Российская национальная библиотека
Отдел эстампов Выставки online


Открытки 1920-х - 1930-х гг. Издательства Ассоциации художников революции (АХР) и Общества московских художников (ОМХ)


В истории отечественной открытки десятилетие с 1914 по 1924 г. было трудным. Потрясения, пережитые Россией - Первая мировая война, революция 1917 г., гражданская война и разруха - сказались в изменении сюжетного репертуара открыток, в падении тиражей, в ухудшении качества печати.

Как только политико-экономическая ситуация в стране приблизилась к стабилизации, открытка оказалась востребованной в кардинально изменившемся обществе. Новая власть оценила идеологическую эффективность изобразительной открытки, расходящейся по всему Советскому Союзу тысячами экземпляров.

Интересно, что в конце 1920-х - начале 1930-х гг. бытовала практика издания открыток художественными объединениями. Она прекратилась в 1932 г., когда существованию многочисленных группировок положило конец постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций".

Ассоциация художников революции (АХР) (с возникновения в 1922 г. по 1928 г. - Ассоциация художников революционной России (АХРР)) считала себя продолжателем традиций передвижничества. "Искусство в массы" - таков был девиз этого крупнейшего объединения художников в СССР. Успешное издание открытых писем Ассоциация начала в 1929 г. Всего увидели свет около 800 открытых писем АХР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до 50.000 экземпляров.

Открытки АХР демонстрируют сферу ее интересов: индустриализация и промышленный труд, новые стройки, механизация сельского хозяйства. Этнографические зарисовки и многочисленные пейзажи были результатами поездок художников по стране.

А.Г.Золотарев. Развитие сельского хозяйства. 1930 Е.М.Шегаль. Отливка шлака. 1930.

Велика была доля открыток, предназначенных для детей. Изображенные на них ребята были очень серьезными: они играли, чтобы примериться к будущей профессии, а пионеры и пионерки не только отдыхали, но и трудились.
Идеальная открытка своей темой должна была агитационно способствовать развитию новой социалистической культуры.
Большое внимание АХР уделяла, конечно же, образу нового человека и, в особенности, новой советской женщины, которая представала в облике "инженера", "выдвиженки", "физкультурницы".

Н.И.Шестопалов. Женщина-инженер. 1930. А.Г.Платунова. Делегатское собрание. 1930-е.

Издательство АХР публиковало работы не одних лишь членов Ассоциации. На нескольких открытках были воспроизведены картины из собрания Эрмитажа. Одни из лучших открыток АХР выполнили художники из конкурирующего объединения - Общества станковистов (ОСТ), участники которого, также обращаясь к новой советской тематике, разрабатывали современный, строгий и четкий изобразительный язык.

Второе объединение, открытки которого показаны на выставке - Общество московских художников (ОМХ). По числу изданных открыток, как и по их тиражам, составлявшим от 5.000 до 25.000 экземпляров, оно значительно уступало АХР. ОМХ культивировало иную традицию, которой был чужд "натуралистический бытовизм". Мастера ОМХ воплощали современность, разрешая живописные задачи, добиваясь легкости и светоносности красок. Их излюбленными жанрами были пейзаж и натюрморт.
С.И.Лобанов. Виноградные колхозы Крыма. 1933. А.В.Лентулов. Ленинград. Антирелигиозный музей. 1933.

Для экспонирования на выставке в Отделе эстампов было отобрано более 250 единиц из сложившейся в РНБ представительной коллекции открыток, выпущенных АХР и ОМХ. В большинстве своем они поступили в фонд Библиотеки в 1929 - 1933 гг. как обязательный экземпляр. Благодаря этим открыткам можно увидеть в полноцветных репродукциях картины, выполненные забытыми художниками, и работы известных мастеров, не вошедшие в альбомы и иллюстрированные монографии. Собранные вместе, открытые письма издательств АХР и ОМХ передают культурную атмосферу рубежа 1920-х - 1930-х гг. - трагических, переломных лет нашей истории.

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ


Главная | Отдел эстампов | Выставки
© Российская национальная библиотека, 1999
webmaster@nlr.ru