Российская национальная библиотека

Генеральная конференция Лиги европейских научных библиотек LIBER
29 июня - 2 июля

Толлинер Ян

Библиотека как виртуальная среда обучения (Library as virtual learning environment)

Что общего между обучением в библиотеке и изучением библиотеки? Как определить образовательный потенциал цифровой библиотеки? Какие новые виды сотрудничества, организационные меры, технология и стратегия необходимы, чтобы учебный процесс и библиотека соответствовали потребностям друг друга?

В научной литературе мы находим различные ответы на эти вопросы. Мы задали эти вопросы в тесте, связав их с последними достижениями информационных технологий в Католическом университете. Было обозначено три организационных уровня: Кампус Кортрийк (Campusbibliotheek Kortrijk), отдельное дочернее многодисциплинарное учебное заведение (около 800 студентов), Католический университет Лёвена (Katholieke Universiet Leuven) (около 30.000 студентов) и Ассоциация Католического университета Лёвена (Katholieke Universiet Leuven Asssociation) (около 70.000 студентов) – т.е. новая сеть высших учебных заведений во Фландрии, северной части Бельгии. Особое внимание уделяется уровню университета Лёвен. Говорится также о программе, результатах деятельности и проблемах нового консультационного совета «Библиотека и образование». Далее представляются результаты опроса, проведенного среди лиц, ответственных за библиотеку и учебный процесс в университете. 126 человек отвечали на вопросы, касающиеся реальных и желательных связей между преподаванием и цифровой библиотекой. 44 из 126 респондентов являлись преподавателями Университета. Им были заданы специальные вопросы о связи их курсов с информационными технологиями и библиотекой. На основе этих данных, а также по результатам дополнительных опросов, проведенных среди студентов, были выработаны рекомендации по политике обучения. Вот некоторые из рекомендаций:

  1. Разработка четкого и в то же время динамичного разделения задач между библиотекарями и преподавателями;
  2. Интегрирование электронной среды;
  3. Разработка модульных и интегрированных программных систем преподавания;
  4. Ввод в учебные программы курсов информационной грамотности.

В той степени, в какой университеты смогут реализовывать такие программы, цифровая библиотека будет оптимально вовлечена в академический процесс. Традиционные библиотеки уже стали естественными центрами обучения, цифровая библиотека также должна войти в образовательную среду, где администраторы, преподаватели и библиотекари вместе предлагают лучшие варианты, помогают ориентировке [студента] в информационном пространстве.

Программа конференции

Наверх