Российская национальная библиотека
Онлайн-консультант

Диалог национальных библиотек: Россия– Великобритания

Второй двусторонний семинар, 3-4 декабря 2001
Британская библиотека, Сан-Панкрас, Конференц-центр

Книги, связанные с русским авангардом в изобразительном искусстве, театре и кино 1910-1934

П. Хеллиер
Британская библиотека

Искусство

Кроме того, в каталог “Русский авангард” включены книги, в которых рассматриваются авангардные движения в русском авангарде и их влияние на живопись, архитектуру и театральный дизайн – среди них каталоги выставок, монографии об отдельных художниках или театральных постановках, манифесты.

Теоретические работы по изобразительному искусству в 1910-х годах разнообразны – от Студии импрессионистов [C.104.i.14] и Текста художника Кандинского [C.104.i.16] до Искусства Марка Шагала Эфроса [CC.114.n.30] и От кубизма и футуризма к супрематизму Малевича [C.114.mm.25]. Аналогичная публикация периода конструктивизма – Первый цикл лекций Пунина [C.114.mm.34].

аслаабъличья … Рис. 21.
аслаабъличья … [Le-Dantyu as a beacon. Paris,] /
Париж, 1923. [C.145.b.15].
(текст и оформление Зданевича; обложка Грановского)

Театр

Среди изданий, связанных с русским театром этого периода, тексты известных пьес, книги о театральных постановках с иллюстрациями декораций и костюмов, а также теоретические работы режиссеров-экспериментаторов.

Среди текстов периода футуризма – то, что осталось от футуристической оперы Крученых Победа над солнцем (с музыкой Матюшина и обложкой с репродукцией декораций Малевича [C.114.mm.9]), а также визуальный экспериментальный текст пьесы Ильи Зданевича Le-Dantyu as beacon.

Принцесса Турандот … / Карло Гоцци Рис. 22.
Принцесса Турандот … / Карло Гоцци.
Moscow, 1923.М.; Петроград:
Государственное издательство, 1923. [Cup.410.c.86]
(обложка в стиле кубизма отражает стиль
оформления декораций Нивинского)

Одна из самых интересных книг об отдельных постановках – издание о постановке Вахтангова “Принцесса Турандот”. Вахтангов хотел связать новый театр с театром прошлого, и стиль этой постановки был близок к стилю Commedia dell'arte.

Среди теоретических работ режиссеров-экспериментаторов 1910-х годов:

Театральные новации, Что такое театр Евреинова [Cup.410.g.212] и Записки режиссера Таирова [C.114.l.4].

Кроме того, есть несколько публикаций на тему экспериментального Камерного театра Таирова, который был открыт в 1914 г.

К периоду конструктивизма относятся несколько работ о режиссере Мейерхольде и его системе биомеханики. Наиболее примечательными из них являются его собственная публикация О театре (1913 г.), Театр Мейерхольда Бруксона [X.908/6098] и книга 1935 г. о его постановке оперы Чайковского Пиковая дама [C.191.b.5].

Макет декорации А.Веснина для пьесы Рис. 23.
Макет декорации А. Веснина для пьесы
Человек, который был Четвергом
из книги: Стиль и эпоха / Моисей Гинзбург.
М.: Государственное издательство,
[1924]. [X.421/22844].

На рисунке – макет декораций Александра Веснина для пьесы Человек, который был Четвергом Г.К.Честертона. Это типичный конструктивистский дизайн, многоярусное сооружение, состоящее из конструкций из дерева и железа с использованием лестничных клеток, дверей, вращающихся колес и террас.

