке, выразили надежду, что в даль­нейшем конгресс примет официально характер международного.


Источник сведений

Библиотековедение. — 1993. — Сб. 2. — С. 106-108.

 

Вернуться к результатам поиска