Арамейский язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков, имеет многовековую историю своего развития. Являясь, изначально языком кочевников арамеев III - II тыс. до н.э., он в дальнейшим стал языком межнационального общения Восточного Средиземноморья. Ассирийский язык (потомок арамейского) является живым и разговорным и в наши дни. Первоначально (первая половина II тыс. до н.э.) арамейские племена кочевали к северу от Аравийского полуострова в Месопотамии и Сирии, где они в дальнейшем закрепились. Единого арамейского языка в тот период не существовало. Племена говорили на разных, сходных между собой диалектах. Массовое вторжение южноарамейских племён (халдеев) и арамейских племён, живших к западу от Ефрата началось в конце II тыс. до н.э. Приблизительно с IX в. до н.э. арамейский язык стал всё более распространяться в Сирии и Месопотамии. Постепенно он вытеснял аккадский язык в Месопотамии, который начиная с периода нововавилонского государства (XII - VI вв. до н.э.) стал языком письменности. В эпоху Ахеменидов (VI - IV вв. до н.э.) арамейский язык распространился по всему Восточному Средиземноморью. Самые древние надписи на арамейском языке: надпись Бар-Рекаба (середина VIII в. до н.э.), надпись Панамму (конец IX - начало VIII вв. до н.э.). На арамейском языке также были написаны некоторые главы Библии (часть книги Эзры (V в. до н.э.), часть книги пророка Даниила (II в. до н.э.). Известны также пальмирские (II в.) и набатейские надписи (III до н.э. - I в.). Литературные памятники на западноарамейском наречии: переводы библейских книг (Таргум Онкелоса II в., Таргум Ионатана IV в.). На западноарамейском наречии написаны арамейские части Иерусалимского Талмуда и Мидрашей. У самаритян, говоривших на арамейском диалекте, имеется свой перевод Пятикнижия (IV в.) и другие тексты. Сирийский язык - литературный язык христиан-арамеев, на котором были написаны многочисленные литературные произведения. Сирийский язык стал литературным и церковным языком для говоривших по-арамейски христиан, которые и стали называть его сирийским. Слово "арамейский" стало означать у них "языческий". Во II в. на сирийский язык были переведены все книги Ветхого и Нового Завета. В III - VII вв. на сирийском языке были созданы многочисленные религиозные произведения оригинальные и переводные с греческого. На этот язык были также переведены произведения греческой философии (Аристотель и др.). Самым знаменитым автором того периода был Ефрем Сирин (III в.). Новоарамейский или новоассириский язык - современный разговорный живой язык части населения северного Ирака и соседних районов Ирана и Сирии. Народ, говорящий на этом языке называет себя ассирийцами. Ассирийцы проживают также на территории России. Ассирийский язык прошёл долгий путь развития, в ходе которого структура арамейского языка в нём сильно изменилась (например, новый тип глагольных времён, лексика, где много заимствований из других языков). На выставке представлены книги всех периодов развития арамейского языка. Выставка открыта в Отделе литературы стран Азии и Африки (Литейный пр., 49) с 20 марта по 10 апреля, контактный тел. 272-57-76.
|
© Российская национальная библиотека, 2011
|