Бакст – оформление для балета. Нарцисс Рис. 24.
Бакст – оформление для балета Нарцисс, 1911
(из книги: Le Ballet contemporaine
(Современный балет) / Валериан Светлов. СПб., 1912.
[L.R.31.a.4])

Для тех, кто занимается исследованием театральных костюмов этого периода, в коллекциях Британской библиотеки есть ряд изданий, связанных с деятельностью таких дизайнеров начала 20-х гг., как Бенуа и Бакст, известных своим дизайном для Русского Балета. Замечательные примеры этих изданий – богато иллюстрированные издания Валериана Светлова Le Ballet contemporaine (Современный балет) и Тамаре Платовне Казарвиной, изданные в Санкт-Петербурге в 1912 г.

Костюм для балета Нур и Анитра Рис. 25.
Костюм для балета Нур и Анитра
(из книги: Театральный строй / Анатолий Петицкий.
Kharkov, 1929.[Харкiв]:
Державне выдавнитство Украины, 1929. [C.185.bb.3])

Кроме того, есть ряд источников, в которых иллюстрируется конструктивистский подход к дизайну костюмов. Наиболее яркий пример – Театральный строй украинского дизайнера Анатолия Петрицкого.

Иллюстративный материал представлен на театральных плакатах, а также в театральных программах начала 20-го века, небольшие коллекции которых входят в каталог Британской библиотеки до 1975 г. Ценным источником для исследователей русского театра и танца периода до 1915 г. являются Ежегодники Императорских театров, которые издавались в Санкт-Петербурге в 1890-1915 (Ежегодник Императорских театров. Шифр: pp.5224.ds). В Британской библиотеке хранится полный комплект этих изданий; одним из наиболее ярко иллюстрированных из них является выпуск 1901 г., редактором которого был Дягилев).

Каталог книг русского авангарда снабжен предметным указателем, в котором перечислены наиболее важные основные и вспомогательные источники, связанные с театром и архитектурой, а также с плакатами, хранящимися в Британской библиотеке. Кроме того, в указатель включены каталоги нескольких важных выставок, например, выставки “Театральный дизайн в СССР 1917-1927” под редакцией Голлербаха [X.907/8599]. Более полный список материалов по этой тематике можно получить, выполнив поиск по заглавиям, указав ключевое слово "театр" или с усечением "театр$" в кириллице во внутреннем OPAC Британской библиотеки (но не в BLPC).

В Британской библиотеке хранится полный ряд вспомогательных материалов о русском изобразительном искусстве на английском, французском, итальянском и немецком языках. Новая версия библиографии новых книг о русском авангарде (1995-2001) выйдет во 2-м издании Каталога книг русского авангарда, подготовка которого ведется в настоящее время.

Кино

В 1920-х и 30-х годах появились рекламные публикации, посвященные Российскому кино. Издательство, которое специализировалось на выпуске рекламных брошюр для кино – “Теакинопечать” (“Кинопечать”).

В последние годы Британская библиотека приобрела специальную коллекцию рекламных буклетов и других материалов, связанных с историей и критикой советского и мирового кино, изданных издательством “Теакинопечать” в 1920-х гг.. Хотя рекламные буклеты этих издательств издавались довольно большими тиражами для массового распространения, часто после прочтения они выбрасывались, и сохранилось их немного. Поэтому они считаются довольно редкими, и даже в России аналогичные коллекции есть в очень немногих российских библиотеках. Часто они содержат серьезные и интересные тексты, и их можно сравнить с театральными программами и каталогами.

Эту коллекцию можно разделить на 6 частей:

Дом на Трубной Рис. 26.
Дом на Трубной. Moscow, 1926[М.]:
Теакинопечать, [1926?] [YA.1993.a.17807]
(реж. Борис Барнет)

1. Рекламные буклеты молодого советского кино. Создавались для того, чтобы убедить зрителей посмотреть кинофильм, а дистрибьюторов – приобрести его. Они включают точный и сжатый текст с биографической информацией о забытых ныне актерах первого поколения советского кино, и иллюстрированы кадрами из фильмов. Наиболее важные: Бухта смерти (Room), Бабы рязанские (Преображенская), Декабристы (Ивановский), Дом на Трубной (Барнет), Блуждающие звезды (Барнет), Отец Сергий (Протазанов), Амок.

