Трапезундское евангелие. Евангельские чтения.
X в. (середина). Константинополь (?). Фрагменты
РНБ. Греч. 21, л. 1 об. - 2 |
РНБ. Греч. 21а, л. 1 |
F (328 х 265).
Пергамен. Чернила, киноварь, краски, золото.
Текст в 2 столбца. Литургический унциал.
Греч. 21: 14 л. Листы 4, 11, 12 сохранились фрагментарно. 15 миниатюр, из них 6 в полный лист; 6 полихромных с золотом орнаментальных инициалов. Рукопись была подарена в 1858 г. митрополитом Трапезундским Констанцием императору Александру II (в составе хранящегося ныне под шифром Греч. 69 неиллюминованного минускульного Лекционария XI в., в который были вплетены в соответствии с литургической последовательностью листы Трапезундского евангелия). Поступила в ИПБ в 1858 г.
Греч. 21а: 1 л. 1 миниатюра в тексте и 2 полихромных с золотом орнаментальных инициала. Фрагмент приобретен Библиотекой в 1902 г. у А. И. Пападопуло-Керамевса.
Трапезундское евангелие является одной из наиболее известных греческих иллюминованных рукописей в российских хранилищах. Долгое время исследователи связывали место создания Трапезундского евангелия с восточными провинциями Византийской империи и датировали VIII, IX, X, XI вв. В настоящее время получила признание точка зрения Б. Д. Фонкича, который на основании почерковедческого анализа высказал убедительное предположение о том, что Трапезундское евангелие создано в Константинополе. Это помогло обосновать датировку рукописи Х в. Художественный стиль миниатюр Трапезундского евангелия выделяется на фоне византийской живописи середины и второй половины Х в. особой экспрессивностью, выразительностью погруженных в духовные переживания образов, что достигается такими художественными средствами, как искажение пропорций и нарушение пространственных связей в предметном окружении фигур.
Шифр: РНБ. Греч. 21, 21а.