IX Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2015»

Тема
«Модель школьной библиотеки будущего»

Дата проведения
29 июня - 3 июля 2015

Место проведения
Село Михайловское

Организаторы
Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское»
Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
Русская школьная библиотечная ассоциация
Центр развития межличностных коммуникаций

Тип
Форум

Докладчики (показать/скрыть)

Бородина В.А. «Чтение в зеркале математики: взгляд в будущее!»
Гендина Н.И. «Библиотека в условиях информационной войны»
Жукова Т.Д. «Ежегодный доклад на IX Всероссийском форуме школьных библиотекарей России "Михайловское -2015"»
Соколов А.В. «Школьная библиотека в футурологическом контексте»
Столяров Ю.Н. «Первому российскому библиотекарю И.Д. Шумахеру 325 лет»
Фатеева Р.И. «Самообразование: прошлое, настоящее и будущее»
Чудинова В.П. «Будущее школьных библиотек в связи с образовательной политикой в стране и в мире»
Щеголев И.О. «Приветственное слово»

О мероприятии

С 29 июня по 3 июля в г. Пушкинские Горы Псковской области прошел ежегодный IX Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2015». 
Тема «Модель школьной библиотеки будущего». При поддержке Администрации Псковской области.

В работе форума приняли участие около 250 человек из 41 региона Российской Федерации.

Торжественное открытие форума состоялось в Научно-культурном центре Пушкинского заповедника. Оно началось с красочного представления «Школьная библиотека – Маленький принц на планете Образования», посвященного школьным библиотекарям и тому сложному противоречивому миру, в котором им приходится работать с детьми, с книгой, с информацией в XXI веке. Театрализованная притча была подготовлена творческим коллективом Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Здесь прозвучали приветствия участникам от помощника Президента Российской Федерации Игоря Олеговича Щеголева, первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Натальи Владимировны Третьяк, руководителя Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслава Алексеевича Никонова, председателя правления Межрегионального общественного фонда «Центр развития межличностных коммуникаций» Артура Сергеевича Очеретного, директора Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Алексей Валерьевич Габова.

Замечательное выступление литературного критика, литературоведа, прозаика, члена Союза писателей России Валентина Яковлевича Курбатова украсило профессиональный праздник.

С докладом, насыщенным новыми идеями разработки и реализации модели школьной библиотеки будущего выступила президент РШБА, кандидат педагогических наук Т.Д. Жукова.

Большой интерес участников форума вызвал доклад «Библиотека в условиях информационной войны» доктора педагогических наук, профессора Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендиной.

На всех площадках участники форума развивали три основных тематических направления: стратегических планов развития школьных библиотек, развитие профессионального сообщества – РШБА и профессии «педагог-библиотекарь». В работе форума принимают участие ведущие тренеры и коучи, известные ученые.

На второй этаже Центра работа площадка инновационного опыта школьных библиотекарей России. Здесь были и представлены лучшие разработки, проекты, публикации библиотек, реализованные в течение последних двух лет. Красочно оформленные стенды радовали глаз, присутствующие щедро делились накопленным опытом.

В холле административного корпуса турбазы «Пушкиногорье» постоянно действовала выставка книжной и медиапродукции для школьных библиотек. Её участниками стали восемь издательств федерального и регионального уровней.

В ходе круглого стола «Модель современной школьной библиотеки: от идеи к реализации» продолжилось обсуждение темы Форума. С докладами выступили: Тим Говердовский (региональный представитель компании Bibliotheca RFID Library Systems AG (Швейцария) в России и странах СНГ), И.Б. Михнова (директор Российской государственной библиотеки для молодежи), Н.В. Авдеева, начальник Управления функционирования и мониторинга клиентского сервиса (УФКС) Российской государственной библиотеки, заместитель директора по информационным технологиям Российской ассоциации электронных библиотек (НП "ЭЛБИ"). Тема будущего школьных библиотек в связи с образовательной политикой в стране и в мире была раскрыта и в докладах В.П. Чудиновой.

Мастер-класс «Педагог-библиотекарь и развитие информационной культуры в школе» начался с выступления Т.Д. Жуковой, которая рассказала о вкладе РШБА в внедрение данной должности и разработку серии пособий по информационной культуре школьников. Работу мастер класса продолжили сотрудники НИИ ИТ СС КемГУКИ, кандидаты педагогических наук Е.В. Косолапова и Г.А. Стародубова во главе с доктором пед. наук, профессором Н.И. Гендиной. Профессор выступила с докладом «ФГОС: как формировать познавательные универсальные учебные действия по поиску, переработке, критическому анализу и использованию информации».

