Форум «Детское чтение как потенциал духовного развития общества»

Дата проведения
24-30 июня 1999

Место проведения
Геленджик

Организаторы
Департамент культуры администрации Краснодарского края
Краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства Краснодарского края
Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых

Тип
Форум

О мероприятии

 Творческая лаборатория как современная форма профессионального обучения, проводимая в рамках Ассоциации детских библиотек России, успела превратиться в замечательную традицию. Она проводится ежегодно уже пятый раз на гостеприимной Краснодарской земле в г.  Геленджик. Организаторами являются Департамент культуры администрации Краснодарского края, Краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых, Краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства края. Тема 1999 г. — “Детское чтение как потенциал духовного развития общества” — привлекла специалистов в области детского чтения и детских библиотек из разных регионов страны, включая Нижний Новгород, Нижний Тагил, Рязань, Пермь, Москву и Санкт-Петербург, наиболее полно Краснодарский край: всего — более 70 человек.

  В открытии форума, который проходил 24—30 июня, приняли участие В.А.Семихватов (зам. генерального директора Департамента культуры администрации Краснодарского края) и Г.Н.Гладкая (зам. главы администрации г. Геленджика, начальник Управления культуры, науки, спорта, по делам молодежи и общественных организаций). С сообщением “О государственной библиотечной политике на пороге нового века и об отношении государства к детским библиотекам” выступила Н.В.Шахова (гл. специалист управления библиотек, науки и информатизации Министерства культуры РФ). Были названы болевые социальные проблемы общества, в решении которых самое непосредственное участие принимают детские библиотеки России.

Показать еще...

  Анализ деятельности библиотек, обслуживающих детское население края, а также основные перспективные направления их развития прозвучали в докладе В.Ю.Соколовой (директор Краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых). В частности, она отметила, что современная социокультурная ситуация создала предпосылки к расширению и углублению функций детской библиотеки как специфического российского института: укрепляется сотрудничество с местными органами образования и образовательными учреждениями, со сферой социальной защиты населения, реализуются различные проекты (“Библиотека лицом к семье”, получивший грант Института “Открытое общество”), работают 190 клубов при детских библиотеках (например, “Золотой ключик” для детей инвалидов в целях их социальной реабилитации в Крымской ЦДБ). Разрабатываются и успешно воплощаются “авторские программы”, среди которых такие, как “Войдите в мир искусства” (на базе Краевой детской библиотеки, автор И.Ф.Гайворонская); “Именем России нареченный” (на базе детской библиотеки г. Новороссийска), др. ЦДБ г. Сочи включена в Федеральную программу по развитию детского литературного творчества “Слово”.

  Большую помощь в работе с детьми оказывает краевая газета “Доброе утро”, которая за цикл публикаций к 200-летию А.С.Пушкина стала лауреатом конкурса, проводимого Центром “Мужество и героизм”, Союзом писателей России и творческим Союзом художников РФ. Уже не первый год краевую газету по линии Ассоциации детских библиотек России связывают дружеские и партнерские отношения с журналом “Детская библиотека” (профессионально-информационный журнал Ассоциации), с Пермским областным журналом “Родничок”. Об этом сотрудничестве рассказал Д.И.Горобец (директор Областной детской библиотеки, г. Пермь) в своем выступлении на тему “О проблемах чтения и творческого развития детей раннего возраста”.

  Итоги семилетней деятельности общественно-профессионального объединения детских библиотек России подвела в своем выступлении Президент Ассоциации А.П.Капишникова (директор областной детской библиотеки, г. Нижний Новгород). Она отметила, что за прошедшие с момента создания годы Ассоциация превратилась в организацию, способную положительно влиять на разитие детских библиотек страны, активизировать интеграционные процессы.

 

 В рамках лаборатории были использованы различные формы занятий: круглый стол (“Ребенок и его чтение на рубеже веков”); презентация сборника “Наш Пушкин? Наш Пушкин! Наш Пушкин...”, собравшего под одной обложкой стихи, размышления, рисунки детей-читателей библиотек и библиотекарей края и изданного Краевой детской библиотекой; опыт работы с детьми в федеральной библиотеке (Л.И.Новофастовкая, гл. специалист РГДБ, г. Москва), а также в библиотеках небольших городов и сельских районах края и регионов России. Проблемный семинар, проведенный на базе ЦДБ им. Н.Крупской (г. Новороссийск), был посвящен новаторству, творчеству и традициям в практической работе детских библиотек. Особое внимание в выступлениях и прениях уделялось роли и возможностям детских библиотек в образовании ребенка, в процессах творческого, интеллектуального самовыражения читателей-детей, а также направленности традиционной краеведческой работы с подрастающим поколением и родителями, воспитателями детей (“Детская библиотека — центр сохранения истории Отечества”).

  Ситуативную игру (“Стратегия развития библиотек, обслуживающих детское население”) провела Л.В.Куликова (с. н. с. РНБ, руководитель группы “Организация библиотечного дела”). Участие в игре всей аудитории позволило каждому не только проявить и раскрыть свой творческий потенциал, но также разработать и предложить коллегам три полезных проекта (“Детская библиотека ХХI века”; “Как, когда и у кого просить деньги на библиотеку?”; “Создание Положения о премии Всероссийского конкурса “Лучший читатель”). В конце игры каждый проект получил оценку, по итогам принято предложение о подготовке проведения конкурса “Лучший читатель”, который, по мнению инициаторов проекта, следует проводить в несколько этапов на разных уровнях (местном, региональном, общероссийском).

  Равноправными участниками лаборатории стали дети разного возраста, отдыхающие по соседству в летних лагерях. Для встречи с ними приехала группа детских писателей (В.В.Лунин, М.Л.Москвина, Л.Л.Яхнин) и хорошо известный детям и взрослым композитор Г.В.Гладков. Такой замечательный подарок приготовила ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, которую представляла О.Н.Мяэотс (член секции ИФЛА, зав. читальным залом) при поддержке Института “Открытое общество”.

  Проведение занятий творческой лаборатории и условия проживания ее участников (в пансионате “Эдельвейс”) были организованы на высоком уровне, что создало атмосферу творчества, постоянного взаимодействия, взаимопонимания и доброжелательности. Организаторы лаборатории продумали игровые ситуации, практически все участники смогли получить какой-либо приз или сувенир. Каждому из участников был вручен уникальный подарок — собрание произведений А.С.Пушкина, изданный в юбилейной серии “Кубань”.


Источник сведений

“Детское чтение как потенциал духовного развития общества”/ Сайт РНБ. Электронный ресурс//режим доступа: http://www.nlr.ru/news/rnbinfo/1999/6-2.htm#5

 

Вернуться к результатам поиска