2. Рекламные буклеты советских документальных фильмов и пропагандистское кино о народном здравоохранении и т.д.

Мозжухин /А. Гарри Рис. 27.
Мозжухин /А. Гарри. Moscow, 1927. М:
Кинопечать, 1927. [YA.1993.a.17788]

3. Рекламные буклеты, содержащие информацию о жизни и творчестве ведущих киноактеров советского кино, в том числе критические материалы, факты биографии / автобиографии, библиографию и фильмографию. Наиболее известные среди них: Мозжухин, Ната Вачнадзе, Москвин, Ольга Третьякова.

4. Рекламные буклеты о жизни и творчестве ведущих актеров мирового кино и российская критика мирового кино. Следует отметить буклеты, написанные Владимиром Недоброво, видным критиком, который был автором текста группы Фабрика эксцентричного актера.

Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР Рис.28.
Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР. М.:
Кинопечать, 1926. [YA.1993.a.17802]

5. Рекламные буклеты о фильмах мирового кинематографа. Наиболее примечательные примеры: Мыльная пена (с участием Мери Пикфорд) и Человек и ливрея (Der letzte Mann) с участием Эмиля Дженнингса).

6. Журналистика и русская критика советского кино, преимущественно 1926 – 1930 гг. Уникальные тексты на тему техники кино, в том числе произведения таких известных критиков, как В.Шкловский.

Участники могут ознакомиться со списком изданий в этой коллекции. Кроме того, в Британской библиотеке хранится ряд источников на русском языке на тему русского, советского и мирового кино в этот период (поиск проводился по ключевому слову “кино” или с усечением “кин$” в OPAC). Кроме того, в Британской библиотеке хранится очень важное издание о кино, выпущенное в 1919 г. Это Кинематограф, сборник статей с введением, написанным Луначарским. Это копия для государственного советского кино и, возможно, единственная копия в библиотеке за пределами бывшего Советского Союза.

Русские плакаты

Хотя плакаты для библиотечной коллекции специально не собирались, в Британской библиотеке хранятся русские и советские плакаты, отражающие различные аспекты общественно-политической / исторической и художественной тематики. Большинство их включены в каталог Британской библиотеки в виде отдельных коллекций, часто под названием на английском языке, обозначающим тематику коллекции, например, Русско-японская война.

Небольшая часть оригинальных плакатов относится к революционному и послереволюцинному периоду и отражают эти события с различных политических точек зрения. Подготовлены списки этих коллекций, включающие описания отдельных плакатов. Среди них:

  • Русские плакаты Первой мировой войны (изданы царским режимом в 1914-1916 гг.)

  • Плакаты, выпущенные Союзными войсками для распространения в России во время Первой мировой войны [1917-1919]

  • Анти-большевистские плакаты, выпущенные контр-революционными силами во время Гражданской войны

  • Советские плакаты (1918-1921)

  • Плакаты, выпущенные Всероссийской центральной комиссией по борьбе с неграмотностью (1920)

  • Некоторые плакаты с текстами известных писателей, например, В.Маяковского, или работы известных художников, таких как Малевич или Мур, включены в Каталог книг русского авангарда. Наиболее значительными из них являются плакаты из коллекции "Батальные лубки" времен Первой мировой войны [HS.74/274].

Еще одна значительная коллекция, также включенная в этот каталог, - Русские плакаты, которую составляют репродукции плакатов, созданных В.Лебедевым для Окон РОСТА [C.191.a.13].

Хотя плакаты более позднего советского периода представлены в коллекции Британской библиотеки незначительно, стоит назвать коллекцию оригинальных плакатов советского периода 1986-1993 – периода перестройки и гласности.

См. также Русское авангардное изобразительное искусство 1910-2000 гг.

Перечень докладов