Четвероевангелие с толкованиями.
1061 г. Писец монах Николай
F (256 х 180). 357 л.
Пергамен. Чернила, краски, твореное золото.
Минускул. Схолии обрамляют текст с трех сторон; толкуемый текст в схолиях выделен киноварью.
4 миниатюры в полный лист (на л. 13 об., 123 об., 178 об., 270 об.), 4 полихромные с золотом орнаментальные заставки, 5 полихромных с золотом и 1 монохромный орнаментальные инициалы, 3 орнаментальных монохромных рамы, 10 обрамлений таблиц канонов, орнаментальные разделители и концовки.
На л. 3 об. запись писца о завершении работы над перепиской книги 1 ноября 1061 г. На л. 5 запись Евгения Булгариса о том, что он приобрел эту книгу в 1757 г. у иеромонаха Софрония в обмен на обещание соорудить в его келье, в ските Св. Павла, часовню в честь чудотворца Спиридона.
Рукопись имеет сложный состав. Помимо Четвероевангелия в ней содержится обширный дополнительный аппарат: предисловие, оглавления, эпиграмма на евангелистов, синаксарные указания, а также пространные схолии "антиохийской" редакции с толкованиями евангелий. Особенности содержания рукописи позволяют предположить, что она была создана для частного употребления и носит индивидуальный характер. Изображения евангелистов в Четвероевангелии отражают то направление в византийском искусстве третьей четверти XI в., которое, основываясь на классических образцах, стремилось при этом придать большую одухотворенность классической форме. Орнаментальное оформление книги отражает развитую стадию лепесткового стиля.
Рукопись поступила в ИПБ в составе собрания Залусских в 1806 г.
Шифр: РНБ. Греч. 72.