В истории отечественной открытки десятилетие с 1914 по 1924 г. было трудным. Потрясения, пережитые Россией - Первая мировая война, революция 1917 г., гражданская война и разруха - сказались в изменении сюжетного репертуара открыток, в падении тиражей, в ухудшении качества печати. Как только политико-экономическая ситуация в стране приблизилась к стабилизации, открытка оказалась востребованной в кардинально изменившемся обществе. Новая власть оценила идеологическую эффективность изобразительной открытки, расходящейся по всему Советскому Союзу тысячами экземпляров. Интересно, что в конце 1920-х - начале 1930-х гг. бытовала практика издания открыток художественными объединениями. Она прекратилась в 1932 г., когда существованию многочисленных группировок положило конец постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Ассоциация художников революции (АХР) (с возникновения в 1922 г. по 1928 г. - Ассоциация художников революционной России (АХРР)) считала себя продолжателем традиций передвижничества. "Искусство в массы" - таков был девиз этого крупнейшего объединения художников в СССР. Успешное издание открытых писем Ассоциация начала в 1929 г. Всего увидели свет около 800 открытых писем АХР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до 50.000 экземпляров. Открытки АХР демонстрируют сферу ее интересов: индустриализация и промышленный труд, новые стройки, механизация сельского хозяйства. Этнографические зарисовки и многочисленные пейзажи были результатами поездок художников по стране.
Велика была доля открыток, предназначенных для детей. Изображенные на них ребята были очень серьезными: они играли, чтобы примериться к будущей профессии, а пионеры и пионерки не только отдыхали, но и трудились. Издательство АХР публиковало работы не одних лишь членов Ассоциации. На нескольких открытках были воспроизведены картины из собрания Эрмитажа. Одни из лучших открыток АХР выполнили художники из конкурирующего объединения - Общества станковистов (ОСТ), участники которого, также обращаясь к новой советской тематике, разрабатывали современный, строгий и четкий изобразительный язык. Второе объединение, открытки которого показаны на выставке - Общество московских художников (ОМХ). По числу изданных открыток, как и по их тиражам, составлявшим от 5.000 до 25.000 экземпляров, оно значительно уступало АХР. ОМХ культивировало иную традицию, которой был чужд "натуралистический бытовизм". Мастера ОМХ воплощали современность, разрешая живописные задачи, добиваясь легкости и светоносности красок. Их излюбленными жанрами были пейзаж и натюрморт. Для экспонирования на выставке в Отделе эстампов было отобрано более 250 единиц из сложившейся в РНБ представительной коллекции открыток, выпущенных АХР и ОМХ. В большинстве своем они поступили в фонд Библиотеки в 1929 - 1933 гг. как обязательный экземпляр. Благодаря этим открыткам можно увидеть в полноцветных репродукциях картины, выполненные забытыми художниками, и работы известных мастеров, не вошедшие в альбомы и иллюстрированные монографии. Собранные вместе, открытые письма издательств АХР и ОМХ передают культурную атмосферу рубежа 1920-х - 1930-х гг. - трагических, переломных лет нашей истории.
АХР
Е.М.Шегаль. Отливка шлака. 1930. Ф.А.Модоров. Ставят рельсы. 1930-е. А.Г.Золотарев. Развитие сельского хозяйства. 1930. В.С.Пшеничников. Улица в Самарканде. 1929. Н.И.Шестопалов. Женщина-инженер. 1930. Философова. Будущие строители. 1930. А.Г.Платунова. Делегатское собрание. 1930-е. ОМХ |
Главная |
Отдел эстампов |
Выставки
© Российская национальная библиотека, 1999
webmaster@nlr.ru