Далее состоялись презентация учебно-методических пособий для учащихся 1-4-х классов на тему «Интеграция медиаграмотности и информационной грамотности в рамках курса «Основы информационной культуры личности», ролевая игра «Формирование мотивации как условие развития информационной культуры участников образовательного процесса», деловая игра «Библиотекарь-педагог как информационный эксперт: владение инструментарием критической аналитики»

Следующим мероприятием стал семинар «Библиотечные кадры: профессия педагог-библиотекарь и образование». Ведущая - ректор КемГУКИ, доктор пед. наук, профессор Е.Л. Кудрина. На семинаре обсудили следующие вопросы:

-- Итоги Всероссийского онлайн обсуждения профессионального стандарта «Педагог-библиотекарь»
-- Подходы к разработке образовательного стандарта «Педагог-библиотекарь»
-- Создание системы современного непрерывного образования педагогов-библиотекарей

Огромный интерес вызвали фасилитационные сессии, которые провели известные тренеры консалтинговой компании «Правила игры» Сергей и Светлана Бехтеревы. В ходе трех сессий участники успешно решили ряд задач и разработали интересные предложения по темам, связанным с развитием РШБА:

1. Рост количества педагогов-библиотекарей.
2. Моделирование экспериментальных площадок библиотеки будущего.
3. Создание единой коммуникационной платформы ассоциации.

Круглый стол «Цифровая (электронная) школьная библиотека» провели: О.П. Алиева, председатель регионального отделения РШБА Республики Башкортостан и И.В. Булавкина, председатель Курского регионального представительства РШБА. Здесь с презентациями выступили представители издательств «Русское слово», «Экзамен-МЕДИА», «Дрофа», «Ассоциация XXI век», «Мнемозина» и др., которые издают электронные учебники. Среди участников развернулась острая дискуссия о достоинствах и недостатках электронных учебников и увеличении объемов работы школьных библиотекарей в связи с их приобретением. Были также рассмотрены следующие вопросы:

-- Новые подходы в комплектовании фондов школьных библиотек в условиях развития учебного электронного книгоиздания
-- Информационно-методическое обеспечение перехода на электронные учебники
-- РШБА – единая точка доступа к образовательному контенту (сетевые решения, создание единой платформы в работе с электронными учебниками ведущих издательств)
-- Работа с НЭБ и другими электронными ресурсами

Мастер-класс «Инструменты Лиги безопасного интернета для школ» провел В.Е. Пономарев, аналитик НП «Лига безопасного интернета».

Много нового из истории библиотечного дела узнали школьные библиотекари на лекции доктора пед. наук, профессора Ю.Н. Столярова на тему «Первому российскому библиотекарю И.Д. Шумахеру 325 лет».

Специальное мероприятие «Коммуникативные связи в современной школьной библиотеке» провел эксперт Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Ю.И. Глазков.

С новой книгой РШБА «Виртуальное образовательное пространство: создание интерактивного учебного пространства школы» познакомил слушателей переводчик издания В.В. Зверевич.

Интересная дискуссия развернулась и на панели «Автоматизация школьной библиотеки – миф или реальность?», модератором которой стал В.В. Токмаков. Там обсудили ряд вопросов:

-- Нужна ли автоматизация школьным библиотекам в современных условиях?
-- Не станет ли автоматизация препятствием для живой работы с читателями, для общения с книгой в школьной библиотеке?
-- Хотят ли школьные библиотекари учиться работать по-новому? Что им мешает или помогает осуществить это желание?
-- Можно ли автоматизировать школьную библиотеку в тех условиях, в которых она существует?
-- Как повлияет автоматизация школьной библиотеки на образовательный процесс?
-- Кто помогает школьным библиотекам в автоматизации? Цена вопроса.
-- Справляется ли библиотекарь без помощи IT-специалиста с модернизацией?
-- И еще раз – где взять деньги?

Е.В. Апрельский, директор по консалтингу ООО «Национальный центр информатизации» познакомил с системой информационной и методической поддержки учебно-воспитательного процесса.

Круглый стол «Школьная библиотека в футурологическом контексте» начался с доклада А.В. Соколова, доктора пед. наук, профессора СПбГИК. После выступления профессора развернулась бурная дискуссия, на которой был сформулирован вывод: библиотекари справятся с освоением новых информационно-коммуникационных технологий, важных для их работы, но главное – не потерять читателя, сохранить навыки распространения лучшей литературы, способствующей духовно-нравственному, патриотическому, эстетическому и другим направлениям воспитания.

