Четвероевангелие.
XII в.; последняя четверть XIII в. Константинополь (?)
Q (242 х 183). II+156+II л.
Пергамен. Чернила, краски.
Минускул.
10 таблиц канонов в орнаментальных рамах (л. 5-9 об.), 4 миниатюры в полный лист (л. 10 об., 76 об., 116 об., 116 об.), 4 орнаментальных заставки (л. 11, 51, 77, 117), одна из них с вписанной миниатюрой (л. 117), 3 орнаментальных инициала, один историзованный инициал. Заглавия и малые инициалы чернилами малинового оттенка.
Рукопись Греч. 101/1 некогда составляла единый кодекс с рукописью Греч. 101/2 - этот кодекс включал все канонические тексты Нового Завета (без Апокалипсиса), дополненные предисловиями, оглавлениями и эпиграммами. Рукопись такого состава, с расширенным за счет вспомогательного аппарата текстом, но при этом удобного среднего размера, предназначалась, вероятно, для частного употребления. Время создания рукописи, текста и художественной декорации Четвероевангелия относится к XII в. Однако, как было установлено после проведения специальных исследований в процессе реставрации во ВНИИР (1968 г.), миниатюры с изображениями евангелистов были полностью записаны в последней четверти XIII в. В заставку перед Евангелием от Иоанна вписан медальон с поясным изображением благословляющего Христа - такие медальоны получили распространение именно в XII в. Этот образ, как и фигура евангелиста Иоанна в "историзованном" инициале (л. 117), относится к первоначальному этапу создания рукописи и не покрыт позднейшими записями.
До 40-х гг. XVI в. рукопись находилась в Лавре Св. Афанасия на Афоне, затем - в библиотеке канцлера Пьера Сегье (1588-1672), затем перешла по наследству к его племяннику, герцогу Куалену, и, наконец, оказалась в монастыре Сен-Жермен-де-Пре в Париже. Она побывала в руках Бернара де Монфокона (1655-1741), который проставил нумерацию листов в тогда еще едином кодексе. В конце XVIII в. рукопись приобрел П. П. Дубровский (1754-1816), секретарь русского посольства в Париже. В составе его коллекции рукопись поступила в ИПБ в 1805 г.
Шифр: РНБ. Греч. 101/1.