Российская национальная библиотека
Отдел эстампов Выставки online



Иллюстрация к книге Н.А.Островского 'Как закалялась сталь'. 1947.

С 1930-40-х годов Пахомов иллюстрирует книги Н.А.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, рассказы о Ленине в детских журналах "Чиж" и "Еж". Стилистика произведений Пахомова становится иной: на смену локально окрашенному пятну и силуэту приходит живая динамичная линия, тонкая штриховка. "Графичная живопись" в работах художника превращается в "живописную графику".

Для новой задачи оформления книги Пахомов избирает прием зарисовки с натуры, редко используя цвет. Он стремится к индивидуализации образа, акцентирует внимание читателя на жестах и мимике героя. С помощью линии художник создает внешне эмоциональные, непосредственные образы, лишенные, однако, психологической глубины. В иллюстрациях к книгам Маяковского, Маршака конца 1930-х - начала 1940-х годов нет места былой остроте восприятия окружающего мира, новизне характеров. Дети в произведениях Пахомова мыслят и чувствуют одинаково, несмотря на портретность черт того или иного героя.

 В стационар. 1942.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов застала художника в Ленинграде, окруженном врагами. Наравне с немногими графиками осажденного города Пахомов продолжает творить и создает литографированный цикл "Ленинград в блокаде". Но если рисунки к листам этой серии являются живыми и образными, то литографии выглядят сухими и излишне пафосными. Более гармоничными стали плакаты 1942-43 годов, выполненные по этим рисункам.

В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий "В нашем городе" (1944-46). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. Престижная Государственная премия, врученная Пахомову за эти циклы, подтолкнула художника к созданию новых произведений на тему труда советских людей.

 Урок музыки. 1958.

В последний период жизни и творчества, в 1950-1970-е годы, Пахомов сознательно избирает неприхотливые бытовые сюжеты, не замахиваясь на решение сложных больших задач. Его привлекают колхозницы, врачи, учителя, занимающиеся ежедневной работой. Бесстрастное повествование, традиционные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера.Детские образы Пахомова остаются по-прежнему трогательными и непосредственными. Иллюстрации к произведениям С.В.Михалкова, В.А.Осеевой, Л.Н.Толстого 1950-70-х годов демонстрируют не только тонкую наблюдательность художника, но и удивительное знание детской психологии. Для нескольких поколений детей книжки, иллюстрированные Пахомовым, стали первым проводником в жизнь. Легко запоминающиеся герои детских книг вовлекли их в мир поэзии и прозы советского времени.

Представленные на выставке произведения Пахомова, хранящиеся в Российской Национальной библиотеке, отражают основные вехи творчества художника. На экспозиции демонстрируются плакаты и литографии из собрания Отдела эстампов, рисунки из фондов Отдела рукописей, книги и журналы из коллекций Русского книжного и Русского журнального фондов.

Наталья Мельникова

Далее


1 | 2 | 3




Главная | Отдел эстампов | Выставки
© Российская национальная библиотека, 1999
webmaster@nlr.ru