С 22:00 и почти до утра работала площадки инновационного опыта школьных библиотекарей России – «Творческий муравейник» Форума: идеи, проекты, презентации. На этом самом демократичном мероприятии прозвучало 12 сообщений методистов, библиотекарей, издателей на разные темы.

Большой интерес вызвало основное мероприятие третьего дня, которое провели М.В. Кларин, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, председатель правления Ассоциации русскоязычных коучей. Помогал ему руководитель исследовательских и социальных проектов МОФ «Центр развития межличностных коммуникаций» М.В. Москалев. Состояло оно из трех коуч-сессий и продолжило развитие тем, начатых на фасилитационных сессиях. Завершалось специальное мероприятия итоговой коуч-сессией со всеми участниками форума, где была обобщена работа за весь день.

На Форуме состоялись две выездные секции Библиотечной школы, в которых приняли участие около 50-ти человек:

1. Мастер-класс «Системы аттестации библиотекарей образовательных организаций». Ведущий В.К. Степанов, канд. пед. наук, профессор МГУКИ.
2. Мастер-класс «Система автоматизации библиотек ИРБИС64»:

-- Сетевое издание «Openforyou» ( http://www.open4u.ru)
-- Начни автоматизировать свою библиотеку сегодня!»
-- АРМ Каталогизатор - создание электронного каталога
-- АРМ Книгообеспеченность и многое другое, что связано с Системой ИРБИС.

Ведущий: В.В. Токмаков, директор ООО «ЭйВиДи-систем», г. Екатеринбург.

Успешно прошел и специальный семинар «Детское чтение в России — процессы и тенденции» на котором ведущими были профессор В.А. Бородина и доцент И.И. Тихомирова из Санкт-Петербурга. В рамках семинара состоялись два доклада:

1. «Чтение в зеркале математики: взгляд в будущее!» Докладчики: В.А. Бородина и С.М. Бородин
2. «Самообразование: прошлое, настоящее и будущее». Докладчик Р.И. Фатеева, зам. директора ФГБНУ НПБ им. К.Д. Ушинского.

Творческая встреча с И.И. Тихомировой «Профессия длиною в жизнь» была посвящена 60-летию её профессиональной деятельности. Присутствующие с радостью поздравили замечательного автора и человека со столь знаменательной датой и пожелали плодотворной деятельности еще на многие годы.

На закрытии Форума с отчетами о работе выступили ведущие основных мероприятий, были подведены итоги on-line конкурсов РШБА и участникам вручены грамоты. Было принято решение продолжить конкурсы до форума «Михайловское 2016»:

1. Конкурс на лучший проект акции по сбору подписей под Декларацией школьных библиотекарей России «Библиотеки изменяют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку»;
2. Всероссийский конкурс «Читающая мама – читающая нация».
3. Литературный конкурс «Погружаемся в творчество А.С. Пушкина».
4. Конкурс концепций виртуального пространства школы и школьной библиотеки.
5. Конкурс «Лучший проект школьной библиотеки будущего».

Президент РШБА Т.Д. Жукова обрисовала картину проделанной работы и планов на будущее, подводя итоги работы всего форума.

В день заезда в Святогорском монастыре традиционно прошло Торжественное возложение цветов к могиле А.С. Пушкина от участников Форума, а вечером прошло два мероприятия посвященные А.С. Пушкину: мастер-класс «Пушкин-Читатель и Читатели Пушкина» (ведущие и докладчики: В.А. Бородина и С.М. Бородин) и лекция профессора Ю.Н. Столярова «На ночь глядя» на тему «О чем на самом деле роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"». В день отъезда желающие посетили усадьбы, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина – Михайловское и Тригорское.

Показать еще...

Подробные материалы IX Всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2015» будут опубликованы в № 8–10 номерах журнала «Школьная библиотека»


Материалы (программы, принятые документы, сборники докладов, и др. материалы)

Результаты работы фасилитационных и коуч-сессий

Источник сведений

IX Всероссийский форум школьных библиотекарей «Михайловское 2015»/ Информационный портал школьных библиотекарей России. Электронный ресурс// режим доступа: http://rusla.ru/rsba/help/Seminari_soves_konfer/past/index.php?ELEMENT_ID=5862

 

Вернуться к результатам поиска