|
|
|
|
|
|
|
14 февраля 2003 г. в музее города Кавасаки, недалеко от Токио, открылась выставка "Утопия плакатов: графика русского конструктивизма", организованная Российской национальной библиотекой.
Ю.Шуйский.. Из воли миллионов создадим единую волю. Плакат. 1925 .
На экспозиции представлены около двухсот экспонатов: плакаты, книги, журналы, произведения промышленной графики. С японской стороны выставку продюсирует фирма "Art Impression Inc", имеющая опыт работы с музеями Франции и сотрудничающая также с Государственным Эрмитажем.
Японскому зрителю будут показаны лучшие образцы печатной графики конструктивизма, одного из интереснейших течений русского авангарда 1920-х - 1930-х гг., интерес к которому чрезвычайно велик во всем мире. Оригинально утвердив себя в живописи, графике, архитектуре, кино, дизайне, конструктивизм ярко отразил в то же время особенности уникального исторического эксперимента, каким явилась революция 1917 г. и построение первого в мире социалистического государства. Своеобразие русского конструктивизма, в основе которого лежали не только формальные, но и социальные поиски, продолжает привлекать всеобщее внимание и в XXI веке. Мастера конструктивизма, отличавшиеся романтическим пафосом и неподдельным энтузиазмом, оставили в наследство множество оригинальных, плодотворных и жизнеспособных идей.
Я.М.Гуминер. "".Арифметика встречного промышленно-финансового плана плюс энтузиазм рабочих. Плакат. 1931.
Выставка РНБ открывается экспонатами, рассказывающими об истоках конструктивизма, которые следует искать в теории и практике русского дореволюционного искусства. Это лубки К.Малевича и В.Маяковского периода Первой мировой войны, футуристические сборники А.Крученых и В.Хлебникова, книги с иллюстрациями Н.Гончаровой, О.Розановой и П.Филонова.
Широко представлены на экспозиции журналы "ЛЕФ", "Кино-фот", "Вещь", "Новый ЛЕФ", "СССР на стройке", в оформлении которых широко использовалась стилистика конструктивизма, а также ставшие классикой книги - "Про это" (В.Маяковский, иллюстрации А.Родченко), "Для голоса" (В.Маяковский, иллюстрации Эль Лисицкого) и многие другие.
А.М.Родченко. Обложка книги В.В.Маяковского ."". 1923. М.В.Доброковский, А.М.Родченко. Обложка журнала "". 1929.
Основное внимание при создании экспозиции уделено плакатам (авторы - В.Степанова, А.Родченко, Г.Клуцис и др.), уникальное по полноте собрание которых хранится в РНБ. Выставка знакомит с политическими, торгово-коммерческими, книгоиздательскими плакатами, отличающимися жанровым разнообразием, новаторским художественным языком, одной из главных особенностей которого стал фотомонтаж. Значителен и массив знаменитого своими формальными поисками кинорекламного плаката (авторы - В. и Г.Стенберги, Н.Прусаков, А.Бельский и др.), экспозиция которого будет сопровождаться показом фрагментов легендарных в истории мирового кино советских фильмов - "Броненосец "Потемкин", "Турксиб" и др.
С.А.Семенов (Семенов-Менес). "". Плакат. 1929.
Посетители музея Кавасаки увидят также редкую коллекцию образцов массовой графики - календари, детские игры, обертки для мыла и даже конфетные фантики далеких 1920-х - 1930-х гг.
Военная игра "". 1929.
Все это позволяет продемонстрировать японскому зрителю целостную картину развития конструктивизма в русской графике. Именно эту цель и преследовали организаторы выставки, которая после Кавасаки будет демонстрироваться в Музее искусств города Ямагата, муниципальном музее искусств Хамамацу и Музее искусств Ниигата. Такой широкий показ сокровищ Российской национальной библиотеки, несомненно, будет значительно способствовать развитию российско-японских культурных связей.
|